Автор: Плыкина Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 56 "Ромашка"
Населённый пункт: Московская область город Химки
Наименование материала: Консультация для воспитателей.
Тема: "Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №56 «РОМАШКА»
«Взаимодействие дошкольного образовательного
учреждения с семьями воспитанников»
Подготовила воспитатель:
Плыкина Е.В.
г.о. Химки
12.03.2020
Современные социальные исследования российских ученых, показали, что
социально-экономические преобразования в стране отражаются на процессе
воспитания детей в семье. Детские психологи и педагоги обращают внимание
на ухудшение состояния здоровья и снижение эмоционального благополучия
детей из-за социальной незащищенности семей. Взрослые чувствуют
социально-психологическую тревожность от испытываемых проблем,
одиночество (особенно в неполных семьях) и недостаток взаимопонимания, а
также сложности строительства семейной жизни на фоне кризисов. К
внутренним индивидуальным трудностям каждой семьи присоединяются
глобальные проблемы современного общества. Поэтому в сложившихся
социально-культурных и экономических условиях к взаимодействию с
семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности
детского сада.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается
актуальным, так как семья и дошкольное учреждение – это два важных
фактора социализации детей. И дошкольное учреждение, и семья имеют
фундаментальное значение в развитии и воспитании ребенка. В детском саду
он получает начальные знания об окружающем мире, приобретает умение
взаимодействовать с людьми, организовывать собственную деятельность.
Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками,
зависит от семейного окружения.
Главной особенностью семейного воспитания является особый
эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется
отношение к себе, что определяет его чувство самоценности.
Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные
ориентации, формирование установок на восприятие мира, окружающей
действительности. И именно пример родителей, их личные качества и модель
поведения во многом определяют результативность воспитательной функции
семьи. К сожалению, в современном обществе большинство детей
испытывают дефицит духовного общения с родителями, которые больше 4
заняты организацией быта и карьерой, а духовно-эмоциональное общение
находится на втором плане. Также некоторые родители недостаточно полно
представляют себе особенности эмоциональной жизни детей, недооценивают
значение детских переживаний для общего психического и
интеллектуального развития детей. Поэтому для полноценного развития
личности детей необходимо создать психологически комфортные условия
для эмоционального общения родителей, детей, а также педагогов.
Для этого необходимо организовать работу с семьей так, чтобы предоставить
детям и родителям возможность для дополнительного эмоционального
общения в стенах ДОУ, научить родителей специальным навыкам
доверительного, эмоционально-комфортного общения. Эффективность
взаимодействия субъектов образовательного процесса повыситься, если
члены семьи будут включены в деятельность ребенка в детском саду, а не
останутся лишь объектом педагогического влияния. Необходимо привлекать
родителей к сотрудничеству в вопросах развития детей, заинтересовать их
совместным проведением мероприятий, досугов, которые не только повысят
их психолого-педагогогическую грамотность, но и будут способствовать
укреплению детско-родительских отношений. В связи с этим возникает
вопрос о поиске эффективных форм взаимодействия дошкольного
учреждения с семьей. Необходимы новые, современные, нетрадиционные
формы для сближения детей, родителей, педагогов.
Существующая в детских садах практика показывает необходимость
совершенствования форм взаимодействия педагогов и родителей. Результаты
исследований Н.Ф. Виноградовой, В.Н. Гребенниковой, Т.Н. Дороновой, Г.Н
Зверевой, Т.А. Куликовой убеждают в том, что наиболее распространённой и
эффективной формой установления контакта с семьями воспитанников
является родительское собрание, на которых используются:
1.Информационно-аналитическое направление включало в себя изучение
семьи, выяснение образовательных потребностей родителей, установление
контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на
ребенка. Начали работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и
семьи». Проведен анализ особенностей структуры родственных связей
каждого ребенка, специфики семьи и семейного воспитания дошкольника.
Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой
семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Разработан критерий
«включенность» родителей в образовательный процесс. Сначала этот
критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на
групповых мероприятиях. Позднее выделены качественные показатели:
инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам
совместной деятельности детей и взрослых. Изменение восприятия
родителей как участников образовательного процесса привело к изменению
понимания типов семей: активные участники педагогического процесса,
заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но
желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные,
живущие по принципу «меня воспитывали так же».
2. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в
вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Зная, как важна атмосфера
дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое
родительское собрание «Презентация группы» проведено в нетрадиционной
форме. Начиналось оно с приветствия родителей. Игра «Давайте
познакомимся и, будем дружить», объединила взрослых (все встали в круг и
рассказывали немного о себе). К собраниям оформлена выставка детских
работ или фотостенд, где использовались фотографии из семейных альбомов,
жизни группы. На каждом собрании выражалась благодарность родителям,
которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной
работе.
3. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до
родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о
родительских обязанностях и ответственности. Форма работы через
родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была
действенной, помогала, активизировать родителей использовались, рубрики:
«Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети»,
«Носики – курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно»,
«Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». Живой интерес и даже
удивление родителей вызвала выставка – стенд «Семья глазами ребенка», где
дети делились своими мечтами. Это заставило родителей взглянуть на свои
отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше
внимания уделять детям.
4. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым
привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в
организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие
позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности
во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это
делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим
ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Проведен первый
семейный праздник «Посиделки в кругу семьи». Весь праздник был построен
на играх, родители – дети, потому что целью встречи было: развить
взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную
деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение.
Принимали участие семьи в конкурсах на лучший рисунок, салфетку,
поделку из природного материала, это не только обогащает семейный досуг,
но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей
к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивались интригующее,
яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки,
фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогло
лучше узнать воспитанников. Использование нетрадиционных форм работы
дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей»
стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана
атмосфера взаимоуважения. Результат совместного творчества детей и
родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости
за своих родителей. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная,
не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется
интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать
профессиональным помощником в семье. В результате проведенной работы,
использовании различных форм и методов общения с родителями,
повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась
культура межличностного взаимодействия детей в группе. В своей
педагогической деятельности необходимо искать новые пути сотрудничества
с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитать будущих созидателей жизни.
Какой человек, такой и мир, который создаёт вокруг себя.