Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в современной школе


Автор: Чужинова Вера Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1" г. Липецка
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: Доклад на педсоведе о здоровьесберегающей технологии
Тема: Здоровьесберегающие технологии в современной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии в современной школе

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья

наиболее

значима.

По

данным

официальной

статистики

и

эпидемиологических исследований, в нынешних социально-экономических

условиях резко снижается здоровье российских школьников, и оно намного

хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран. Если существенно

не изменить в благоприятном направлении условия, влияющие на состояние

здоровья, следует ожидать его дальнейшего ухудшения.

Здоровье каждого человека определяется соотношением внешних и

внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и степенью

противостояния нежелательным влияниям, уровнем защиты от них, с другой

стороны. Устранение вредных факторов (корректировка окружающей среды)

и повышение устойчивости к ним (тренировка, увеличение адаптационных

способностей организма) определяют направление усилий по сохранению и

укреплению здоровья.

При анализе причин заболеваний детей и подростков отмечается

многокомпонентность и разнонаправленность воздействия факторов риска на

растущий организм.

Наиболее интенсивными факторами риска являются:

- интенсификация обучения (использование технических средств обучения);

- переход на новые формы и методы обучения (по длительности учебной

недели);

- учебный стресс (до 80% учащихся испытывают воздействие стресса);

- снижение двигательной активности;

- влияние светового, воздушно-теплового режима, подбор учебной мебели;

- несбалансированное питание.

Негативное влияние на состояние здоровья оказывают многие факторы.

Например, по данным экологов и медиков, большую часть территории нашей

страны составляют зоны экологического неблагополучия. Чем слабее

организм человека, тем тяжелее последствия для его здоровья от воздействия

вредных факторов окружающей среды.

К числу неблагоприятных антропогенных и техногенных факторов

относится широкий спектр патогенных воздействий:

- электромагнитные поля;

- частые поездки на транспорте («транспортное утомление»);

-

социально-психологические

стрессы,

неизбежные

при

интенсивных

межличностных взаимодействиях;

- травмирующая психику информация. Именно эти атрибуты городской

жизни

определяют

происхождение

значительной

части

неврозов,

депрессивных

состояний,

психосоматических

заболеваний,

проявлений

агрессии.

Кроме того, на здоровье школьника оказывает влияние и группа

«внутришкольных» факторов, имеющее

непосредственное отношение к

проблеме

здоровьесберегающих

образовательных

технологий,

в

т.

ч.

Интенсификация учебного процесса.

Интенсификация учебного процесса идет различными путями. Первый –

увеличение количества учебных часов. Другой вариант интенсификации –

реальное уменьшение учебных часов при сохранении или увеличении объема

учебного материала.

Частое следствие интенсификации – усталость, утомление, переутомление

учащихся. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и

хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и

других заболеваний.

Во время организации учебно-воспитательного процесса необходимо

соблюдать

гигиенические

требования

при

оборудовании

общеобразовательных учреждений; учитывать требования к воздушно-

тепловому режиму, водоснабжению и канализации, к естественному и

искусственному освещению, шумовой изоляции, режиму учебного процесса,

организации

медицинского

обслуживания,

санитарному

состоянию

и

питанию.

Следует выделить учебно-организационные (особенности устава школы и

норм школьной жизни, участие родителей учащихся в образовательном

процессе,

психологический

климат

в

педагогическом

коллективе,

интегрированность учреждения в окружающий социум, позиция и уровень

компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья

учащихся и др.) и психолого-педагогические факторы (особенности возраста

и темперамента).

Одна из первых задач педагога – научить детей с самого раннего возраста

ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Важно также на своем личном

примере демонстрировать здоровый образ жизни. Только в этом случае мы

можем надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не

только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

В последнее время становится понятной некоторая ограниченность

традиционной классно-урочной системы организации учебного процесса, в

связи с чем актуальна задача поиска наиболее эффективного применения

современных образовательных технологий.

Технология – это прежде всего, системный метод создания, применения и

определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом

технических и человеческих ресурсов.

В классификации образовательных технологий довольно условно можно

выделить следующие группы:

- технологии управленческой деятельности;

- технологии организации учебного процесса;

- технологии организации познавательной деятельности обучающихся;

- технологии воспитательной работы;

- частнопредметные технологии;

- коррекционные технологии и др.

Среди

перечисленных

технологий

отсутствует

термин

«здоровьесберегающие технологии». Здоровьесберегающая педагогика не

может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то

же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все

направления деятельности учреждения образования по формированию,

сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник

должен получить за время учебы знания, которые впоследствии пригодятся

ему.

Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто

с

помощью

технологий

здоровьесберегающей

педагогики,

которые

рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-

воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

Педагог,

владея современными педагогическими знаниями,

в тесном

взаимодействии

с

учащимися,

с

их

родителями,

с

медицинскими

работниками, с коллегами, планирует свою работу с учетом приоритетов

сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

- Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.

- Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма

развития психофизиологических возможностей детей.

-

Индивидуально-дифференцированный

подход

основное

средство

оздоровительно-развивающей работы с обучающимися.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения –

обеспечить

школьнику

возможность

сохранения

здоровья

за

период

обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и

навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в

повседневной жизни.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно

рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной

технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность

тех

принципов,

приемов,

методов

педагогической

рабблты,

которые,

дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их

признаком здоровьесбережения.

Одним из вариантов здоровьесберегающих технологий является

медицинская профилактическая работа, проводимая в образовательных

учреждениях. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья

школьников, профилактику инфекционных заболеваний, но уже не с

помощью образовательных технологий.

Творческий характер образовательного прцесса – обязательное условие

здоровьесбережения.

Как правило, возможности для реализации творческих задач достигаются

использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм

обучения.

Одним из косвенных индикаторов оценки является степень интереса

школьника к учебе, конкретному предмету, часто облеченная в желание или

нежелание идти в школу

Один из принципов здоровьесберегающей педагогической тактики состоит

в том, что не учитель должен «навязывать» ученику информацию, а ученик

должен запросит ее у учителя и получить требуемый ответ.

Задача педагога – научить учащегося спрашивать. А для этого необходимо

сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание

того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задавать вопрос.

Схематично модель работы по вышеназванной технологии, ведущей к

здоровьесбережению, включает в себя три этапа:

- на первом учитель сообщает ученикам информацию, построенную с таким

расчетом, чтобы стимулировать вопросы учащихся;

- на втором этапе учащиеся задают вопросы;

- на третьем – учитель на них отвечает.

Сравнение этой технологии с традиционной показало снижение

утомляемости учащихся и лучшее качество усвоения даже большего объема

материала.

В

качестве

основополагающих

принципов

здоровьесберегающих

технологий можно выделить:

-

создание

образовательной

среды,

обеспечивающей

снятие

всех

стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера

доброжелательности,

доверия,

индивидуальный

подход,

создание

для

каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного

развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния;

- творческий характер образовательного процесса;

- обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок – субъект

образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально

вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение

работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью;

-

построение

учебно-воспитательного

процесса

в

соответствии

с

закономерностями становления психологических функций;

- предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового

материала, принцип целостности;

- осознание ребенком успешности в любых видах деятельности;

- рациональная организация двигательной активности;

- обеспечение адекватного восстановления сил (смена видов деятельности);

- обеспечение прочного запоминания (повторение);

- создание комплексной системы закаливания детей.

Здоровье ребенка отнесено к приоритетным направлениям социальной

политики в области образования. На решение задач по сохранению здоровья

обучающихся и воспитанников направлены городские программы и акции,

как в частности, в г. Липецке – акция «Мой выбор – здоровье».



В раздел образования