Автор: Коротовских Наталья Сергеевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Умка"
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: проект "Зимняя сказка"
Тема: Речевое развитие по лексической теме "Зима"
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ
«ЗИМНЯЯ СКАЗКА»
ПРОЕКТ «Зимняя сказка»
Зима, зимушка, зима
Снежные избушки.
Нам веселье принесла,
Снежки, покатушки.
Актуальность:
Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли
хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность
работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся
знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и
успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит
каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий
уровень.
Проект способствует формированию целостного представления о зиме; общению ребенка с
миром природы в зимний период; развитию у детей любознательности, творческих
способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Вид проекта: информационно – познавательный, творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, учитель –
логопед, педагог – психолог.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Цель проекта:
вовлечение и объединение коллектива детей, родителей и педагогов в
совместную творческую деятельность.
Развитие всех компонентов речи у детей старшего
дошкольного возраста через ознакомление с живой и неживой природой расширить и
систематизировать знания детей о зиме.
Задачи:
- уточнять, обогащать и активизировать словарный запас по лексической теме «Зима»,
«Зимующие птицы», «Новый год»
- формировать навыки творческого рассказывания;
- формировать и развивать навыки словоизменения и словообразования.
- развивать связную речь, ее выразительность;
- развивать речевые и творческие способности детей.
- развивать у детей потребность в общении как первейшем условии успешной деятельности.
- развивать мышление, память, внимание;
- воспитывать любовь, бережное отношение, умение восхищаться красотой природы родного
края.
- развивать общую моторику и моторику кистей и пальцев рук, зрительно-моторную
координацию, координацию речи с движением.
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
- Объединить усилия учителя-логопеда и родителей в совместной деятельности по коррекции
речевых нарушений. Привлечь родителей к участию в оформлении на правах соавторства,
сотрудничества в форме коллективной творческой деятельности.
- Способствовать сплочению детского коллектива развитию дружеских взаимоотношений,
навыков общения и взаимодействия в детском коллективе;
- Развивать самооценку ребенка, и умение оценивать и ценить достижения сверстников.
Для родителей:
1. Способствовать активному вовлечению родителей воспитанников в деятельность ДОУ;
2. Повысить психолого-педагогическую компетенцию родителей
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
1. Расширение кругозора детей;
2. Сплочение детского коллектива;
3. Развитие индивидуальных творческих способностей дошкольников и интереса к коллективной
творческой деятельности;
4. Самореализация дошкольников.
Для родителей:
1. Оптимизация детско-родительских отношений;
2. Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ.
Этапы работы
Методическая работа
I Этап
(подготовитель
ный)
1. Подбор и анализ методической литературы и интернет- ресурсов по
теме проекта.
2. Составление плана работы над проектом.
3. Подбор дидактических пособий и игр.
4. Подбор аудио – и видеоматериала;
5. Подбор художественной литературы по теме;
6. Подбор загадок по теме;
7. Разработка мероприятий;
8. Оформление папок – передвижек для родителей;
9. Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением
проекта.
II. Этап
(основной)
Работа логопеда
С детьми
НОД: «Зимняя сказка» - закрепление звуков [с], [з].
Беседы:
«Время года – зима», «Как зимуют звери», «Как люди в Новый год
поздравляют друг друга»
Показ презентаций:
«Зимушка - зима».
Развитие лексико-грамматического строя речи:
Дидактические игры: «Украсим ёлочку» (упражнение в составлении
предложений с предлогом НА).
«Новогодние слова» (упражнение в согласовании прилагательного с
существительными ед. и мн. числа: ёлка – какая? – новогодняя; праздник –
какой? – новогодний; песня – какая? - …; настроение – какое? - …; подарки
– какие? - … ).
«Скажи, какой, какая, какие?» (упражнение в употреблении относительных
прилагательных: пластмассовая, стеклянная, бумажная, меховой, ватная).
«Поиграем – посчитаем» (согласование числительных от 1 до 5 с
существительными: снеговик, снежинка).
«Объясни словечко», «Подбери признак», «Подбери действие», «Подарки
Деда Мороза», «Игры с фонариком»,
«Найди звук».
Развитие связной речи:
«Придумывание продолжения к данному началу рассказа», «Спаси
Снегурочку», - придумывание сказки.
Рассматривание альбомов: «Зимняя сказка», «Зима»,
Рассматривание картин и составление рассказов по ним: «Звери в
зимнем лесу», «Дед Мороз зажег огни на высокой елке».
Чтение художественной литературы:
Б. Житков «На льдине», З. Александрова «Снежок», Ф. Одоевский «Мороз
Иванович», С. Маршак «Двенадцать месяцев», Б. Житков «Синичкин
календарь», Е. Чарушин «Воробей», Л. Н. Толстой «Котенок»сборник
стихов «Когда наступит Новый год», Москвина М. «Как Дед Мороз на свет
появился».
Загадывание загадок о зимних явлениях природы, о новогоднем
празднике
Разучивание стихов по мнемосхеме.
Дыхательная гимнастика:
Изготовление дыхательного тренажера «Снегопад»,
Комплекс дыхательных упражнений «Погреемся», «Воет буря»,
«Снежинки», «Снег идет».
Пальчиковая гимнастика:
«Снежок», «Елочка», «Новый год», «Снеговик», «Снег пушистый лег на
ветки», «Падал снег на порог».
Подвижные игры со словами:
«Снеговик», «Зимняя пляска», «Зимой»
Художественный труд:
«Мастерская Деда Мороза» изготовление снежинок
Работа с родителями:
Консультация «Речевые игры на Новогоднюю тематику»
Ширма «Новый год» (развитие ЛГК и связной речи)
Сочинение сказки «Новогодняя история»
3 этап –
Конкурс «Письмо Деду Морозу»
Заключительный
КВН «Старый, старый Новый год»