Напоминание

"Развитие нравственных качеств у воспитанников социально –реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом"


Автор: Съедина Татьяна Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: поселок Ивня Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие нравственных качеств у воспитанников социально –реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Ивнянского района Белгородской области Развитие нравственных качеств у воспитанников социально – реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом. Подготовила Социальный педагог Съедина Татьяна Николаевна 2016г.
Вопросы нравственного воспитания и развития волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного развития и воспитания становится все более необходимой. Кто как не социальный педагог, имеющий возможность влияния на развитие и воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно в связи с этим социальный педагог реабилитационного центра, решая задачи воспитания, должен помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Исследуемая нами проблема нашла отражение в работах А.М.Архан- гельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А. Сухом- линского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного развития и воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственно- го воспитания. Нравственное развитие и воспитание личности ребенка – одна из самых важных задач социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Младший школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных эта- пов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. В системе нравственного развития и воспитания можно выделить сле- дующие направления:
- обучение общаться в коллективе, употреблять различные формы веж- ливости, умение вести разговор, обретение коммуникативных качеств лично- сти. - осмысление ребёнком себя как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости. - осмысление необходимости понимать других, сочувствовать человеку, сопереживать ему. Проявление любви к родителям, родственникам, забота о них. - осмысление себя как частицы общества, в котором мы живём. Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать социальный педагог. Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Следовательно, задача педагога, - сделать так, чтобы ребенком был сделан правильный выбор в пользу первого, что необходимо будет для его дальнейшей жизни и сделает наше общество лучше. Приобретение положительных качеств, сделает воспитанника нравственным, культурным, созидательным гражданином, владеющим общечеловеческими ценностями. Мы живем в век быстрого развития коммуникации и все большей мо- бильности. В окружающем мире мы видим огрубелость чувств, различные проявления эмоциональной ограниченности, агрессивность, замкнутость на собственных интересах. Дети с утра до вечера впитывают в себя сюжеты, переполненные насилием и жестокостью, которые поступают через средства массовой информации, компьютерные игры, произведения современной по- пулярной музыки. Поэтому с младшего школьного возраста необходимо про- водить регулярную работу по всестороннему развитию и воспитанию детей, объяснять нормы и правила поведения в обществе, воспитывать этическое со- знание и готовность совершенствовать позитивные поступки, формировать
ценностное отношение к здоровому образу жизни. Мы разработали програм- му по воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного воз- раста. Программу назвали «Я и моё окружение». Эффективному развитию и воспитанию нравственных качеств, по- ступков детей младшего школьного возраста будет способствовать система социально-педагогической работы, выстроенная с соблюдением следующих условий при реализации программы: 1. Выделение блоков и направлений социально-педагогической рабо- ты. 2. Тематический принцип организации коррекционно-развивающих мероприятий. 3. Взаимодействие специалистов реабилитационного центра, учи- телей школы и включение в процесс деятельности родителей. 4. Использование современных технологий по нравственному воспи- танию и развитию. Программа «Я и мое окружение» направлена на всестороннее развитие и воспитание нравственных качеств и поступков детей младшего школьного возраста. Сформировать у ребенка способность оцени- вать и сознательно выстраивать на основе традиционных мораль- ных норм и нравственных идеалов отношения к себе, к другим лю- дям, обществу, государству, миру в целом.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1. Формирование основ нравственного самосознания личности (совести).
2. Развитие способности у воспитанников младшего школьного возраста формулировать собственные нравственные обязатель- ства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам. 3. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств, способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию. Дети школьного возраста располагают значительными резервами развития. Выявление и использование этих резервов – одна из тех задач, которые мы ставим перед собой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА:
1. Безруких М.М. “Все цвета, кроме черного” Москва “Вентана – граф” 2002. . 2. Безруких, Макеева А.Г « Все цвета, кроме чёрного».. 2003 3. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». М.: «Школьная пресса», 2003 4. Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. М.: «Просвещение», 2003 5. Корчинова О.В. Детский этикет. Ростов на Дону «Феникс», 2003 6. Васильева - Гангнус Л. Азбука вежливости .-М.:«Педагогика», 1983. 7. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М.:, «Просвещение», 1982. 8. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей. М.: «Просвещение», 1986. 9. Волина В.В. Учимся играя. М.: «Просвещение», 1994. 10.Стрелкова Л.П. Уроки сказки. М.: «Педагогика», 1990. 11.Конвенцией о правах ребенка; 12. Конституцией Российской Федерации;


В раздел образования