Напоминание

"Развивающая предметно-пространственная среда для детей раннего возраста как показатель качества дошкольного образования"


Автор: Вотинова Елена Григорьевна
Должность: доценты кафедры дошкольного, начального и общего образования
Учебное заведение: МАОУ ДПО "Институт повышения квалификации"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: "Развивающая предметно-пространственная среда для детей раннего возраста как показатель качества дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вотинова Елена Григрьевна, к.п.н, доцент кафедры дошкольного,

начального и общего образования МАОУ ДПО ИПК г. Новокузнецка

В

требованиях

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

развивающая

предметно-пространственная

среда

обозначена

одним из ключевых условий успешного образовательного процесса, а в

Концепции мониторинга качества дошкольного образования среда является

показателем качества. Создание развивающей предметно-пространственной

среды, соответствующей данным требованиям, является одной из важных

задач и направлений деятельности дошкольных организаций.

Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к

активности в разных видах деятельности, развивать их способности. Именно

поэтому

развивающая

предметно-пространственная

среда

дошкольной

организации является важным фактором в развитии ребёнка. Значит,

успешность детской деятельности, развития ребёнка во многом зависит от

того, как устроена предметно-игровая организация его жизни.

Визуальные

характеристики

дошкольной

образовательной

организации, то есть то, что ребёнок видит вокруг себя, являются важным

условием его эмоционального воспитания. Всё, что окружает ребенка, во

многом определяет его настроение и формирует отношение к окружающему

миру. Все предметы, оборудование, интерьер должны представлять собой

единое целое, гармонично сочетаться по цвету, стилю и материалам. Все это

должно развивать не только умственные способности, но и органы чувств,

обеспечивать ребенку психологический комфорт.

Однако

создать

такую

среду

в

дошкольной

образовательной

организации бывает не всегда легко: зачастую педагогам не хватает знаний,

навыков по данному направлению, материальных ресурсов для приобретения

необходимых

расходных

и

игровых

материалов.

Это

определяет

необходимость разработки такой системы создания развивающей предметно-

пространственной среды, которая не требовала бы кардинальных перемен, а

создавалась на основе уже имеющейся материальной базы.

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде

заключаются в следующем.

Стандарт указывает, что виды деятельности детей в пределах каждой

образовательной области могут реализовываться на основе потенциала

развивающей

предметно-пространственной

среды

детского

сада

с

соответствующим наполнением.

Предметно-пространственная

среда

детского

сада

(дошкольной

группы, участка) должна обеспечивать:

– реализацию различных образовательных программ, используемых в

образовательном процессе ДОО;

– в случае организации инклюзивного образования – необходимые для

него условия;

– учёт национально-культурных, климатических условий, в которых

осуществляется образовательный процесс.

Данная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек,

материалов, которые понятны и интересны детям, без которых невозможно

осуществление специфических видов детской деятельности.

Организация

образовательного

пространства

и

разнообразие

материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны

обеспечивать:

игровую,

исследовательскую,

познавательную

и

творческую

активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям

материалами (в том числе, с песком и водой);

двигательную активность детей, развитие крупной и мелкой

моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

– эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-

пространственным окружением;

– возможность коммуникативного и творческого самовыражения детей.

Содержание развивающей среды должно подбираться таким образом,

чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в той или

иной образовательной области, в том числе и на интегративной основе. В

Стандарте также указывается, что развивающая предметно-пространственная

среда

должна

быть

вариативной,

насыщенной,

полифункциональной,

доступной и безопасной.

Организация среды в детском саду должна строиться таким образом,

чтобы наиболее успешно развивалась индивидуальность каждого ребёнка с

учётом его интересов, склонностей, уровня активности. Для реализации

данного

требования

необходимо

обогатить

среду

элементами,

стимулирующими

познавательную,

эмоциональную,

двигательную

деятельность детей.

В связи с этим, развивающая предметно-пространственная среда

должна быть организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность

свободно заниматься любимой деятельностью. Размещение оборудования по

центрам развития позволяет детям объединяться подгруппами по общим

интересам. Это может быть связано с разнообразной детской деятельностью:

конструированием, рисованием, рассматриванием картинок, театрально-

игровой деятельностью, экспериментированием и др.

В таком оформлении насыщенная предметно-пространственная среда

становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни

и разностороннего развития каждого ребенка, является основным средством

формирования его личности, источником социального опыта и знаний.

В последнее время, в соответствии с требованиями ФГОС, принцип

интеграции образовательных областей применяется и в развивающей

предметно-пространственной среде групп, и детского сада в целом. Этот

принцип способствует формированию единой предметно-пространственной

среды для полноценного развития ребенка.

Это

означает,

что

для

всестороннего

развития

дошкольника

организуются

несколько

развивающих

«сред»:

для

речевого,

познавательного, эстетического, социально-коммуникативного, физического

развития.

Данные

виды

«сред»

в

зависимости

от

ситуации

могут

объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом

очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет действовать

ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами

его внимания, а средством общения с взрослыми.

Моделирование развивающей среды для детей раннего возраста имеет

свои особенности.

В соответствии с требованием ФГОС развитие детей раннего возраста

происходит в приоритетных для этого возраста видах деятельности:

предметной

деятельности

и

играх

с

составными

и

динамическими

игрушками; экспериментировании с материалами и веществами (песок, вода,

тесто); общении с взрослыми и совместных играх со сверстниками под

руководством взрослого; самообслуживании и действиях с бытовыми

предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка); восприятии смысла музыки,

сказок, стихов, рассматривании картинок; двигательной активности.

Среди основных условий, определяющих успешность решения задач

развития детей раннего возраста, – в том числе и адекватное обеспечение

развивающей

предметно-пространственной

среды,

которое

достигается

наличием:

двигательных

игрушек,

стимулирующих

адекватное

возрасту

физическое развитие. Этот вид оборудования должен быть представлен

двумя

вариантами.

Первый

это

крупное

оборудование,

которое

предполагает одновременное нахождение нескольких детей: горки, качели,

треки, сухой бассейн, мягкие модули, тактильные дорожки-конструкторы,

выполненные из мягких полиуретановых материалов – резины, пластмассы,

поролона. Второй –

это индивидуальные игрушки: ходунки, каталки,

качалки, прыгающие мячи, обычные мячи разных размеров, воротца для

прокатывания, воротца для подлезания, мягкий валик, бревно;

игрушек, обеспечивающих высокий уровень сенсорного развития

(многофункциональные

дидактические

игрушки,

стимулирующие

исследовательскую

и

предметно-манипулятивную

деятельность).

Здесь

должны быть представлены игрушки, направленные на формирование

сенсорных эталонов (различные виды пирамидок, матрешек, неваляшек,

разные виды сортировщиков, в том числе стержневых, клавишных и ударных

(с молоточком), различные виды шнуровок, звучащие кубики (полые с

разными

наполнителями),

рамки-вкладыши,

объемные

вкладыши

2-5-

местные, мягкие тактильные игрушки со звучащими деталями, тактильные

доски, разные виды бус и предметов для нанизывания). Также к ним

относятся

разные

виды

конструкторов:

напольных,

настольных,

конструкторов-сказок, а также мелкие игрушки для обыгрывания построек

(фигурки

животных,

человечков).

Кроме

того,

сенсорное

развитие

обеспечивается

разнообразием

материалов

и

раскраской

игрушек

с

использованием трех основных цветов, плюс зеленый, коричневый, голубой.

В коллекции могут находиться и игрушки и других цветов,

например,

имеющие контрастные сочетания белого и черного.

Этот вид оборудования может быть представлен крупногабаритными

конструкциями: дидактическими столами, развивающими мульти-центрами,

развивающими столами, игровыми кубами;

– игрушек-забав для создания положительного эмоционального фона.

Сюда же относятся театральные персонажи;

игрушек для сюжетных игр.

Для девочек предлагаются куклы-

голыши, куклы, одетые по сезонам, все аксессуары для игр с куклами:

одежда, кроватки, коляски, ходунки, посуда, постельные принадлежности.

Для

мальчиков

крупные

машины,

представляющие

разные

виды

транспорта: грузовая, легковая, подъемный кран, трактор, экскаватор;

конструкторы и фигурки различных животных и других персонажей для

обыгрывания. Игрушки и оборудование для сюжетных игр в доктора,

магазин, семью, шофера, повара и др.;

красочных картинок

(предметных и сюжетных),

книжек с

картинками,

кубиков с картинками,

разрезных картинок,

картинок-

половинок, напольных и настольных пазлов, крупных видов мозаик;

игрового материала и оборудования для музыкального развития

детей.

DVD-плеер, диски с записью музыкальных произведений для детей

раннего возраста; фортепьяно (аккордеон), барабан, дудочка, гармошка,

флейта,

колокольчик,

металлофон,

трещотка,

погремушки,

маракасы;

театральная ширма, различные виды театров: перчаточный, шагающий,

персонажи-варежки, пальчиковый, настольный и др.;

материалов и оборудования для продуктивной и творческой

деятельности. Это расходные материалы для изобразительной деятельности.

В представленный ниже перечень они не включены по причине динамичной

сменяемости

и конкретной зависимости от содержания образовательной

программы;

– игрушек для игр во время прогулок. Среди большого количества

двигательных и сюжетных игрушек предполагается стол для игр с песком и

водой, пластмассовые горки, различные каталки.

Учитывая универсальный развивающий характер многих игрушек, они

не

должны

иметь

строгой

соотнесенности

с

определенным

видом

деятельности. Так, обычная пирамидка может использоваться в предметной

деятельности, и играх с составными и динамическими игрушками. Она также

может рассматриваться в качестве инструмента для экспериментирования с

материалами и веществами, поскольку выполнена из разных по качеству

материалов и имеет колечки, разные по форме, цвету, тяжести, по характеру

тактильных ощущений и действий с ними (колечки можно нанизывать на

стержень, катать, бросать, использовать в играх с водой и т. д.). С

пирамидкой

можно

играть

самостоятельно,

вместе

с

взрослыми

и

сверстниками

под

руководством

взрослого,

и,

наконец,

действия

с

пирамидкой

предполагают

активную

двигательную

деятельность:

с

большими пирамидками играют на полу, с маленькими – за столом, но в

любом случае эта деятельность не предполагает статичного положения тела

ребенка.

Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Поэтому при организации предметно-пространственной среды в детском

саду необходима сложная, высокотворческая и многоплановая деятельность

всех участников образовательного процесса. Данная работа предполагает

осуществление поиска инновационных подходов к организации развивающей

предметно-пространственной среды в ДОО. При этом значимо так же

развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование их

стремления к взаимодействию с педагогами детского сада.

Так, в перспективный план работы с родителями на учебный год можно

включать совместное пополнение развивающей среды группы.

В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная

среда и игровая среда в каждой возрастной группе детского сада должна

иметь отличительные признаки, а именно: для детей третьего года жизни –

приоритетным

должно

быть

достаточно

большое

пространство

для

удовлетворения потребности в активном движении.

Необходимо отметить, что с учетом взросления, развития детей

предметно-пространственная и игровая среда определяется воспитателем: в

раннем и младшем возрасте с учетом возрастных и индивидуальных

интересов детей, со средней группы она организуется воспитателем вместе с

детьми.

Задача педагога заключается в том, чтобы продумать и учесть, как все

это устроить в ограниченном пространстве группового помещения. Это

обусловлено

тем,

что

нет

однозначного

соответствия

между

видом

культурной практики и игровым материалом. Для решения данной проблемы

поможет полифункциональность материалов, которая характеризуется тем,

что они могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для

познавательно-исследовательской деятельности детей.

Как указывают исследователи проблемы создания и организации

развивающей среды в группе, современная предметно-пространственная

среда предполагает наличие трех пространств: спокойного, активного и

рабочего.

1. Спокойное функциональное пространство или спокойный сектор –

это пространство для спокойной деятельности ребенка. Сюда могут входить:

– Центр книги;

– Центр отдыха;

– Центр природы и др.

1.

Активное функциональное

пространство или активный сектор,

который должен занимать самую большую площадь в группе, может

включать в себя:

– Центр игры;

– Центр музыкально-театрализованной деятельности;

– Центр двигательной деятельности;

– Центр конструирования;

– Пространство для деятельности, связанной с возведением крупных

игровых построек, интенсивным движением и т.п.

3. Рабочее функциональное пространство или рабочий сектор должен

занимать 25% всей группы. Это обусловлено тем, что там предполагается

размещение

оборудования

для

организации

совместной

и

регламентированной деятельности: это

пространство для художественно-

эстетической и познавательной деятельности и др.

Пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны

обладать возможностью изменяться по объему, то есть «сжиматься и

расширяться»,

иметь

легкое

трансформирование,

изменяемые

при

необходимости границы. Это значит, что все части группового пространства

должны иметь условные границы в зависимости от конкретных задач

момента.

Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы

каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих принять

участие в том или ином виде детской деятельности. Это очень важно в

аспекте групповой динамики: тенденции детей дошкольного возраста

увлекаться

текущими

интересами

сверстников,

периодически

присоединяться к их деятельности, затем работать в микрогруппах или

индивидуально. В решении данной проблемы помогут:

– Центр познавательной и исследовательской деятельности;

– Центр правильной речи и моторики;

– Центр продуктивной и творческой деятельности.

Так же необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и

девочек, как в труде, так и в игре.

В соответствии с возрастными особенностями развития детей раннего

возраста примерными

перечнями игровых центров в группе могут быть

следующие:

– спокойное пространство: Книжный центр;

– активное пространство: Центр ряженья, Музыкальный центр,

Спортивный центр;

– рабочее пространство: Сенсорный центр, Центр ручного труда и

изобразительной деятельности, Центр экспериментирования, Центр природы.

При организации развивающей предметно-пространственной среды для

детей раннего возраста целью взрослого

является содействие развитию

ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:

обеспечить чувство психической защищенности доверия ребенка к миру,

радости существования; формировать базис личностной культуры; развивать

индивидуальность

ребенка.

Рассмотрим

организацию

РППС

каждой

возрастной группы.

Развивающая

предметно-пространственная

среда

первой

группы

раннего возраста может быть представлена следующим образом.

Помещения группы расположены на первом этаже.

В помещения группы входит:

– приемная;

– групповое помещение;

– моечная;

– туалетная комната;

– спальная комната.

Занятия музыкой проводятся в музыкальном зале, занятия физическим

развитием проводятся в физкультурном зале.

Отдельная прогулочная площадка № 1 расположена на территории,

имеющей металлическое ограждение (забор) по всему периметру. На

прогулочной

площадке

установлено

следующее

уличное

игровое

оборудование:

– теневой навес;

– скамейки;

– песочница с крышкой.

Развивающая

предметно-пространственная

среда

в

группе

обеспечивает

максимальную

реализацию

образовательного

потенциала

пространства группового помещения, прогулочного участка и материалов,

оборудования

и

инвентаря

для

развития

воспитанников,

охраны

и

укрепления

их

здоровья,

учёта

психофизических,

возрастных

и

индивидуальных особенностей.

В соответствии с критериями, зафиксированными ФГОС дошкольного

образования, развивающая среда в группе содержательно насыщенна,

трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, безопасна.

Насыщенность

развивающей

среды

соответствует

возрастным

возможностям детей и содержанию Программы для первой младшей группы

(от 2 до 3 лет).

Организация

образовательного

пространства

и

разнообразие

материалов, оборудования и инвентаря (в группе и на участке) обеспечивает:

– игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность

воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в

том числе с песком и водой);

– двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой

моторики, участие в подвижных играх;

– эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-

пространственным окружением;

– возможность самовыражения детей.

Трансформируемость

образовательного

пространства

обеспечена

возможностью

изменений

развивающей

среды

в

зависимости

от

образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и

возможностей детей.

Полифункциональность материалов обеспечивается:

– возможностью разнообразного использования различных составляющих

предметной среды, например детской мебели, мягких модулей, и т. д.;

– наличием в группе полифункциональных (не обладающих жестко

закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных

материалов,

пригодных

для

использования

в

разных

видах

детской

активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Вариативность среды обеспечена:

– наличием в группе различных пространств (для игры, конструирования,

уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и

оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

– периодической сменяемостью игрового материала, появлением новых

предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и

исследовательскую активность детей.

Доступность среды обеспечена:

– доступностью для воспитанников всех помещений, где осуществляется

образовательный процесс;

– свободным доступом воспитанников к играм, игрушкам, материалам,

пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность среды обеспечивается соответствием всех ее элементов

требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация образовательного пространства в групповом помещении

дает детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами

деятельности, не мешая друг другу. Этому способствует зонирование

группового помещения. Зонирование помещения помогает ребенку выбрать

для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему

благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды

деятельности.

В групповом помещении организованы зоны для:

– приема пищи и занятий;

– развития движений;

– сюжетных игр;

– игр со строительным материалом;

– игр с машинками, куклами;

– изобразительной деятельности;

– музыкальных занятий;

– чтения и рассматривания иллюстраций;

– игр с песком и водой;

– отдыха (уголок уединения);

– уголка природы.

Таким образом, организация развивающей предметно-пространственной

среды группы для детей раннего возраста имеет свои особенности, которые

обоснованы

требованиями

Стандарта,

САНПиН,

возрастными

физиологическими особенностями развития ребенка 2-3 лет и др. Задача

педагога – учесть данные требования и возможности при создании

комфортной среды для полноценного разностороннего развития ребенка

раннего возраста, тем самым соблюдая требования к качеству дошкольного

образования.

Список литературы:

1.

Абузярова, Л. А. Предметно-развивающая среда ДОУ [Текст] / Л. А.

Абузярова // Ребенок в детском саду. – 2004. – № 6. – С. 36-42.

2.

Анохина,

Т.

В.

Как

организовать

современную

предметно-

развивающую среду [Текст] / Т. В. Анохина // Дошкольное воспитание.

– 2009. – № 5. – С. 24-28

3.

Артамонова, О. В. Предметно-пространственная среда: ее роль в

развитии личности [Текст] / О. В. Артамонова // Дошкольное

воспитание. –2007. – №4. – С. 37-42.

4.

Афанасьев, Ю. Н. Об универсальном знании и новой образовательной

среде [Текст] / Ю. Н. Афанасьев, А. С. Строгалов, С. Г. Шеховцов. –

Москва : РГПУ, 1999. – 55 с.

5.

Бирюков, Б. В. и др. Моделирование [Текст] / Б. В. Бирюков // БСЭ. 3-е

изд. – Москва : Наука, 2006. – С. 393-395.

6.

Брынцалова, И. П. Предметная среда как пространство социального

развития детей раннего возраста [Текст] / И. П. Брынцалова //

Дошкольное воспитание. – 2008. – № 9. – С. 32-40

7.

Кирьянова, Р. А. Принципы построения развивающей среды в ДОУ

[Текст] / Р. А. Кирьянова // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 1. – С.

54-60

8.

Комарова, Т. С. Эстетическая развивающая среда в ДОУ [Текст] / Т. С.

Комарова, О. Ю. Филипс. – Москва : Айрис-Пресс, 2007.

9.

Короткова, Н. А. Предметная развивающая среда [Текст] / Н. А.

Короткова // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 6. – С. 21-28.

10.

Нищева, Н. В.

Предметно-пространственная развивающая среда в

детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. [Текст] /

Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2010. – 178 с.



В раздел образования