"Приобщение как средство воспитания и педагогическая категория"
Автор: Филатова Марина Петровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОБУ "Агалатовская СОШ" Населённый пункт: д. Агалатово, Ленинградская область Наименование материала: статья Тема: "Приобщение как средство воспитания и педагогическая категория" Раздел: начальное образование
Приобщение как средство воспитания и педагогическая категория
Понятие «приобщение» применяется в современных педагогических
исследованиях достаточно часто, при этом подчеркивается его важность и
значимость в образовании. Так, А.Г. Асмолов приобщение рассматривает как
главную идею развития вариативного образования XXI в. [1].
Смысловое значение понятия «приобщение» связано с личностью, ее бытием в
культуре, ценностями, мировоззренческими установками, духовным воспитанием
и трактуется достаточно широко.
В области педагогики исследователями раскрываются отдельные свойства
категории приобщения. Данные исследования показывают, что приобщение - это
особый процесс, имеющий свою специфику и связанный с внутренним духовным
развитием человека, обращенный к его духовной сфере. При этом не удалось
проследить единую ориентацию, раскрывающую суть категории приобщения, его
смысловое содержание. Это позволило сделать вывод о том, что в
педагогической науке данное понятие не стало еще объектом научного
осмысления и требует определения его смыслового содержания, сущностных
характеристик, категориального статуса, выявления отношений со сходными
категориями.
Качество образовательной деятельности всецело связано с ясностью понимания
смыслового содержания понятия «приобщение». Рассматривая понятие
«приобщение» в области педагогического знания, мы обратились к областям, где
это понятие наиболее разработано, - к философии, богословию, психологии. На
основе анализа работ Н.А. Бердяева, С.Л. Братченко, учения Василия Великого,
Л. Леви-Брюль, В.И. Слободчикова, М. Хайдеггера выделим сущностные
характеристики понятия «приобщение», в которых раскрывается его смысловое
содержание.
Так, у Н.А. Бердяева [2] особенностью приобщения является его познавательный
смысл, приобщение рассматривается как необходимая ступень к познанию.
Приобщение у Бердяева обращено к духовному миру человека, ведет к поиску
сути идей, смыслов и акцентирует внимание на главных вопросах познания:
познаваем ли мир и что познается в мире? Приобщение по Бердяеву призвано
преодолевать объективацию и через нее погружаться в духовное,
подсознательное, восходящее к сверхсознанию.
Сходны с мыслью Н.А. Бердяева и представления Василия Великого [5]. По его
мнению, суть приобщения в единении двух миров: материального и духовного.
Как отмечает Л. Леви-Брюль [7], еще в ранних обществах единство материального
и духовного составляло основу миропонимания человека, реальность здесь была
окрашена особыми влияниями, отношениями, силами, значениями. Таким
образом, приобщение связано с обращением человека к своему внутреннему
миру, преодолением объективации и стремлением познать духовную сущность
вещей, выстроить отношение к миру через понимание духовной сферы.
Морфологическая структура понятия «приобщение» позволяет выделить корневое
ядро - «общение», являющееся основной психологической категорией. С.Л.
Братченко [3] обращает внимание на механизмы общения, запускающие
жизнеизменяющие человеческие процессы. Он приходит к выводу, что общение
может быть не только горизонтальным, но и глубинным, проходящим несколько
уровней глубины общения, от уровня «формальных отношений» к уровню
«интимности». В выводах С.Л. Братченко можно увидеть характер приобщения в
его многомерном измерении, состоящем в единении внутренних и внешних
процессов в человеке. Внешняя сфера связана с материальным, объектным
миром и отношением человека к этому миру. Внутренняя сфера относится к
личностному, индивидуальному в человеке. Погружение человека в мир духовный
через материальный, предметно-объектный мир позволяет настроить «интимное»
общение с мировой духовной сферой окружающей реальности, взглянуть через
мировое духовное знание на собственную материальную жизнь, на себя как
целостность материальную и духовную. Таким образом, смысловое содержание
понятия «приобщение» заключается в единении внешних и внутренних процессов
в человеке, меняющих его жизнь. Приобщение - это общение человека через мир
материальный с миром духовным, цель приобщения - развитие человека в его
духовной сущности, его духовное изменение [4].
Двусоставность морфологической структуры понятия приобщения представлена
корневым ядром «общение» и приставкой «при». Приставка несет значение
«добавления, сближения, скрепления в чем-нибудь» и образует существительное
со значением примыкания к чему-нибудь, что позволяет соотнести его смысловое
содержание с понятиями «часть» и «общее».
По В.И. Слободчикову [8], общность - единение групп людей на уровне ценностей
и смыслов, внутреннее духовное приятие людей.
И, как отмечает Л. Леви-Брюль, представления людей в такой общности не
зависят в своем бытии от отдельной личности, их невозможно осмыслить и понять
путем рассмотрения индивида как такового, так как они присущи всем членам
общности и передаются из поколения в поколение [7]. Исходя из смыслового
содержания понятия «общение», приобщение может рассматриваться как
взаимодействие ныне живущих людей с людьми прошлого времени в рамках
одного сообщества, воздействие прошлых поколений на людей настоящего
времени, процесс установления и развития контактов между поколениями,
направленный на выработку «единой программы взаимодействия». По этим
основаниям смысловые характеристики приобщения связаны с изменением в
личностном состоянии человека и направлены на выработку общего
взаимодействия, единения с этнокультурным сообществом. Такую сущностную
характеристику мы можем обозначить как осознание себя частью общего или
своей сопричастности общему.
В словаре В.И. Даля [6] понятие «приобщить» используется в значении
«прилагать одно к другому в одно целое», что позволяет соотнести смысловое
содержание данного понятия с понятием целостности как нераздельного
соединения элементов или частей. Следовательно, содержание приобщения
включает в себя некое постоянство, или стремление к поддержанию
определенного постоянства.
Рассмотрим понятие «приобщения» в соотношении к одной из основных
категорий педагогики: «воспитание». Термин «приобщение» в некоторых
педагогических определениях входит в категорию воспитания как деятельность
воспитателя. Как в процессе воспитания, так и в ходе приобщения происходит
соприкосновение человека с миром ценностей, норм, идей, смыслов, значений,
что оказывает влияние на формирование его мировоззрения, на поведение
человека и выстраивает определенные отношения человека с миром культуры, с
обществом.
Одним из смысловых значений категории воспитания является вскармливание,
питание. В ходе приобщения духовным питанием для человека, постоянно
восполняющим его, становятся ценности и смыслы общества, сохраненные в
культуре, традициях. Духовное питание в этом смысле происходит не
одномоментно, а постоянно, отсюда целью приобщения является приучение к
необходимости восполнять и поддерживать определенный уровень духовного
состояния, получаемого от прикосновения к культуре. Содержание «приобщения»
связано со знаниями, заложенными в культуре, в общественном опыте, но сами
знания как некая информация, получаемая из реальной действительности, не
обеспечивают стремления к постоянному соприкосновению с ними, они являются
способом прорыва к значениям, сущностям, смыслам. Ценности и смыслы,
скрытые в мире объективного, материального, проявляются не сразу - в
результате смыслопоисковой деятельности, познания себя, нахождения
повышенной личной значимости приобщения, познания материальной и духовной
сторон интересующей реальности, объединения их в целостность. В результате
внутренней «борьбы и метаний», прохождения кризисных состояний формируются
взгляды и убеждения человека, осуществляется передача опыта подрастающему
поколению, подготовка их к жизни, и при этом в самом человеке вырабатывается
стремление к поддержанию такой деятельности. Можно заметить, что в
содержании понятия приобщения заложена динамическая составляющая,
связанная с «изменением», «достраиванием», «осознанием». Итак, динамическая
структура понятия «приобщение» включает в себя разные состояния и может
быть рассмотрена в широком и узком значениях. С одной стороны, приобщение
проявляется как ступень к познанию, понимается как проникновение в ходе
познания в ценностно-смысловую сферу объективной реальности. С другой -
приобщение как целостная динамическая система, проявляется в специфически
человеческой необходимости соединения, общения с миром сверх
материального, с высшей духовной сферой, осознании ценностно-смыслового
опыта, накопленного в культуре, обществе.
Стремление к постоянному общению со сферой духовного мира не присуще
человеку изначально. Именно это «приобщение» сходно с педагогической
категорией «воспитание» как деятельности, направленной на формирование
системы взглядов, убеждений и отношений личности.
Для приобщения в образовании характерен анализ духовной сферы
материального мира, постижение знаний, норм, деятельности, характеризующее
человека как духовную личность, готовую воспринимать, анализировать и
критически оценивать, осознавать материальный мир на уровне осмысления.
В образовательной практике согласно Федеральному государственному
образовательному стандарту [9] приобщение ориентировано на достижение
личностных результатов школьника, выступает средством обеспечения
«воспитания способности к духовному развитию», понимания норм, правил,
идеалов, хранимых в культуре. Приобщение к традициям культуры дает
возможность школьнику понять себя самого, определить свое место в
этнокультурном сообществе, раскрыться как этническая индивидуальность,
вырасти духовно, выработать свой собственный способ гармоничного поведения
в обществе на основе традиций.
Педагогическими характеристиками процесса приобщения являются
направленность на духовное изменение в человеке, осознание себя частью
общего или своей сопричастности общему, экзистенциональное достраивание
человеческой целостности.
Список литературы
1.Асмолов, А.Г. Психология XXI века и рождение образовательного
пространства в России / A.Г. Асмолов // Новое время, новая дидактика :
сборник. - М., 2001. - С. 15-16
2. Бердяев, Н.О. О назначении человека [Электронный ресурс] / Н.О. Бердяев.
– Режим доступа: krotov/library/02_b/berdyaev/1931_026_01.html (дата
обращения 05.01.2015)
3. Братченко С.Л.Экзистенциальная психология глубинного общения. - М.,
2001. - 197 с.
4. Бурова Н.В. Категория «приобщение» в гуманитарно-целостных
исследованиях [Электронный ресурс]. Режим доступа: elibrary (дата
обращения 22.12.2014)
5. Василий Великий Святитель. Нравственные правила / Святитель Василий
Великий. - М. : Сибирская Благозвонница, 2011. - 208 с.
6. Даль В.И. Толковый словарь живaго великорусского языка / В.И. Даль //
Толковый словарь Даля онлайн. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
slovardalja/word.php?wordid=33193 (дата обращения 22.12.2014)
7. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюль // Психология
мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. - М. : Изд-во МГУ, 1980.
- С. 130-140.
8. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология
человека : Введение в психологию субъективности : учеб. пособие для вузов / В.И.
Слободчиков., Е.И. Исаев. - М. : Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
9.Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования. - М. : Просвещение, 2011. - 400 с.