Напоминание

"Игровые упражнения на основе фонетической ритмики"


Автор: Виноградова Лариса Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 22 "Планета детства"
Населённый пункт: город Ханты-Мансийск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игровые упражнения на основе фонетической ритмики"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Игровые упражнения на основе

фонетической ритмики»

Игровые упражнения на основе фонетической ритмики

Хочу поделиться одним из методов коррекционной работы, который

использую в работе со старшими дошкольниками 5 - 6 лет с общим

недоразвитием речи (ОНР). Этот метод был разработан специалистами

Загребского

реабилитационного

центра «Суваг» для

глухих

и

слабослышащих детей.

Фонетическая ритмика — система специальных упражнений, сочетающая

речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов,

слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).

Занятия фонетической

ритмикой помогут

сформировать фонетически

правильную речь.

Развитие фонематического

слуха (различение (анализ

и

синтез) звуков (фонем) частей речи) у детей необходимо для успешного

обучения

их

чтению

и

письму.

Дети

часто

путают

близкие

по

звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи.

В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного

обучения иностранным языкам.

Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений

рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую

роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование

речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте,

пока идет процесс формирования речевой моторики.

Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук

ребенка

достигают

достаточной

силы

и

точности.

Следовательно,

развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от

движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика,

сочетающая в себе три компонента — эмоциональный, двигательный,

речевой – и использующая механизм их функционального единства.

Занятия фонетической

ритмикой обязательно

включают

в

себя

и

сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса,

темпа

речи,

играми,

помогающими

обрести

раскованность

и

непринужденность.

Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные

виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением

звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких

текстов. Обязательное условие занятий — эмоционально-положительный

фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

В своей практике я использую набор «звуковых карточек», которые очень

нравятся детям и сопровождают всё наше занятие по фонетической ритмике.

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых

упражнений показывает что:

• У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика

и координация движений;

• Улучшается фонематический слух;

• Нормализуется речевое дыхание;

• Формируется умение изменять силу и высоту голоса;

• Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;

• Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию

некоторые

из

отсутствующих

звуков,

создается

база

для

успешной

постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации

звуков;

• Повышается речевая активность детей.

Гласные звуки.

Звук «А».

Дети

вытягивают

руки

вперед,

соединив

ладони.

Произносится

гласный «а-а-а.», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.

Интонация радости.

Звук «О».

Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев

касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают

руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.

Звук «У».

И. п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя.

Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки

вперед и вниз.

Звук «Э».

И. п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают

руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч.

Звук «И».

И. п.: руки согнуты в локтях, произнося «и-и-и» в улыбке, от уголков

губ «тянем улыбку» указательными пальцами, разводя руки.

Звук «Ы».

И. п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти

направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением

отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).

Звук «Ы». произносится сердито.



В раздел образования