Напоминание

"Развитие декоративно-прикладного творчества у учащихся начальной школы через внеурочную деятельность "Бисероплетение" в соответствии с требованиями ФГОС


Автор: Миягашева Вера Ильинична
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7"
Населённый пункт: г. Мирный Республика Саха Якутия
Наименование материала: Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Бисероплетение"
Тема: "Развитие декоративно-прикладного творчества у учащихся начальной школы через внеурочную деятельность "Бисероплетение" в соответствии с требованиями ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ «СОШ №7»

ОБСУЖДЕНО ПРИНЯТО

На заседании МО Педагогическим советом

учителей начальных классов Протокол №7 от от

30.08.2018г. 30.08.2018г.

Протокол №7 от 30.08.2018г. Директор МБОУ «СОШ №7»

Руководитель МО _________Л. В. Лобаскова

________ Т. Т. Таряшинова

«30» 08. 2018г.

«30» 08. 2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-

Декоративно прикладное искусство

«

»

Бисероплетение

Составитель:

Миягашева В.И., учитель начальных

классов МБОУ

Пояснительная записка

Актуальность

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического

направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами

искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с

различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного

опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу

познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми

ориентирами федеральных образовательных стандартов». Программа по внеурочной

деятельности

разработана

в

соответствии

с

требованиями

Федерального

государственного стандарта начального общего образования.

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для

развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама

внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их

удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Данная программа внеурочной деятельности «Бисероплетение» составлена

учителем начальных классов МБОУ «СОШ №7» г. Мирного Республики Саха (Якутия)

Миягашевой В. И.

Цель программы:

-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы

в области разных видов декоративно – прикладного искусства.

-Формирование

у учащихся устойчивых систематических потребностей к

саморазвитию, самосовершенствованию

и самоопределению

в процессе

познания

искусства, истории, культуры, традиций.

Задачи:

-Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного

искусства.

-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе

декоративно-прикладного искусства.

-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые

практические умения и навыки.

-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

- Приобщать школьников к народному искусству.

-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников,

развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

-Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Содержание программы внеурочной деятельности соотносится целям и задачам основной

образовательной программы МБОУ «СОШ № 7».

Содержание программы «Бисероплетение» является продолжением изучения

смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии) в освоении

различных видов и техник

искусства.

Большое внимание уделяется творческим

заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная

активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции,

цветоведения.

Программа способствует:

-развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;

-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

-формированию понятия о роли и месте декоративно-прикладного искусства в

жизни;

-освоению современных видов декоративно-прикладного искусства;

-обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности,

пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать

свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

-созданию

творческой

атмосферы

в

группе

воспитанников

на

основе

взаимопонимания коллективной работы;

-знакомству с историей пластилина, бумагопластики и изготовления кукол, с

народными традициями в данных областях.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических,

физических особенностей детей младшего школьного возраста.

Программа «Бисероплетение» разработана на четыре года занятий с детьми

младшего школьного возраста и

рассчитана на

поэтапное освоение материала на

занятиях во внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).

Основной

формой

работы

являются

учебные

занятия.

На

занятиях

предусматриваются

следующие

формы

организации

учебной

деятельности:

индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность

обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного

материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала

имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет

детей к высшей точке удивления и переживания.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ,

качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при

работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают

интерес детей.

Планируемые результаты

Освоение детьми программы

внеурочной деятельности по общекультурному

направлению

декоративно-прикладное

искусство

«Бисероплетение»

направлено

на

достижение комплекса

результатов в соответствии с требованиями федерального

государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение

выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных

результатов.

Личностные результаты

- учебно-познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству, как к

одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с

мультикультурной картиной современного мира;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических

творческих работ;

- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств:

трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность,

любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и

результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как

значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-

творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение

личности на эстетическом уровне;

- эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему

общечеловеческих ценностей.

Метапредметные рузультаты

Регулятивные

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности

для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о

цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои

действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов

посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки

и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и

способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить

коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- пользоваться средствами выразительности языка декоративно-прикладного искусства,

художественного конструирования;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного

создавать новые образы средствами декоративно-прикладного творчества;

- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой

информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность

реализации собственного или предложенного замысла.

Познавательные

- различать изученные виды декоративно-прикладного искусства, представлять их место

и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном

творчестве;

- осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и техник,

применяемых в декоративно-прикладном творчестве;

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать

многообразие видов и жанров искусства;

- художественно-образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного

восприятия мира;

- развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по

отношению к различным произведениям изобразительного декоративно-прикладного

искусства.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном

мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла и в изобразительно-

творческой деятельности в целом.

Коммуникативные

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить

свое общение со сверстниками и взрослыми;

- формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции

других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и

сотрудничества с партнером;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть

развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность,

трудолюбие, целеустремленность.

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей

проходит

через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании

портофолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки :

Однодневные: проводятся в конце каждого задания с целью обсуждения;

Постоянные: проводятся в помещении, где работают дети;

Тематические: по итогом изучения разделов, тем;

Итоговые: в конце года организуется выставка практических работ учащихся,

организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения

итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его

усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов

исполнительской

деятельности,

продукты

собственного

творчества,

материала

самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Предметные результаты

- уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;

- понимать образную сущность искусства;

-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях

пластических искусств, их чувствам и идеям;

-эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его

передачи средствами художественного языка;

-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства;

-создавать

элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в

пространстве;

-создавать графическими и живописными средствами выразительные образы

природы, человека, животного.

Учащиеся должны знать:

-основные виды бисерного искусства, история развития бисероплетения;

использование бисера в народном костюме; современные направления бисероплетения;

использование бисера для оформления интерьера;

-основные приёмы бисероплетения: параллельное, петельное, игольчатое плетение,

комбинирование приёмов;

-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс; Цветовое и

композиционное решение;

-общие понятия построения объемно-пространственной композиции; понятия:

масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия;

-сувенир, виды и назначение сувениров.

Учащиеся должны уметь:

-передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику

стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом

местных условий);

-наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы

предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для

создания выразительных образов;

-моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;

-пользоваться средствами выразительности языка

декоративно-прикладного

искусства, художественного конструирования;

-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного

искусства, изображающие природу, человека, явления;

-понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и

учиться у мастеров прошлого;

-осознавать, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но

еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;

-учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного

искусства;

- называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами:

ножницы, игла;

- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей;

-наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

-подбирать

материалы

в

зависимости

от

назначения

и

конструктивных

особенностей изделия;

-сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях,

творческих работах;

-добывать необходимую информацию (устную и графическую);

-анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;

-определять основные конструктивные особенности изделий;

-подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия

в целом;

-соблюдать общие требования дизайна изделий;

-

планировать

предстоящую

практическую

деятельность,

осуществлять

самоконтроль.

Учебно-тематическое планирование

Тематический план занятий по программе «Бисероплетение»

1 год обучения. (1 час в неделю)

Номер

раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ

I

Введение: правила техники безопасности.

1

1

II

Бисероплетение

3

2

1

Вводное

занятие.

Основные

виды

бисерного

искусства. Техника безопасности

1

1

2

Знакомство

с

основными

технологическими

приемами низания на проволоку

2

1

1

3

Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в

технике параллельного низания (утенок, лягушка,

гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и

др.)

23

23

4

Низание крестиками

6

6

2 год обучения. (1 час в неделю)

Номер

раздела

,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ

I

Введение: правила техники безопасности

1

II

Бисероплетение

33

1

Техника параллельного низания. «Мышка»,

«Кит»

8

1

7

2

Техника параллельного низания.

«Бабочка»

7

1

6

3

Аппликация из бисера. «Подарок к 8 марта».

10

1

9

4

Бисерная цепочка с петельками.

8

1

7

3 год обучения. (1 час в неделю)

Номер

раздела

,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ

I

Введение: правила техники безопасности

1

Вводное занятие

1

1

II

Бисероплетение

3

2

1

Техника «французского» плетения

10

1

9

2

Бисерные «растения» в горшочках

11

1

10

3

Объемные картины – панно, выполненные на

проволоке

11

1

10

4 год обучения. (1 час в неделю)

Номер

раздела

,

темы

Названия разделов и тем

Количество часов

Итоговы

й

проект

Дата

план

факт

всего

теор

.

практ

I

Введение:

правила

техники

безопасности. Чему будем учиться на

уроках.

1

II

Бисероплетение

34

1

Бисероплетение – как способ оформления

интерьера

1

1

2

Праздничные сувениры

16

1

14

1

3

Цветочные композиции - букеты

16

1

14

1

Итоговое

занятие.

Выставка

«Наши

достижения».

1

1

Содержание программы «Бисероплетение».

Первый год обучения (33 ч.)

Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в

приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с

материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.),

знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление

простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего

места.

Введение: правила техники безопасности -1ч.

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и

оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

-32 .

Бисероплетение

ч

1.Вводное занятие.

Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.

План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование

бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Инструменты и

материалы,

необходимые

для

работы.

Организация

рабочего

места.

Правильное

положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ.

2.Знакомство

с

основными

технологическими

приемами

низания

на

проволоку.

Основные приёмы бисероплетения- параллельное, петельное, игольчатое плетение.

Комбинирование приёмов. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая часть.

Выполнение отдельных элементов

3.Параллельное низание.

Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь,

божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.) Основные приёмы бисероплетения,

используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное,

петельное и игольчатое

плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ

моделей. Зарисовка схем.

Практическая часть

.

Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов.

Сборка брошей, брелков или закладок. Подготовка основы для брошей. Составление

композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

4. Низание крестиками

Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в

крестик”. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”.

Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и

зарисовка простейших схем.

Практическая часть.

Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по низанию

цепочки в крестик. Изготовление браслета “ёлочка”. Выполнение украшений для кукол,

брошей, кулонов и брелоков.

5.

Итоговое занятие. Выставка –ярмарка.

Содержание программы «Бисероплетение».

2

(34 .)

год обучения

ч

Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных

умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия,

работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.

Введение: правила техники безопасности-1ч.

1.Чему будем учиться на занятиях.

Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий

декоративно – прикладного искусства. Правила техники безопасности. ППБ.

Бисероплетение-33ч.

1.Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит».

Знакомство с техникой объемного параллельного плетения. Технология слоистого

плетения.

Практическая часть. «Мышка», «Кит».

2.Техника параллельного низания. «Бабочка»

Технология

слоистого

плетения.

Техника

двойного

соединения.

Правила

выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и

бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.

Практическая часть. «Бабочка»

3.Аппликация из бисера. «Открытка»

Понятие

«аппликация».

Исторический

экскурс.

Анализ

образцов.

Приёмы

бисероплетения, используемые для изготовления аппликации: параллельное, петельное,

игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения

элементов аппликации. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Практическая часть.

Выполнение отдельных элементов аппликации. Составление

композиций. Сборка и закрепление бисерных элементов . Использование аппликации для

оформления открытки, интерьера.

4.Бисерная цепочка с петельками.

Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками.

Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения.

Практическая часть. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению

различных подвесок и их подплетению к цепочкам.

«

».

Содержание программы Бисероплетение

3

(35 .)

год обучения

ч

На третий год обучения, учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных

представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении

подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в

соответствии с поставленной задачей.

Введение: правила техники безопасности-1ч

1.Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.

Основные декоративные элементы интерьера. Правила техники безопасности. ППБ.

Бисероплетение -34ч.

1.Техника «французского» плетения (низания дугами).

Назначение и правила выполнения «французского плетения»

Практическая часть

.

Освоение изученных приёмов бисероплетения.

Изготовление

объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками).

2.Бисерные «растения» в горшочках.

Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов. Комбинирование

приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев.

Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая часть. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: букета

цветов. Составление композиций весенних,

летних, осенних и зимних букетов.

Подготовка основы. Прикрепление элементов композиции к основе.

3.Объемные картины – панно, выполненные на проволоке.

Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на

проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка

схем выполнения объёмных миниатюр.

Практическая часть.

Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов.

Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление

композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

4. Итоговое занятие. Выставка «Наши достижения».

Содержание программы «Бисероплетение».

4

(35 .)

год обучения

ч

Четвертый

год направлен

на обучение учащихся проектной деятельности:

разрабатывать

замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии,

демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми

группами.

Введение: правила техники безопасности-1ч.

1.Чему будем учиться на занятиях.

Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий

декоративно

прикладного

искусства.

Работа

над

проектом.

Правила

техники

безопасности.

Бисероплетение-34ч.

1.Бисероплетение – как способ оформления интерьера

Демонстрация

изделий.

История

развития

бисероплетения.

Современные

направления

бисероплетения.

Использование

бисера

для

оформления

интерьера.

Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места.

Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности,

ПДД, ППБ.

2.Праздничные сувениры

Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления

изделий: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование

приёмов. Техника выполнения элементов изделий. Выбор материалов. Цветовое и

композиционное решение.

Практическая часть.

Выбор изделий: украшение новогодних игрушек. Сердечки –

«валентинки». Выполнение отдельных элементов изделий. Составление композиций.

Сборка и закрепление.

3.Цветочные композиции – букеты

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов:

параллельное,

петельное,

игольчатое

плетение,

низание

дугами.

Комбинирование

приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев.

Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая часть.

Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий:

брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних

букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью.

Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков

и других предметов.

Список литературы

Основная литература:

Григорьев,

Е.

И.

«Современные

технологии

социально

-

культурной

деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004

Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно –

методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов –

организаторов,

специалистов

по

дополнительному

образованию

детей,

руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических

учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.

Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /

Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).

Дополнительная литература:

Астраханцева,

С.

В.

Методические

основы

преподавания

декоративно

прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю.

Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д:

Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж:

НПО «Модек», 1997.

Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н.

Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.

Каргина,

З.

А.

Технология

разработки

образовательной

программы

дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5.

– С. 11-15.

Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для

руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд.,

дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система

заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под

ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.

– (Стандарты второго поколения).]

Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.

Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов

по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.

Примерные

программы

внеурочной

деятельности.

Начальное

и

основное

образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А.

Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е

изд. – М.: Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).

Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е.

Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.

Сборник авторских программ дополнительного обрю детей / Сост. А. Г. Лазарева. –

М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.

Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб.

пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. салина, Н. Г. Крылова, О. В.

Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

– 240с.

Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для

проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.

Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б.

Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14

Список литературы для детей

Основная литература:

Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. –

160с., ил.

Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н.

Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.

Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель:

АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).

Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

– 48с. – (Город мастеров).

Дополнительная литература:

Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В.

Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия:

«Бабушкин сундучок»).

Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина –

Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров).

Ляукина, М. В. Бисер. – М.: АСТ –ПРЕСС, 1999. – 176 с.: ил. – («Основы

художественного ремесла»).

Терминологический словарь

к программе «Бисероплетение»

Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания

на нитку, леску или проволоку.

Бисероплетение — вид декоративно-прикладного искусства , рукоделия - создание

украшений, художественных изделий из бисера , к которой , в отличие от других

техник, где он применяется ( ткачество с бисером , вязание с бисером , плетение из

проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений , бисерной мозаики и

вышивки бисером ) бисер является не только декоративным элементом , но и

конструктивно-технологическим .

Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.

Задача – то, что требует исполнения,

разрешения. Это работа или часть ее,

выполненная определенным способом в определенный период.

Инструкция — содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих

порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.

Интерьер – художественно оформленное убранство помещения.

Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика,

бумаги,

дерева

и других материалов. Слово «кукла» используется не только в

прямом, но и в переносном смысле.

Кокошник – от слова «кокош» - курица. Убор замужних женщин, молодух. Носили

до рождения первого ребенка.

Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.

Народная игрушка –

неотъемлемый

элемент

каждой

этнической культуры,

специальный предмет, использующийся в детских играх.

Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых

воплощаются традиции.

Обрядовые куклы – служили изображением духов и божеств, выполняли функции

талисманов и оберегов, выступали в роле символа в ритуальных играх и

представлениях, а также были средством передачи детям религиозных верований и

приобщения их к традиционной культуре народа.

Силуэт

— ограниченное контуром отображение чего-либо.

Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи.

Сувенир (фр. souvenir - воспоминание, память) — предмет, предназначенный

напоминать о чём-то.

Сувенирная кукла - относится к куклам-игрушкам, перешедшим в пассивную

категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения.

Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве,

искусстве.

Традиция — набор представлений,

обычаев,

привычек

и навыков

практической

деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из

регуляторов общественных отношений.

• Эскиз

(фр. esquisse) —

предварительный

набросок,

фиксирующий

замысел

художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части.

Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая

работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.

Практические работы учащихся

«Лето»

«Летняя композиция»

«Жарки»



В раздел образования