Автор: Казачек Ирина Павловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №30 города Тюмени
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Н. НОСОВ "ЗАПЛАТКА"
Раздел: начальное образование
Тема урока: Н. НОСОВ «ЗАПЛАТКА»
Тип урока: изучающее чтение
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Н. Носова; способствовать развитию творческих и
коммуникативных способностей, формированию основ читательских и речевых умений, нравственных понятий: труд - лень, зло
- добро; содействовать воспитанию чувства товарищества, осознанию ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки
Планируемые результаты
Предметные:
объясняют значения пословиц;
правильно называют произведение;
понимают главную мысль; работают с
диалогами
М е т а п р е д м е т н ы е :
познавательные: формулируют ответы на
вопросы; осознанно и произвольно строят
речевые высказывания в устной форме; строят
рассуждения; выделяют существенную
информацию из текста; готовят рассказ на
заданную тему;
регулятивные: принимают и сохраняют учебную
задачу; адекватно воспринимают оценку;
планируют свое действие
Л и ч н о с т н ы е :
высказывают свое мнение,
подтверждая собственными
аргументами и авторитетным
мнением
Образовательные ресурсы: карточки с разноуровневыми заданиями; портрет и выставка книг Н. Носова; смайлики
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности
обучающихся (осуществляемые
действия)
Формируемые способы
деятельности
I. Проверка
домашнего
задания
- Назовите общую тему произведений, которые
мы читали.
- Какое произведение изучали на прошлом
уроке?
- Что такое рассказ?
- «Дети».
- Рассказ Е. И. Пермяка
«Смородинка».
- Рассказ - это произведение, в
котором автор правдоподобно
рассказывает о каком-либо
событии из жизни героя.
Ориентируются в
своей системе знаний.
Осуществляют
взаимный контроль и
оказывают в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь
- Кто автор этого рассказа?
- Какая пословица подходит к этому
произведению?
Организует пересказ рассказа Е. Пермяка
«Смородинка».
- Выполним задания-тесты по прочитанному
произведению.
Вариант I
1.
Что посадила Таня рядками?
а) Листочки; б) черенки; в) ростки.
2.
Дополните предложение: «Таня разметила
вскопанную землю...»:
а) линейкой; б) шнурком и колышками; в)
лопатой.
В а р и а н т II
1.
Где Таня вырастила смородину?
а) В школе; б) в палисаднике; в) в огороде.
2.
Дополните предложение: «Вскоре из почек
ростки...»:
а) улыбнулись; б) проклюнулись; в) убежали
- Евгений Александрович
Пермяк.
Называют пословицу.
Пересказывают рассказ:
1-й ряд - 1-я часть.
2-й ряд - 2-я часть.
3-й ряд - 3-я часть.
Выполняют задания по вариантам
по прочитанному произведению.
Осуществляют взаимопроверку
партнеру
II. Актуализа-
ция знаний
- Прочитайте отрывки из произведений.
1.
Шляпа вылезла на середину комнаты и
остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от
страха. Тут шляпа повернулась и поползла к
дивану.
2.
Мама дала Котьке в руки два огурца, которые
не поместились в карманах, и вывела его за
дверь.
- Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты
мне не сын!
Читают отрывки вслух.
Умеют оформлять
свою мысль в устной
речи. Формулируют
ответы на вопросы.
Формируют и
аргументируют свое
мнение по об-
суждаемой проблеме
3.
Механик Винтик и его помощник Шпунтик
были очень хорошие мастера. Они были похожи
друг на друга. Из карманов вечно торчали
гаечные ключи, клещи, напильники и другие
железные инструменты.
- Кто автор этих строк?
- Попробуйте смоделировать обложку книги.
- Все книги Н. Носова рассказывают веселые и
забавные истории из жизни детей, без смеха
читать их невозможно. Носов писал:
«Насколько я себя помню, я всегда был
юмористом. По-моему, я так родился, то есть у
меня этот дар от природы».
- Отгадайте, что спряталось в этой записи?
(зал - л) + (платок - о) + а =
- Что такое заплатка!
- Заплатка - это кусок ткани. В основе этого слова
лежит древнерусское слово плат, что означает
«кусок ткани». От этого слова
образовались слова платок, платье, заплатка
- Николай Николаевич Носов.
Моделируют обложку.
Работают в парах.
Предугадывают название текста.
- Заплатка.
Высказывают свои
предположения
III. Постанов-
ка учебной
проблемы
- Сегодня мы познакомимся с творчеством
Николая Николаевича Носова и его
произведением «Заплатка». Носов написал много
произведений о детях и для детей. Все они
наполнены юмором.
- Что такое юмор?
Внимательно слушают, отвечают
на вопрос
Принимают и
сохраняют
учебную задачу
IV. Изучение
нового мате-
риала.
1. Знакомство
с биографией
Н. Н. Носова.
2. Первичное
На доске портрет писателя и выставка книг.
Знакомит с биографией писателя.
Ресурсный материал.
- Послушайте рассказ Н. Носова «Заплатка» (в
аудиозаписи).
- Понравился вам рассказ?
- Как звали главного героя произведения?
- Чем хвастался Бобка?
- Что случилось с его штанами?
- Почему мама не стала зашивать штаны?
- Почему Бобка сам решил зашить штаны?
Прочитайте.
- Как ребята отнеслись к тому, что Бобка все
сделал сам и очень
аккуратно?
- Как автор относится к мальчику?
- Что смешного в этом рассказе?
- У вас на столах лежат листки с заданиями.
Прочитайте рассказ и найдите ответ на
поставленный вопрос.
1-я гр у п п а . Почему мама не помогла сыну?
2-я гру пп а. Почему Бобка решил сам пришить
заплатку на свои штаны и как он это сделал?
Внимательно слушают.
Рассматривают портрет писателя
и его книги, представленные на
выставке.
Высказывают предположения.
Формируют и
аргументируют свое
мнение по обсуждае-
мой проблеме.
Адекватно воспри-
нимают
информацию,
полученную из рас-
сказа учителя.
Умеют оформлять
свою мысль в устной
речи. Ориентируются в
своей
системе знании.
Делают выводы в
результате работы.
Осуществляют
взаимный контроль и
оказывают в сотруд-
ничестве необходимую
взаимопомощь
партнеру.
слушание
текста.
3. Анализ про-
изведения.
4. Выразитель-
ное чтение
и анализ
эпизодов.
5. Фронталь-
ный опрос,
составление
схематического
плана по
ключевым
словам.
3-я гр у п п а . Прочитайте пословицу. Подходит
ли она к рассказу Н. Носова «Заплатка»?
- С чего начинается история?
- Какие они были?
- Найдите предложение, которое показывает, как
мальчик дорожит штанами. Зачитайте его.
(1-й «кирпичик» к схеме.)
- Почему мама не помогла сыну? Найдите ответ в
тексте и зачитайте. (2-й «кирпичик» к схеме.)
- Что сделал Бобка?
- Найдите и прочитайте, что сказали ребята в
ответ.
- Как поступил мальчик?
- Прочитайте, какой заплатка была сначала. (3-й
Отвечают на вопросы.
Читают рассказ и готовятся
ответить на поставленный
вопрос.
- Терпение и труд все перетрут.
- История начинается с описания
штанов.
- Они были замечательные,
защитного цвета, солдатские.
- «От досады он чуть не
заплакал».
Формируют и
аргументируют свое
мнение по обсуждае-
мой проблеме.
Умеют оформлять
свою мысль в устной
речи.
Ориентируются в
своей системе знании.
1. Солдатские
штаны
2. Бобка и
мама
3. Заплатка
4 Молодец
«кирпичик» к схеме.)
- Мальчик остался доволен своей работой?
- Что же он сделал?
- Что сказали ребята, увидев Бобку снова во
дворе? (4-й «кирпичик» к схеме.)
- Что ответил Бобка?
- Вам понравился мальчик?
- Что понравилось в нем?
- По схематическому плану дома приготовите
пересказ рассказа Н. Н. Носова «Заплатка».
- Найдите эпизод, в котором Бобка пришивает
заплатку первый раз. Прочитайте.
- Что Бобка говорит иголке? Почему?
- Понравилась ли Бобке его работа?
- С чем сравнивается первая Бобкина заплатка?
- Найдите и прочитайте эпизод, в котором Бобка
переделывает свою работу.
- Как он работал во второй раз?
- Найдите слова, которые указывают на то, что
Бобка очень старался.
- Как ребята отнеслись к работе Бобки?
- Каким вы представляете себе Бобку?
- Откройте тетради на с. 19. Какие черты
характеризуют Бобку?
Осуществляет проверку задания.
- Каким был мальчик в начале рассказа?
- Как вы думаете, что помогло ему исправиться?
- Прочитайте пословицу.
- Мама рассердилась.
- «Ты будешь по заборам лазить,
штаны рвать, а я зашивать
должна?»
- Он решил ходить в штанах с
дыркой.
- «Какой же ты солдат, если у
тебя штаны с дырой».
- Ему стало стыдно. Он пошел
домой, попросил у мамы иголку,
нитку и лоскуток зеленой материи
и стал зашивать дырку.
- «Она торчала на штанах, словно
сушеный гриб, а материя
сморщилась так, что одна
штанина стала короче».
- Нет. Ему не понравилось.
- «Он взял ножик и отпорол
заплатку».
-«Молодец!».
- «Эх, мне бы пуговицы научиться
пришивать».
- Понравились его терпение,
старание, настойчивость в работе.
Высказывают и
аргументируют свою
точку зрения на
обсуждаемую
проблему.
6. Игра «Найди
и прочитай».
7. Работа в тет-
ради.
8. Восстановле-
ние плана и пе-
ресказ
- Как вы ее понимаете? Подходит ли она к
рассказу «Заплатка»?
В о с с т а н о в л е н и е п ла на :
Разговор с мамой. (3)
Гордость Бобки. (6)
Замечательные штаны. (1)
Нелегкое дело: (5)
- первая попытка;
- вторая попытка.
«Какой же ты солдат?» (4)
Дырка (2)
Отвечают на вопросы.
Самостоятельно работают в
тетрадях.
- Ленивым, злым.
- Труд, упорство.
- Терпение и труд все перетрут.
- Благодаря терпению и труду
мальчик справился с работой.
Значит, эта пословица подходит
к рассказу.
Читают повторно про себя
Умеют оформлять
свою мысль в устной
речи.
Ориентируются в
своей
системе знании.
Делают выводы в
результате работы.
Осуществляют
взаимный
контроль и оказывают
в сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь
партнеру
V. Итог урока.
- Рассмотрите выставку книг.
Умеют проводить
Рефлексия
- Кто из вас читал книги Н. Носова?
- Кто хотел бы прочитать эти книги, поднимите
смайлик (в конверте на столе).
- Урок хочется закончить словами пословицы, но
она рассыпалась! Соберите ее в парах.
- Прочитайте хором
Желающие поднимают руки.
Собирают пословицу: «Где труд,
там и радость»
самооценку на основе
критерия успешной
учебной деятель-
ности
Домашнее
задание
Выполнить задания в учебнике (с. 47-51, пересказ
по плану с ключевыми словами); тетради (с. 20,
задания 2, 3).
Творческое задание по выбору:
- нарисовать портрет Бобки;
- написать свою смешную историю
Записывают домашнее задание,
задают уточняющие вопросы
Выделяют и осознают
то, что уже усвоено и
что нужно еще
усвоить, качество и
уровень усвоения
Ресурсный материал:
Носов Николай Николаевич родился [23.11.1908 пос. Ирпень под г. Киев] в актёрской семье – писатель.
Начальное образование получил в гимназии. Молодой человек, наряду с занятиями музыкой, пением, любительским театром,
увлекался и точными науками. Также юноша интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой,
фотографией. Уже в те времена Носов сочинял для рукописного журнала «Икс».
В 19 лет (1927 г.) Николай поступает в Киевский художественный институт, а в 1929 переводится в Институт кинематографии
в Москве.
В 24 года (1932 г.) окончил режиссерский факультет Государственного института кинематографии.
Долгих 19 лет (1932-1951 г) Носов работает в качестве режиссера - постановщика мультипликационных, научно-популярных и
учебных фильмов.
Родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-
дошкольников... «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует много знаний, и не только
литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям
нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», — говорил автор.
Писатель обладал запоминающейся внешность. Он соответствовал своей фамилии. У Носова действительно был нос и совсем
не маленький, а крупный такой, заметный, и большая голова, и широкие плечи... И все это совершенно не вязалось с невысоким
ростом и тихим глуховатым голосом. На первый взгляд - неказистый такой человек. Очень молчаливый, очень замкнутый.
Иные называли его "хмурым ворчуном".
Конечно, нельзя объяснить популярность носовских книг только их научной содержательностью. Ведь это ещё и на редкость
весёлые книги. Писатель видел смешное в жизни и сумел передать его в своих произведениях.
Рассказы и повести писателя переводятся во всём мире.
Прозаик, киносценарист, драматург Николай Носов скончался 26 июля 1976 года.
Книги Н.Н. Носова:
"Тук-тук-тук" (1946);
"Ступеньки", "Веселые рассказы" (1947);
"Веселая семейка" (1949);
"Дневник Коли Синицына"(1950); "Витя Малеев в школе и дома" (1950). (Гос. премию СССР)
"Приключения Незнайки и его друзей" (1953);
"Незнайка в Солнечном городе" (1958);
"Незнайка на Луне" (1964).(За трилогию о Незнайке Носов получил премию им. Н.К. Крупской)
"Приключения Толи Клюквина" (1961);
"Повесть о моем друге Игоре" (1971);
"Тайна на дне колодца" (1977);
Перечень учебного материала, используемого на уроке
1.
Беседы с учителем: 2 класс/ под ред. Л.Е.Журовой.-М.: Вентана-Граф, 1999.
2.
Ефросинина.Л.А. Литературное чтение. 2 класс: метод. Пособие / Л.А.Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012.
3.
Русские писатели: библиограф, словарь: в 2 т./ под ред. П.А.Николаева. – М.: Просвящение, 1990.
4.
Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ [авт. - сост.
Л.А.Ефросинина].- 6-е изд. дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011.- 176 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).