Напоминание

Преподавание темы Холокоста в общеобразовательной школе. Из опыта работы.


Автор: Сиволонская Рената Хасановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ села Георгиевка муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Населённый пункт: село Георгиевка муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Наименование материала: доклад
Тема: Преподавание темы Холокоста в общеобразовательной школе. Из опыта работы.
Раздел: полное образование





Назад




Выступление на XVI ежегодной летней сессии

международных курсов преподавателей темы Холокоста

(г. Москва, июнь 2016 года)

«Уроки холокоста – путь к толерантности»

Сиволонской Ренаты Хасановны,

учителя истории и обществознания

МБОУ СОШ села Георгиевка

района имени Лазо Хабаровского края

Преподавание темы Холокоста в общеобразовательной школе.

Из опыта работы.

История Второй мировой и Великой Отечественной войны – это не только

«страницы доблести и славы, но и общечеловеческая трагедия, страдания

миллионов людей, огромное количество жертв среди мирного населения. Без

раскрытия этих сторон войны невозможно создать у современной молодежи

представления о грандиозном столкновении сил «добра» и «зла» в мире в середине

ХХ века. Тема Холокоста выступает как составная часть исторического материала,

помогающего

более

объемно

представить

картину

войны

и

геноцида,

осуществлявшегося нацистами.

Школьный возраст – важнейший период в развитии человека. Школьник

активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает

различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от

того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих

поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не

конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к

ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования

в развитие культуры мира на Земле. Многие преподаватели предпочитают не

касаться этой темы из-за еѐ многогранности и сложности. Учителю часто не

хватает часов, чтобы рассказать о человеке на войне, о его страданиях, о том, как

война ломает жизнь и судьбы людей, как нелегко остаться личностью в

экстремальных ситуациях.

Помимо этой проблемы существует и другая – это отсутствие учебной

литературы по данной теме или ее ограниченность. В школьных учебниках

истории информации о геноциде и о Холокосте фактически нет, а если и есть, то

она очень урезана. Да и вообще о человеческих страданиях в учебниках писать

особо не принято, только сухие факты и цифры. Хотя на мой взгляд, в условиях

современного мира, когда очень высок уровень агрессии у подростков, когда мир

стоит на пороге новых проблем (это и развитие экстремизма, терроризм,

возрождение нацизма в некоторых странах.), нужно больше времени и сил уделять

формированию толерантности и терпимости, психологическому воспитанию

будущих взрослых людей. Чтобы, осознавая свою идентичность и причастность к

одному народу, мы не забывали о терпимости и принятии. О том, чему уже

научила нас история. Для того чтобы трагедия подобной Холокосту никогда не

повторилась.

Темне менее, не смотря на проблемы, с которыми сталкиваются учителя,

работающие по данной теме, она привлекает все больше и больше внимания. Во

многих учебных заведениях эта тема освещается, в том числе и в нашем.

Обращаясь к истории Холокоста, мы рассматриваем её как основу для

формирования толерантности. Подобная подача материала позволяет сделать

толерантность не абстрактным понятием, а живым историческим примером.

Универсальный характер понятия «Холокост» даёт возможность преподавать

данную тему как междисциплинарную, интегрирующую в себе различные

подходы. Подобную

работу

возможно

осуществлять

как

в

рамках

специализированных тем, так и через различные учебные курсы. Это может быть

спецкурс, а нашей школе, как наверно и во многих дргих уже второй год будет

проводится факультативный курс «Уроки Холокоста – путь к толерантности»

урок, самостоятельная работа (чтение литературы), конкурсы - образовательных

учреждений, региональные, межрегиональные. Опыт подобной работы уже

существует какв нашей, так и в других организациях.

В нашей школе мы приурочили рассказ о Холокосте к памятным датам

календаря:

Сентябрь (29) – День памяти жертв Бабьего Яра, были проведены

внеклассные мороприятия в старших классах по данной тематике

Ноябрь (9-16) – Неделя, посвященная толерантности во время уроков

обществознания и истории мы много говорили именно о трагедии еврейского

народа, о недопустимости нацизма всовременном мире.

9 ноября – юбилей «Хрустальной ночи» (1938). Просмотр с детьми старших

классов фильма «

Хрустальная ночь Еврейский погром-1938

»

16 ноября – Международный день толерантности. Уроки толерантности во

всех классах. Классные часы проводили практически все классные

руокводители и в них касались темы Холокоста

27 января – Международный День Памяти жертв Холокоста. Были

проведены внеклассные мероприятия «Два дневника.», на уроках истории в

этот и последующие дни, я выбирала время для рассказа о истории

Холокоста.

Апрель – май – цикл мероприятий, посвященных Дню Победы в Великой

Отечественной войне (9 мая). Всевозможные акции памяти, уроки и

внеклассные мероприятия по данной тематике.

Помимо этого, мы с детьми организовываем просмотр фильмов по истории

Холокоста, я очень часто говорю об этом на классных часах.

Задача учителя – помочь школьникам составить правильное представление

отом что такое Геноцид. Учащиеся неизбежно столкнутся с новыми и

сложными для них теоретическими положениями, понятиями, которые не

объясняются в большинстве учебников по новейшей истории.

Нам нужно воспитывать и учить наших детей так, чтобы уроки Холокоста

навсегда сохранились в памяти последующих поколений и способствовали

предотвращению актов геноцида в будущем.



В раздел образования