Автор: Рязанова Раиса Ивановна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №55 Населённый пункт: г. Воронеж Наименование материала: статья Тема: Материалы к уроку при изучении "Словообразования" Раздел: полное образование
корень
-мер-,-мир-,
-кос-,-кас-
Приставки суффиксы окончания суффиксы
Пре-, при-, -ан-,-ян-, -ой,-ая, -ит, -ее-,ейш-
в-, во-, без- -ок-,-ек- -ет,-ишь,-е -е-, -л-,-и
Материалы к уроку
ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Богатство словообразовательной системы русского языка определяется не только большим
разнообразием морфем, но и огромным количеством словообразовательных моделей, то есть тех
образцов, по которым создаются слова. В отличие от обычных графических схем, отражающих
морфемный
состав
слова,
словообразовательная
модель
является
источником
многогранной
информации о слове.
Так, словообразовательная модель без……н-ость-ю рассказывает о лексическом значении
слов,
соответствующих
этой
модели
(это
абстрактные
имена
существительные
со
значением
отсутствия чего-либо), о грамматических признаках (существительные 3-го склонения, женского
рода, неодушевленные, нарицательные, употреблены в форме единственного числа творительного
падежа; в предложении, скорее всего, выполняют роль дополнения), о словообразовательной
судьбе (слова образованы суффиксальным способом от прилагательного такой структуры: без ……
н- ый.
И
можно даже предугадать и некоторые орфографические подробности слов (после
приставки стоит либо гласная, либо звонкая согласная).
Таким
образом,
словообразовательная
модель —
это схематически выраженный образец
построения слов, имеющих сходство в лексическом значении, в грамматических признаках, в
словообразовательной
судьбе
и
некоторую
общность
в
орфографическом
облике.
При
этом
графически словообразовательная модель представляет собой «образец аффиксального окружения
корня».
морфемы
Хорошо
отработав с учащимися словообразующие и формообразующие
морфемы, можно предложить
выполнить следующее задание:
1. Распределите слова на колонки: 1) однокоренные слова; 2) слова одной формы, обозначьте
словообразующие и формообразующие морфемы:
Учить, учитель, ученик, ученица, учил, выучил, учился, учи (правило), самоучитель, учительская,
неуч, ученый, выученный; выучила, учили, заучим.
Сильный,
сильнейший,
пресильный,
несильный,
сильнее,
сила,
силушка,
силен,
пересилить,
пересилил, обессилить, пересилишь, обессилевший.
Работая
с
перечнем
словообразовательных
моделей
школьник
учится
находить
общее
словообразовательное и грамматическое значение в словах одной словообразовательной модели;
определять часть речи и грамматические категории, используя типичные суффиксы частей речи, а
также
значения
окончаний;
определять
возможные
орфографические
затруднения,
вызванные
структурными особенностями слов одной словообразовательной модели.
Вместе с тем у учащихся развивается абстрактное мышление, поскольку анализ производится на
уровне словообразовательных обобщений. Кроме того, школьники лучше
осознают законы
словообразования в русском языке: для образования конкретного слова берутся не произвольные
суффикс,
приставка,
а
целая
словообразовательная
модель,
которая
и
определяет
структуру
образующегося слова, его значение, грамматические свойства. В качестве примера работы со
словообразовательными моделями используем следующее задание:
1. можно ли по моделям определить, от глагола какого спряжения образованы причастия и в какой
форме они стоят
_____ им-ого _____-евш-им ____ом-ые ____ющ-ему
_____я-вш-их _____я-нн-ому ____ем-ыми _____ящ-его
_____енн-ого ________ен-ы ____е-вш-ими _______им-а
Подобная работа эффективна потому, что в процессе анализа словообразовательной модели
грамматико-словообразовательные свойства слов предстают перед учениками в обнаженном виде,
а грамматические и словообразовательные значение осознаются более четко. Это объясняется тем,
что лексическое значение корня в обычной словоформе затемняет, подавляет значение служебных
морфем. Словообразовательные и грамматические значения морфем проявляются в графических
моделях морфемного строения словоформ из-за полного отсутствия корня, а в искусственных
словах типа знаменитой «глокой куздры» Л. В. Щербы — из-за наличия «корней», не обладающих
значением. Интересным при этом будет следующее задание:
2. Переведите текст лингвистической сказки Л. Петрушевской на русский язык . О чем она?
ПУСЬКИ БЯТЫЕ
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
- Калушата , калушаточки! Бутявочка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились .
А калуша волит:
— Оее, оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит:
— Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок
бятые!
3. Определите, каким способом образованы слова:
Подзеркальник,
приовражье,
бездорожье,
безводье,
предсезонье,
наглазник,
прибрежный,
подоконник,
заречье,
Заполярье,
приморье,
бездельник,
собеседник,
сотрудник,
наконечник,
подстаканник, подсвечник, наручник, беспризорник, напильник, сокурсник, подмастерье.
4
.
Н а й д и т е
и
и с п р а в ь т е
о ш и б к и
в
с л о в о о б р а з о в а н и и .
1. Художник жаждающий признания, должен обладать даром опытного наблюдальщика.
2. Мы остановились на живописной лесовой полянке. 3. Циркач ловко лазиет по канату. 4.
Едьте скорее домой: начинается гроза. 5. Сын жгет костер, и мать просит его не
играться с огнем. 6.В учительной сумке лежала стопка тетрадей. 7. В рековой глубине
водятся крупные карпы. 8. Рассказывая о зимнем дне, учительница очень хотела, чтобы
ребята
почувствовали
очаровательство
природы.
9.
В
друзьях
я
более
всего
ценю
прямоту и остроумность. 10. В сочинении по драме Островского «Гроза» я
написал о «темном царствии» самодуров.
5. Выпишите субстантивированные существительные
Наш город.
Посмотрим на родной город с самолета. Каким необыкновенно красивым предстает он
нашему взору с высоты птичьего полета!
Ясно различаем мы Проспект Революции. Это главная парадная улица города. Как в
любой парадной, здесь всегда многолюдно. Спешат по проспекту студенты, рабочие,
военные,
служащие
и
просто
прохожие.
Впереди
перекресток.
Перед
пешеходным
переходом стоят автомобили, пропуская столпившийся народ.
6. Установите, по какой модели образовано каждое «детское» слово
Прикружиться
к
столу,
застеклили
и
расстеклили
дом,
помазка
(помада),
нелюбилка,
закнопино,
утишил
телевизор,
намакаронился,
ещекать,
отмухиваться,
тепломер,
потомучка,
лошадист,
салютинки,
червячье
яблоко,
зарукавить
кофту,
затужить
пояс,
утонила
в
луже,
пианинщик,
покупец,
кусарик
(сухарь),
рогается
(бодается),
иголкий,
грозительный
палец,
люденыш, цареныш, низота.
7. Прочитайте стихотворение. Выпишите слова, образованные по одной и той же
словообразовательной модели. С какой целью использованы эти искусственные слова в тексте?
Гуси ходят все гуськом, Лишь один парнишка Гришка
Индюшата – индюшком, Ходит целый день вприпрыжку,
Лягушата – лягушком, И зигзагом, и бочком,
Поросята – пороськом. И не ходит Гришачком.
(Е.Чеповецкий)
8. Определите, какой частью речи являются слова, выделенные курсивом, и каким способом они
образованы.
Все средства переведены ( на) счет Детского фонда. На столе стоял сосуд (в)роде колбы. Эта
задача (на)подобие предыдущей.Мы много говорили ( на)счет его работы. Допущена ошибка ( в)
роде и падеже существительного. Мы решали задачу ( на) подобие теугольников.( В) виду засухи
надежды на урожай были плохие. Мы шли ( на) встречу с друзьями.Они вышли нам ( на) встречу.
Благодаря тебе я многое успел сделать. Ребята разошлись, благодаря учителя за помощь. Он несся
во весь дух , ( не)
смотря под
ноги. (Не) смотря на
свою молодость, работает он хорошо.
«Да,хорошо!»- тихо отвечала Ася, ( не) смотря на меня. Декабристы находились (в) заключени…
в
Петропавловской
крепости. (В) продолжени… всей ночи бушевала гроза. Лодку пришлось
тащить по берегу, потому что ( в) течени… реки были опасные пороги. ( В) следстви… болезни я
подолгу не мог посещать школу. Никто не был заинтересован ( в) продолжени… нашего спора. (В)
продолжени… повести мы узнали о дальнейшей судьбе героев. (В) течени… последнего лета я
много
путешествовал. (В)
последстви… он не раз вспоминал о своем детстве. Он смотрел ( в)
даль, прищурив глаза.( В) дали горизонта показалась лодка. ( В)
дали горели гони. Он шел ( в)
переди колонны. ( В) переди был виден густой лес. ( В) начале повторим правило, а затем ответим.
Он допустил ошибку ( в) начале ответа.
9. Определить способ образования слов, приведенных в таблице
Застолье
Безоружный
Отброс
Излом
Посол
Межсезонье
Безотказный
Отбор
Испуг
Порча
Насилие
Безумие
Отблеск
Затвор
Пороша
Небытие
Бесправие
Осмотр
Затрата
Помол
Неверие
Бессилие
Оскал
Запах
Мир
Небылицы
Бессмертие
Опора
Всплеск
Помеха
Недомыслие
Бесстрашие
Опись
Вкус
Покос
Невыносимый
Бесчестие
Окоп
Взрыв
Покор
Невыразимый
Бесчувствие
Оклик
Ввоз
Покров
Недоверие
Заполярье
Ограда
Занавес
поклон
Недосмотр
Заречье
Обыск
Замысел
Отрез
Незабудка
Приовражье
Объезд
Замес
Отпуск
Обездолить
Приморье
Обхват
Залив
Отмена
Обезобразить
Предсезонье
Обход
Залежь
Отлив
Обезопасить
Наглазник
Обстрел
Закат
Отлет
Обескрови(е)ть
Прибрежный
Обрыв
закал
Отказ
Обессили(е)ть
Подоконник
Обрез
Завал
Отзвук
Объединить
Задворье
Обмолот
Заказ
Отдел
Озарить
Сотрудник
Обмер
Зажим
Отвод
Озаботить
Наплечник
Обмен
Заезд
Ответ
Оживить
Пододеяльник
Возраст
Загон
Отбой*
Озаглавить
Наконечник
Взор
Заговор
Отбор
Озвереть
Подстаканник
Обман
Завод
Откорм
Оздоровить
Подсвечник
Обида
Завеса
Уступ
Застольный
Наручник
Обзор
Завет
Укор
Конечно, чтобы добиться морфемной зоркости,
способности предвидеть, предугадывать
возможные орфографические затруднения в слове, нужна специальная работа. Огромную помощь
может оказать такой полузабытый вид упражнения, как графический диктант, цель которого —
обозначить структуру слова, не записывая его буквами. Практика показывает, что пятиклассникам
такая работа не по плечу, поэтому диктант вводится постепенно, точнее, на занятиях используются
разные виды этого диктанта, чередование которых зависит от того, насколько успешно ученики
овладевают тремя операциями: 1) записать слово; 2) разобрать его по составу; 3) обозначить
модель, которой оно соответствует.
Практика
показывает,
что
графический
диктант
может
дать
хорошие
результаты
при
соблюдении таких условий: 1) проводить его регулярно (например, 1 раз в неделю); 2) давать для
разбора не больше 3-х слов; 3) чаще предлагать для анализа слова, стоящие не в начальной форме;
4) осложнять работу заданиями типа «записать два слова такой же модели» и т. п. Так, постепенно
ученики подходят к пониманию термина словообразовательная модель как основа при изучении
состава слова.