Автор: Азарова Валентина Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №1"
Населённый пункт: г. Обоянь, Курская обл.
Наименование материала: доклад
Тема: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»
Выступление
на тему:
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности
детей дошкольного возраста»
Старший воспитатель: Азарова Валентина Васильевна
С момента своего рождения дети стремятся исследовать окружающий их
мир.
Особенно
ярко
познавательные
наклонности
проявляются
у
дошкольников.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню,
дай попробовать, и я пойму». Именно поэтому дошкольники усваивают всё
прочно и надолго, когда сами услышат, увидят, потрогают и сделают.
Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что
выжить
в
нём,
опираясь
на
наработанные
стереотипы
невозможно,
современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую,
поисковую
активность.
Формирование
целостного,
комплексного,
интегративного
системно
–
деятельностного
подхода
к
воспитанию
дошкольника является целевой установкой ФГОС.
Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но,
именно
в
познавательно-исследовательской
деятельности
дошкольник
получает
возможность
впрямую
удовлетворить
присущую
ему
любознательность (почему,
зачем, как устроен мир) практикуется в
установлении
причинно-следственных,
пространственных
и
временных
связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только
расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать
высокого умственного развития.
Мы знаем, что в наших общеобразовательных программах дошкольного
образования для развития личности, мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности используются 5 видов образовательных
областей.
Это
социально-коммуникативное
развитие,
познавательное,
речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Вот в этих 5
областях мы применяем позновательно-исследовательскую деятельность.
Что означает эта деятельность?
Позновательно-исследовательская деятельность - это сознательная
деятельность, направленная на изучение окружающей действительности с
помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память,
внимание, речь.
Целью организации познавательно-исследовательской деятельности в
детском
саду
является
развитие
основных
ключевых
компетенций,
способности к исследовательскому типу мышления.
При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия
дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием
аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в
окружающей
действительности,
обобщают
и
систематизируют
накапливаемые знания.
Также
исследовательская
деятельность
является
развитием
свободной
творческой личности ребёнка, решающая следующие задачи:
- способствовать формированию коммуникативных навыков;
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с
помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие
решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение
конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной
исследовательской деятельности.
Какие
же формы используются при
познавательно-исследовательской
деятельности ? Это:
-Наблюдение;
-Экскурсии;
-Решение проблемных ситуаций;
-Эксперементирование(опыты);
- Коллекционирование;
- Моделирование;
- Реализация проекта;
-Слушание.чтение.обсуждение;
- Разучивание;
- Придумывание сказок, рассказов;
- ТРИЗ технологии
Рассмотрим несколько форм познавательно-исследовательской деятельности
Например:
Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада
восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные
способности
детей.
Исследования,
проводимые
во
время
прогулок,
погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов,
красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик
научно-исследовательской деятельности у дошкольников.
Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную
исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. В
достижении
познавательной
цели
проекта
задействуются
не
только
мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог
побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов,
лишь при необходимости направляет действия воспитанника.
ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла
в педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с
детьми младшего возраста и школьниками. Суть ТРИЗ-технологий — в
побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий
для
решения
возникшей
проблемы.
Этот
метод
применяется
вне
образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось.
Сломалось колесо, подумай, каким способом можно исправить поломку.
Сравни сломанное колесо с теми, что в исправности». В детском саду ТРИЗ-
технологии реализуются чаще всего в форме игровых заданий: «Ах, наша
кукла Маша-растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить сок? А теперь
кукла не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в дождливую
погоду?». Этот метод работы способствует развитию аналитического типа
мышления.
Следующая
форма
-
Опыты
и
эксперименты.
Наряду
с
игрой
экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников.
Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться
разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их
свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов
над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в
жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями.
Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая по
достижении старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного
экспериментирования. Этот метод научно-исследовательской деятельности
развивает
у
детей
наблюдательность,
активность,
самостоятельность,
способствует
становлению
дружеской
атмосферы
и
сплочённости
коллектива.
О том, что детское экспериментирование есть важнейшее средство
развития познавательной активности дошкольников известно давно Еще в
90-е годы прошлого столетия Николай Николаевич Поддьяков - академик
педагогических
наук,
основоположник
метода
детского
экспериментирования в ДОУ, в ходе своих исследований, пришёл к выводу,
что можно считать экспериментирование ведущей деятельностью старших
дошкольников, так как у них отмечается выраженная реакция на все
неизведанное.
Дошкольникам
присуще
в
этом
возрасте
действенное
специфическое мышление. Они стремятся познакомиться с различными
предметами, свойствами этих предметов, а обретенный познавательный опыт
заносят в свой банк памяти.
Н.Н. Поддьяков отметил, что в течение многих лет ученые искали такую
деятельность детей, которая бы интенсивно развивалась на протяжении всего
дошкольного детства без включения помощи со стороны взрослого, а иногда
и
вопреки
его
действиям.
И
такой
деятельностью
оказалась
экспериментальная деятельность, которая направлена на получение сведений
о физических свойствах различных предметов и явлений.
В
детском саду №1 в каждой группе есть уголки для
экспериментирования, которые наполнены различным оборудованием где,
дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты,
рассчитанные на детей старшего возраста. Уголки экспериментирования с
помощью родителей постоянно пополняется все новыми материалами для
экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
Работа в уголке экспериментирования позволяет научить ребёнка наиболее
рациональному
варианту
поиска
информации,
развивает
логическое
мышление,
умение
работать
в
команде.
Организация
познавательно-
исследовательской
деятельности
идёт
по
четырём
взаимосвязанным
направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
- живая природа;
- неживая природа;
- физические явления;
- рукотворный мир.
Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности в
наших мини-лабараториях в работе с детьми мы стараемся:
• вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить
достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация
выбора);
• предложить
доступный
для
возраста
материал
(с
рациональным
соотношением известного и неизвестного);
• дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст:
взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст –
взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности);
• создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением
относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.
В работе с детьми в уголке экспериментирования реализуются следующие
задачи:
- научить видеть проблему; выдвигать гипотезы; задавать вопросы;
- развивать у детей исследовательские умения и навыки (наблюдать,
проводить эксперименты и опыты); умение самостоятельно обнаруживать
законы
природы;
развивать
умение
делиться
своими
наблюдениями,
выводами;
- формировать познавательную сферу личности ребёнка; нравственную
сферу; социальную сферу;
- развивать речь;
- обогащать память ребёнка;
- активизировать мыслительные процессы.
Ребёнку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по
отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у
него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека.
Предпочтение отдаём групповым и подгрупповым формам работы.
Системная работа по данному направлению позволяет:
• развивать критическое мышление, внимание, память, самостоятельность,
познавательные, творческие способности детей и коммуникативные навыки;
• развивать детскую любознательность, пытливость ума;
• достичь качественных результатов в работе и при выпуске в школу.
Так же, мы стараемся:
• активнее привлекать родителей воспитанников к созданию познавательно-
развивающей среды не только в группе, но и способствовать удовлетворению
познавательных интересов экспериментирования в домашних условиях;
• привлекать
родителей
к
оформлению
наглядной
информации
в
родительском уголке, проводим консультирование по темам, оформляем
папки, тематические ширмы-передвижки, выставки и пр.
Одной из действенных форм работы является практико-ориентированная
работа с родителями:
• совместное детско-взрослое творчество (родители с большим интересом
организуют изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов,
организуют фотосессии);
• совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность.
У каждого ребёнка должен быть сформирован первичный элементарный
образ мира и отношение к нему должно быть:
- познавательным – «мир удивителен, полон тайн и загадок и я хочу их
узнать и разгадать»;
- бережным – «мир прекрасен и нежен, он требует к себе разумного подхода
и охраны, ему нельзя вредить»:
- созидательным – «мир так прекрасен и я хочу сохранить и преумножить эту
красоту».
Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни
рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к
миру, в котором мы живём и в конечном итоге. Именно это отношение и
будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и
способности: на расточительство и разрушение или на созидание.
Спасибо всем за внимание.