Автор: Чужинова Вера Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1" г. Липецка
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: Доклад на педсоведе о здоровьесберегающей технологии
Тема: Здоровьесберегающие технологии в современной школе
Раздел: начальное образование
Здоровьесберегающие технологии в современной школе
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья
наиболее
значима.
По
данным
официальной
статистики
и
эпидемиологических исследований, в нынешних социально-экономических
условиях резко снижается здоровье российских школьников, и оно намного
хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран. Если существенно
не изменить в благоприятном направлении условия, влияющие на состояние
здоровья, следует ожидать его дальнейшего ухудшения.
Здоровье каждого человека определяется соотношением внешних и
внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и степенью
противостояния нежелательным влияниям, уровнем защиты от них, с другой
стороны. Устранение вредных факторов (корректировка окружающей среды)
и повышение устойчивости к ним (тренировка, увеличение адаптационных
способностей организма) определяют направление усилий по сохранению и
укреплению здоровья.
При анализе причин заболеваний детей и подростков отмечается
многокомпонентность и разнонаправленность воздействия факторов риска на
растущий организм.
Наиболее интенсивными факторами риска являются:
- интенсификация обучения (использование технических средств обучения);
- переход на новые формы и методы обучения (по длительности учебной
недели);
- учебный стресс (до 80% учащихся испытывают воздействие стресса);
- снижение двигательной активности;
- влияние светового, воздушно-теплового режима, подбор учебной мебели;
- несбалансированное питание.
Негативное влияние на состояние здоровья оказывают многие факторы.
Например, по данным экологов и медиков, большую часть территории нашей
страны составляют зоны экологического неблагополучия. Чем слабее
организм человека, тем тяжелее последствия для его здоровья от воздействия
вредных факторов окружающей среды.
К числу неблагоприятных антропогенных и техногенных факторов
относится широкий спектр патогенных воздействий:
- электромагнитные поля;
- частые поездки на транспорте («транспортное утомление»);
-
социально-психологические
стрессы,
неизбежные
при
интенсивных
межличностных взаимодействиях;
- травмирующая психику информация. Именно эти атрибуты городской
жизни
определяют
происхождение
значительной
части
неврозов,
депрессивных
состояний,
психосоматических
заболеваний,
проявлений
агрессии.
Кроме того, на здоровье школьника оказывает влияние и группа
«внутришкольных» факторов, имеющее
непосредственное отношение к
проблеме
здоровьесберегающих
образовательных
технологий,
в
т.
ч.
Интенсификация учебного процесса.
Интенсификация учебного процесса идет различными путями. Первый –
увеличение количества учебных часов. Другой вариант интенсификации –
реальное уменьшение учебных часов при сохранении или увеличении объема
учебного материала.
Частое следствие интенсификации – усталость, утомление, переутомление
учащихся. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и
хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и
других заболеваний.
Во время организации учебно-воспитательного процесса необходимо
соблюдать
гигиенические
требования
при
оборудовании
общеобразовательных учреждений; учитывать требования к воздушно-
тепловому режиму, водоснабжению и канализации, к естественному и
искусственному освещению, шумовой изоляции, режиму учебного процесса,
организации
медицинского
обслуживания,
санитарному
состоянию
и
питанию.
Следует выделить учебно-организационные (особенности устава школы и
норм школьной жизни, участие родителей учащихся в образовательном
процессе,
психологический
климат
в
педагогическом
коллективе,
интегрированность учреждения в окружающий социум, позиция и уровень
компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья
учащихся и др.) и психолого-педагогические факторы (особенности возраста
и темперамента).
Одна из первых задач педагога – научить детей с самого раннего возраста
ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Важно также на своем личном
примере демонстрировать здоровый образ жизни. Только в этом случае мы
можем надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не
только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
В последнее время становится понятной некоторая ограниченность
традиционной классно-урочной системы организации учебного процесса, в
связи с чем актуальна задача поиска наиболее эффективного применения
современных образовательных технологий.
Технология – это прежде всего, системный метод создания, применения и
определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом
технических и человеческих ресурсов.
В классификации образовательных технологий довольно условно можно
выделить следующие группы:
- технологии управленческой деятельности;
- технологии организации учебного процесса;
- технологии организации познавательной деятельности обучающихся;
- технологии воспитательной работы;
- частнопредметные технологии;
- коррекционные технологии и др.
Среди
перечисленных
технологий
отсутствует
термин
«здоровьесберегающие технологии». Здоровьесберегающая педагогика не
может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то
же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все
направления деятельности учреждения образования по формированию,
сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник
должен получить за время учебы знания, которые впоследствии пригодятся
ему.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто
с
помощью
технологий
здоровьесберегающей
педагогики,
которые
рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-
воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.
Педагог,
владея современными педагогическими знаниями,
в тесном
взаимодействии
с
учащимися,
с
их
родителями,
с
медицинскими
работниками, с коллегами, планирует свою работу с учетом приоритетов
сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:
- Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.
- Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма
развития психофизиологических возможностей детей.
-
Индивидуально-дифференцированный
подход
–
основное
средство
оздоровительно-развивающей работы с обучающимися.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения –
обеспечить
школьнику
возможность
сохранения
здоровья
за
период
обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и
навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в
повседневной жизни.
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно
рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной
технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность
тех
принципов,
приемов,
методов
педагогической
рабблты,
которые,
дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их
признаком здоровьесбережения.
Одним из вариантов здоровьесберегающих технологий является
медицинская профилактическая работа, проводимая в образовательных
учреждениях. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья
школьников, профилактику инфекционных заболеваний, но уже не с
помощью образовательных технологий.
Творческий характер образовательного прцесса – обязательное условие
здоровьесбережения.
Как правило, возможности для реализации творческих задач достигаются
использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм
обучения.
Одним из косвенных индикаторов оценки является степень интереса
школьника к учебе, конкретному предмету, часто облеченная в желание или
нежелание идти в школу
Один из принципов здоровьесберегающей педагогической тактики состоит
в том, что не учитель должен «навязывать» ученику информацию, а ученик
должен запросит ее у учителя и получить требуемый ответ.
Задача педагога – научить учащегося спрашивать. А для этого необходимо
сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание
того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задавать вопрос.
Схематично модель работы по вышеназванной технологии, ведущей к
здоровьесбережению, включает в себя три этапа:
- на первом учитель сообщает ученикам информацию, построенную с таким
расчетом, чтобы стимулировать вопросы учащихся;
- на втором этапе учащиеся задают вопросы;
- на третьем – учитель на них отвечает.
Сравнение этой технологии с традиционной показало снижение
утомляемости учащихся и лучшее качество усвоения даже большего объема
материала.
В
качестве
основополагающих
принципов
здоровьесберегающих
технологий можно выделить:
-
создание
образовательной
среды,
обеспечивающей
снятие
всех
стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера
доброжелательности,
доверия,
индивидуальный
подход,
создание
для
каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного
развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния;
- творческий характер образовательного процесса;
- обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок – субъект
образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально
вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение
работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью;
-
построение
учебно-воспитательного
процесса
в
соответствии
с
закономерностями становления психологических функций;
- предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового
материала, принцип целостности;
- осознание ребенком успешности в любых видах деятельности;
- рациональная организация двигательной активности;
- обеспечение адекватного восстановления сил (смена видов деятельности);
- обеспечение прочного запоминания (повторение);
- создание комплексной системы закаливания детей.
Здоровье ребенка отнесено к приоритетным направлениям социальной
политики в области образования. На решение задач по сохранению здоровья
обучающихся и воспитанников направлены городские программы и акции,
как в частности, в г. Липецке – акция «Мой выбор – здоровье».