Автор: Дырбеева Альбина Лопсоновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: г. Мирный Мирнинский район республика Саха Якутия
Наименование материала: Авторская статья " Технология активных методов обучения в начальной школе""
Тема: "Технология активных методов обучения в соответствии ФГОС"
Раздел: начальное образование
Технология АМО(активные методы обучения).
Целью школьного образования являются приобретение определенного набора знаний
и умений, раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для
реализации его природных способностей.
Существуют такие методы для эффективного и качественного обучения, такие
формы организации процесса, которые способствуют развитию личности, повышению
мобильности и обеспечивают уверенное достижение поставленных новыми стандартами
образовательных целей.
Они получили название активные методы обучения. В основе этих методов заложен
игровой принцип обучения. Их включение в образовательный процесс позволяет создать
открытую, мотивирующую среду, как на уроке, так и во внеклассной работе.
Активные методы обучения – это методы, стимулирующие познавательную
деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный
обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются
высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в
смысле активизации учебной деятельности различны, они зависят от природы и
содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога.
Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность
и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе
освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом
действии
и
творческом
характере
обучения,
интерактивности,
разнообразных
коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме
организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном
подходе к обучению, движении и рефлексии.
Применение системы активных методов содействует достижению комплекса
образовательных эффектов – обучения, воспитания, развития и социализации личности
обучающегося.
По структуре, в соответствии с технологией, образовательное мероприятие делится на
логически связанные фазы и этапы.
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия.
Этапы:
Инициация (приветствие, знакомство).
Вхождение или погружение в тему (определение целей урока).
Определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока и
формирование безопасной образовательной среды).
Фаза 2. Работа над темой
Этапы:
Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации).
Проработка содержания темы (групповая, парная работа).
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия.
Этапы:
Эмоциональная разрядка (разминка).
Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока).
Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Будучи
логически связанными и взаимодополняя друг друга, фазы и этапы обеспечивают
целостность и системность образовательного процесса. Для каждого этапа используются
соответствующие активные методы.
К
активным
методам начала
образовательного мероприятия
относятся АМ
приветствия и знакомства, целеполагания, выяснения ожиданий и опасений.
В начале урока или мероприятия необходимо создать позитивную атмосферу в
классе,
установить
хороший
контакт
с
обучающимися.
Для
этого
можно
использовать активные методы приветствия.
Пример метода приветствия.
Метод «Поздоровайся глазами».
Ребята должны поздороваться с учителем и друг с другом не словами, а молча -
глазами. При этом постараться глазами показать, какое у них сегодня настроение.
С этого упражнения можно начинать любой урок. Также на этом этапе можно
использовать еще один метод «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание,
должны коснуться друг друга локтями, улыбнуться, сказать доброе слово.
А вот еще одна разновидность этого метода:
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на
первый-второй-третий и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были
направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были
направлены вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет
локти в
стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только две минуты.
За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников,
коснувшись друг друга локтями.
Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более
серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в
течение нескольких минут.
АМ выяснения целей, ожиданий и опасений.
Объяснение целей любого урока позволяет обучающемуся, во-первых, понять,
каких результатов он должен достигнуть к моменту завершения урока, во-вторых,
сосредоточиться на той деятельности, которая приводит к запланированным результатам.
А в-третьих, эффективно начать погружение в изучаемый материал. Недаром методы
целеполагания часто называют методами вхождения или погружения в тему. Ясное
представление результатов, которых от него ожидают, помогает ребенку почувствовать
себя уверенно, сконцентрироваться на ключевых моментах и активно включиться в
работу.
В начале учебного года или четверти, на первом уроке по новому предмету или в
начале новой темы очень важно определить: какие цели стоят перед обучающимися, что
он сам ожидает от обучения, а также чего опасается. Выяснение возможных опасений
обучающихся очень важно для создания безопасной, психологически комфортной
обстановки в классе, в школе.
Такие методы, как «Разгадай кроссворд», «Инструментальный пазл», «Прогноз
погоды», «Фруктовый сад», «Список покупок», «Разноцветные листы» и др. позволяют
эффективно провести постановку целей урока и выяснение ожиданий и опасений
обучающихся.
Пример АМ определения целей
Метод «Инструментальный пазл».
На общем столе в произвольном порядке расположены следующие предметы:
книга, блокнот, флэш-карта, лазерный диск, фотография, тетрадь для нот, зубная паста.
Учитель озвучивает предметы. Обучающимся предлагается найти лишний предмет и
ответить на вопросы: «Почему этот предмет лишний? Для чего могут быть использованы
оставшиеся предметы?» (для хранения информации).
Затем учитель спрашивает у класса: «Как вы думаете, какова тема сегодняшнего
урока? Каковы цели нашего урока?» (учащиеся формулируют тему урока, озвучивают
цели, учитель при необходимости дополняет ответы ребят).
Пример АМ выяснения ожиданий и опасений
Метод «Прогноз погоды».
Заранее готовятся два плаката: на одном нарисовано яркое красивое улыбающееся
Солнышко, на другом мрачная серая Туча. Обучающимся раздаются также заранее
вырезанные из бумаги желтые солнышки и серые тучки.
Учитель предлагает обучающимся определить, что они ожидают от обучения и
чего
опасаются.
Ожиданий
и
опасений
может
быть
несколько.
К
числу
ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, способы работы на уроках,
атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников…
Свои ожидания ученикам предлагается написать на солнышках, а опасения - на
тучках. Те, кто записал, подходят к соответствующим плакатам и прикрепляют свои
ожидания и опасения. После того как все ученики прикрепят свои солнышки и тучки,
учитель озвучивает «прогноз погоды» на урок и подводит итог.
Этот
метод
изложения
материала
помогает
обучающимся
следить
за
аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы.
АМ организации самостоятельной работы над темой
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы
обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Для
работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки»,
«Экспертиза» и др. Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор»,
«Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы
обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».
Пример АМ организации самостоятельной работы над темой
Метод «Автобусная остановка» Учитель определяет количество обсуждаемых
вопросов новой темы. Участники разбиваются на группы по числу вопросов.
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене
или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме.
Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы,
относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы
и записываются ключевые моменты.
Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей
автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости,
дополняют их в течение 3 минут и т.д. Исправлять существующие записи, сделанные
предыдущей группой нельзя.
Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут
знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет
представлять материал.
В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости
вносит коррективы и подводит итоги работы.
Метод «На линии огня». Ученики делятся на две команды. Одна команда
отвечает за аргумент «за», другая за аргумент «против». Команды начинают дискуссию по
предлагаемому преподавателем вопросу. Одни называют только доводы в пользу, другие
– против этого. Каждый старается убедить противника в своей правоте. Через 2-4 минуты
противники меняются местами и меняют аргументацию на противоположную.
Метод сигнальных карточек «Светофор». Учащиеся показывают зеленую
сигнальную карточку, если работа выполнена, красную – если нужна помощь.
Эффективно и эффектно завершить урок, внеклассное мероприятие, родительское
собрание можно, применив АМ релаксации и АМ рефлексии.
Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на уроке. Ведь иногда
нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться,
восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из
класса.
(
Под тихую музыку).
Закройте, пожалуйста, глаза. Наберите грудью побольше воздуха
и ощутите солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Вы
слышите, как кричат чайки, и чувствуете себя сейчас совершенно спокойно и
безмятежно. Потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза и снова будьте здесь, свежи и
полны бодрости.
Пример активных методов релаксации
Метод «Земля, воздух, огонь и вода». Учитель просит обучающихся по его
команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий
вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно
впитывает кислород из воздуха. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов.
Можно предложить всем несколько раз зевнуть. Зевота – естественный способ
компенсировать недостаток кислорода.
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и
почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на
пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть вверх.
Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени.
Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются
подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто
представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные
движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи,
бедра, колени.
АМ подведения итогов урока (рефлексия, анализ и оценка урока)
Подведение итогов, обобщение результатов, выяснение впечатлений от обучения
помогают учащимся еще раз «пропустить через себя» все произошедшее на уроке,
оглянуться и оценить реализованные и приобретенные знания и умения, выявить успехи и
неудачи, определить степень достижения целей (ожиданий) и четко понять – что дальше?
Не менее ценным является то, что у обучающегося появляется осознанность и
осмысленность своих действий, появляется ясное понимание того, как вложенные усилия
содействуют личным успехам, развитию, росту. Такое осознание способствует
приобретению навыков самообразования и самосовершенствования, укрепляет мотивацию
и уверенность ребят в собственных силах.
Для педагога подведение итогов и анализ результатов урока не менее важны, чем
для обучающихся. Необходимо оценить не только действия и результаты обучающихся,
но и свою работу, определить, что получилось хорошо, а что оказалось реализованным не
до конца. Оценка проведенного урока и рефлексия помогают учителю совершенствовать
свое мастерство, повышать качество проводимых уроков.
Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие АМ, как
«Ресторан», «Все у меня в руках», Мухомор», Все дело в шляпе» и др.Эти методы
позволяют эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
Метод «Ресторан». Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний
день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на
несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Метод «Все у меня в руках»
Учащиеся рисуют на листах бумаги свою руку, обводя ее контур, и вписывают
внутри контура ответы на вопросы:
Большой палец – над этой темой я хотел еще бы поработать. Указательный
палец – я узнал все, что хотел. Средний – мне совсем ничего не
понравилось. Безымянный – психологическая атмосфера на уроке. Мизинец – мне
захотелось…
Метод «Все дело в шляпе». Учащиеся передают друг другу шляпу (другой
предмет), по сигналу учителя тот, у кого осталась шляпа (другой предмет), анализирует
свою работу на уроке или ставит оценку тем, кто работал у доски, и обосновывает ее.
Кроме освоения учебной информации, АМО позволяет так же эффективно в
процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс.
Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание
своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за
себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные
ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.