Автор: Урманова Альбина Хутусовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: ЛГ МАОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: Лангепас
Наименование материала: Презентация
Тема: "Подготовка к ОГЭ по биологии"
Раздел: полное образование
Установите соответствие между признаком и классом
животных, для которого он характерен. Для этого к каждому
элементу первого столбца подберите позицию из второго
столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК КЛАСС
А) у части представителей в развитии имеется стадия куколки
Б) подавляющее большинство представителей – хищники
В) тело состоит из головы, груди и брюшка
Г) способны поглощать только жидкую пищу
Д) 4 пары ходильных ног
Е) на голове могут располагаться простые и сложные глаза
1)Насекомые
2)2) Паукообразные
Расположите в правильном порядке пункты
инструкции по проращиванию семян. В ответе
запишите соответствующую последовательность
цифр.
1)на бумагу положите 10 предварительно
замоченных (в течение 8–10 ч) семян огурцов
2)закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой
3) смочите фильтровальную бумагу водой и следите,
чтобы во время опыта она была постоянно влажной
4) через сутки обследуйте семена, результаты
занесите в дневник наблюдений
5) возьмите тарелку и уложите на её дно сухую
фильтровальную бумагу
6) поставьте тарелку в тёплое место
Известно, что крот обыкновенный – почвенное млекопитающее,
питающееся животной пищей. Используя эти сведения, выберите
из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к
описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу
цифры, соответствующие выбранным ответам.
1)Длина тела животного составляет 18–26,5 см, а масса – 170–319
г.
2) 2) Взрослые животные неуживчивы, нападают на попавших на их
участок сородичей и могут загрызть их насмерть.
3)3) Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным.
В это время самка выкармливает его молоком.
4) 4) Гнездовая камера расположена на глубине 1,5–2 м.
5)5) По долинам рек проникает к северу до средней тайги, а к югу –
до типичных степей.
6) 6) Питается дождевыми червями, в меньших количествах
поедает слизней, насекомых и их личинок.
7)Ответ:
Какие основные среды обитания выделяют в пределах биосферы?
1) водная среда;
2) наземная среда;
3) воздушная среда;
4) тектоническая среда;
5) наземно-воздушная среда;
6) почва.
А) 1, 2, 3.
Б) 2, 3, 4.
В) 3, 4, 5.
Г) 1, 5, 6.
Какие
из
перечисленных
факторов
неживой
природы
относятся
к
абиотическим:
1) температура;
2) давление;
3) брожение;
4) гниение;
5) дыхание;
6) влажность воздуха.
А) 1, 2, 6.
Б) 1, 2, 5.
В) 1, 2, 4.
Г) 1, 2, 3.
Какие из перечисленных органелл клетки относятся к мембранным?
1) митохондрии;
2) комплекс Гольджи;
3) рибосомы;
4) микротрубочки;
5) центриоли;
6) лизосомы.
А) 1, 2, 6.
Б) 1, 2, 5.
В) 1, 2, 4.
Г) 1, 2, 3.
Условно все экологические факторы среды подразделяются на три большие
группы:
1) абиотические;
2) зоогенные;
3) биотические;
4) биогенные;
5) антропогенные;
6) техногенные.
А) 1, 3, 4.
Б) 2, 5, 6.
В) 1, 3, 5.
Г) 1, 3, 6.
Как называют популяцию организмов, искусственно созданную человеком?
1) сорт;
2) вид;
3) порода;
4) подвид;
5) штамм;
6) порядок.
А) 1, 2, 3.
Б) 1, 2, 5.
В) 1, 3, 4.
Г) 1, 3, 5.
РНК, присутствующие в клетках, бывают трёх основных типов:
1) матричная;
2) транспортная;
3) рибосомная;
4) лизосомная;
5) обменная;
6) структурная.
А) 1, 2, 3.
Б) 1, 2, 5.
В) 1, 2, 6.
Г) 1, 2, 4.
Установите соответствие между витаминами и их функциями. Соедините
линиями соответствующие буквы и цифры:
Названия витаминов:
А) Витамин А
Б) Витамин D
В) Витамин Е
Г) Витамин К
Д) Витамин В
Основные их функции:
1) роль антиоксиданта;
2) необходим для свертывания крови;
3)
важная
роль
в
клеточном
метаболизме;
4) играет важную роль в зрении;
5)
существенный
для
метаболизма
кальция и фосфора.
Установите соответствие между названием антибиотика и его характером
действия. Соедините линиями соответствующие буквы и цифры:
Название антибиотика:
А) Пенициллин
Б) Стрептомицин
В) Левомицетин
Г) Тетрациклин
Д) Рифамицин
Характер действия:
1)
бактериостатическое
(бактерии
остаются живы,
но
не
в
состоянии
размножаться);
2)
бактерицидное
(бактерии
погибают,
а
затем
выводятся
из
организма).
Установите соответствие между инфекционными заболеваниями и природой
их возбудителей. Соедините линиями соответствующие буквы и цифры:
Инфекционные заболевания:
А) чума
Б) малярия
В) куру
Г) корь
Д) кандидоз
Природа их возбудителей:
1) прионные;
2) вирусные;
3) бактериальные;
4) протозойные;
5) грибковые.
Установите соответствие между загрязнителями окружающей природы и к
какому загрязнению они относятся. Соедините линиями соответствующие
буквы и цифры:
Загрязнители окружающей природы:
А) микробиологическое;
Б) радиоактивное;
В) генная инженерия;
Г) электромагнитное;
Д) пестициды;
Е) аэрозоли.
Загрязнение:
1) физическое
2) химическое
3) биологическое
Выберите характерные признаки брюхоногих моллюсков:
1) тип симметрии - спиральный;
2)
тип
симметрии
-
двусторонний;
3) органы дыхания - лёгкое;
4) органы дыхания - жабры;
5)
половая
система
-
раздельнополая;
6)
гермафродитная
половая
система.
А) 1, 3, 4.
Б) 1, 3, 5.
В) 1, 3, 6.
Г) 1, 2, 3.
. Какие признаки характерны для насекомых?
1) расчленение тела – голова,
грудь, брюшко;
2)
расчленение
тела
–
головогрудь, брюшко;
3) конечностей – три пары;
4) конечностей – четыре пары;
5) органы дыхания - трахеи;
6) органы дыхания - жабры.
А) 1, 4, 5.
Б) 1, 3, 5.
В) 2, 4, 6.
Г) 2, 4, 5.
Существует ряд способов вегетативного размножения растений:
1) боковыми корнями;
2) корневищами;
3) луковицами;
4) клубнями;
5) придаточными корнями;
6) семенами.
А) 2, 3, 4.
Б) 2, 4, 5.
В) 1, 4, 5.
Г) 2, 4, 6.
У каких родов распространение семян и плодов происходит при помощи
гидрохории?
1) череда;
2) кувшинка;
3) рдест;
4) осина;
5) ива;
6) кубышка.
А) 1, 2, 3.
Б) 2, 3, 6.
В) 2, 3, 4.
Г) 2, 3, 5.
Мускулатура тела человека разделяется на следующие группы:
1) мышцы головы и шеи;
2) мимические мышцы;
3) мышцы туловища;
4) жевательные мышцы;
5) мышцы конечностей;
6) мышцы внутренних органов.
А) 1, 2, 3.
Б) 1, 3, 6.
В) 1, 3, 4.
Г) 1, 3, 5.
Выберите
наиболее
важные
защитные
механизмы,
способствующие
выработке иммунитета:
1) фагоцитоз;
2) образование в крови защитных веществ,
убивающих бактерии;
3)
обезвреживание
ядовитых
продуктов
жизнедеятельности микроорганизмов;
4) нейтрализация агрессивной среды;
5)
химическое
воздействие
на
болезнетворные бактерии;
6) пиноцитоз.
А) 1, 3, 4.
Б) 1, 2, 3.
В) 1, 3, 5.
Г) 1, 3, 6.
Выберите критерии адаптации животных организмов к факторам среды:
1) мимикрия;
2) жизнеспособность;
3) маскировка;
4) конгруэнция;
5) конкурентоспособность;
6) фертильность.
А) 2, 5, 6.
Б) 1, 3, 4.
В) 1, 2, 6.
Г) 2, 3, 6.
Из
перечисленных
примеров
по
морфологии
растений
выберите
гомологичные органы:
1) колючка барбариса;
2) эндосперм голосемянного растения;
3) усики винограда;
4) листья голосемненных;
5) кладодии;
6) клубень картофеля.
А) 1, 4, 6.
Б) 1, 3, 5.
В) 2, 4, 6.
Г) 2, 3, 6.
Установите
соответствие
между
органическими
веществами
живой
клетки
и
выполняемыми
ими
основными
функциями.
Соедините
линиями соответствующие буквы и цифры:
Группы веществ:
А) Белки
Б) Нуклеиновые кислоты
В) Углеводы
Г) Липиды
Д) Жиры
Основные функции:
1)
Энергетическая,
структурная
(только
в
клеточной
оболочке
растений);
2) Структурная;
3) Энергетическая;
4)
Структурная,
каталитическая,
двигательная,
защитная,
транспортная, энергетическая;
5)
Хранение
и
передача
наследственной информации, участие
в биосинтезе белков.
Установите соответствие между видами паразитических плоских червей
и их промежуточными хозяевами. Соедините линиями соответствующие
буквы и цифры:
Виды:
А) Печёночный сосальщик
Б) Свиной солитер
В) Бычий цепень
Г) Широкий лентец
Д) Эхинококк
Промежуточный хозяин:
1)
Крупный
рогатый
скот,
антилопы, козы, овцы и др.
2)
Первый
–
рачок
циклоп,
второй – рыба;
3)
Коровы,
овцы,
свинья,
человек;
4) Малый прудовик;
5) Свинья, реже собака, кошка,
кролик.
Установите соответствие между различными отделами головного мозга
человека
и
его
основными
функциями.
Соедините
линиями
соответствующие буквы и цифры:
Отделы мозга:
А) Продолговатый мозг
Б) Средний мозг
В) Промежуточный мозг
Г) Мозжечок
Д)
Кора
больших
полушарий,
затылочная
доля
Е)
Кора
больших
полушарий, височная доля
Ж)
Кора
больших
полушарий, теменная доля
З)
Кора
больших
полушарий, лобная доля
Основные функции:
1)
Координация
движений
и
регуляция
мышечного тонуса;
2)
Регуляция
деятельности
дыхательной,
пищеварительной
и
сердечно-сосудистой
систем;
3)
Восприятие
и
анализ
слуховых
раздражений;
4) Регуляция ориентировочных рефлексов на
зрительные
и
слуховые
раздражители,
регуляция мышечного тонуса и позы;
5)
Восприятие
сигналов
от
внешней
и
внутренней
среды,
регуляция
функций
внутренних органов;
6)
Восприятие
и
анализ
зрительных
раздражений;
7)
Регуляция
произвольных
мышечных
движений;
8) Восприятие и анализ кожных раздражений
(температура, давление и т.д.).
. Основные признаки плацентарных млекопитающих следующие:
1)
яйцеклетки
очень
мелкие,
лишены
питательных веществ;
2) яйцеклетки мелкие, окружены тонким
слоем белка;
3)
развитие
зародыша
в
матке,
но
плацента не образуется;
4)
развитие
зародыша
в
матке,
с
плацентой;
5)
млечные
железы
открываются
протоками
на
сосках,
расположенных
в
сумке;
6)
млечные
железы
открываются
на
сосках,
расположенных
на
брюшной
стороне тела.
А) 1, 3, 5.
Б) 1, 2, 3.
В) 1, 4, 5.
Г) 1, 4, 6.
.
Сердце
и
кровеносные
сосуды
у
человека
образуют
замкнутую
кровеносную систему. Кровеносные сосуды представлены:
1) капиллярами;
2) артериями;
3) венами;
4) микроциркуляторным руслом;
5) артериолами;
6) венулами.
А) 1, 4, 6.
Б) 2, 4, 5.
В) 2, 3, 4.
Г) 1, 4, 5.
Какие
протоки
больших
слюнных
желёз
у
человека
открываются
в
ротовую полость?
1) околоушные;
2) поднижнечелюстные;
3) подъязычные;
4) губные;
5) щёчные;
6) нёбные.
А) 1, 2, 3.
Б) 2, 3, 6.
В) 2, 3, 4.
Г) 2, 3, 5.
В
каких
случаях
мимические
и
жевательные
мышцы
головы
функционируют совместно?
1) смыкание век;
2) членораздельная речь;
3) жевание;
4) зажмуривание глаз;
5) глотание;
6) расширение слёзного мешка.
А) 1, 3, 4.
Б) 2, 3, 5.
В) 1, 3, 6.
Г) 1, 2, 3.
К осевому скелету человека относится:
1) позвоночный столб;
2) кости верхних конечностей;
3) череп;
4) кости нижних конечностей;
5) грудная клетка;
6) тазовые кости.
А) 2, 3, 4.
Б) 2, 4, 5.
В) 1, 3, 5.
Г) 2, 4, 6.
Соедините линиями соответствующие буквы и цифры:
Железы внутренней секреции:
А) Щитовидная железа
Б) Гипофиз
В) Участки («островки») поджелудочной железы
Г) Надпочечники
Болезни, вызванные недостаточной функцией:
1) Сахарный диабет;
2) Бронзовая болезнь (бронзовая окраска кожи, резкое истощение организма);
3) Микседема, зоб;
4) Карликовость.
Установите
соответствие
между
некоторыми
витаминами,
необходимыми
для
человека
и
заболеваниями,
вызванными
их
нехваткой в организме. Соедините линиями соответствующие буквы и
цифры:
Витамины:
А) А
Б) В
1
В) В
6
Г) В
12
Д) С
Е) D
Заболевания, вызванные недостатком витаминов:
1) Рахит;
2) Цинга;
3) Малокровие (нарушение кроветворения);
4) Нарушение белкового и жирового обмена, заболевания
кожи;
5) Полиневрит (бери-бери) и другие нарушения функций
нервной системы;
6) Куриная слепота, нарушение роста.
Представители, каких групп растений процветали в палеозое в виде
гигантских древовидных форм и образовали на Земле основные запасы
каменного угля?
1) мхов;
2) голосеменных;
3) плаунов;
4) покрытосеменных;
5) хвощей;
6) папоротников.
А) 1, 3, 6.
Б) 3, 5, 6.
В) 2, 3, 4.
Г) 1, 3, 5.
. К типичным представителям иглокожих относятся:
1) морской огурец;
2) актиния;
3) офиура;
4) морская лилия;
5) аурелия;
6) португальский кораблик.
А) 1, 3, 4.
Б) 1, 4, 6.
В) 1, 3, 5.
Г) 1, 2, 6.
. Вегетативное размножение растений с помощью выводковых почек,
или выводковых корзиночек характерно для представителей:
1) голосеменных;
2) мхов;
3) плаунов;
4) покрытосеменных;
5) хвощей;
6) папоротников.
А) 2, 3, 6.
Б) 1, 3, 4.
В) 3, 4, 6.
Г) 2, 4, 6.