Напоминание

"Моделирование как средство формирования временных представлений у детей дошкольного возраста"


Авторы: Курчина Надежда Витальевна, Лукина Роза Харлампьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Моделирование как средство формирования временных представлений у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕН-

НЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Н. В. Курчина, Р. Х. Лукина

МБДОУ «Детский сад № 125 «Дубок»,

г. Чебоксары

Для детей понимание смысла слов, обозначающих временные отно-

шения в силу их относительного характера, достаточно сложно. Что означа-

ют, например, слова «теперь-сейчас» или «сегодня-вчера-завтра»? При тож-

дественности значений этих временных обозначений конкретный момент

реальности, на который он указывает, непрерывно передвигается.

Примерно с полутора лет начинается речевое отражение категорий

времени. Первоначально проявляются наречия, определяющие временную

последовательность: сейчас, сначала, теперь. Дети ещё плохо владеют грам-

матическими формами прошедшего и будущего времени, поэтому они сме-

шивают такие временные наречия, как теперь, сейчас, потом.

Для детей дошкольного возраста время уже не исчерпывается настоя-

щим. Короткое время более длинное и общее, и к пониманию его длитель-

ности ребёнок приходит уже не ощущением, а размышлением о чём-то та-

ком, что существует вместе с событиями, но и как бы отдельно от них.

У дошкольников образуется ясное для конкретных событий представ-

ление о прошедшем, настоящем и будущем. Многие педагоги отмечают

этот чисто конкретный характер временных представлений дошкольников.

О днях, месяцах, часах дети говорят как о предметах и даже олицетворяют

время: «Куда ушло вчера?»

По мере накопления опыта, ориентировки во времени дети устанавли-

вают более существенные признаки, как показатели времени начинают ис-

пользоваться некоторые объективные явления: «Сейчас уже утро, светло,

солнышко встаёт, а ночь – это когда темно и все спят».

Младшие дошкольники уже более чётко локализуют во времени со-

бытия, обладающие отличительными качественными признаками, эмоцио-

нальной привлекательностью, хорошо им знакомые: «Елка – когда зима,

поедем на дачу, когда лето» и др.

Наиболее доступным первоначальным речевым отражением времени

являются нерасчленённые временные отношения. Они обозначаются слова-

ми «сначала», «потом», «раньше», «позже», затем ребёнок начинает пользо-

ваться словами «давно» и «поздно».

Дети 6-7 лет уже активно пользуются временными наречиями. Но не

все категории сознаются ими и правильно отражаются в речи: лучше усваи-

ваются наречия, обозначающие скорость и локализацию событий во време-

ни, хуже - наречия, выражающие длительность и последовательность. Одна-

ко несколько обучающих занятий, раскрывающих значение наиболее груд-

ных для детей временных наречий, уточняют их понимание.

1

Опыт обучения показывает, что в процессе организации педагогиче-

ского воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые

из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во

времени. Уровень этих знаний невысок. Разные по значению временные по-

нятия часто совмещаемы. Например, дети не чувствуют разницы в словах

«рассвет» и «сумерки», обозначающих переходные периоды от ночной

тьмы к дневному свету. Значения слов «полночь» и «полдень» не восприни-

мают как обозначения моментов равного деления дня и ночи. В представле-

нии детей сутки кончаются ночью, а утром начинаются. Таким образом, у

некоторых детей имеются неправильные представления об особенностях

каждых суток и их прерывности.

Часто дошкольники не знают названий дней недели, не могут опреде-

лить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается не-

равномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоцио-

нальную окраску для ребенка.

Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах изме-

рения времени (с помощью календаря, часов). Названия интервалов времени

(минута, час) остаются для детей часто словесными, абстрактными, гак как

еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков

времени.

Важное место в процессе формирования представлений о времени у

дошкольников принадлежит моделированию.

Моделирование – это воспроизведение характеристик некоторого

объекта на другой объект, специально созданный для этого. В его основе ле-

жит определенное соответствие, но не тождество между изучаемым объек-

том-оригиналом и его моделью.

Для ребенка дошкольного возраста оптимальными являются веще-

ственное моделирование (конструирование) и графическое моделирование

(рисунки, схемы). При этом чем младше ребенок, тем значимее первый вид

моделирования. Эта моделирования конструктивная деятельность позволяет

построить наглядный, сенсорно воспринимаемую модель изучаемого поня-

тия или отношения, что чрезвычайно важно как с точки зрения процесса

усвоения понятий.

Известно, что физиологическая основа чувственного восприятия вре-

мени - условные рефлексы. Формирующийся, например, уже в первые меся-

цы жизни ребёнка рефлекс на кормление, свидетельствует о появлении чув-

ства времени на длительность интервалов, установленных между кормлени-

ями. Это и есть начальный этап ориентировки во времени первосигнальный

характер, который, согласно исследованиям Л. М. Фонарёва, можно вырабо-

тать в период внутриутробного развития плода. Тогда к рождению Ребёнок

будет иметь уже первоначальную чувственную ориентировку на кормление.

Однако восприятие времени и ориентировка во времени у человека,

складывается не только на биологической (как у животных) основе, в про-

цессе жизнедеятельности и в практике широких общественных связей и от-

2

ношений.

Опыт многих педагогов убеждает: чем чаще, чем более грамотно вос-

питатель фиксирует внимание на времени и временных отношениях, тем

раньше, а главное, тем более осознанно и прочно усваивают дети эти зна-

ния. Фиксирует внимание, но как? Ведь время не имеет наглядных форм.

Однако, чтобы сформировать знания, совершенно необходимо опираться на

какую-либо наглядность, например, на сюжетные картинки, иллюстрации,

фотографии, которые своим содержанием и некоторыми объективными по-

казателями помогут ребёнку определить и назвать время.

В средней группе воспитатель имеет возможность с этой целью (фор-

мирования временных представлений) использовать различные модели. В

моделях — квадрата, кружках — он символизирует один из значимых при-

знаков временного отрезка (части суток, время года, дни недели, месяцы).

Обобщённые знаки — модели - это уже наглядный материал как для опо-

средованного распознания отдельных эталонов, так и для установления по-

следовательности между ними.

Детям четырёх лет на занятиях показывают только плоскостные моде-

ли и только одну форму движения - линейную. Для этого кружки или квад-

раты, разные по цвету, выкладывают слева направо друг за другом. Ребёнок,

выкладывая отдельные элементы модели, решает важную задачу: он запо-

минает названия эталонов времени, чередование, последовательность (утро,

день, вечер, ночь) Однако, как показывает в своих исследованиях Т. Д. Рих-

терман, плоскостной наглядный материал в линейном расположении (голу-

бой, жёлтый, серый и чёрный квадраты или кружки) не всегда формируют у

детей правильные представления об основных свойствах времени, так как

многие из них имеют одну постоянную точку отсчёта - утро.

Детей пятого года жизни можно познакомить с иной формой движе-

ния - по кругу (по Р. Чудновой). Она подводит их к пониманию непрерыв-

ности, текучести времени. Подводит, но не решает проблемы, так как ис-

пользуя эту модель дети не видят новизны, изменения. Цикличность явле-

ний в природе они воспринимают как простое повторение.

По кругу также может быть представлена модель дней недели ка-

лендаря, модель последовательности времени года. Дни недели могут быть

представлены также и в линейной форме.

Календарь «Неделя» можно вывесить рядом с календарём погоды, и

дети ежедневно стрелкой будут отмечать текущий день недели.

Работа, начатая в старшей группе, продолжается в подготовительной.

Такая модель помогает детям называть дни недели не только в прямом, но и

в обратном порядке. Определяет, сколько дней в неделе до названного и по-

сле него, какой день между двумя названными, Определять пропущенный

день среди названных.

Несколько иная модель календаря предложена Т.Д. Рихтерман.

Листки календаря размером 9*6,5 см закреплены так, чтобы их легко было

снимать со стержней. На лицевой стороне каждый листок содержит цифру

3

(число), название дня недели и месяца. Но так как ещё не все дети старшей

группы умеют читать, каждый листок календаря отмечен полоской соответ-

ствующего цвета, чтобы каждый день недели имел свой цвет.

Запоминая соответствие цветных полосок семи дням недели, по цвету

полоски на листе календаря дети могут определить («прочитать») каждый

день недели. Обратная сторона листка остаётся чистой. Календарь на про-

зрачной маленькой планке рекомендуется повесить на стене.

Для съёмных листков календаря изготавливается коробка с 18 отделе-

ниями по размеру листков (3 ряда по 6 ячеек).

В ячейки нижнего ряда дети складывают последовательно листки -

дни недели, по 7 листков в каждое отделение, 7 листков - 7 дней недели в

каждом отделении создают у детей образ прошедшей недели. По окончании

месяца подсчитывается количество недель и дней пошедшего месяца.

Листки, собранные за месяц, скрепляются стопкой. На ней записываются

названия прошедшего месяца и стопка укладывается в первое (слева) отде-

ление верхнего ряда. Таким образом, стопки в двух верхних рядах коробки

показывают порядок следования месяцев, а в нижнем ряду - дней недели и

недель. По окончании подсчитывается количество месяцев в году, определя-

ется порядок их следования.

Предложенное пособие служит моделью календарного года, посколь-

ку с его помощью наглядно отражается взаимосвязь всех мер календарного

времени.

Дети сами могут снимать листки календаря и складывать из суток не-

делю, из недель - месяц, затем определить место данного месяца среди дру-

гих. Дети в любой момент могут подойти к коробке и по разложенным в ней

листкам календаря определить, сколько дней прошло с начала недели,

сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала

года, а по пустым ячейкам — сколько ещё осталось до его окончания.

Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают

сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.

Применяется пирамида «Времена года». Она помогает закрепить зна-

ния о временах года, сезонных явлениях. На каждый из граней изображено

определенное время года: весна, осень, зима, лето. Задача детей распреде-

лить по сезонам бумажные изображения объектов живой природы. Анало-

гичным образом может применяться пирамида частей суток.

Более

полное

представление

об

одномерности,

периодичности,

необратимости и текучести времени дают объемные модели в виде спирали

в виде спирали. Основа объёмной модели времени – спираль, каждый виток

которой в зависимости от решения конкретной дидактической задачи на-

глядно показывает движение, изменение — процессов, явлений во времени.

Для успешного решения различных дидактических задач по ознакомлению

детей с разными отрезками времени (сутки, неделя, год) с его главными

свойствами такая объемная модель представлена в виде нескольких спира-

лей, отличающихся друг от друга размерами и цветовым решением.

4

Модель «дни недели» аналогична первой, но несколько большего раз-

мера и цикл включает семь отрезков спирали. Модель «времена года» вы-

полнена точно так же (меняются цвета и количество витков). Такая модель

создает наглядный образ перехода ночи вчерашних суток в утро сегодняш-

них суток, а ночи текущих суток в утро завтрашних.

Аналогичным образом можно предложить изготовить объемные моде-

ли недели, года, взяв за основу плоские круговые модели недели и года.

Таким образом, планомерная работа по формированию представлений

о времени у детей значительно повышает уровень осознания ими времен-

ных понятий. Дети лучше ориентируются в частях суток, адекватнее начали

употреблять понятия «Вчера, сегодня, завтра».

С помощью осознания

детьми понятий «Вчера, сегодня, завтра» происходит лучшее установление

ими причинно-следственных связей явлений. Владея ими, дети лучше начи-

нают устанавливать последовательность событий. Использование моделей

способствует развитию абстрактно-логического мышления детей. Обогаще-

ние предметной среды детей наглядными моделями времени (модель «Ча-

сти суток», «Вчера-сегодня-завтра») положительно влияет на осознанное

понимание (а не заучивание) детьми временных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Кочурова, С. О времени вовремя / С. Кочурова // Семья и школа. – 2002. -

№ 1-2.

2.

Крылова, С. Формирование временных представлений у дошкольников /

С. Крылова // Народная школа. – 2004. - № 2.

3.

Луцковская, С. Д. Представления о времени в опыте дошкольников / С.

Д. Луцковская // Вопросы психологии. – 2000. - № 4.

4.

Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошколь-

ного возраста / Р. Л. Непомнящая. – Спб.: Детство-Пресс - 2005.

5.

Рихтерман Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей до-

школьного возраста. - М: Просвещение, 1991.

6.

Щербакова, Е. Формирование представлений и понятий о времени с по-

мощью объемной модели / Е. Щербакова, О. Фунтикова // Дошкольное

воспитание. – 1986. - № 7.

5



В раздел образования