Автор: Симанова Елена Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №8"
Населённый пункт: город Кашира, Московская область
Наименование материала: конспект урока по литературному чтению
Тема: Былины. Обобщающий урок
Раздел: начальное образование
Литературное чтение 3 класс
Тема: Былины. Обобщающий урок
Цель урока:
повторить и обобщить изученный материал;
рассмотреть роль основных частей былины, их особенности и уникальности
развивать личностные качества уважения к культуре, познавательную активность и интерес к
устному и письменному слову;
развивать умение аргументировать свою точку зрения и оценку событий при обсуждении;
развивать речевые и творческие навыки детей;
Задачи:
актуализировать понятия «былина», «русский богатырь», «защитник земли русской»
способствовать воспитанию национального самосознания, значимых черт характера русского
человека: доброты, мужества, защита Родины, трудолюбия.
рассмотреть роль русских богатырей в истории нашей Родины.
Универсальные учебные действия:
регулятивные: осознание учеником, значимости устного народного творчества для собственного
развития и духовного роста;
познавательные: формирование представлений о защитниках древней Руси и в современном мире;
расширение понятийного запаса; формирование мировоззрения;
коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации, способность включаться в продуктивный
диалог с учителем и одноклассниками.
Оборудование: компьютер, иллюстрации по теме, учебник «Литературное чтение», 3 класс, 1 часть;
репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри», карточки для групповой работы
Ход урока:
1.Мотивационный этап
- Улыбнитесь друг другу, и начинаем урок с хорошим настроением.
- Какой раздел мы с вами изучили? (устное народное творчество)
- Какие жанры относят к устному народному творчеству? (ответы детей)
- К какому жанру относится эта фраза?
«Тот герой, кто за Родину горой»
- Прочитайте и объясните смысл пословицы.
- Мы с вами сегодня завершаем путешествие в далёкое прошлое, знакомство с одним из жанров
устного народного творчества.
Тогда Русь была молода
И не так, как сегодня, сильна,
Вороги вокруг нее кружилися
И напасть на Родимую стремилися…
Ворог землю нашу содрагал,
Кто же ее защищал? (Богатыри)
-Главными героями какого литературного жанра являются богатыри? (былина)
-Что такое былина?
-Кто является автором былин?
Почему?
2.Актуализация знаний и осуществление первичного действия
2.1 чтение отрывков подготовленными детьми
Богатыри- это воины, которые совершали подвиги ради Родины и своего народа. И этот народ через
былины и сказания донёс рассказы о защитниках земли русской до наших времен .
Мы с вами прочитали несколько былин о том, как богатыри любили родную землю, стояли на страже ее
границ, в минуту опасности приходили на помощь своему народу, спасая его от рабства и гибели.
- Отгадайте имена былинных богатырей по отрывкам из былин.
1 отрывок. «Маковки на теремах покривились, крылечки от стен отвалились, стёкла в горницах
полопались, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали»
(Илья Муромец и Соловей –разбойник)
2 отрывок. «Не бей, не губи меня, Добрынюшка! Не буду больше на Русь летать, людей русских в плен
уносить! Помиримся! И ты моих детёнышей не трогай впредь!» (Добрыня и Змея)
3 отрывок. «Из славного Ростова красна города
Как два ясные сокола вылётывали_
Выезжали два могучих богатыря
Они ездят, богатыри, плечо о плечо,
Стремено в стремено богатырское»
(Алёша Попович и Тугарин Змеёвич)
2.2 Работа над репродукцией Васнецова «Три богатыря»
- Кого изобразил художник?
- Опишите каждого богатыря. (работа по рядам)
- Какими качествами характера обладают герои картины?
- Каких богатырей вы ещё знаете? (ответы детей)
- Всегда ли богатыри только защищали Родину?
- Чем они ещё могли заниматься? (трудиться , пахать землю)
- Кто из богатырей пахал землю?
- Как называется былина, где вы встречали этого богатыря? (Вольга и Микула)
- А вы знаете, что Илье Муромцу в Муроме поставлен памятник, он является святым Русской
Православной Церкви. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю. Этот день
также называют днём русских богатырей.
3. Динамическая пауза
Да – нет (да – хлопаем в ладоши, нет – топаем ногами)
Алеша Попович родом из города Ростова (да)
Богатыри только защищали землю русскую (нет)
Васнецов писал пейзажи? (Нет)
Вольга богатырь? (Да)
Богатыри умели пахать землю (Да)
4.Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения
- Богатыри на Руси всегда славились не только храбростью, но и умом. И еще часто от них требовалась
быстрота реакции, хорошая память, сообразительность.
4.1Игра блиц - турнир
- И сейчас мы проведём блиц - турнир
- Что значит блиц?
( Быстрый, молниеносный ответ).
1. Славный защитник Руси-матушки. Он освободил дорогу прямоезжую между Черниговом и Киевом.
(Илья Муромец.)
2. Почему его прозвали Муромцем? (Вырос под городом Муромом в селе Карачарове.)
4. Что обозначает имя Добрыня? (Добрый, доброта.)
5. Имя богатыря, освободившего Забаву Путятишну? (Добрыня.)
6. Он нередко брал верх над противником благодаря удали, отваге и хитрости? (Алеша Попович.)
8. Почему Алешу прозвали Поповичем? (Отец был священнослужителем, попом.)
9. Злодей, который свистел по-соловьиному, кричал по-звериному, шипел по-змеиному? (Соловей-
разбойник.)
10.
Чудовище, которое жило на горе Сорочинской? (Змей Горыныч.)
11. Богатырь, одолевший Тугарина Змеевича? (Алеша.)
12. Сколько лет Илья на печи "сиднем сидел"? (Тридцать три.)
13. Сколько лет Соловей-разбойник на прямой дороге из Чернигова не пропускал ни пешего,
ни конного. (Тридцать лет.)
14. Кто в сражениях был верным помощником богатырей? (конь)
5.Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы
5.1 Конкурс чтецов
- А сейчас мы проведём небольшой конкурс на лучшее прочтение отрывка из былин.
(На доске появляется отрывок из былины; после небольшой подготовки, с каждого ряда по
одному человеку читают его; класс выбирает лучшего)
6. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу
6.1 Работа в парах
- Заполните карточку так, чтобы у вас получилось описание богатыря.
Богатырь обладает невиданной _______________, умением владеть ___________,
_____________,
________________.
Богатырь
__________,
________________,
_________________,человек, преданный _______________, служащий___________!
7. Обобщение выявленных затруднений
– Итак, какие качества присущи русским богатырям?
- Мужчины, с русской душой, кто любил родную землю, стоял на страже ее границ,
в минуту опасности приходил па помощь своему народу, спасал от порабощения и унижения
– это и есть богатыри.
- А сейчас на Руси, в России есть богатыри?
- Встречали ли вы таких богатырей? Расскажите.
8. Рефлексия.
- Над какой темой сегодня работали?
- Для чего нужно изучать былины? (Это памятник древней русской культуры).
- Что больше всего понравилось?
- Что запомнилось?
- Оцените свою работу на уроке цветом. (зелёный, жёлтый, красный)
9. Домашнее задание. Учебник стр.71 вопрос 5
Самоанализ урока литературного чтения в 3 классе
в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Урок литературного чтения в 3 классе был проведён 28.09.2018 согласно календарно-
тематическому планированию, тема урока: Былины. Обобщающий урок, раздел «Устное народное
творчество».
Цель урока:
повторить и обобщить изученный материал;
рассмотреть роль основных частей былины, их особенности и уникальности
развивать личностные качества уважения к культуре, познавательную активность и интерес к
устному и письменному слову;
развивать умение аргументировать свою точку зрения и оценку событий при обсуждении;
развивать речевые и творческие навыки детей;
Задачи:
актуализировать понятия «былина», «русский богатырь», «защитник земли русской»
способствовать воспитанию национального самосознания, значимых черт характера русского
человека: доброты, мужества, защита Родины, трудолюбия.
рассмотреть роль русских богатырей в истории нашей Родины.
Универсальные учебные действия:
регулятивные: осознание учеником, значимости устного народного творчества для собственного
развития и духовного роста;
познавательные: формирование представлений о защитниках древней Руси и в современном мире;
расширение понятийного запаса; формирование мировоззрения;
коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации, способность включаться в продуктивный
диалог с учителем и одноклассниками.
Это урок систематизации и обобщение знаний, при использовании проблемно-диалогической
технологии. В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации
учебной работы: индивидуальная и групповая. А также использовано оборудование: компьютер,
иллюстрации по теме, карточки, учебник «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина
Структура урока соответствует требованиям ФГОС:
1.Ориентация на новые образовательные результаты.
2.Нацеленная деятельность на формирование УУД.
Планируемые результаты:
Предметные: понимание смысла основных понятий культуры: богатырь, Русь, защитник, былина
Метапредметные:
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения
классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям.
Личностные: Оценивать жизненные ситуации и поступки героев с точки зрения общечеловеческих норм.
3.Использование современных образовательных технологий – проблемно-диалогической технологии,
ИКТ, технология здоровьесбережения (физкультминутка, дозировка заданий, своевременная смена видов
деятельности учащихся).
Активность была на хорошем уровне. Структура урока, его содержание, методы и приемы обучения
соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят.
Сочетание и смена разных видов деятельности: фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах,
творческие задания способствовали работоспособности детей на протяжении всего урока. Старалась
создать на уроке приятную психологическую и эмоциональную атмосферу. Для эмоциональной разрядки и
снятия физического напряжения провела физминутку, игру – блиц. Старалась создать ситуацию успеха для
каждого ученика. Урок имел развивающую направленность, особенно хорошо удалось на уроке провести
конкурс чтецов для закрепления полученных знаний. Во время чтения, обучающиеся еще раз читали
былины в стихотворной и прозаической форме (нараспев).
Урок прошел успешно, интересно и
плодотворно. Все что планировалось, было усвоено детьми. Урок поставленной цели достиг.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен.
Учитель: Симанова Елена Борисовна