Напоминание

Специфика работы воспитателя в группах для детей с общим недоразвитием речи


Автор: Вараксина Валентина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ"Детский сад № 107"
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Специфика работы воспитателя в группах для детей с общим недоразвитием речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Специфика работы воспитателя в группе с детьми с общим

недоразвитием речи.

Автор – воспитатель Вараксина Валентина Александровна

ГБДОУ «Детский сад № 107» г. Севастополь

Особенность работы воспитателя с детьми, у которых: сложное

речевое расстройство, неполно сформированы процессы, связанные с

речевой деятельностью – это память, внимание, мышление, мелкая и

артикуляционная моторика.

Это дети, имеющие свои характерологические особенности.

Работа с такими детьми предполагает решение задач адаптации и

социализации с использованием различных методов воспитания и

обучения.

В группе основное внимание уделяется коррекционным процессам. Но

так, как формирование личности ребенка не может состояться без

всестороннего развития, и дети выпускаются в общеобразовательную

школу, необходима реализация возрастной программы детского сада. А

вместе – это большая нагрузка для ребенка. Поэтому в детском саду

была создана специальная программа, где учитывается значимость

каждого вида занятий для коррекции дефекта. С учетом

психологических и возрастных возможностей детей этой категории.

Большой проблемой в реализации основных направлений

содержательной работы с детьми с общим недоразвитием речи является:

осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда,

обеспечение единства их требований при выполнении основных задач

программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться

необходимой коррекционной направленности образовательного и

воспитательного процесса, построения « индивидуального

образовательного маршрута», преодоление речевой недостаточности и

трудностей социальной адаптации детей.

основными задачами совместной коррекционной работы

логопеда и воспитателя являются:

- Практическое усвоение лексических и грамматических средств

языка.

- Формирование правильного произношения.

- Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

- развитие навыка связной речи.

Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть

достаточно четко определены и разграничены.

Коррекционные задачи воспитателя в работе с детьми:

1. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных

занятиях;

2. Проведение фронтальных занятий по развитию речи.

3. Пополнение и активизация словарного запаса детей в процессе

всех режимных моментов;

4. Систематический контроль поставленных звуков и

грамматической правильностью речи детей;

5. Развитие у детей внимания и памяти - процессов, тесно,

связанных с речью;

6. совершенствование словесно-логического мышления ребенка, как

одной из функций речи;

7. развитие у детей артикуляционной и мелкой моторики, также

связанных с речью.

1. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных

занятиях;

Индивидуальные занятия по заданию логопеда воспитатель

проводит во второй половине дня: после подъема детей и до полдника.

Воспитатель занимается с теми детьми, фамилии которых, указал

логопед в тетради вечерних занятий. Занимаясь с ребенком, воспитатель

проговаривает фонетический материал, обязательно выделяя голосом

закрепляемый звук. Весь речевой материал воспитатель проговаривает

медленно, громко, четко и того же добивается от ребенка. В это время

остальным детям воспитатель может предложить спокойные игры на

мелкую моторику: мозаику, шнуровку, нанизывание бус, кубики,

конструкторы, настольные, настольно-печатные игры, кубики и т.д.

2. Проведение фронтальных занятий по развитию речи.

Занятия по развитию речи с детьми с нарушением речи проводятся в рамках

одного месяца по четырем лексическим темам. В течение одной лексической

темы проводятся все виды работ, которые планируются с учетом

дидактического принципа: от простого к сложному. Например, работа по

лексической теме «Домашние животные» В начале месяца желательно

рассмотреть живой объект. Например, кошку. Затем рассмотреть несколько

картинок с изображением домашних животных. (лошадь с жеребенком,

корова с теленком, свинью с поросенком и т.п.) Затем можно сравнить по

картинкам, например, собаку и свинью, лошадь и корову. Далее разобрать и

пересказать короткие рассказы о нескольких домашних животных. А в конце

приступить к воспроизведению детьми коротких описательных рассказов с

использованием картин, картинок. Такая работа по определенной теме

позволяет формировать обобщающие понятия, прорабатывать детально

каждую лексическую тему, значительно пополнять словарный запас детей,

формировать у детей связную речь. На таких фронтальных занятиях, пока

достаточно не разовьется у детей связная речь. Используются только такие

виды работ, как: чтение, разбор рассказов и сказок, рассматривание объектов,

сюжетных картинок, пересказ коротких текстов и т.п. Здесь на занятиях по

развитию речи требуется уточнение большого количества понятий.

Например, при рассмотрении темы « Домашние животные» это будут не

только такие понятия как грива, копыта, но и такие как рога, шерсть, щетина

и т.п. Кроме того, необходимо будет заучивать названия детенышей

животных, профессий людей, ухаживающих за животными; такие понятия,

как коровник, свинарник, конюшня и т.п. На занятиях по развитию речи все

виды работ обязательно обеспечиваются наглядным материалом.

3.Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса

детей в процессе всех режимных моментов

Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в

раздевалке. Умывальной комнате. Спальне, уголке природы, игровом

уголке и других местах, где имеется наглядная база для формирования

словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. Работая с

детьми , воспитатель имеет возможность многократно активизировать и

закреплять новые слова. У детей с общим недоразвитием речи снижен

познавательный интерес, поэтому простое называние предметов, без

подготовки, называние предметов, их признаков и действий может

оказаться напрасным трудом. Поэтому необходимо побудить детей

слушать и слышать воспитателя. Вызвать интерес к словесным

упражнениям. Например, задавая вопросы: Кто больше придумает слов?

«Кто быстрее ответит на вопрос?» и т.п. Необходимо придать таким

словесным упражнениям дух соревнования. Не обязательно для таких

упражнений собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели

четырех, пяти детей. Главное, чтобы они занимались добровольно с

интересом и с положительными эмоциями.

4. Систематический контроль над поставленными звуками и

грамматической правильностью речи детей

Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и

исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех

режимных моментов. Причем очень важно ошибки детей исправлять

корректно. Не следует передразнивать ребенка, высмеивать его, так как

это может спровоцировать снижение речевой активности, вплоть до

молчания. Не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из

них во время игр, лучше это делать незаметно для остальных. Можно во

время перерывам в игре, подозвать ребенка к себе и предложить ему

послушать правильный и неправильный вариант слов. А затем спросить

« Как лучше сказать?» И только потом попросить повторить правильную

фразу. ошибки в произношении в ходе занятий должны фиксироваться

моментально. « Неправильно», «Неверно». К исправлению

грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам воспитатель

исправляет грамматическую ошибку ребенка только тогда, когда

большинство детей не смогли этого сделать. ошибки в произношении

также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа. «Повтори за

мной». Для того, чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с

наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен

своей четкой, достаточно громкой и неторопливой речью задавать тон.

Процесс нормализации речи возможен только при повышенном

внимании ребенка к речи окружающих и своей собственной. Такая

работа требует от воспитателя такта, терпения и постоянной

изобретательности.

5. Развитие у детей внимания и памяти

Внимание и память – процессы непосредственно связанные с речью.

Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может

происходить в полном объеме. Нарушение внимание – одна из причин

возникновения общего недоразвития речи. Развитие внимания и памяти

положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. И

заниматься этим воспитателю необходимо не только на занятиях, но и

во время режимных моментов.

6. Совершенствование словесно-логического мышления

ребенка

Словесно-логическое мышление – одно из трех видов мышления –

характеризуется использованием суждений и умозаключений. оно

невозможно без речи и в то же время является одной из ее функций.

Иными словами, речь и мышление тесно связаны между собой и,

постоянно взаимодействия, развивают друг друга. Воспитатель должен

помогать ребенку, осмысливать события и явления, искать их причины и

следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. «Почему?»

Вопросы воспитатель может задавать во время игры, прогулки,

умывания и т. п. Важно приучать детей задумываться над тем, что они

видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, кино, телепередач.

Воспитателю не следует все тут же объяснять детям. Сначала ребенку

нужно задать наводящий вопрос, дать толчок его мысли, затем спросить

других детей, выяснить всем вместе, кто же прав и только после этого

самому приступать к объяснениям. Важное для мышления является

сравнение «Чем различаются?» «Что общего?»

Пищей доля словесно-логических упражнений являются хорошо

знакомые и любимые детям сказки. С радостью и интересом они

отвечают на вопросы воспитателя по содержанию сказки.

Полезным упражнением для развития детского мышления является

отгадывание загадок. Но более сложной работой для детей с общим

недоразвитием речи является понимание пословиц и объяснение их

переносного смысла. Поэтому их следует использовать попозже, с

детьми 7-го года жизни. Чтобы дети научились понимать и объяснять

смысл пословиц, полезно их использовать при каждом удобном случае.

7.Развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики

Развитие артикуляционной моторики проводится вслед за

аналогичной работой логопеда ежедневно. Вполне достаточно 3-5

каждодневных упражнений со всей группой. Такая гимнастика улучшает

произношение детей. Ее можно проводить перед обедом, перед сном,

перед ужином. Вне занятий воспитатель может предлагать детям, у

которых заметны нарушения пальцевой моторики, собирать мозаику,

играть с конструктором. Играть на музыкальных инструментах, собирать

мелкие предметы.

Функции воспитателя четко определены при коррекционной

деятельности это:

1.

Создание обстановки эмоционального благополучия в группе.

2. обследование общего развития детей, состояния их знаний и

навыков по программе предшествующей возрастной группы.

3.Изучение результатов обследования детей с целью

перспективного планирования коррекционной работы.

4. Составление психолого-педагогической характеристики группы в

целом.

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу

по развитию слухового внимания.

6.Рассширение кругозора детей.

7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного

словарного запаса, его активизация по лексической тематике.

8.Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме,

величине и цвете предметов (сенсорное воспитание)

9. развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей.

1о. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию,

включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда.

11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на

логопедических занятиях.

12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала

разного вида.

13.Закрепления навыков словообразования в различных играх и

упражнениях.

При организации образовательной деятельности воспитатель

использует различные формы работы с детьми:

Фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с

применением дидактических игр и упражнений на развитие всех

компонентов речи; экскурсии, наблюдения, экспериментальная

деятельность, беседы, ознакомление с произведениями художественной

литературы.

Только в результате совместной коррекционной работы логопеда и

воспитателя можно достичь хороших результатов в коррекционных

процессах с детьми.



В раздел образования