Напоминание

Н. НОСОВ "ЗАПЛАТКА"


Автор: Казачек Ирина Павловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №30 города Тюмени
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Н. НОСОВ "ЗАПЛАТКА"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока: Н. НОСОВ «ЗАПЛАТКА»

Тип урока: изучающее чтение

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Н. Носова; способствовать развитию творческих и

коммуникативных способностей, формированию основ читательских и речевых умений, нравственных понятий: труд - лень, зло

- добро; содействовать воспитанию чувства товарищества, осознанию ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки

Планируемые результаты

Предметные:

объясняют значения пословиц;

правильно называют произведение;

понимают главную мысль; работают с

диалогами

М е т а п р е д м е т н ы е :

познавательные: формулируют ответы на

вопросы; осознанно и произвольно строят

речевые высказывания в устной форме; строят

рассуждения; выделяют существенную

информацию из текста; готовят рассказ на

заданную тему;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную

задачу; адекватно воспринимают оценку;

планируют свое действие

Л и ч н о с т н ы е :

высказывают свое мнение,

подтверждая собственными

аргументами и авторитетным

мнением

Образовательные ресурсы: карточки с разноуровневыми заданиями; портрет и выставка книг Н. Носова; смайлики

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности

обучающихся (осуществляемые

действия)

Формируемые способы

деятельности

I. Проверка

домашнего

задания

- Назовите общую тему произведений, которые

мы читали.

- Какое произведение изучали на прошлом

уроке?

- Что такое рассказ?

- «Дети».

- Рассказ Е. И. Пермяка

«Смородинка».

- Рассказ - это произведение, в

котором автор правдоподобно

рассказывает о каком-либо

событии из жизни героя.

Ориентируются в

своей системе знаний.

Осуществляют

взаимный контроль и

оказывают в

сотрудничестве

необходимую

взаимопомощь

- Кто автор этого рассказа?

- Какая пословица подходит к этому

произведению?

Организует пересказ рассказа Е. Пермяка

«Смородинка».

- Выполним задания-тесты по прочитанному

произведению.

Вариант I

1.

Что посадила Таня рядками?

а) Листочки; б) черенки; в) ростки.

2.

Дополните предложение: «Таня разметила

вскопанную землю...»:

а) линейкой; б) шнурком и колышками; в)

лопатой.

В а р и а н т II

1.

Где Таня вырастила смородину?

а) В школе; б) в палисаднике; в) в огороде.

2.

Дополните предложение: «Вскоре из почек

ростки...»:

а) улыбнулись; б) проклюнулись; в) убежали

- Евгений Александрович

Пермяк.

Называют пословицу.

Пересказывают рассказ:

1-й ряд - 1-я часть.

2-й ряд - 2-я часть.

3-й ряд - 3-я часть.

Выполняют задания по вариантам

по прочитанному произведению.

Осуществляют взаимопроверку

партнеру

II. Актуализа-

ция знаний

- Прочитайте отрывки из произведений.

1.

Шляпа вылезла на середину комнаты и

остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от

страха. Тут шляпа повернулась и поползла к

дивану.

2.

Мама дала Котьке в руки два огурца, которые

не поместились в карманах, и вывела его за

дверь.

- Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты

мне не сын!

Читают отрывки вслух.

Умеют оформлять

свою мысль в устной

речи. Формулируют

ответы на вопросы.

Формируют и

аргументируют свое

мнение по об-

суждаемой проблеме

3.

Механик Винтик и его помощник Шпунтик

были очень хорошие мастера. Они были похожи

друг на друга. Из карманов вечно торчали

гаечные ключи, клещи, напильники и другие

железные инструменты.

- Кто автор этих строк?

- Попробуйте смоделировать обложку книги.

- Все книги Н. Носова рассказывают веселые и

забавные истории из жизни детей, без смеха

читать их невозможно. Носов писал:

«Насколько я себя помню, я всегда был

юмористом. По-моему, я так родился, то есть у

меня этот дар от природы».

- Отгадайте, что спряталось в этой записи?

(зал - л) + (платок - о) + а =

- Что такое заплатка!

- Заплатка - это кусок ткани. В основе этого слова

лежит древнерусское слово плат, что означает

«кусок ткани». От этого слова

образовались слова платок, платье, заплатка

- Николай Николаевич Носов.

Моделируют обложку.

Работают в парах.

Предугадывают название текста.

- Заплатка.

Высказывают свои

предположения

III. Постанов-

ка учебной

проблемы

- Сегодня мы познакомимся с творчеством

Николая Николаевича Носова и его

произведением «Заплатка». Носов написал много

произведений о детях и для детей. Все они

наполнены юмором.

- Что такое юмор?

Внимательно слушают, отвечают

на вопрос

Принимают и

сохраняют

учебную задачу

IV. Изучение

нового мате-

риала.

1. Знакомство

с биографией

Н. Н. Носова.

2. Первичное

На доске портрет писателя и выставка книг.

Знакомит с биографией писателя.

Ресурсный материал.

- Послушайте рассказ Н. Носова «Заплатка» (в

аудиозаписи).

- Понравился вам рассказ?

- Как звали главного героя произведения?

- Чем хвастался Бобка?

- Что случилось с его штанами?

- Почему мама не стала зашивать штаны?

- Почему Бобка сам решил зашить штаны?

Прочитайте.

- Как ребята отнеслись к тому, что Бобка все

сделал сам и очень

аккуратно?

- Как автор относится к мальчику?

- Что смешного в этом рассказе?

- У вас на столах лежат листки с заданиями.

Прочитайте рассказ и найдите ответ на

поставленный вопрос.

1-я гр у п п а . Почему мама не помогла сыну?

2-я гру пп а. Почему Бобка решил сам пришить

заплатку на свои штаны и как он это сделал?

Внимательно слушают.

Рассматривают портрет писателя

и его книги, представленные на

выставке.

Высказывают предположения.

Формируют и

аргументируют свое

мнение по обсуждае-

мой проблеме.

Адекватно воспри-

нимают

информацию,

полученную из рас-

сказа учителя.

Умеют оформлять

свою мысль в устной

речи. Ориентируются в

своей

системе знании.

Делают выводы в

результате работы.

Осуществляют

взаимный контроль и

оказывают в сотруд-

ничестве необходимую

взаимопомощь

партнеру.

слушание

текста.

3. Анализ про-

изведения.

4. Выразитель-

ное чтение

и анализ

эпизодов.

5. Фронталь-

ный опрос,

составление

схематического

плана по

ключевым

словам.

3-я гр у п п а . Прочитайте пословицу. Подходит

ли она к рассказу Н. Носова «Заплатка»?

- С чего начинается история?

- Какие они были?

- Найдите предложение, которое показывает, как

мальчик дорожит штанами. Зачитайте его.

(1-й «кирпичик» к схеме.)

- Почему мама не помогла сыну? Найдите ответ в

тексте и зачитайте. (2-й «кирпичик» к схеме.)

- Что сделал Бобка?

- Найдите и прочитайте, что сказали ребята в

ответ.

- Как поступил мальчик?

- Прочитайте, какой заплатка была сначала. (3-й

Отвечают на вопросы.

Читают рассказ и готовятся

ответить на поставленный

вопрос.

- Терпение и труд все перетрут.

- История начинается с описания

штанов.

- Они были замечательные,

защитного цвета, солдатские.

- «От досады он чуть не

заплакал».

Формируют и

аргументируют свое

мнение по обсуждае-

мой проблеме.

Умеют оформлять

свою мысль в устной

речи.

Ориентируются в

своей системе знании.

1. Солдатские

штаны

2. Бобка и

мама

3. Заплатка

4 Молодец

«кирпичик» к схеме.)

- Мальчик остался доволен своей работой?

- Что же он сделал?

- Что сказали ребята, увидев Бобку снова во

дворе? (4-й «кирпичик» к схеме.)

- Что ответил Бобка?

- Вам понравился мальчик?

- Что понравилось в нем?

- По схематическому плану дома приготовите

пересказ рассказа Н. Н. Носова «Заплатка».

- Найдите эпизод, в котором Бобка пришивает

заплатку первый раз. Прочитайте.

- Что Бобка говорит иголке? Почему?

- Понравилась ли Бобке его работа?

- С чем сравнивается первая Бобкина заплатка?

- Найдите и прочитайте эпизод, в котором Бобка

переделывает свою работу.

- Как он работал во второй раз?

- Найдите слова, которые указывают на то, что

Бобка очень старался.

- Как ребята отнеслись к работе Бобки?

- Каким вы представляете себе Бобку?

- Откройте тетради на с. 19. Какие черты

характеризуют Бобку?

Осуществляет проверку задания.

- Каким был мальчик в начале рассказа?

- Как вы думаете, что помогло ему исправиться?

- Прочитайте пословицу.

- Мама рассердилась.

- «Ты будешь по заборам лазить,

штаны рвать, а я зашивать

должна?»

- Он решил ходить в штанах с

дыркой.

- «Какой же ты солдат, если у

тебя штаны с дырой».

- Ему стало стыдно. Он пошел

домой, попросил у мамы иголку,

нитку и лоскуток зеленой материи

и стал зашивать дырку.

- «Она торчала на штанах, словно

сушеный гриб, а материя

сморщилась так, что одна

штанина стала короче».

- Нет. Ему не понравилось.

- «Он взял ножик и отпорол

заплатку».

-«Молодец!».

- «Эх, мне бы пуговицы научиться

пришивать».

- Понравились его терпение,

старание, настойчивость в работе.

Высказывают и

аргументируют свою

точку зрения на

обсуждаемую

проблему.

6. Игра «Найди

и прочитай».

7. Работа в тет-

ради.

8. Восстановле-

ние плана и пе-

ресказ

- Как вы ее понимаете? Подходит ли она к

рассказу «Заплатка»?

В о с с т а н о в л е н и е п ла на :

Разговор с мамой. (3)

Гордость Бобки. (6)

Замечательные штаны. (1)

Нелегкое дело: (5)

- первая попытка;

- вторая попытка.

«Какой же ты солдат?» (4)

Дырка (2)

Отвечают на вопросы.

Самостоятельно работают в

тетрадях.

- Ленивым, злым.

- Труд, упорство.

- Терпение и труд все перетрут.

- Благодаря терпению и труду

мальчик справился с работой.

Значит, эта пословица подходит

к рассказу.

Читают повторно про себя

Умеют оформлять

свою мысль в устной

речи.

Ориентируются в

своей

системе знании.

Делают выводы в

результате работы.

Осуществляют

взаимный

контроль и оказывают

в сотрудничестве

необходимую

взаимопомощь

партнеру

V. Итог урока.

- Рассмотрите выставку книг.

Умеют проводить

Рефлексия

- Кто из вас читал книги Н. Носова?

- Кто хотел бы прочитать эти книги, поднимите

смайлик (в конверте на столе).

- Урок хочется закончить словами пословицы, но

она рассыпалась! Соберите ее в парах.

- Прочитайте хором

Желающие поднимают руки.

Собирают пословицу: «Где труд,

там и радость»

самооценку на основе

критерия успешной

учебной деятель-

ности

Домашнее

задание

Выполнить задания в учебнике (с. 47-51, пересказ

по плану с ключевыми словами); тетради (с. 20,

задания 2, 3).

Творческое задание по выбору:

- нарисовать портрет Бобки;

- написать свою смешную историю

Записывают домашнее задание,

задают уточняющие вопросы

Выделяют и осознают

то, что уже усвоено и

что нужно еще

усвоить, качество и

уровень усвоения

Ресурсный материал:

Носов Николай Николаевич родился [23.11.1908 пос. Ирпень под г. Киев] в актёрской семье – писатель.

Начальное образование получил в гимназии. Молодой человек, наряду с занятиями музыкой, пением, любительским театром,

увлекался и точными науками. Также юноша интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой,

фотографией. Уже в те времена Носов сочинял для рукописного журнала «Икс».

В 19 лет (1927 г.) Николай поступает в Киевский художественный институт, а в 1929 переводится в Институт кинематографии

в Москве.

В 24 года (1932 г.) окончил режиссерский факультет Государственного института кинематографии.

Долгих 19 лет (1932-1951 г) Носов работает в качестве режиссера - постановщика мультипликационных, научно-популярных и

учебных фильмов.

Родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-

дошкольников... «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует много знаний, и не только

литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям

нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», — говорил автор.

Писатель обладал запоминающейся внешность. Он соответствовал своей фамилии. У Носова действительно был нос и совсем

не маленький, а крупный такой, заметный, и большая голова, и широкие плечи... И все это совершенно не вязалось с невысоким

ростом и тихим глуховатым голосом. На первый взгляд - неказистый такой человек. Очень молчаливый, очень замкнутый.

Иные называли его "хмурым ворчуном".

Конечно, нельзя объяснить популярность носовских книг только их научной содержательностью. Ведь это ещё и на редкость

весёлые книги. Писатель видел смешное в жизни и сумел передать его в своих произведениях.

Рассказы и повести писателя переводятся во всём мире.

Прозаик, киносценарист, драматург Николай Носов скончался 26 июля 1976 года.

Книги Н.Н. Носова:

"Тук-тук-тук" (1946);

"Ступеньки", "Веселые рассказы" (1947);

"Веселая семейка" (1949);

"Дневник Коли Синицына"(1950); "Витя Малеев в школе и дома" (1950). (Гос. премию СССР)

"Приключения Незнайки и его друзей" (1953);

"Незнайка в Солнечном городе" (1958);

"Незнайка на Луне" (1964).(За трилогию о Незнайке Носов получил премию им. Н.К. Крупской)

"Приключения Толи Клюквина" (1961);

"Повесть о моем друге Игоре" (1971);

"Тайна на дне колодца" (1977);

Перечень учебного материала, используемого на уроке

1.

Беседы с учителем: 2 класс/ под ред. Л.Е.Журовой.-М.: Вентана-Граф, 1999.

2.

Ефросинина.Л.А. Литературное чтение. 2 класс: метод. Пособие / Л.А.Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012.

3.

Русские писатели: библиограф, словарь: в 2 т./ под ред. П.А.Николаева. – М.: Просвящение, 1990.

4.

Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ [авт. - сост.

Л.А.Ефросинина].- 6-е изд. дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011.- 176 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).



В раздел образования