Автор: Сиволонская Рената Хасановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ села Георгиевка муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Населённый пункт: село Георгиевка муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Наименование материала: доклад
Тема: Преподавание темы Холокоста в общеобразовательной школе. Из опыта работы.
Раздел: полное образование
Выступление на XVI ежегодной летней сессии
международных курсов преподавателей темы Холокоста
(г. Москва, июнь 2016 года)
«Уроки холокоста – путь к толерантности»
Сиволонской Ренаты Хасановны,
учителя истории и обществознания
МБОУ СОШ села Георгиевка
района имени Лазо Хабаровского края
Преподавание темы Холокоста в общеобразовательной школе.
Из опыта работы.
История Второй мировой и Великой Отечественной войны – это не только
«страницы доблести и славы, но и общечеловеческая трагедия, страдания
миллионов людей, огромное количество жертв среди мирного населения. Без
раскрытия этих сторон войны невозможно создать у современной молодежи
представления о грандиозном столкновении сил «добра» и «зла» в мире в середине
ХХ века. Тема Холокоста выступает как составная часть исторического материала,
помогающего
более
объемно
представить
картину
войны
и
геноцида,
осуществлявшегося нацистами.
Школьный возраст – важнейший период в развитии человека. Школьник
активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает
различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от
того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.
Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих
поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не
конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к
ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования
в развитие культуры мира на Земле. Многие преподаватели предпочитают не
касаться этой темы из-за еѐ многогранности и сложности. Учителю часто не
хватает часов, чтобы рассказать о человеке на войне, о его страданиях, о том, как
война ломает жизнь и судьбы людей, как нелегко остаться личностью в
экстремальных ситуациях.
Помимо этой проблемы существует и другая – это отсутствие учебной
литературы по данной теме или ее ограниченность. В школьных учебниках
истории информации о геноциде и о Холокосте фактически нет, а если и есть, то
она очень урезана. Да и вообще о человеческих страданиях в учебниках писать
особо не принято, только сухие факты и цифры. Хотя на мой взгляд, в условиях
современного мира, когда очень высок уровень агрессии у подростков, когда мир
стоит на пороге новых проблем (это и развитие экстремизма, терроризм,
возрождение нацизма в некоторых странах.), нужно больше времени и сил уделять
формированию толерантности и терпимости, психологическому воспитанию
будущих взрослых людей. Чтобы, осознавая свою идентичность и причастность к
одному народу, мы не забывали о терпимости и принятии. О том, чему уже
научила нас история. Для того чтобы трагедия подобной Холокосту никогда не
повторилась.
Темне менее, не смотря на проблемы, с которыми сталкиваются учителя,
работающие по данной теме, она привлекает все больше и больше внимания. Во
многих учебных заведениях эта тема освещается, в том числе и в нашем.
Обращаясь к истории Холокоста, мы рассматриваем её как основу для
формирования толерантности. Подобная подача материала позволяет сделать
толерантность не абстрактным понятием, а живым историческим примером.
Универсальный характер понятия «Холокост» даёт возможность преподавать
данную тему как междисциплинарную, интегрирующую в себе различные
подходы. Подобную
работу
возможно
осуществлять
как
в
рамках
специализированных тем, так и через различные учебные курсы. Это может быть
спецкурс, а нашей школе, как наверно и во многих дргих уже второй год будет
проводится факультативный курс «Уроки Холокоста – путь к толерантности»
урок, самостоятельная работа (чтение литературы), конкурсы - образовательных
учреждений, региональные, межрегиональные. Опыт подобной работы уже
существует какв нашей, так и в других организациях.
В нашей школе мы приурочили рассказ о Холокосте к памятным датам
календаря:
Сентябрь (29) – День памяти жертв Бабьего Яра, были проведены
внеклассные мороприятия в старших классах по данной тематике
Ноябрь (9-16) – Неделя, посвященная толерантности во время уроков
обществознания и истории мы много говорили именно о трагедии еврейского
народа, о недопустимости нацизма всовременном мире.
9 ноября – юбилей «Хрустальной ночи» (1938). Просмотр с детьми старших
классов фильма «
Хрустальная ночь Еврейский погром-1938
»
16 ноября – Международный день толерантности. Уроки толерантности во
всех классах. Классные часы проводили практически все классные
руокводители и в них касались темы Холокоста
27 января – Международный День Памяти жертв Холокоста. Были
проведены внеклассные мероприятия «Два дневника.», на уроках истории в
этот и последующие дни, я выбирала время для рассказа о истории
Холокоста.
Апрель – май – цикл мероприятий, посвященных Дню Победы в Великой
Отечественной войне (9 мая). Всевозможные акции памяти, уроки и
внеклассные мероприятия по данной тематике.
Помимо этого, мы с детьми организовываем просмотр фильмов по истории
Холокоста, я очень часто говорю об этом на классных часах.
Задача учителя – помочь школьникам составить правильное представление
отом что такое Геноцид. Учащиеся неизбежно столкнутся с новыми и
сложными для них теоретическими положениями, понятиями, которые не
объясняются в большинстве учебников по новейшей истории.
Нам нужно воспитывать и учить наших детей так, чтобы уроки Холокоста
навсегда сохранились в памяти последующих поколений и способствовали
предотвращению актов геноцида в будущем.