"Развитие нравственных качеств у воспитанников социально –реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом"
Автор: Съедина Татьяна Николаевна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Населённый пункт: поселок Ивня Белгородской области Наименование материала: статья Тема: "Развитие нравственных качеств у воспитанников социально –реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Ивнянского района Белгородской области
Развитие нравственных качеств у воспитанников социально –
реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.
Подготовила
Социальный
педагог
Съедина Татьяна Николаевна
2016г.
Вопросы нравственного воспитания и развития волновали общество
всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить
жестокость
и
насилие,
проблема
нравственного
развития
и
воспитания
становится
все
более
необходимой.
Кто
как
не
социальный
педагог,
имеющий возможность влияния на развитие и воспитание ребенка, должен
уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно в
связи с этим социальный педагог реабилитационного центра, решая задачи
воспитания, должен помочь каждому воспитаннику определить ценностные
основы собственной жизнедеятельности.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в работах А.М.Архан-
гельского,
Н.М.Болдырева,
Н.К.Крупской,
А.С.Макаренко,
В.А.
Сухом-
линского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных
понятий теории нравственного развития и воспитания, указываются способы
дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственно-
го воспитания.
Нравственное развитие и воспитание личности ребенка – одна из
самых
важных
задач
социально-реабилитационного
центра
для
несовершеннолетних.
Нравственное
воспитание
является
процессом,
направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка и
предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу,
людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Младший школьный возраст — это начало осознанного восприятия
мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости,
смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных эта-
пов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной
жизни. В системе нравственного развития и воспитания можно выделить сле-
дующие направления:
- обучение общаться в коллективе, употреблять различные формы веж-
ливости, умение вести разговор, обретение коммуникативных качеств лично-
сти.
- осмысление ребёнком себя как частички окружающего мира и
обретение уверенности в своей значимости.
-
осмысление
необходимости
понимать
других,
сочувствовать
человеку, сопереживать ему. Проявление любви к родителям, родственникам,
забота о них.
- осмысление себя как частицы общества, в котором мы живём.
Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим
опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности,
свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать социальный педагог.
Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и
отрицательными примерами. Следовательно, задача педагога, - сделать так,
чтобы
ребенком
был
сделан
правильный
выбор
в
пользу
первого,
что
необходимо
будет
для
его
дальнейшей
жизни
и
сделает
наше
общество
лучше.
Приобретение
положительных
качеств,
сделает
воспитанника
нравственным,
культурным,
созидательным
гражданином,
владеющим
общечеловеческими ценностями.
Мы живем в век быстрого развития коммуникации и все большей мо-
бильности. В окружающем мире мы видим огрубелость чувств, различные
проявления эмоциональной ограниченности, агрессивность, замкнутость на
собственных интересах. Дети с утра до вечера впитывают в себя сюжеты,
переполненные насилием и жестокостью, которые поступают через средства
массовой информации, компьютерные игры, произведения современной по-
пулярной музыки. Поэтому с младшего школьного возраста необходимо про-
водить регулярную работу по всестороннему развитию и воспитанию детей,
объяснять нормы и правила поведения в обществе, воспитывать этическое со-
знание и готовность совершенствовать позитивные поступки, формировать
ценностное отношение к здоровому образу жизни. Мы разработали програм-
му по воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного воз-
раста. Программу назвали «Я и моё окружение».
Эффективному развитию и воспитанию нравственных качеств, по-
ступков детей младшего школьного возраста будет способствовать система
социально-педагогической работы, выстроенная с соблюдением следующих
условий при реализации программы:
1.
Выделение блоков и направлений социально-педагогической рабо-
ты.
2.
Тематический
принцип
организации
коррекционно-развивающих
мероприятий.
3.
Взаимодействие
специалистов
реабилитационного
центра,
учи-
телей школы и включение в процесс деятельности родителей.
4.
Использование современных технологий по нравственному воспи-
танию и развитию.
Программа «Я и мое окружение» направлена на всестороннее развитие
и воспитание нравственных качеств и поступков детей младшего
школьного возраста. Сформировать у ребенка способность оцени-
вать и сознательно выстраивать на основе традиционных мораль-
ных норм и нравственных идеалов отношения к себе, к другим лю-
дям, обществу, государству, миру в целом.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1.
Формирование основ нравственного самосознания личности
(совести).
2.
Развитие способности у воспитанников младшего школьного
возраста формулировать собственные нравственные обязатель-
ства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от
себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку
своим и чужим поступкам.
3.
Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств,
способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно
оправданную позицию.
Дети
школьного
возраста
располагают
значительными
резервами
развития. Выявление и использование этих резервов – одна из тех задач,
которые мы ставим перед собой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРА:
1.
Безруких М.М. “Все цвета, кроме черного” Москва “Вентана – граф”
2002.
.
2.
Безруких, Макеева А.Г « Все цвета, кроме чёрного».. 2003
3.
Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных
классов
«Этика
и
этикет
младших
школьников».
М.:
«Школьная
пресса», 2003
4.
Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. М.:
«Просвещение», 2003
5.
Корчинова О.В. Детский этикет. Ростов на Дону «Феникс», 2003
6.
Васильева - Гангнус Л. Азбука вежливости .-М.:«Педагогика», 1983.
7.
Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими
школьниками. М.:, «Просвещение», 1982.
8.
Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей. М.:
«Просвещение», 1986.
9.
Волина В.В. Учимся играя. М.: «Просвещение», 1994.
10.Стрелкова Л.П. Уроки сказки. М.: «Педагогика», 1990.
11.Конвенцией о правах ребенка;
12. Конституцией Российской Федерации;