Автор: Сердитова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/С78 ГОРОДА ТЮМЕНИ
Населённый пункт: ГОРОД ТЮМЕНЬ
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: "Развитие познавательных способностей у детей 5-6 лет"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад№78 города Тюмени
Рабочая программа
«Развитие познавательных способностей
у детей 5-6 лет»
Составила:
Воспитатель:
Сердитова Наталья Александровна
Тюмень2020
Содержание
1.
Пояснительная записка
3
1.1.
Информационные материалы и литература
3
1.2.
Направленность программы ДО
3
1.3.
Актуальность программы
3
1.4.
Отличительные особенности программы
3
1.5.
Цель и задачи программы
4 1.6 Адресат программы
4
1.7
Срок освоения программы
4
1.8.
Режим занятий
4
1.9.
Формы обучения
4
1.10. Особенности организации образовательного процесса
5
2.
Комплекс основных характеристик дополнительной 5
образовательной программ
2.1.
Объем программы
5 2.2. Содержание программы
5
2.3.
Планируемые результаты
6
3 Комплекс организационно – педагогических условий
7
3.1.
Учебный план
7
3.2.
Календарный учебный график
10
3.3.
Условия реализации программы
11
3.4.
Формы аттестации
11 3.5. Методические материалы
12
3.7.
Список литературы
12
4 Иные компоненты 13
2
1.
Пояснительная записка
1.
1.Информационные материалы и литература:
Настоящая программа составлена в соответствии с нормативными документами,
регламентирующими образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим
программам
2.
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №
273-ФЗ;
3.
Порядком
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программа,
утвержденного
приказом
Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008;
4.
СанПиН 2.4.4.3172 – 14, утвержденного Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41;
1.2. Направленность программы: социально-педагогическая.
1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Необходимость логически мыслить у дошкольников является актуальной проблемой.
Ребёнок с хорошо развитым логическим мышлением легко вступает в общение с
окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться
со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и
накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании
специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. Содержание программы
позволяет создать условия для:
–
развития любознательности, познавательной активности, познавательных
способностей детей;
–
развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, в
том числе о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета Настоящая программа
востребована родителями (законными представителями) детей.
1.4
Отличительные особенности программы
Содержание,
методы
и
формы
организации
образовательной
деятельности
непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В процессе обучения
используются стихи, загадки, пословицы, игровые упражнения, наглядный и счетный
материал. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, узнать много
нового, научиться обобщать.
Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами – это помогает
расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать речь. В программу
включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления
учащихся. Развитие логических структур мышления дошкольника тесно связано с развитием
других познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения,
речи) и зрительно-моторной координации руки. В дошкольном возрасте познавательное
развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных
процессов, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем
мире, в себе самом и регулируют его деятельность. В этой связи программа направлена на
3
развитие различных видов и свойств познавательных процессов. А в содержании программы
интегрированы задания из различных областей знаний: развитие речи, математики,
окружающего мира. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра,
сказка, рисунок, объект, преподносимые на фоне познавательного материала. Известно, что,
играя, рисуя, действуя с предметами, дети всегда лучше понимают и запоминают материал.
Программа составлена в соответствии с принципами системности и постепенного
повышения уровня сложности представленного учебного материала.
1.5. Цель и задачи программы Цель:
формирование познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста на
основе развития логических структур мышления.
Задачи:
Обучающие:
•
Познакомить
- со способами запоминания информации;
- с алгоритмом изучения объекта с помощью вопросов; -
с
алгоритмом наблюдения за объектом.
Обучить способам зрительно-
пространственной ориентации.
Развивающие Развивать:
•
мыслительные операции: умения анализировать и сравнивать объекты
•
внимания, памяти, восприятия, речи;
•
познавательный интерес;
крупную и мелкую моторику рук.
Воспитательные
Способствовать воспитанию:
•
добросовестного отношения к учебе, дисциплину;
•
уважения к словотворчеству, к старшим и друг другу
•
умения слушать друг друга;
•
самостоятельности и аккуратности при выполнении заданий;
прививать навыки работы в
группе;
культуры поведения.
1.6.
Адресат программы: дети 5 лет
Состав групп: разновозрастной, постоянный
1.7.
Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения
1.8.
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 мин.
1.9.
Формы обучения
Форма обучения очная
4
1.10. Особенности организации образовательной деятельности:
В основе образовательной деятельности – игровая технология, индивидуальный подход к
каждому ребенку: учет его возрастных и индивидуальных особенностей, характера,
привычек, предпочтений.
В соответствии с принципом интеграции образовательных областей в дошкольном
образовании
программа
предполагает
взаимосвязь
с
окружающим
миром,
с
социальнокоммуникативным и речевым развитием. Развитие познавательных процессов
происходит и совершенствуется через речевую коммуникацию с другими детьми и
взрослыми, включенную в контекст взаимодействия в конкретных ситуациях.
2. Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной программы
2.1. Объем программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
составляет 36 часов.
2.2. Содержание программы
№
п/
п
СОДЕРЖАНИЕ
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1.
Раздел 1. Введение.
1
1
2
1.1
Тема 1.1. Техника безопасности. Выявление уровня
развития познавательных интересов.
1
1
1.2
Тема 1.2. Диагностика познавательных функций.
1
1
2.
Раздел 2. Развитие восприятия.
8
8
2.1
Тема 2.1.
Упражнения на развитие тактильной
чувствительности. Разрезные картинки.
1
1
2.2
Тема 2.2.
Моделирование предметов из плоскостных элементов.
Составление рисунка по образцу.
1
1
2.3
Тема 2.3.
Определение предмета по его элементу.
Дорисовывание объектов.
1
1
2.4
Тема 2.4. Выделение элементов объекта. Игры на
развитие слуховое восприятия. «Звуковое лото».
1
1
2.5
Тема 2.5. Определение объектов по схематичным
изображениям. Выделение признаков предметов.
1
1
2.6
Тема 2.6. Выделение объектов из наложенных друг на
друга.
1
1
2.7
Тема 2.7. Упражнения па развитие целостности
восприятия.
1
1
5
2.8
Тема 2.8.
Нахождение изображения по образцу.
Соотношение понятий и предметов.
1
1
3.
Раздел 3. Развитие внимания.
5
5
3.1
Тема 3.1. Сравнение рисунков с указанием сходства и
различий
1
1
3.2
Тема 3.2. Нахождение на рисунке несоответствий,
ошибок.
1
1
3.3
Тема 3.3. Игры на быстроту реакции (повторять за
1
1
взрослым движение).
3.4
Тема 3.4. Выполнение заданий по инструкции.
1
1
3.5
Тема 3.5. Тренировка концентрации внимания.
1
1
4.
Раздел 4. Развитие памяти
5
5
4.1
Тема 4.1. Запоминание и воспроизведение пар:
предмет – символ
1
1
4.2
Тема 4.2.
Запоминание расположения предметов,
изменения в картинках
1
1
4.3
Тема 4.3. Запоминание различных предметов до семи
штук
1
1
4.4
Тема 4.4. Запоминание цепочки из 5-7 слов. Слуховой
диктант
1
1
4.5
Тема
4.5.
Запоминание
последовательности
событий. Зрительный диктант.
1
1
5.
Тема 5. Развитие мышления
8
8
5.1
Тема 5.1. Выделение существенных признаков
объектов
1
1
5.2
Тема 5.2. Выявление закономерностей и их
использование для выполнения задания. Логические
цепочки.
1
1
5.3
Тема 5.3. Закономерности в таблицах. Упражнения
на обобщение и классификацию
1
1
5.4
Тема 5.4. Определение последовательности событий.
1
1
5.5
Тема 5.5. Определение причины событий.
1
1
5.6
Тема 5.6. Задачи на пространственное мышление.
1
1
5.7
Тема 5.7. Знакомство с алгоритмом действия
сравнения.
1
1
Тема 5.8. Упражнения на сравнение: нахождения
сходства и отличия.
1
1
6.
Раздел 6. Развитие воображения.
2
2
6.1
Тема 6.1. Придумывание рассказов, сказок с
предметами.
6.2
Тема 6.2. Составление предметов из частей,
преобразование одной фигуры, предмета в другой.
7.
Раздел 7. Развитие зрительно-моторной
координации
6
6
6
7.1
Тема 7.1. Копирование изображения по клеткам и
точкам.
1
1
7.2
Тема
7.2.
Штриховки.
Овладеваем
различными
приемами штриховки.
1
1
7.3
Тема 7.3. Раскрашивание.
1
1
7.4
Тема 7.4. Непрерывные линии, параллельные линии
1
1
7.5
Тема 7.5. Обведение без отрыва карандаша от
бумаги.
1
1
7.6
Тема
7.6.
Обводки.
Соединение
по
точкам.
Лабиринты. Силуэты
ОБЪЕМ программы:
1
35
36
2.3. Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
•
позитивное эмоционально-ценностное отношение к познавательной деятельности;
•
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности;
•
сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;
•
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
•
появление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление
дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.
Предметные результаты:
Умения:
•
анализировать и сравнивать объекты;
•
формулировать вопросы при изучении объектов;
•
освоены отдельные способы запоминания информации;
•
работать с алгоритмом наблюдения за объектом;
•
крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями
Метапредметные результаты:
•
развитие внимания, памяти, восприятия, речи;
•
проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам;;
•
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
•
готовность слушать собеседника и вести диалог;
Формирование умения планировать,
контролировать и оценивать учебные действия.
7
3. Комплекс организационно – педагогических условий
3.1. Учебный план
№
п/
п
СОДЕРЖАНИЕ
Количество часов
Форма
промежуточной
(итоговой)
аттестации
Теория
Практик
а
Все
го
8.
Раздел 1. Введение.
1
1
2
1.
1
Тема 1.1.
Техника безопасности. Выявление
уровня развития познавательных интересов.
1
1
1.
2
Тема 1.2. Диагностика познавательных
функций.
1
1
9.
Раздел 2. Развитие восприятия.
8
8
2.
1
Тема 2.1.
Упражнения на развитие тактильной
чувствительности. Разрезные картинки.
1
1
2.
2
Тема 2.2.
Моделирование предметов из плоскостных
элементов. Составление рисунка по образцу.
1
1
2.
3
Тема
2.3.
Определение
предмета
по
его
элементу. Дорисовывание объектов.
1
1
2.
4
Тема 2.4. Выделение элементов объекта. Игры
на развитие слуховое восприятия. «Звуковое
лото».
1
1
2.
5
Тема 2.5.
Определение объектов по
схематичным изображениям. Выделение
признаков предметов.
1
1
2.
6
Тема 2.6. Выделение объектов из наложенных
друг на друга.
1
1
2.
7
Тема 2.7. Упражнения па развитие целостности
восприятия.
1
1
2.
8
Тема 2.8. Нахождение изображения по образцу.
Соотношение понятий и предметов.
1
1
10.
Раздел 3. Развитие внимания.
5
5
3.
1
Тема 3.1. Сравнение рисунков с указанием
сходства и различий
1
1
3.
2
Тема
3.2.
Нахождение
на
рисунке
несоответствий, ошибок.
1
1
3.
3
Тема 3.3. Игры на быстроту реакции (повторять
за взрослым движение).
1
1
3.
4
Тема 3.4. Выполнение заданий по инструкции.
1
1
3.
5
Тема 3.5. Тренировка концентрации внимания.
1
1
11.
Раздел 4. Развитие памяти
5
5
4.
Тема 4.1. Запоминание и воспроизведение пар:
1
1
8
1
предмет – символ
4.
2
Тема 4.2. Запоминание расположения предметов,
изменения в картинках
1
1
4.
3
Тема 4.3. Запоминание различных предметов до
семи штук
1
1
4.
4
Тема 4.4.
Запоминание цепочки из 5-7 слов.
Слуховой диктант
1
1
4.
5
Тема 4.5. Запоминание последовательности
событий. Зрительный диктант.
1
1
12.
Тема 5. Развитие мышления
8
8
5.
1
Тема 5.1. Выделение существенных признаков
объектов
1
1
5.
2
Тема 5.2. Выявление закономерностей и их
использование для выполнения задания.
Логические цепочки.
1
1
5.
3
Тема 5.3. Закономерности в таблицах.
Упражнения на обобщение и классификацию
1
1
5.
4
Тема 5.4. Определение последовательности
событий.
1
1
5.
5
Тема 5.5. Определение причины событий.
1
1
5.
6
Тема 5.6. Задачи на пространственное
мышление.
1
1
5.
7
Тема 5.7. Знакомство с алгоритмом действия
сравнения.
1
1
Тема 5.8. Упражнения на сравнение: нахождения
сходства и отличия.
1
1
13.
Раздел 6. Развитие воображения.
2
2
6.
1
Тема 6.1. Придумывание рассказов, сказок с
предметами.
6.
2
Тема 6.2. Составление предметов из частей,
преобразование одной фигуры, предмета в
другой.
14.
Раздел 7. Развитие зрительно-моторной
координации
6
6
7.
1
Тема 7.1. Копирование изображения по клеткам
и точкам.
1
1
7.
2
Тема 7.2. Штриховки. Овладеваем различными
приемами штриховки.
1
1
7.
3
Тема 7.3. Раскрашивание.
1
1
7.
4
Тема 7.4. Непрерывные линии, параллельные
линии
1
1
7.
5
Тема 7.5. Обведение без отрыва карандаша от
бумаги.
1
1
9
7.
6
Тема 7.6.
Обводки. Соединение по точкам.
Лабиринты. Силуэты
ОБЪЕМ программы:
1
35
36
мониторинг
10
3.2. Календарный учебный график программы
«Развитие познавательных способностей»
Гр. №7 , 11, 1 год обучения
Месяц
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Недели
обучения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
т
1
п
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
инд
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Промежу
точная
аттестац
ия
Мониторинг
Всего
часов
3
4
5
5
3
4
4
4
4
Объем
36 часов, на 2 группы – 72 часа
10
Кол
-
во
часов
3.3. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение учебного процесса:
Для успешной реализации поставленных задач занятия проходят в кабинете,
отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям с хорошим освещением, сухим с
естественным доступом воздуха и хорошей вентиляцией; есть вся необходимая
материально-техническая
база;
в
наличии
учебно-методический
комплекс
и
нагляднодемонстрационный материал. Для проведения занятий необходимо следующее
оснащение и оборудование:
Информационное обеспечение:
К необходимым информационным ресурсам относятся: литература по изучаемым
предметам (смотреть список литературы) и мультимедийный материал
Кадровое обеспечение:
Данная программа реализуется педагогом воспитателем Сердитовой Натальей
Александровной.
Дополнительное образование
Ментальная Арифметика 2017год
Тюмень,
Ментальная
Арифметика
Астана
2018год.
обучение
чтению
2018год,
скорочтение 2019год Тюмень.
3.4. Формы аттестации
Входной контроль: в начале учебного года – наблюдение,
Текущий контроль: в течение учебного года по результатам изучения темы, раздела-
наблюдение, тест, практическая работа
Промежуточная (итоговая) аттестация: в конце учебного года - мониторинг
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития
детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе
наблюдения и включающая: – педагогические наблюдения, педагогическую
диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с
целью их дальнейшей оптимизации; – карта развития ребенка;
Данная система позволяет комплексно подойти к оценке знаний учащихся, так как
дает возможность оценить не только качество усвоенных знаний, но также умение
применять полученные знания, умения и навыки на практике. Оценочные материалы
(приложение 1)
3.5. Методические материалы
Формы организации учебного занятия:
исходя из возрастных особенностей детей, наиболее приемлемыми формами занятий
являются: дидактические игры, уроки-сказки, беседы, загадки, физкультминутки,
коллективная работа, тактильные упражнения, конструирование. Для проведения занятий
используются наглядные пособия и рабочие тетради, раздаточный и счетный материал,
геометрические и объемные фигуры, технические средства обучения.
12
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса: По
источнику познания:
•
словесный (объяснение, рассказ, сказка, загадки)
•
практический
(измерение
и
сравнение
объектов,
тактильные
упражнения,
конструирование, лепка, графические диктанты);
•
наглядный (рассматривание, наблюдение, показ образцов и моделей);
•
работа с литературой;
По типу познавательной деятельности:
•
объяснительно-иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации);
•
проблемный (проблемная ситуация); На основе структуры личности:
•
методы формирования сознания, понятий, взглядов, убеждений (рассказ, беседа, показ
иллюстраций, индивидуальная работа);
•
методы стимулирования и мотивации учебной деятельности и поведения (одобрение,
похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, использование общественного
мнения, примера).
Методические пособия:
1.
Дьяченко, О. М. Психологические особенности развития дошкольников / О. М.
Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. - М. : Эксмо, 2009. - 176 с
3.6. Список литературы
Основная:
1.
Ткаченко Т.А. Развиваем логику и речь (для детей 5-7 лет). – Екатеринбург: ООО
«Издательский дом «Литур», 2016. – 48 с.
2.
Вахрушева,Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста
/ Л. Н. Вахрушева. - М.: Форум, 2015. - 187 с.
3.
Холодова О.А. За три месяца до школы: Задания по развитию познавательных
способностей (5-6 лет). Рабочая тетрадь.
Дополнительная:
2.
Веракса, Н. Е. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет:
пособие для психологов и педагогов / Н. Е. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. -
128 с.
3.
Узорова О. В., Нефедова Е. А. «Игры с пальчиками» / О. В. Узорова, Е. А.
Нефедова. - М.: ООО «Издательство Астрель»: Издательство АСТ», 2004. – 124 с.
4.
Иные компоненты
Оценочные материалы (приложение 1)
Календарно – тематический план (приложение № 2)
13