Автор: Шаймуратова Альбина Раисовна
Должность: педагог до
Учебное заведение: МБОУ ДО "ЦДТ "Созвездие"
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: методический материал, конспект занятия
Тема: "Мир художественных профессий. Правила выбора."
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО
ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ» ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
«Утверждаю»
Заведующая отделом
изо-прикладного творчества Директор МБОУ ДО
_______ Посохова Н. Л. ЦДТ «Созвездие»
«__» ________ 2020 г. Октябрьского
района
принят на заседании городского округа
методического совета город Уфа Республики
Пр.№______________ Башкортостан
«__»_________2020 г. ________ Петунина Т.Е.
«__» _________2020 г.
План-конспект профориентированого занятия
Тема «
Мир художественных профессий. Правила выбора
.»
Автор:
Шаймуратова
Альбина Раисовна,
педагог ДО высшей категории
Уфа-2020
Дата проведения: 20 ноября 2020
Возраст: 10-13 лет
Ход встречи
1.
Приветствие
2.
Вводное слово «Добрый день, ребята. Сегодня я вновь хочу обратиться
к теме «Мир художественных профессий». Как вы думаете, почему? Вам
ведь еще не скоро предстоит выбирать профессию для себя?
Вот если слушать учёных и людей, которые серьёзно относились к
выбору своей будущей профессии, то они нам говорят, что мы уже с вами
опоздали, потому что начинать выбирать профессию нужно чуть ли не с 5-ти
летнего возраста. А почему? Потому, что человек становится счастливым на
работе только тогда, когда ему интересен сам предмет деятельности (он
увлечен) и у него это хорошо получается. Поэтому каждый человек, который
хотел бы правильно выбрать себе профессию, должен очень хорошо
понимать, а что ему действительно интересно (что его очень увлекает). А
интересы и способности могут меняться со временем, а могут нет! Значит
нам нужно за ними следить.
И я предлагаю вам на наших занятиях не только обучаться рисованию,
но иногда задумываться и о будущей профессии, ведь ваш интерес к нашим
занятиям может постепенно перерасти в профессиональный интерес.
Поэтому сегодня мне снова хотелось бы обратиться к теме «Мир
художественных профессий: а что интересно вам?»
3.
Для начала давайте вспомним, о каких профессиях мы уже говорили с
вами
4.
Просмотр мультимедийной презентации «Художественные профессии»
Вопрос: Как вы думаете, какая из художественных профессий могла бы вас
заинтересовать и почему? Выберите из предложенного списка.
5.
Как же сделать правильный выбор из этого большого списка
художественных профессий?
Чтобы не ошибиться и не затеряться в большом мире профессий
посмотрим следующую презентацию по теме: «Моя будущая профессия.
Правила выбора»
Давайте разберемся, с чего надо нужно начинать выбор профессии.
Перед вами «Формула выбора профессии»
Сделать
правильный
выбор
–
значит
найти
профессию,
которая
учитывает 3 параметра:
«Хочу» - это Ваши интересы и склонности. Это те занятия, которые Вы
делаете с интересом, с желанием, по собственной инициативе (как в
школе, так и во внеурочное время).
«Могу» - это Ваши возможности. Разные профессии требуют от человека
определенных:
личностных качеств,
способностей,
знаний и умений.
При выборе профессии важно учесть также состояние здоровья (позволит
ли оно учиться и работать по интересующей профессии).
«Надо»
- востребованность профессии. Это знание о перспективных
видах
деятельности,
новых
профессиях,
а
также
о
том,
какие
специальности пользуются спросом на рынке труда и какова вероятность
трудоустройства по выбираемой профессии.
Соответственно, профессию надо выбирать, где совпадают круги ХОЧУ-
МОГУ-НАДО. Это и есть формула успешного выбора профессии. Ребята,
теперь вы знаете формулу успешного выбора профессии. Надеюсь, вы ее
сохраните у себя в памяти и примените ее в жизни.
6. А теперь познакомимся с правилами выбора профессии, которые нам
предлагает автор В.В. Борейша.
«Правило супермаркета»
Супермаркет – большой магазин. В нем у покупателя всегда есть варианты
выбора, а, значит, возможность купить самый подходящий товар. А в лавочке
или киоске – нет.
Жизнь предлагает вам множество вариантов профессиональной карьеры. Но
некоторые школьники торопливо, не подумав как следует, выбирают только
один вариант, а остальные отбрасывают: «Это не для меня!» И в результате
оказываются как в лавочке, без выбора.
Не спешите уходить из «супермаркета», у вас еще есть время
попривередничать, поперебирать варианты.
«Правило переселения на Луну»
Если вы просто, для собственного удовольствия любуетесь Луной, то вам все
равно, как устроена ее обратная сторона. Но если вы собрались переселиться
на Луну, выбрали ее для жительства, то полезно выяснить, что же творится
на темной стороне.
У всего есть светлая и темная, положительная и отрицательная сторона, «+»
и «-». Выбирая, всегда проясняйте для себя как достоинства, так и недостатки
каждого варианта.
«Правило обладателя бинокля»
Если вы стоите на развилке дорог, а на шее у вас – бинокль, то глупо не
посмотреть в него. Вы увидите то, что не видно невооруженным взглядом, и
лучше поймете, что вас ожидает в пути и в конце каждой из дорог.
Если вы стоите перед различными вариантами карьеры, а ваш мозг может
заглянуть вдаль лучше всякого бинокля, не поленитесь, проверьте
последствия каждого выбора, последствия ближние (чем каждый вариант
обернется через 1-3 года) и последствия дальние (через 10-15 лет).
У шахматистов это называется «просчитать ходы». Гроссмейстер
просчитывает на 20 ходов вперед – и выигрывает. Новичок – на 2-3 и
проигрывает.
«Правило занудного ювелира»
Ювелиры – люди богатые. А почему? Потому что занудные. Потому что
бриллианты не на глаз оценивают, а очень тщательно взвешивают. На очень
тонких весах. Иначе – прогоришь.
Выбирая из нескольких вариантов профессий, полезно хоть на час стать вот
таким занудным ювелиром. А весы у вас есть – ваши ум и сердце.
«Правило целостного ума»
У вас есть две руки, и глупо было бы ремонтировать стул или заплетать косу
только одной. Тем более глупо пользоваться при выборе профессии только
одной частью ума. У вас есть левое и правое полушарие.
Левое в основном отвечает за абстрактное мышление, за анализ и синтез, за
логичность. Правое – работает конкретными воображаемыми образами
(«картинками»).
Если при сложных жизненных выборах оседлаешь только левое полушарие,
то получишь четкое, обдуманное, но, возможно, нежизнеспособное решение,
если только правое – то решение получается сочным, воодушевляющим, но
часто рыхлым, неточным или импульсивным.
Только при активной и согласованной работе всех частей: левого и правого
полушарий, сознания, подсознания и сверхсознания (интуиции) у вас есть
шанс сделать точный выбор, принять, как говорят американцы,
«работающее» решение.
«Правило идущего в Киев»
Допустим, вам хочется в Киев. Допустим, вы не знаете, как туда попасть. Что
вам делать? Спрашивайте, спрашивайте, спрашивайте, спрашивайте. И
слушайте, слушайте, слушайте, слушайте. Язык до Киева доведет.
Чем больше вы будете расспрашивать своих друзей, учителей,
родственников, знакомых, тем яснее поймете, чего вы хотите и что можете
получить.
А вот – на всякий случай – еще два дополнительных правила:
«Утешительное правило»
Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно
ошибаться.
Не бойтесь ошибиться при выборе профессии. У вас будет возможность
поменять ее. Вам даже придется менять ее на протяжении жизни – и не один
раз. Правда, за ошибку придется заплатить – потерей темпа движения, хотя
бы временным отставанием от своих сверстников.
«Правило карате»
Если не знаете, что делать – сделайте шаг вперед. Это уж на крайний случай
– если не выполнили 7 основных правил и дотянули до последнего.
Шагнете – и попадете в то место, где все немного понятнее.
7. А теперь я предлагаю задание «Закончи предложения…»
.
Люди работают ради…
.
Настоящий труд – это…
.
При выборе профессии люди часто не учитывают…
.
В любом профессиональном труде самое важное…
.
Счастье – это…
8. Итак, сегодня мы
выяснили
факторы,
влияющие
на
выбор
профессии.
А так же проверили
ваши знания
о
многообразии
профессий.
Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ:
"Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с
радостью
возвращаешься
домой",
а
известный
советский
педагог
Константин Дмитриевич Ушинский написал: «Если вы удачно выберете
труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».
Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор
своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым
человеком, в том числе и перед вами
9.Спасибо вам за работу. Мы говорили с вами о том, что выбирать свою
будущую профессию нужно как можно раньше. Вспомнили, какие
художественные профессии существуют в настоящее время и какими
правилами нужно руководствоваться при выборе будущей профессии.