Автор: Чужинова Вера Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1" г. Липецка
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: Преемственность в формировании духовно-нравственных качеств учащихся в начальной и основной школе
Раздел: начальное образование
Преемственность в формировании
-
духовно нравственных качеств учащихся в
начальной и основной школе
Выступление на педагогическом совете
Учителя начальных классов Чужиновой В. Л.
31.03.2016г.
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная
роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана
воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты
молодых
россиян,
готовить
их
к
жизни
в
высокотехнологичном
конкурентном мире. (слайд 1)
С этой целью проводятся занятия по внеурочной деятельности в 3А классе
«Юные исследователи».
Правовой базой для составления программы являются следующие
документы: (слайд 2)
- Программа развития «Школа позиционного определения»;
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года;
- Образовательная программа НОО.
Цель работы по патриотическому воспитанию:
формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к
обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку
зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с
моделью “Гражданина - патриота России”.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи: (слайд 3)
- сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и
свобод личности;
- сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной
культуры;
- сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
-
сформировать
внутреннюю
потребность
личности
в
постоянном
совершенствовании;
- вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к
жизни в современной действительности.
В
результате
реализации
программы
обеспечивается
достижение
учащимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые
распределяются по 4-м направлениям:
- «Моя школа – моя судьба»;
- «Связь поколений»;
- «Растим патриота и гражданина России»;
- «Мой край родной». (слайд 4).
Решая вышеперечисленные цели и задачи на занятиях, я использую
следующие формы работы:
- Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального,
регионального, Всероссийского);
- Участие в социальных акциях;
- Создание и реализация социальных проектов.
Но особое внимание мы уделяем исследовательской работе, т. к. эта
деятельность
лежит
в
основе
предметно-деятельностного
подхода
в
обучении. Проектно-исследовательскую работу мы применяем как во
внеурочное, так и в урочное время.
Сегодня
мы
покажем
вам
фрагмент
внеклассного
мероприятия,
проводимого в рамках Недели Православной культуры «Святые воины земли
русской. А. Невский», где учащиеся покажут, как они умеют работать с
информацией, находить главное.
Исследовательская работа в группах «Жизнь Великого князя Александра
Невского».
Класс делится на три группы по 4 человека. Каждой группе даётся задание и
подборка материала об Александре Невском. Надо выпустить мини-листовку
(А4) по своему заданию.
1 группа – княжение Александра в Новгороде.
2 группа – 1240 г. – Невская битва.
3 группа – 1242 год – Ледовое побоище.
4 группа – Александр Невский и Золотая орда.
Учащимся даётся дополнительный материал для исследования. На работу
отводится 15 минут, после чего заслушиваются ответы.
В конце занятия подводится итог, где мы должны определить, какой был А.
Невский как личность.
Таким образом, используя проектно-исследовательскую работу на уроке и во
внеурочное время, мы формируем
- универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные и
коммуникативные);
- умение добывать информацию из различных источников;
- представлять её в виде законченного результата, т. е. проекта (выставка).
Всё вышесказанное способствует выполнению программы духовно-
нравственного развития учащихся начальной школы и будет являться
стартовой площадкой для преемственности программы воспитания и
социализации учащихся основной школы.