Напоминание

"Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников"


Автор: Плыкина Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 56 "Ромашка"
Населённый пункт: Московская область город Химки
Наименование материала: Консультация для воспитателей.
Тема: "Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №56 «РОМАШКА»

«Взаимодействие дошкольного образовательного

учреждения с семьями воспитанников»

Подготовила воспитатель:

Плыкина Е.В.

г.о. Химки

12.03.2020

Современные социальные исследования российских ученых, показали, что

социально-экономические преобразования в стране отражаются на процессе

воспитания детей в семье. Детские психологи и педагоги обращают внимание

на ухудшение состояния здоровья и снижение эмоционального благополучия

детей из-за социальной незащищенности семей. Взрослые чувствуют

социально-психологическую тревожность от испытываемых проблем,

одиночество (особенно в неполных семьях) и недостаток взаимопонимания, а

также сложности строительства семейной жизни на фоне кризисов. К

внутренним индивидуальным трудностям каждой семьи присоединяются

глобальные проблемы современного общества. Поэтому в сложившихся

социально-культурных и экономических условиях к взаимодействию с

семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности

детского сада.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается

актуальным, так как семья и дошкольное учреждение – это два важных

фактора социализации детей. И дошкольное учреждение, и семья имеют

фундаментальное значение в развитии и воспитании ребенка. В детском саду

он получает начальные знания об окружающем мире, приобретает умение

взаимодействовать с людьми, организовывать собственную деятельность.

Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками,

зависит от семейного окружения.

Главной особенностью семейного воспитания является особый

эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется

отношение к себе, что определяет его чувство самоценности.

Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные

ориентации, формирование установок на восприятие мира, окружающей

действительности. И именно пример родителей, их личные качества и модель

поведения во многом определяют результативность воспитательной функции

семьи. К сожалению, в современном обществе большинство детей

испытывают дефицит духовного общения с родителями, которые больше 4

заняты организацией быта и карьерой, а духовно-эмоциональное общение

находится на втором плане. Также некоторые родители недостаточно полно

представляют себе особенности эмоциональной жизни детей, недооценивают

значение детских переживаний для общего психического и

интеллектуального развития детей. Поэтому для полноценного развития

личности детей необходимо создать психологически комфортные условия

для эмоционального общения родителей, детей, а также педагогов.

Для этого необходимо организовать работу с семьей так, чтобы предоставить

детям и родителям возможность для дополнительного эмоционального

общения в стенах ДОУ, научить родителей специальным навыкам

доверительного, эмоционально-комфортного общения. Эффективность

взаимодействия субъектов образовательного процесса повыситься, если

члены семьи будут включены в деятельность ребенка в детском саду, а не

останутся лишь объектом педагогического влияния. Необходимо привлекать

родителей к сотрудничеству в вопросах развития детей, заинтересовать их

совместным проведением мероприятий, досугов, которые не только повысят

их психолого-педагогогическую грамотность, но и будут способствовать

укреплению детско-родительских отношений. В связи с этим возникает

вопрос о поиске эффективных форм взаимодействия дошкольного

учреждения с семьей. Необходимы новые, современные, нетрадиционные

формы для сближения детей, родителей, педагогов.

Существующая в детских садах практика показывает необходимость

совершенствования форм взаимодействия педагогов и родителей. Результаты

исследований Н.Ф. Виноградовой, В.Н. Гребенниковой, Т.Н. Дороновой, Г.Н

Зверевой, Т.А. Куликовой убеждают в том, что наиболее распространённой и

эффективной формой установления контакта с семьями воспитанников

является родительское собрание, на которых используются:

1.Информационно-аналитическое направление включало в себя изучение

семьи, выяснение образовательных потребностей родителей, установление

контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на

ребенка. Начали работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и

семьи». Проведен анализ особенностей структуры родственных связей

каждого ребенка, специфики семьи и семейного воспитания дошкольника.

Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой

семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Разработан критерий

«включенность» родителей в образовательный процесс. Сначала этот

критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на

групповых мероприятиях. Позднее выделены качественные показатели:

инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам

совместной деятельности детей и взрослых. Изменение восприятия

родителей как участников образовательного процесса привело к изменению

понимания типов семей: активные участники педагогического процесса,

заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но

желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные,

живущие по принципу «меня воспитывали так же».

2. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в

вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Зная, как важна атмосфера

дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое

родительское собрание «Презентация группы» проведено в нетрадиционной

форме. Начиналось оно с приветствия родителей. Игра «Давайте

познакомимся и, будем дружить», объединила взрослых (все встали в круг и

рассказывали немного о себе). К собраниям оформлена выставка детских

работ или фотостенд, где использовались фотографии из семейных альбомов,

жизни группы. На каждом собрании выражалась благодарность родителям,

которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной

работе.

3. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до

родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о

родительских обязанностях и ответственности. Форма работы через

родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была

действенной, помогала, активизировать родителей использовались, рубрики:

«Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети»,

«Носики – курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно»,

«Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». Живой интерес и даже

удивление родителей вызвала выставка – стенд «Семья глазами ребенка», где

дети делились своими мечтами. Это заставило родителей взглянуть на свои

отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше

внимания уделять детям.

4. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым

привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в

организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие

позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности

во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это

делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим

ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Проведен первый

семейный праздник «Посиделки в кругу семьи». Весь праздник был построен

на играх, родители – дети, потому что целью встречи было: развить

взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную

деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение.

Принимали участие семьи в конкурсах на лучший рисунок, салфетку,

поделку из природного материала, это не только обогащает семейный досуг,

но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей

к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивались интригующее,

яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки,

фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогло

лучше узнать воспитанников. Использование нетрадиционных форм работы

дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей»

стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана

атмосфера взаимоуважения. Результат совместного творчества детей и

родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости

за своих родителей. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная,

не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется

интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать

профессиональным помощником в семье. В результате проведенной работы,

использовании различных форм и методов общения с родителями,

повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась

культура межличностного взаимодействия детей в группе. В своей

педагогической деятельности необходимо искать новые пути сотрудничества

с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитать будущих созидателей жизни.

Какой человек, такой и мир, который создаёт вокруг себя.



В раздел образования