Напоминание

"Развитие познавательных способностей у детей 5-6 лет"


Автор: Сердитова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/С78 ГОРОДА ТЮМЕНИ
Населённый пункт: ГОРОД ТЮМЕНЬ
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: "Развитие познавательных способностей у детей 5-6 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№78 города Тюмени

Рабочая программа

«Развитие познавательных способностей

у детей 5-6 лет»

Составила:

Воспитатель:

Сердитова Наталья Александровна

Тюмень2020

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Информационные материалы и литература

3

1.2.

Направленность программы ДО

3

1.3.

Актуальность программы

3

1.4.

Отличительные особенности программы

3

1.5.

Цель и задачи программы

4 1.6 Адресат программы

4

1.7

Срок освоения программы

4

1.8.

Режим занятий

4

1.9.

Формы обучения

4

1.10. Особенности организации образовательного процесса

5

2.

Комплекс основных характеристик дополнительной 5

образовательной программ

2.1.

Объем программы

5 2.2. Содержание программы

5

2.3.

Планируемые результаты

6

3 Комплекс организационно – педагогических условий

7

3.1.

Учебный план

7

3.2.

Календарный учебный график

10

3.3.

Условия реализации программы

11

3.4.

Формы аттестации

11 3.5. Методические материалы

12

3.7.

Список литературы

12

4 Иные компоненты 13

2

1.

Пояснительная записка

1.

1.Информационные материалы и литература:

Настоящая программа составлена в соответствии с нормативными документами,

регламентирующими образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим

программам

2.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №

273-ФЗ;

3.

Порядком

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программа,

утвержденного

приказом

Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008;

4.

СанПиН 2.4.4.3172 – 14, утвержденного Постановлением Главного государственного

санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41;

1.2. Направленность программы: социально-педагогическая.

1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Необходимость логически мыслить у дошкольников является актуальной проблемой.

Ребёнок с хорошо развитым логическим мышлением легко вступает в общение с

окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться

со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и

накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании

специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. Содержание программы

позволяет создать условия для:

развития любознательности, познавательной активности, познавательных

способностей детей;

развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, в

том числе о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета Настоящая программа

востребована родителями (законными представителями) детей.

1.4

Отличительные особенности программы

Содержание,

методы

и

формы

организации

образовательной

деятельности

непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В процессе обучения

используются стихи, загадки, пословицы, игровые упражнения, наглядный и счетный

материал. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, узнать много

нового, научиться обобщать.

Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами – это помогает

расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать речь. В программу

включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления

учащихся. Развитие логических структур мышления дошкольника тесно связано с развитием

других познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения,

речи) и зрительно-моторной координации руки. В дошкольном возрасте познавательное

развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных

процессов, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем

мире, в себе самом и регулируют его деятельность. В этой связи программа направлена на

3

развитие различных видов и свойств познавательных процессов. А в содержании программы

интегрированы задания из различных областей знаний: развитие речи, математики,

окружающего мира. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра,

сказка, рисунок, объект, преподносимые на фоне познавательного материала. Известно, что,

играя, рисуя, действуя с предметами, дети всегда лучше понимают и запоминают материал.

Программа составлена в соответствии с принципами системности и постепенного

повышения уровня сложности представленного учебного материала.

1.5. Цель и задачи программы Цель:

формирование познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста на

основе развития логических структур мышления.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить

- со способами запоминания информации;

- с алгоритмом изучения объекта с помощью вопросов; -

с

алгоритмом наблюдения за объектом.

Обучить способам зрительно-

пространственной ориентации.

Развивающие Развивать:

мыслительные операции: умения анализировать и сравнивать объекты

внимания, памяти, восприятия, речи;

познавательный интерес;

крупную и мелкую моторику рук.

Воспитательные

Способствовать воспитанию:

добросовестного отношения к учебе, дисциплину;

уважения к словотворчеству, к старшим и друг другу

умения слушать друг друга;

самостоятельности и аккуратности при выполнении заданий;

прививать навыки работы в

группе;

культуры поведения.

1.6.

Адресат программы: дети 5 лет

Состав групп: разновозрастной, постоянный

1.7.

Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения

1.8.

Режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 мин.

1.9.

Формы обучения

Форма обучения очная

4

1.10. Особенности организации образовательной деятельности:

В основе образовательной деятельности – игровая технология, индивидуальный подход к

каждому ребенку: учет его возрастных и индивидуальных особенностей, характера,

привычек, предпочтений.

В соответствии с принципом интеграции образовательных областей в дошкольном

образовании

программа

предполагает

взаимосвязь

с

окружающим

миром,

с

социальнокоммуникативным и речевым развитием. Развитие познавательных процессов

происходит и совершенствуется через речевую коммуникацию с другими детьми и

взрослыми, включенную в контекст взаимодействия в конкретных ситуациях.

2. Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной программы

2.1. Объем программы

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,

составляет 36 часов.

2.2. Содержание программы

п/

п

СОДЕРЖАНИЕ

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Раздел 1. Введение.

1

1

2

1.1

Тема 1.1. Техника безопасности. Выявление уровня

развития познавательных интересов.

1

1

1.2

Тема 1.2. Диагностика познавательных функций.

1

1

2.

Раздел 2. Развитие восприятия.

8

8

2.1

Тема 2.1.

Упражнения на развитие тактильной

чувствительности. Разрезные картинки.

1

1

2.2

Тема 2.2.

Моделирование предметов из плоскостных элементов.

Составление рисунка по образцу.

1

1

2.3

Тема 2.3.

Определение предмета по его элементу.

Дорисовывание объектов.

1

1

2.4

Тема 2.4. Выделение элементов объекта. Игры на

развитие слуховое восприятия. «Звуковое лото».

1

1

2.5

Тема 2.5. Определение объектов по схематичным

изображениям. Выделение признаков предметов.

1

1

2.6

Тема 2.6. Выделение объектов из наложенных друг на

друга.

1

1

2.7

Тема 2.7. Упражнения па развитие целостности

восприятия.

1

1

5

2.8

Тема 2.8.

Нахождение изображения по образцу.

Соотношение понятий и предметов.

1

1

3.

Раздел 3. Развитие внимания.

5

5

3.1

Тема 3.1. Сравнение рисунков с указанием сходства и

различий

1

1

3.2

Тема 3.2. Нахождение на рисунке несоответствий,

ошибок.

1

1

3.3

Тема 3.3. Игры на быстроту реакции (повторять за

1

1

взрослым движение).

3.4

Тема 3.4. Выполнение заданий по инструкции.

1

1

3.5

Тема 3.5. Тренировка концентрации внимания.

1

1

4.

Раздел 4. Развитие памяти

5

5

4.1

Тема 4.1. Запоминание и воспроизведение пар:

предмет – символ

1

1

4.2

Тема 4.2.

Запоминание расположения предметов,

изменения в картинках

1

1

4.3

Тема 4.3. Запоминание различных предметов до семи

штук

1

1

4.4

Тема 4.4. Запоминание цепочки из 5-7 слов. Слуховой

диктант

1

1

4.5

Тема

4.5.

Запоминание

последовательности

событий. Зрительный диктант.

1

1

5.

Тема 5. Развитие мышления

8

8

5.1

Тема 5.1. Выделение существенных признаков

объектов

1

1

5.2

Тема 5.2. Выявление закономерностей и их

использование для выполнения задания. Логические

цепочки.

1

1

5.3

Тема 5.3. Закономерности в таблицах. Упражнения

на обобщение и классификацию

1

1

5.4

Тема 5.4. Определение последовательности событий.

1

1

5.5

Тема 5.5. Определение причины событий.

1

1

5.6

Тема 5.6. Задачи на пространственное мышление.

1

1

5.7

Тема 5.7. Знакомство с алгоритмом действия

сравнения.

1

1

Тема 5.8. Упражнения на сравнение: нахождения

сходства и отличия.

1

1

6.

Раздел 6. Развитие воображения.

2

2

6.1

Тема 6.1. Придумывание рассказов, сказок с

предметами.

6.2

Тема 6.2. Составление предметов из частей,

преобразование одной фигуры, предмета в другой.

7.

Раздел 7. Развитие зрительно-моторной

координации

6

6

6

7.1

Тема 7.1. Копирование изображения по клеткам и

точкам.

1

1

7.2

Тема

7.2.

Штриховки.

Овладеваем

различными

приемами штриховки.

1

1

7.3

Тема 7.3. Раскрашивание.

1

1

7.4

Тема 7.4. Непрерывные линии, параллельные линии

1

1

7.5

Тема 7.5. Обведение без отрыва карандаша от

бумаги.

1

1

7.6

Тема

7.6.

Обводки.

Соединение

по

точкам.

Лабиринты. Силуэты

ОБЪЕМ программы:

1

35

36

2.3. Планируемые результаты освоения программы:

Личностные результаты:

позитивное эмоционально-ценностное отношение к познавательной деятельности;

инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,

познавательно-исследовательской деятельности;

сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;

активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и

доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

появление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление

дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.

Предметные результаты:

Умения:

анализировать и сравнивать объекты;

формулировать вопросы при изучении объектов;

освоены отдельные способы запоминания информации;

работать с алгоритмом наблюдения за объектом;

крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями

Метапредметные результаты:

развитие внимания, памяти, восприятия, речи;

проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам;;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

Формирование умения планировать,

контролировать и оценивать учебные действия.

7

3. Комплекс организационно – педагогических условий

3.1. Учебный план

п/

п

СОДЕРЖАНИЕ

Количество часов

Форма

промежуточной

(итоговой)

аттестации

Теория

Практик

а

Все

го

8.

Раздел 1. Введение.

1

1

2

1.

1

Тема 1.1.

Техника безопасности. Выявление

уровня развития познавательных интересов.

1

1

1.

2

Тема 1.2. Диагностика познавательных

функций.

1

1

9.

Раздел 2. Развитие восприятия.

8

8

2.

1

Тема 2.1.

Упражнения на развитие тактильной

чувствительности. Разрезные картинки.

1

1

2.

2

Тема 2.2.

Моделирование предметов из плоскостных

элементов. Составление рисунка по образцу.

1

1

2.

3

Тема

2.3.

Определение

предмета

по

его

элементу. Дорисовывание объектов.

1

1

2.

4

Тема 2.4. Выделение элементов объекта. Игры

на развитие слуховое восприятия. «Звуковое

лото».

1

1

2.

5

Тема 2.5.

Определение объектов по

схематичным изображениям. Выделение

признаков предметов.

1

1

2.

6

Тема 2.6. Выделение объектов из наложенных

друг на друга.

1

1

2.

7

Тема 2.7. Упражнения па развитие целостности

восприятия.

1

1

2.

8

Тема 2.8. Нахождение изображения по образцу.

Соотношение понятий и предметов.

1

1

10.

Раздел 3. Развитие внимания.

5

5

3.

1

Тема 3.1. Сравнение рисунков с указанием

сходства и различий

1

1

3.

2

Тема

3.2.

Нахождение

на

рисунке

несоответствий, ошибок.

1

1

3.

3

Тема 3.3. Игры на быстроту реакции (повторять

за взрослым движение).

1

1

3.

4

Тема 3.4. Выполнение заданий по инструкции.

1

1

3.

5

Тема 3.5. Тренировка концентрации внимания.

1

1

11.

Раздел 4. Развитие памяти

5

5

4.

Тема 4.1. Запоминание и воспроизведение пар:

1

1

8

1

предмет – символ

4.

2

Тема 4.2. Запоминание расположения предметов,

изменения в картинках

1

1

4.

3

Тема 4.3. Запоминание различных предметов до

семи штук

1

1

4.

4

Тема 4.4.

Запоминание цепочки из 5-7 слов.

Слуховой диктант

1

1

4.

5

Тема 4.5. Запоминание последовательности

событий. Зрительный диктант.

1

1

12.

Тема 5. Развитие мышления

8

8

5.

1

Тема 5.1. Выделение существенных признаков

объектов

1

1

5.

2

Тема 5.2. Выявление закономерностей и их

использование для выполнения задания.

Логические цепочки.

1

1

5.

3

Тема 5.3. Закономерности в таблицах.

Упражнения на обобщение и классификацию

1

1

5.

4

Тема 5.4. Определение последовательности

событий.

1

1

5.

5

Тема 5.5. Определение причины событий.

1

1

5.

6

Тема 5.6. Задачи на пространственное

мышление.

1

1

5.

7

Тема 5.7. Знакомство с алгоритмом действия

сравнения.

1

1

Тема 5.8. Упражнения на сравнение: нахождения

сходства и отличия.

1

1

13.

Раздел 6. Развитие воображения.

2

2

6.

1

Тема 6.1. Придумывание рассказов, сказок с

предметами.

6.

2

Тема 6.2. Составление предметов из частей,

преобразование одной фигуры, предмета в

другой.

14.

Раздел 7. Развитие зрительно-моторной

координации

6

6

7.

1

Тема 7.1. Копирование изображения по клеткам

и точкам.

1

1

7.

2

Тема 7.2. Штриховки. Овладеваем различными

приемами штриховки.

1

1

7.

3

Тема 7.3. Раскрашивание.

1

1

7.

4

Тема 7.4. Непрерывные линии, параллельные

линии

1

1

7.

5

Тема 7.5. Обведение без отрыва карандаша от

бумаги.

1

1

9

7.

6

Тема 7.6.

Обводки. Соединение по точкам.

Лабиринты. Силуэты

ОБЪЕМ программы:

1

35

36

мониторинг

10

3.2. Календарный учебный график программы

«Развитие познавательных способностей»

Гр. №7 , 11, 1 год обучения

Месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Недели

обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

т

1

п

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

инд

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Промежу

точная

аттестац

ия

Мониторинг

Всего

часов

3

4

5

5

3

4

4

4

4

Объем

36 часов, на 2 группы – 72 часа

10

Кол

-

во

часов

3.3. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение учебного процесса:

Для успешной реализации поставленных задач занятия проходят в кабинете,

отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям с хорошим освещением, сухим с

естественным доступом воздуха и хорошей вентиляцией; есть вся необходимая

материально-техническая

база;

в

наличии

учебно-методический

комплекс

и

нагляднодемонстрационный материал. Для проведения занятий необходимо следующее

оснащение и оборудование:

Информационное обеспечение:

К необходимым информационным ресурсам относятся: литература по изучаемым

предметам (смотреть список литературы) и мультимедийный материал

Кадровое обеспечение:

Данная программа реализуется педагогом воспитателем Сердитовой Натальей

Александровной.

Дополнительное образование

Ментальная Арифметика 2017год

Тюмень,

Ментальная

Арифметика

Астана

2018год.

обучение

чтению

2018год,

скорочтение 2019год Тюмень.

3.4. Формы аттестации

Входной контроль: в начале учебного года – наблюдение,

Текущий контроль: в течение учебного года по результатам изучения темы, раздела-

наблюдение, тест, практическая работа

Промежуточная (итоговая) аттестация: в конце учебного года - мониторинг

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития

детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе

наблюдения и включающая: – педагогические наблюдения, педагогическую

диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с

целью их дальнейшей оптимизации; – карта развития ребенка;

Данная система позволяет комплексно подойти к оценке знаний учащихся, так как

дает возможность оценить не только качество усвоенных знаний, но также умение

применять полученные знания, умения и навыки на практике. Оценочные материалы

(приложение 1)

3.5. Методические материалы

Формы организации учебного занятия:

исходя из возрастных особенностей детей, наиболее приемлемыми формами занятий

являются: дидактические игры, уроки-сказки, беседы, загадки, физкультминутки,

коллективная работа, тактильные упражнения, конструирование. Для проведения занятий

используются наглядные пособия и рабочие тетради, раздаточный и счетный материал,

геометрические и объемные фигуры, технические средства обучения.

12

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса: По

источнику познания:

словесный (объяснение, рассказ, сказка, загадки)

практический

(измерение

и

сравнение

объектов,

тактильные

упражнения,

конструирование, лепка, графические диктанты);

наглядный (рассматривание, наблюдение, показ образцов и моделей);

работа с литературой;

По типу познавательной деятельности:

объяснительно-иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации);

проблемный (проблемная ситуация); На основе структуры личности:

методы формирования сознания, понятий, взглядов, убеждений (рассказ, беседа, показ

иллюстраций, индивидуальная работа);

методы стимулирования и мотивации учебной деятельности и поведения (одобрение,

похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, использование общественного

мнения, примера).

Методические пособия:

1.

Дьяченко, О. М. Психологические особенности развития дошкольников / О. М.

Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. - М. : Эксмо, 2009. - 176 с

3.6. Список литературы

Основная:

1.

Ткаченко Т.А. Развиваем логику и речь (для детей 5-7 лет). – Екатеринбург: ООО

«Издательский дом «Литур», 2016. – 48 с.

2.

Вахрушева,Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста

/ Л. Н. Вахрушева. - М.: Форум, 2015. - 187 с.

3.

Холодова О.А. За три месяца до школы: Задания по развитию познавательных

способностей (5-6 лет). Рабочая тетрадь.

Дополнительная:

2.

Веракса, Н. Е. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет:

пособие для психологов и педагогов / Н. Е. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. -

128 с.

3.

Узорова О. В., Нефедова Е. А. «Игры с пальчиками» / О. В. Узорова, Е. А.

Нефедова. - М.: ООО «Издательство Астрель»: Издательство АСТ», 2004. – 124 с.

4.

Иные компоненты

Оценочные материалы (приложение 1)

Календарно – тематический план (приложение № 2)

13



В раздел образования