Автор: Виноградова Лариса Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 22 "Планета детства"
Населённый пункт: город Ханты-Мансийск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игровые упражнения на основе фонетической ритмики"
Раздел: дошкольное образование
«Игровые упражнения на основе
фонетической ритмики»
Игровые упражнения на основе фонетической ритмики
Хочу поделиться одним из методов коррекционной работы, который
использую в работе со старшими дошкольниками 5 - 6 лет с общим
недоразвитием речи (ОНР). Этот метод был разработан специалистами
Загребского
реабилитационного
центра «Суваг» для
глухих
и
слабослышащих детей.
Фонетическая ритмика — система специальных упражнений, сочетающая
речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов,
слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).
Занятия фонетической
ритмикой помогут
сформировать фонетически
правильную речь.
Развитие фонематического
слуха (различение (анализ
и
синтез) звуков (фонем) частей речи) у детей необходимо для успешного
обучения
их
чтению
и
письму.
Дети
часто
путают
близкие
по
звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи.
В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного
обучения иностранным языкам.
Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений
рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую
роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование
речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте,
пока идет процесс формирования речевой моторики.
Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук
ребенка
достигают
достаточной
силы
и
точности.
Следовательно,
развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от
движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика,
сочетающая в себе три компонента — эмоциональный, двигательный,
речевой – и использующая механизм их функционального единства.
Занятия фонетической
ритмикой обязательно
включают
в
себя
и
сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса,
темпа
речи,
играми,
помогающими
обрести
раскованность
и
непринужденность.
Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные
виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением
звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких
текстов. Обязательное условие занятий — эмоционально-положительный
фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.
В своей практике я использую набор «звуковых карточек», которые очень
нравятся детям и сопровождают всё наше занятие по фонетической ритмике.
Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых
упражнений показывает что:
• У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика
и координация движений;
• Улучшается фонематический слух;
• Нормализуется речевое дыхание;
• Формируется умение изменять силу и высоту голоса;
• Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
• Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию
некоторые
из
отсутствующих
звуков,
создается
база
для
успешной
постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации
звуков;
• Повышается речевая активность детей.
Гласные звуки.
Звук «А».
Дети
вытягивают
руки
вперед,
соединив
ладони.
Произносится
гласный «а-а-а.», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.
Интонация радости.
Звук «О».
Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев
касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают
руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.
Звук «У».
И. п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя.
Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки
вперед и вниз.
Звук «Э».
И. п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают
руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч.
Звук «И».
И. п.: руки согнуты в локтях, произнося «и-и-и» в улыбке, от уголков
губ «тянем улыбку» указательными пальцами, разводя руки.
Звук «Ы».
И. п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти
направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением
отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).
Звук «Ы». произносится сердито.