Напоминание

"Приобщение как средство воспитания и педагогическая категория"


Автор: Филатова Марина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "Агалатовская СОШ"
Населённый пункт: д. Агалатово, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Приобщение как средство воспитания и педагогическая категория"
Раздел: начальное образование





Назад




Приобщение как средство воспитания и педагогическая категория Понятие «приобщение» применяется в современных педагогических исследованиях достаточно часто, при этом подчеркивается его важность и значимость в образовании. Так, А.Г. Асмолов приобщение рассматривает как главную идею развития вариативного образования XXI в. [1]. Смысловое значение понятия «приобщение» связано с личностью, ее бытием в культуре, ценностями, мировоззренческими установками, духовным воспитанием и трактуется достаточно широко. В области педагогики исследователями раскрываются отдельные свойства категории приобщения. Данные исследования показывают, что приобщение - это особый процесс, имеющий свою специфику и связанный с внутренним духовным развитием человека, обращенный к его духовной сфере. При этом не удалось проследить единую ориентацию, раскрывающую суть категории приобщения, его смысловое содержание. Это позволило сделать вывод о том, что в педагогической науке данное понятие не стало еще объектом научного осмысления и требует определения его смыслового содержания, сущностных характеристик, категориального статуса, выявления отношений со сходными категориями. Качество образовательной деятельности всецело связано с ясностью понимания смыслового содержания понятия «приобщение». Рассматривая понятие «приобщение» в области педагогического знания, мы обратились к областям, где это понятие наиболее разработано, - к философии, богословию, психологии. На основе анализа работ Н.А. Бердяева, С.Л. Братченко, учения Василия Великого, Л. Леви-Брюль, В.И. Слободчикова, М. Хайдеггера выделим сущностные характеристики понятия «приобщение», в которых раскрывается его смысловое содержание. Так, у Н.А. Бердяева [2] особенностью приобщения является его познавательный смысл, приобщение рассматривается как необходимая ступень к познанию. Приобщение у Бердяева обращено к духовному миру человека, ведет к поиску сути идей, смыслов и акцентирует внимание на главных вопросах познания: познаваем ли мир и что познается в мире? Приобщение по Бердяеву призвано преодолевать объективацию и через нее погружаться в духовное, подсознательное, восходящее к сверхсознанию. Сходны с мыслью Н.А. Бердяева и представления Василия Великого [5]. По его мнению, суть приобщения в единении двух миров: материального и духовного. Как отмечает Л. Леви-Брюль [7], еще в ранних обществах единство материального и духовного составляло основу миропонимания человека, реальность здесь была окрашена особыми влияниями, отношениями, силами, значениями. Таким образом, приобщение связано с обращением человека к своему внутреннему миру, преодолением объективации и стремлением познать духовную сущность вещей, выстроить отношение к миру через понимание духовной сферы. Морфологическая структура понятия «приобщение» позволяет выделить корневое ядро - «общение», являющееся основной психологической категорией. С.Л.
Братченко [3] обращает внимание на механизмы общения, запускающие жизнеизменяющие человеческие процессы. Он приходит к выводу, что общение может быть не только горизонтальным, но и глубинным, проходящим несколько уровней глубины общения, от уровня «формальных отношений» к уровню «интимности». В выводах С.Л. Братченко можно увидеть характер приобщения в его многомерном измерении, состоящем в единении внутренних и внешних процессов в человеке. Внешняя сфера связана с материальным, объектным миром и отношением человека к этому миру. Внутренняя сфера относится к личностному, индивидуальному в человеке. Погружение человека в мир духовный через материальный, предметно-объектный мир позволяет настроить «интимное» общение с мировой духовной сферой окружающей реальности, взглянуть через мировое духовное знание на собственную материальную жизнь, на себя как целостность материальную и духовную. Таким образом, смысловое содержание понятия «приобщение» заключается в единении внешних и внутренних процессов в человеке, меняющих его жизнь. Приобщение - это общение человека через мир материальный с миром духовным, цель приобщения - развитие человека в его духовной сущности, его духовное изменение [4]. Двусоставность морфологической структуры понятия приобщения представлена корневым ядром «общение» и приставкой «при». Приставка несет значение «добавления, сближения, скрепления в чем-нибудь» и образует существительное со значением примыкания к чему-нибудь, что позволяет соотнести его смысловое содержание с понятиями «часть» и «общее». По В.И. Слободчикову [8], общность - единение групп людей на уровне ценностей и смыслов, внутреннее духовное приятие людей. И, как отмечает Л. Леви-Брюль, представления людей в такой общности не зависят в своем бытии от отдельной личности, их невозможно осмыслить и понять путем рассмотрения индивида как такового, так как они присущи всем членам общности и передаются из поколения в поколение [7]. Исходя из смыслового содержания понятия «общение», приобщение может рассматриваться как взаимодействие ныне живущих людей с людьми прошлого времени в рамках одного сообщества, воздействие прошлых поколений на людей настоящего времени, процесс установления и развития контактов между поколениями, направленный на выработку «единой программы взаимодействия». По этим основаниям смысловые характеристики приобщения связаны с изменением в личностном состоянии человека и направлены на выработку общего взаимодействия, единения с этнокультурным сообществом. Такую сущностную характеристику мы можем обозначить как осознание себя частью общего или своей сопричастности общему. В словаре В.И. Даля [6] понятие «приобщить» используется в значении «прилагать одно к другому в одно целое», что позволяет соотнести смысловое содержание данного понятия с понятием целостности как нераздельного соединения элементов или частей. Следовательно, содержание приобщения включает в себя некое постоянство, или стремление к поддержанию определенного постоянства.
Рассмотрим понятие «приобщения» в соотношении к одной из основных категорий педагогики: «воспитание». Термин «приобщение» в некоторых педагогических определениях входит в категорию воспитания как деятельность воспитателя. Как в процессе воспитания, так и в ходе приобщения происходит соприкосновение человека с миром ценностей, норм, идей, смыслов, значений, что оказывает влияние на формирование его мировоззрения, на поведение человека и выстраивает определенные отношения человека с миром культуры, с обществом. Одним из смысловых значений категории воспитания является вскармливание, питание. В ходе приобщения духовным питанием для человека, постоянно восполняющим его, становятся ценности и смыслы общества, сохраненные в культуре, традициях. Духовное питание в этом смысле происходит не одномоментно, а постоянно, отсюда целью приобщения является приучение к необходимости восполнять и поддерживать определенный уровень духовного состояния, получаемого от прикосновения к культуре. Содержание «приобщения» связано со знаниями, заложенными в культуре, в общественном опыте, но сами знания как некая информация, получаемая из реальной действительности, не обеспечивают стремления к постоянному соприкосновению с ними, они являются способом прорыва к значениям, сущностям, смыслам. Ценности и смыслы, скрытые в мире объективного, материального, проявляются не сразу - в результате смыслопоисковой деятельности, познания себя, нахождения повышенной личной значимости приобщения, познания материальной и духовной сторон интересующей реальности, объединения их в целостность. В результате внутренней «борьбы и метаний», прохождения кризисных состояний формируются взгляды и убеждения человека, осуществляется передача опыта подрастающему поколению, подготовка их к жизни, и при этом в самом человеке вырабатывается стремление к поддержанию такой деятельности. Можно заметить, что в содержании понятия приобщения заложена динамическая составляющая, связанная с «изменением», «достраиванием», «осознанием». Итак, динамическая структура понятия «приобщение» включает в себя разные состояния и может быть рассмотрена в широком и узком значениях. С одной стороны, приобщение проявляется как ступень к познанию, понимается как проникновение в ходе познания в ценностно-смысловую сферу объективной реальности. С другой - приобщение как целостная динамическая система, проявляется в специфически человеческой необходимости соединения, общения с миром сверх материального, с высшей духовной сферой, осознании ценностно-смыслового опыта, накопленного в культуре, обществе. Стремление к постоянному общению со сферой духовного мира не присуще человеку изначально. Именно это «приобщение» сходно с педагогической категорией «воспитание» как деятельности, направленной на формирование системы взглядов, убеждений и отношений личности. Для приобщения в образовании характерен анализ духовной сферы материального мира, постижение знаний, норм, деятельности, характеризующее человека как духовную личность, готовую воспринимать, анализировать и критически оценивать, осознавать материальный мир на уровне осмысления.
В образовательной практике согласно Федеральному государственному образовательному стандарту [9] приобщение ориентировано на достижение личностных результатов школьника, выступает средством обеспечения «воспитания способности к духовному развитию», понимания норм, правил, идеалов, хранимых в культуре. Приобщение к традициям культуры дает возможность школьнику понять себя самого, определить свое место в этнокультурном сообществе, раскрыться как этническая индивидуальность, вырасти духовно, выработать свой собственный способ гармоничного поведения в обществе на основе традиций. Педагогическими характеристиками процесса приобщения являются направленность на духовное изменение в человеке, осознание себя частью общего или своей сопричастности общему, экзистенциональное достраивание человеческой целостности. Список литературы 1.Асмолов, А.Г. Психология XXI века и рождение образовательного пространства в России / A.Г. Асмолов // Новое время, новая дидактика : сборник. - М., 2001. - С. 15-16 2. Бердяев, Н.О. О назначении человека [Электронный ресурс] / Н.О. Бердяев. – Режим доступа: krotov/library/02_b/berdyaev/1931_026_01.html (дата обращения 05.01.2015) 3. Братченко С.Л.Экзистенциальная психология глубинного общения. - М., 2001. - 197 с. 4. Бурова Н.В. Категория «приобщение» в гуманитарно-целостных исследованиях [Электронный ресурс]. Режим доступа: elibrary (дата обращения 22.12.2014) 5. Василий Великий Святитель. Нравственные правила / Святитель Василий Великий. - М. : Сибирская Благозвонница, 2011. - 208 с. 6. Даль В.И. Толковый словарь живaго великорусского языка / В.И. Даль // Толковый словарь Даля онлайн. [Электронный ресурс]. Режим доступа: slovardalja/word.php?wordid=33193 (дата обращения 22.12.2014) 7. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюль // Психология мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. - М. : Изд-во МГУ, 1980. - С. 130-140. 8. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека : Введение в психологию субъективности : учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков., Е.И. Исаев. - М. : Школа-Пресс, 1995. - 384 с. 9.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М. : Просвещение, 2011. - 400 с.


В раздел образования