Напоминание

Развитие интеллекта и мелкой моторики дошкольника


Авторы: Закатина Нина Юрьевна, Нина Юрьевна Закатина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Вешкаймский лицей имени Б.П.Зиновьева при УЛГТУ ,дошкольные группы " Малышка"
Населённый пункт: р.п.Вешкайма,Ульяновская область
Наименование материала: Конспект комплексного занятия
Тема: Развитие интеллекта и мелкой моторики дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занятие интеллектуального и сенсорного

развития в подготовительной группепо теме «Семья»

Автор Закатина Н.Ю.,

воспитатель дошкольной группы

МБОУ Вешкаймского лицея

им. Б.П. Зиновьева при УлГТУ

Тема: Семья

Продолжительность: 30 минут

Цели:

-уточнение и расширение знаний о семье, членах семьи, родственных

связях;

-

формирование

компонентов

интеллектуальной

и

сенсорной

готовности к школе. Развитие мелкой моторики руки ребенка.

Задачи:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

- формировать понятие о семье;

-систематизировать знания детей о том, кем приходятся друг другу

члены семьи;

- дать представление об обязанностях, которые выполняют члены

семьи.

2. РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

- развивать зрительное и слуховое внимание: учить слышать и слушать

друг друга и педагога;

- развивать логическое мышление;

-формировать представление о членах семьи, как о людях, которые

помогают и заботятся друг о друге;

-

активизировать

мышцы

лица

через

передачу

эмоционального

состояния;

-совершенствовать общую и мелкую моторику.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

-воспитывать желание помогать старшим членам семьи, заботиться

друг о друге.

Формируемое

познавательное

действие:

формирование

представление о семье, ее членах; развитие мелкой моторики рук.

Ориентировочная

основа

(ООД)

познавательного

действия

занятия:

Создание целостного представления о семье на основе признаков:

-

отношения между понятием семья и представлениями о членах

семьи;

-

соотношения

между

пространственным

расположением

предметов и их элементами;

-

отношения

между

образом

семьи

и

ее

воплощением

представления о ней с помощью разных материалов.

1. Организационный момент.

Дети заходят в группу и встают в круг.

- Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном

кружочке. Мне очень приятно видеть, что у вас хорошее настроение и я хочу,

чтобы оно не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за

руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту,

радость от нашей встречи!

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

2.Проблемная ситуация.

Ребята, постарайтесь отгадать, что здесь зашифровано (ребус 7Я).

3.Сообщение темы.

Правильно, сегодня мы будем говорить о семье.

(Работа по сюжетной картине).

Что вы видите на картине? (Это дом).

Назовите людей, живущих в этом доме. (Бабушка, дедушка, папа, мама,

девочка и мальчик).

Как вы думаете, это родственники или посторонние люди? (Это

родственники).

Как называют родственников, живущих вместе? (Правильно, это

семья).

Семья – это родственники, живущие в одном доме, которые любят друг

друга и заботятся друг о друге.

Назовите всех членов семьи. (Бабушка, дедушка, мама, папа, сын и

дочь).

Назовите самых старших членов семьи. (Бабушка и дедушка).

Назовите самых младших членов семьи. (Мальчик и девочка).

Как назватьодним словом мальчика и девочку, кто это? (Это дети.)

Кем приходятся друг другу мальчик и девочка. (Они брат и сестра).

А кем приходятся мальчик (девочка) бабушке с дедушкой? (Мальчик

для дедушки с бабушкой внук. Девочка для дедушки с бабушкой – внучка).

А, как маму и папу назвать одним словом, кто они для детей? (Они

родители).

Кем приходится девочка родителям? (Девочка для них дочка). А кем

приходится мальчик маме и папе? (Мальчик для мамы и папы – сын).

4. Пальчиковая гимнастика «Семья»

- А сейчас вместе выполним семейную зарядку:

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)

5.Дидактическая игра с палочками «Выложи палочками смешного

человечка» (дети выкладывают палочками кого-нибудь из членов своей

семьи)

6. Сейчас я предлагаю вам подобрать как можно больше слов о каждом

члене семьи.

Дети садятся на ковёр, воспитатель по очереди катает каждому мяч, а

ребёнок называет слово и катит мяч обратно.

Мама (какая?), папа (какой?), бабушка (какая?), дедушка (какой?).

7. А сейчас мы с вами поиграем: Игра малой подвижности «Нарисуй

пальцем на манке веселого человечка» (рисуют пальчиками фигуру

человека).

8.Дидактическое упражнение «Корзина добрых дел» (сделаем

подарок маме – бусы из комочков бумаги»)

9.Упражнение - Дорисуй узор (рисуют дом, в котором живет их

семья)

10.Подведение итогов.

- Ребята, я надеюсь, что ваши семьи обязательно будут дружными,

здоровыми, весёлыми. А вы в свою очередь постарайтесь не забывать

радовать своих близких хорошими поступками.

Диагностика развития моторики рук у детей 6-7 лет.

Автор Закатина Н.Ю.,

воспитатель дошкольной группы

МБОУ Вешкаймского лицея

им. Б.П. Зиновьева при УлГТУ

Диагностика № 1

Уровень развития ручной ловкости у детей старшего дошкольного

возраста, определяется с помощью следующих игр:

-

бросать мяч диаметром 10 см. в стенку с расстояния 1 м.,

-

метание в цель, расположенную на высоте 1 метр, то правой, то

левой рукой,

-

удары мяча о пол, и ловля его после отскока.

Оценка результатов. Если в течение 30 секунд, ребенок бросил мяч в

цель и поймал его 20 раз или более - координация рук его хорошая, от 15 до

20 раз - удовлетворительная, меньше 15 - недостаточная. Если ребенок не

может поймать мяч после удара о пол, стенку, не только одной, но и двумя

руками, ручная ловкость его низкая.

Диагностика № 2

Уровень развития мелкой моторики руки можно определить по

характеру выполнения ребенком несложных игр и упражнений, «Игры с

пальчиками».

-

Кончики пальцев упираются в поверхность стола. Ребенок по

очереди отрывает от стола каждый палец, сначала на одной руке, потом на

другой,

потом на обеих одновременно.

На

первом этапе

взрослый

демонстрирует характер движений, затем ребенок действует самостоятельно.

-

Исходное положение пальцев такое же, как и в предыдущем

задании. Взрослый демонстрирует ребенку несложный ритм, который он

учится отстукивать сначала пальцами одной руки, затем другой и потом

обеими одновременно. На первом этапе взрослый и ребенок отстукивают

заданный ритм вместе, затем ребенок действует самостоятельно.

-

«Езда

по

дорожке».

Ребенку

предлагается

«проехать

по

дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома

(они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает

различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в

верхнем правом углу листа А-4, машина - в нижнем левом.

Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому

домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке -

образце педагог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью

карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на

бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или

произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с

дороги.

Оценка результатов.

При достаточном для поступления в школу

уровне развития мелкой моторики руки «Игры с пальчиками» обычно не

вызывают у ребенка затруднений. Результат «Езды по дорожке» оценивается

как высокий, если «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш

отрывается от бумаги не более 3 раз; результат считается низким, если

имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки. Даже при отсутствии

выездов результат оценивается как низкий, если в рисунках наблюдаются:

«неровная», «дрожащая» линия: очень слабая, почти невидимая линия; очень

сильный

нажим,

почти

рвущий

бумагу;

многократное

проведение

карандашом по одному месту. Во всех промежуточных случаях результат

оценивается как средний.

Диагностика №3 «Кто там?»

Материалы: два тканевых непрозрачных мешочка, 2 маленьких и 2

больших квадрата, 2 маленьких и 2 больших равнобедренных треугольника,

2 маленьких и 2 больших прямоугольника.

Процедура проведения: Фигуры помещаются в два мешочка. Ребенок 5

лет должен найти одновременно двумя руками одинаковые фигуры в

мешочках, назвать их и показать педагогу.

Оценка результатов.

За каждую правильную пару ребенку начисляется балл. Максимальное

количество - 6 баллов.

Детям 6-7 лет задание можно усложнить. Ребенок должен найти

одновременно

двумя

руками

разные

фигуры

в

мешочках:

большой

треугольник и маленький квадрат; маленький прямоугольник и большой

треугольник; маленький квадрат и большой прямоугольник.

Оценка результатов.

За

каждое

правильно

выполненное

дополнительное

задание

начисляется балл. В этом случае максимальное количество баллов - 9.

Диагностика № 4

Графический диктант на выявление умения строить свою деятельность

по словесной инструкции и умения самостоятельно продолжать выполнять

поставленную задачу.

Материал: лист бумаги в клетку, карандаш.

Ребёнок выполняет задание, следуя чётким указаниям преподавателя.

Оценка результатов.

Высокий уровень - диктант выполняет точно и правильно.

Средний

уровень

-

в

диктанте

допускает

ошибки,

которые

воспроизведены.

Низкий уровень - задание не выполняет.

Эксперимент нельзя проводить с плохо видящими детьми.

Условия проведения диагностики:

-

Взрослый сидит напротив ребёнка (лучше за столом).

-

Приспособления, пособия, предметы положены перед ребёнком

строго на середину стола.

-

Обстановка

тестирования

спокойная,

благожелательная.

Взрослый не акцентирует внимание на то, что он проводит тестирование.

-

Установка: «Давай мы поработаем вместе: Я буду давать тебе

задания, а ты старайся их хорошо выполнять».



В раздел образования