Автор: Титова Людмила Дмитриевна
Должность: воспитвтель
Учебное заведение: МАДОУ № 13 "Веснушки"
Населённый пункт: город Реутов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Зимующие птицы" с использование игрового набора "Дары Фрёбеля"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 13 «Веснушки»
143964, Московская область, город Реутов, Юбилейный проспект, дом 74, 8-498-661-48-22
Конспект НОД в старшейдготовительной
группе с использование игрового набора
«Дары Фрёбеля»
Тема: «Зимующие птицы»
Подготовила и провела
Вооспитатель:
Титова Л. Д.
Открытое занятие по ознакомлению с природой в старшей группе, с
использование игрового набора «Дары Фрёбеля»
Тема: Зимующие птицы.
Цель: уточнить представления детей о птицах, об условиях их жизни.
Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду. Дать представления о
значении подкормки для зимующих птиц.
Задачи:
1) расширять представления детей о птицах (где живут, как зимуют).
2) развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую
форму речи.
4) воспитывать
заботливое отношение к зимующим птицам.
Предварительная работа: беседа про зимующих и перелетных птиц,
рассматривание альбома «Птицы», наблюдение за птицами во время прогулок,
на тему «Птицы» разгадывание загадок, игры.
Материал и оборудование:
Предметные картинки «Зимующие птицы», кормушка, нарисованные деревья
(зимнее и летнее), посылка от Деда Природоведа.
1.Организационный момент.
Воспитатель: К нам сегодня на занятие пришли гости. Поверните все голову в
сторону гостей, улыбнитесь им, поздоровайтесь, они посмотрят, как вы
научились сидеть и работать на занятии.
2.Ход занятия:
Посмотрите, к нам в детский сад пришло письмо. На конверте написано,
ребятам дошкольникам, то есть вам. Давайте посмотрим, что там за письмо?
Открываю конверт, достаю письмо, читаю.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это …(птица)
- Дети, вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.
(Ответы детей.)
- Правильно, о зимующих птицах.
- Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые
не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в
теплые края).
- О зимующих птицах мы будем разгадывать загадки, вспомним чем они
питаются, а также я постараюсь рассказать вам интересное из их жизни.
- Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Экскурсоводами будут
наши ребята.
Выходит ребёнок, загадывает загадку:
Как в лесу похолодает,
Птички в город прилетают.
Грудкой жёлтой всем знакомы,
Ищут сало на балконах.
Часто в окна к нам стучат,
И пронзительно свистят!
Всем известны эти птицы,
Называются …(Синицы
)
- Кто это?
-Что вы знаете о ней? (Птица лесная, но зимой перебирается ближе к людям. -
Чем питается синица? (Зимой птица ест все: хлеб, зерна, сало, крупу).
Картинка с изображением синицы помещается на выставку-доску.
Воспитатель: Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на
голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не
улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В
снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках
еды они прилетают к жилью человека.
Выходит ребёнок, загадывает еще загадку.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…(Снегири)
Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску.
Дети отвечают на вопросы:
- Слово «снегирь» связано со словом «снег»? (Нет, название «снегирь» птицы
получили за ярко-красный оттенок брюшка).
- Чем отличается по внешнему виду самочка снегиря от самца? (Самки
отличаются от самцов те, что грудка у них не красного цвета, а бурого с серым
оттенком).
- Чем питаются снегири? (Питаются снегири семенами, почками растений и
ягодами, из которых выклевывают семечки. Птенцов они тоже кормят
растительными кормами. Насекомых в пищу яркие птицы почти не
употребляют.
Воспитатель: Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь
повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся
снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Выходит следующий ребёнок, загадывает загадку.
Собирает он проворно
Горстью брошенные зерна,
И гнездится под карнизом
Наш любимый… (Голубь сизый)
Дети отвечают на вопросы:
- Какой окрас у голубя? (Окраска у голубей бывает черной, каштановой, синей,
светло-сизой (голубой), сиреневой, коричневой, желтой, красной, вишневой,
пепельной, белой и др.).
- Голубь по размеру меньше или больше синицы?
- Чем питаются голуби? (Питается семенами растений, зерновыми культурами).
- Могут ли голуби передавать письма?
Обобщение ответов детей: «Голуби – это птицы, которых можно научить
передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он
приносит его в определенное место – в свою голубятню. Во время войны голуби
служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Голубь – одна
из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и
дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире
и дружбе».
Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»
Скачет шустрая синица,
(прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится,
(прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг- скок,
(прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок
(кружимся на месте)
Вот присела на минутку,
(присели)
Почесала клювом грудку,
(встали, наклоны головы вправо – влево)
И с дорожки на плетень,
(прыжки на левой ноге на месте)
Тири-тири
(прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень!
(прыжки на месте на двух ногах)
Воспитатель: Отдохнули? Давайте продолжим.
Выходит ребёнок, загадывает загадку.
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)
Детям предлагается ответить на вопросы:
- Какой окрас у дятла? (У самца на голове красивая ярко-красная «шапочка», а у
самочки дятла ее нет.)
- Почему дятел в лесу часто стучит по дереву? (Дятел лечит деревья, добывая
из-под коры вредных жучков).
- Чем питаются дятлы?
Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.
Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?
(воспитатель показывает птицу, а дети называют её).
Игра «Раздели птиц на зимующих и перелетных».
Каждый ребенок озвучивает название своей птицы, а затем прикрепляет на
нужное дерево.
Раздается стук в дверь. Почтальон приносит посылку. Воспитатель сообщает,
что это посылка от Деда Природоведа. Открывает посылку и достает кормушку.
Воспитатель: Как вы думаете, что это такое? Это кормушка. А еще здесь есть
письмо. «Здравствуйте, дорогие дети! Скоро наступит зима, станет холодно,
выпадет много снега. Я заранее позаботился о наших друзьях – птицах. Сделал
им кормушку, но я не знаю какие птицы ко мне прилетят. Помогите мне
пожалуйста их узнать.
-Ребята, давайте поможем Деду Природоведу и покажем, какие птички могут
прилететь в кормушку. И сделаем несколько птичек с помощью нашего набора .
Изготовление птиц – снегирь , синица.
Использование игрового набора № 7,10 -???
- Ребята, давайте вспомним, что птички любят кушать? (Птички любят крошки,
зёрна, семечки).
- Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное.
- А что любит снегирь? Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины,
шиповника, семена.
- Воробьи любят разный корм, но особенно семечки. Но прежде чем угощать
птиц, семечки нужно немного расплющить. Например, покатать по ним
стеклянную бутылку.
- А что же любит сорока? Сорока больше всего любит зерно. А сейчас будем
наших друзей угощать.
- Кому ты подаришь кусочки сала? (Я даю кусочки сала синице).
- Кого ты угостишь семечками? (Я угощу семечками воробья).
- Кому ты отдашь ягоды? (Я отдам ягоды снегирю).
- А чем можно угостить сороку? (Сороку можно угостить зерном).
Игра «Какая птица улетела? »
Воспитатель: Посмотрите внимательно сколько птиц у нас на деревьях, а
теперь раз, два, три – не смотри. (Дети закрывают глаза, педагог убирает одну
картинку).
Воспитатель: Раз, два, три – смотри. Дети называют, какой птицы не стало.
(Игра повторяется 4-5 раз.)
3.Итог.
Воспитатель: Ребята, посмотрите все птицы разлетелись, но они обязательно к
нам вернуться, когда мы повесим им кормушки. Вам понравилось занятие? Что
нового вы узнали? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо потрудились, но дома вам придется еще
потрудиться. Надо сделать кормушки и принести в детский сад. Мы повесим
кормушки и наши друзья – птицы будут всю зиму сыты.