Напоминание

"Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"


Автор: Азарова Валентина Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №1"
Населённый пункт: г. Обоянь, Курская обл.
Наименование материала: доклад
Тема: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»

Выступление

на тему:

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности

детей дошкольного возраста»

Старший воспитатель: Азарова Валентина Васильевна

С момента своего рождения дети стремятся исследовать окружающий их

мир.

Особенно

ярко

познавательные

наклонности

проявляются

у

дошкольников.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню,

дай попробовать, и я пойму». Именно поэтому дошкольники усваивают всё

прочно и надолго, когда сами услышат, увидят, потрогают и сделают.

Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что

выжить

в

нём,

опираясь

на

наработанные

стереотипы

невозможно,

современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую,

поисковую

активность.

Формирование

целостного,

комплексного,

интегративного

системно

деятельностного

подхода

к

воспитанию

дошкольника является целевой установкой ФГОС.

Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но,

именно

в

познавательно-исследовательской

деятельности

дошкольник

получает

возможность

впрямую

удовлетворить

присущую

ему

любознательность (почему,

зачем, как устроен мир) практикуется в

установлении

причинно-следственных,

пространственных

и

временных

связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только

расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать

высокого умственного развития.

Мы знаем, что в наших общеобразовательных программах дошкольного

образования для развития личности, мотивации и способностей детей в

различных видах деятельности используются 5 видов образовательных

областей.

Это

социально-коммуникативное

развитие,

познавательное,

речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Вот в этих 5

областях мы применяем позновательно-исследовательскую деятельность.

Что означает эта деятельность?

Позновательно-исследовательская деятельность - это сознательная

деятельность, направленная на изучение окружающей действительности с

помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память,

внимание, речь.

Целью организации познавательно-исследовательской деятельности в

детском

саду

является

развитие

основных

ключевых

компетенций,

способности к исследовательскому типу мышления.

При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия

дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием

аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в

окружающей

действительности,

обобщают

и

систематизируют

накапливаемые знания.

Также

исследовательская

деятельность

является

развитием

свободной

творческой личности ребёнка, решающая следующие задачи:

- способствовать формированию коммуникативных навыков;

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с

помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие

решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной

исследовательской деятельности.

Какие

же формы используются при

познавательно-исследовательской

деятельности ? Это:

-Наблюдение;

-Экскурсии;

-Решение проблемных ситуаций;

-Эксперементирование(опыты);

- Коллекционирование;

- Моделирование;

- Реализация проекта;

-Слушание.чтение.обсуждение;

- Разучивание;

- Придумывание сказок, рассказов;

- ТРИЗ технологии

Рассмотрим несколько форм познавательно-исследовательской деятельности

Например:

Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада

восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные

способности

детей.

Исследования,

проводимые

во

время

прогулок,

погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов,

красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик

научно-исследовательской деятельности у дошкольников.

Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную

исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. В

достижении

познавательной

цели

проекта

задействуются

не

только

мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог

побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов,

лишь при необходимости направляет действия воспитанника.

ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла

в педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с

детьми младшего возраста и школьниками. Суть ТРИЗ-технологий — в

побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий

для

решения

возникшей

проблемы.

Этот

метод

применяется

вне

образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось.

Сломалось колесо, подумай, каким способом можно исправить поломку.

Сравни сломанное колесо с теми, что в исправности». В детском саду ТРИЗ-

технологии реализуются чаще всего в форме игровых заданий: «Ах, наша

кукла Маша-растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить сок? А теперь

кукла не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в дождливую

погоду?». Этот метод работы способствует развитию аналитического типа

мышления.

Следующая

форма

-

Опыты

и

эксперименты.

Наряду

с

игрой

экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников.

Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться

разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их

свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов

над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в

жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями.

Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая по

достижении старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного

экспериментирования. Этот метод научно-исследовательской деятельности

развивает

у

детей

наблюдательность,

активность,

самостоятельность,

способствует

становлению

дружеской

атмосферы

и

сплочённости

коллектива.

О том, что детское экспериментирование есть важнейшее средство

развития познавательной активности дошкольников известно давно Еще в

90-е годы прошлого столетия Николай Николаевич Поддьяков - академик

педагогических

наук,

основоположник

метода

детского

экспериментирования в ДОУ, в ходе своих исследований, пришёл к выводу,

что можно считать экспериментирование ведущей деятельностью старших

дошкольников, так как у них отмечается выраженная реакция на все

неизведанное.

Дошкольникам

присуще

в

этом

возрасте

действенное

специфическое мышление. Они стремятся познакомиться с различными

предметами, свойствами этих предметов, а обретенный познавательный опыт

заносят в свой банк памяти.

Н.Н. Поддьяков отметил, что в течение многих лет ученые искали такую

деятельность детей, которая бы интенсивно развивалась на протяжении всего

дошкольного детства без включения помощи со стороны взрослого, а иногда

и

вопреки

его

действиям.

И

такой

деятельностью

оказалась

экспериментальная деятельность, которая направлена на получение сведений

о физических свойствах различных предметов и явлений.

В

детском саду №1 в каждой группе есть уголки для

экспериментирования, которые наполнены различным оборудованием где,

дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты,

рассчитанные на детей старшего возраста. Уголки экспериментирования с

помощью родителей постоянно пополняется все новыми материалами для

экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

Работа в уголке экспериментирования позволяет научить ребёнка наиболее

рациональному

варианту

поиска

информации,

развивает

логическое

мышление,

умение

работать

в

команде.

Организация

познавательно-

исследовательской

деятельности

идёт

по

четырём

взаимосвязанным

направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

- живая природа;

- неживая природа;

- физические явления;

- рукотворный мир.

Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности в

наших мини-лабараториях в работе с детьми мы стараемся:

• вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить

достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация

выбора);

• предложить

доступный

для

возраста

материал

рациональным

соотношением известного и неизвестного);

• дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст:

взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст –

взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности);

• создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением

относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.

В работе с детьми в уголке экспериментирования реализуются следующие

задачи:

- научить видеть проблему; выдвигать гипотезы; задавать вопросы;

- развивать у детей исследовательские умения и навыки (наблюдать,

проводить эксперименты и опыты); умение самостоятельно обнаруживать

законы

природы;

развивать

умение

делиться

своими

наблюдениями,

выводами;

- формировать познавательную сферу личности ребёнка; нравственную

сферу; социальную сферу;

- развивать речь;

- обогащать память ребёнка;

- активизировать мыслительные процессы.

Ребёнку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по

отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у

него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека.

Предпочтение отдаём групповым и подгрупповым формам работы.

Системная работа по данному направлению позволяет:

• развивать критическое мышление, внимание, память, самостоятельность,

познавательные, творческие способности детей и коммуникативные навыки;

• развивать детскую любознательность, пытливость ума;

• достичь качественных результатов в работе и при выпуске в школу.

Так же, мы стараемся:

• активнее привлекать родителей воспитанников к созданию познавательно-

развивающей среды не только в группе, но и способствовать удовлетворению

познавательных интересов экспериментирования в домашних условиях;

• привлекать

родителей

к

оформлению

наглядной

информации

в

родительском уголке, проводим консультирование по темам, оформляем

папки, тематические ширмы-передвижки, выставки и пр.

Одной из действенных форм работы является практико-ориентированная

работа с родителями:

• совместное детско-взрослое творчество (родители с большим интересом

организуют изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов,

организуют фотосессии);

• совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность.

У каждого ребёнка должен быть сформирован первичный элементарный

образ мира и отношение к нему должно быть:

- познавательным – «мир удивителен, полон тайн и загадок и я хочу их

узнать и разгадать»;

- бережным – «мир прекрасен и нежен, он требует к себе разумного подхода

и охраны, ему нельзя вредить»:

- созидательным – «мир так прекрасен и я хочу сохранить и преумножить эту

красоту».

Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни

рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к

миру, в котором мы живём и в конечном итоге. Именно это отношение и

будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и

способности: на расточительство и разрушение или на созидание.

Спасибо всем за внимание.



В раздел образования