"ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
Автор: Рязанова Раиса Ивановна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №55 Населённый пункт: г. Воронеж Наименование материала: статья Тема: "ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ" Раздел: полное образование
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
За много лет применения компьютерных технологий на уроках и во
внеклассной работе я научилась более требовательно относиться к готовым
компьютерным программам, к их месту на уроках, научилась видеть их
сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. Учителя русского
языка
и
литературы
особенно
осторожно
относятся
к
применению
компьютера на уроке.
Задачи,
стоящие
перед
учителем-словесником,
во
многом
отличаются
от
целей
и
задач
других
учителей-предметников.
По
большому
счету
наша
главная цель - это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие
творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой
личности. Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с
текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем -
словесником, который собирается использовать возможности компьютера на
своих
уроках,
всегда
возникают
вопросы
о
целесообразности
его
использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени
компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том,
какие дидактические функции можно возложить на компьютер.
Я применяю компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решать
специальные практические задачи, записанные в программе по русскому
языку
и
литературе
:
формирование
прочных
орфографических
и
пунктуационных
умений
и
навыков;
обогащение
словарного
запаса;
овладение
нормами
литературного
языка;
знание
лингвистических
и
литературоведческих
терминов;
наконец,
формирование
общеучебных
умений и навыков.
Без процесса информатизации образования уже невозможно представить
современную
школу.
Учителю
русского
языка
необходимо
сформировать
прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить
словарный
запас
учащихся,
научить
их
владеть
нормами
литературного
языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.
В
своей
работе
я
использую
готовые
программные
продукты
"Большую
энциклопедию
Кирилла
и
Мефодия",
Интернет-ресурсы,
текстовые
материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для
уроков.
Дидактический
материал,
представленный
в
компьютерном
варианте,
решает
несколько
задач:
повышает
производительность
труда
учителя
и
учащихся на уроке; увеличивает объем использования наглядности на уроке;
экономит время учителя при подготовке к уроку.
Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она
приводит
к
целому
ряду
положительных
эффектов:
обогащает
урок
эмоциональной
окрашенностью;
психологически
облегчает
процесс
усвоения; возбуждает живой интерес к предмету познания; расширяет общий
кругозор учащихся.
Прослушивание художественной литературы в электронном варианте
выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в
библиотеках или просто им легче слушать, чем читать.
Электронные
словари
и
энциклопедии
позволяют
мобильно
получить
дополнительные знания и использовать их на уроке.
Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов,
которые
можно
включить
в
презентацию.
Применение
ИКТ
на
уроках
литературы приводит к целому ряду положительных результатов:
создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации
по биографиям и творчеству писателей XIX и XX веков; повышает качество
обучения;
усиливает
интерес
к
изучению
предмета;
рационально
распределять
время
урока;
доходчиво
объяснять
материал,
делать
его
интересным.
При
объяснении
нового
материала
на
уроке
я
использую
предметные
коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-
экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом
существенно меняется технология объяснения - я комментирую информацию,
появляющуюся
на
экране,
по
необходимости
сопровождаю
е е
дополнительными объяснениями и примерами. Применение ИКТ эффективно
при подготовке и проведении учителем различных форм
урока:
мультимедийной
школьной
лекции,
урока
-
наблюдения,
урока
-
семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии.
Мультимедийный проект может подготовить как учитель, так и ученики.
Самостоятельная деятельность учащихся по созданию презентаций может
быть индивидуальной, парной, групповой, важно учитывать и пристрастия
ребят, их желания.
Мультимедийная презентация учителя используется при первом знакомстве с
новой темой, а ученическая оправдает себя на обобщающих уроках.
Сегодня во всем мире идет интенсивный поиск новых форм обучения на
основе компьютерных технологий, разрабатываются программные средства
учебного
назначения,
которые
могут
быть
использованы
в
обучении
учащихся
различным
школьным
предметам.
Назрела
насущная
необходимость
вовлечения
компьютера
в
массовое
образование.
Самая
естественная форма работы учителя - урок.
Главной задачей является организация такого урока. С одной стороны,
компьютер
является
средством
повышения
эффективности
процесса
обучения.
С
другой
стороны, использование
компьютера
без
учета
особенностей
дидактических
процессов
оказывает
негативное
влияние
на
здоровье
школьников и на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа
с
компьютером
связана
со
значительными
умственными,
зрительными
и
нервно-эмоциональными нагрузками.
Поэтому необходимо учитывать и недостатки:
• диалог с программой обычно лишен эмоциональности;
• не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной
культуры учащихся;
• материал, как правило, подается в условной, сильно сжатой и однообразной
форме;
• контроль знаний ограничен несколькими формами - тестами
или программированными опросами.
Как видим, недостатков у компьютерного обучения не меньше, чем
достоинств. Однако отказываться от компьютера в образовании нельзя, но
нельзя
и
злоупотреблять
компьютеризацией.
Компьютер
не
должен
и
не
может
заменить
учителя,
его
живого
и
эмоционального
общения
с
учащимися. В то же время недопустимой является и фронтальная работа с
учащимися, сидящими за компьютером, на протяжении всего урока.
Примером ненужных учебных программ может служить множество тестов
типа
"выбери
правильный
ответ"
или
длинных
лекций,
которые
нужно
проматывать на экране. Учебная программа не должна быть "книжкой на
экране". Она дополняет учебники, используя все возможности современных
компьютеров.