Напоминание

"Раз словечко, два словечко"


Автор: Потылицына Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Варенька" г. Абакан
Населённый пункт: Хакасия. город Абакан
Наименование материала: программа кружка
Тема: "Раз словечко, два словечко"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

«Варенька» г. Абакан

Возраст: 2-3 года

Группа «Носики - Курносики»

Воспитатель ГКП :Потылицына Н.А.

2020 год

Содержание

I. Целевой раздел ………………………………………………………………….……….

2

1.1.Пояснительная записка…………………………………………………………………..

2

1.2. Цели и задачи…………………………………………………………………………….

3

1.3 Возрастные и индивидуальные особенности развития возраста ………………...

3

1.4. Планируемые результаты освоения программы ……………………………………… 4

1.5 Диагностика освоения воспитанниками программы ………………………………..

4

II Содержательный раздел………………………………………………………………… 5

2.1. Перспективный план работы кружка «Раз словечко, два словечко»………………… 5

2.2.Учебно-тематический план работы кружка «Раз словечко, два словечко»…………..

6

2.3.Взаимодействие с семьей

18

III. Организационный раздел……………………………………………………………

18

1, Целевой раздел

1 .1.Пояснительная записка.

В раннем дошкольном возрасте уделяется большое внимание развитию мелкой моторике рук.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи,

творческой деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать

их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает

разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность

сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также

между взрослым и ребенком. В ходе выполнения пальчиковых игр дети, повторяя движения

взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять

своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи

пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться

в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Дети от года до двух хорошо воспринимают

пальчиковые игры, выполняемые одной рукой.

Еще в середине прошлого века было установлено, что, например, уровень развития речи детей

прямо зависит от уровня сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие

движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же

развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика

при этом может быть выше нормы.

Дети 2-3 лет редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них

отмечаются моторная неловкость, неточность движений, Детям с нарушением зрения трудно

даётся узнавание различных поверхностей. Из-за малого практического опыта им не с чем даже

его сравнить. Это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а

в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической

деятельности. Поэтому, деятельность кружка направлена на развитие осязания и мелкой

моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.

Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие

мышцы руки, несовершенна координация движений, не законченно окостенение запястий и

фаланг пальцев. У большинства детей пальцы мало подвижны, движение их отличаются

неточностью или несогласованностью. Многие малыши держат ложку в кулаке, с трудом

правильно берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы,

зашнуровать ботинки… Вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторике

педагоги и психологи все больше уделают внимание, решая сразу две задачи:

косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка

готовят к владению навыку письма изначально, что в будущем поможет избежать многих

проблем.

Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста

построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления

всестороннего развития ребенка.

Основные принципы программы

научной обоснованности и практической применимости;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и

особенностями воспитанников;

комплексно – тематическое построение образовательного процесса;

единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования

детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения

и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника

1.2.Цель и задачи программы :

Цель программы: Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие

зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук, понимание

речи; гармоничное развитие детей.

Задачи

Образовательные:

формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук,

ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности

пальцев рук)

формирование практических умений и навыков

обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

совершенствование движений рук;

развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое

мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

развитие речи детей.

Воспитательные:

воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность,

чувство товарищества и т. д.);

воспитывать и развивать художественный вкус;

воспитывать усидчивость, целенаправленность.

1.3.Возрастные и индивидуальные особенности развития возраста детей 2-3 лет.

Умение говорить не дается людям от рождения. Пройдет несколько этапов в речевом развитии

малыша, прежде чем он научится произносить слова, соединять их между собой, выражать свои

просьбы или спрашивать о чем-либо у близких, которые его окружают.

Несомненно, у каждого ребенка свой темп речевого развития, но без участия взрослых это

развитие невозможно. Замечено, что маленькие дети любят звукоподражания, и поэтому это

качество можно и нужно использовать в повседневной жизни.

Развивая речь ребенка, нужно заботиться не столько о том, чтобы ребёнок произносил как можно

больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми

образами, конкретным содержанием. Поэтому надо не только говорить с ребенком о том или

другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явления, событий. Надо, чтобы то, о чём с

ним говорят, он видел своими глазами, слышал своими ушами, и по возможности при этом

действовал своими руками. Надо расширять личный опыт ребенка, наглядно обогащать его

знания и восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание) и через

различные действия с предметами.

В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга

ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого

возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят

руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют.

Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее

его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его

представления о мире и успешнее деятельность. На третьем году жизни заметно возрастает

речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это

обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши

изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение

грамматических форм.

Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок

начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить

небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет

огромное значение для умственного и социального развития дошкольников.

В этом возрасте ребенку важно:

• Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также

осваивает окружающее пространство.

• Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому, что развитие

мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.

Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем

потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное

1.4.Планируемые результаты освоения программы

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми

определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих

способностей, формирование специальных умений, способов самоконтроля. Направлено на

установление уровня управления своими руками и пальцами.

Формы проведения итогов реализации программы:

выставки детских работ в детском саду;

реализации дополнительной образовательной программы: проведение открытого мероприятия

для родителей

дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам). ,

Описание планируемых результатов

К концу курса дети должны овладеть:

приемы самомассажа рук;

владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);

выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.).

работать с трафаретами;

застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.

применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;

выполнять шнуровку.

способность синхронно выполнять движения обеими руками.

1.5.Ддиагностика освоения воспитанниками программы.

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная в октябре, итоговая в мае).

Цель проведения диагностики: выявление исходного уровня сформированности мелкой

моторики рук у детей третьего года жизни.

Для выявления у детей среднего дошкольного возраста уровня развития мелкой моторики рук я

использовала критерии, разработанные А.С. Галановым :

- объем движений пальцев рук;

- переключаемость движений пальцев рук;

- точность выполнения движений пальцами руки.

В соответствии с данными критериями мною были выделены и определены уровни развития

мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Уровни развития мелкой моторики рук у детей

Высокий уровень:

Ребенок данного уровня демонстрирует достаточную амплитуду движений отводящих мышц

пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отводит в полном объеме; имеет достаточную

переключаемость: безошибочно выполняет команды тестирующего.

Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями: в ходе обследования он удерживает

заданную позу, не разжимая пальцев.

Ребенок уверенно демонстрирует точность выполнения движений пальцами: соединяет пальцы

колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности; точно повторяет за тестирующим

все линии и заданные фигуры.

Средний уровень:

Ребенок данного уровня демонстрирует недостаточную амплитуду движений отводящих мышц

пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отводит не в полном объеме.

Переключаемость сформирована недостаточно: в ходе тестирования наблюдаются единичные

нарушения переключаемости движений руки, характер действия тестируемого не соответствует

командам тестирующего. При этом могут быть нарушены переключение с одного вида движений

на другое, а также последовательность движений.

Ребенок не в полной степени владеет умением управлять мышцами-сгибателями: пальцы

непроизвольно начинают разгибаться.

В ходе обследования демонстрирует недостаточную точность выполнения движений пальцами:

имеют место нарушения точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки,

а также ловкости в прорисовывании линий и заданных фигур.

Низкий уровень:

Ребенок данного уровня демонстрирует недостаточную амплитуду движений отводящих мышц

пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы практически не отводит.

Переключаемость не сформирована: в ходе тестирования наблюдаются нарушения

переключаемости движений руки, характер действия тестируемого абсолютно не соответствует

командам тестирующего. При этом совершенно нарушены переключение с одного вида

движений на другое, а также последовательность движений.

Ребенок не в полной степени владеет умением управлять мышцами-сгибателями: пальцы

непроизвольно начинают разгибаться.

В ходе обследования демонстрирует полную неточность выполнения движений пальцами:

совершенно неточно соединяет пальцы в колечки, проявляет полную неспособность и бессилие в

прорисовывании линий и заданных фигур.

II

.

Содержательный раздел

Рабочая программа кружка «Раз словечко, два словечко» разработана для детей первой младшей

группы (дети 2 – 3 лет) «Носики – Курносики» в соответствии основной образовательной

программы МБДОУ «Д/с «Варенька» в соответствии с нормативно – правовыми документами:

Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (утв.

Приказом МОиН РФ от 17.10.2013 г. № 1155); Порядком организации и осуществления

образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного

образования.

2.1.Перспективный план работы кружка «Раз словечко, два словечко»

Содержание работы

Сроки

I. Подготовительный этап

1. Первичное психологическое диагностическое

обследование детей.

2. Изучение литературы по теме, поиск

эффективных технологий и программ.

3. Составление программы кружка «Раз словечко,

два словечко»; подготовка конспектов к НОД.

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

II. Основной этап

1.Консультации для родителей: «Развитие движений

пальцев и кисти ребёнка, как один из методов

развития речи»;

2.«Приёмы формирования мелкой моторики»;

3.«Леворукость у детей».

По ходу работы кружка

III. Заключительный этап

1. Итоговое психологическое диагностическое

обследование детей.

2. Выводы и рекомендации по итогам работы кружка

«Раз словечко, два словечко».

3. Памятка по развитию мелкой моторики –

«домашнее задание на лето» – для родителей.

Май

Май

Май

2.2.Учебно-тематический план работы кружка «Раз словечко, два словечко»

Месяц

Задачи

Упражнения, игры

Октябрь

«Овощи с

огорода»

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Развивать координацию движений,

соотносить предметы со словесным

обозначением.

3.Обучать детей ритмичному нанесению

штрихов.

1.Пальчиковая гимнастика «Капуста».

2.«Морковка» - раскрась по образцу.

3.Упражнение «Помоги Золушке» -

рассортируй фасоль (белую отдельно,

красную отдельно).

4.Игра «Что растет в огороде» - чудесный

«Одежда»

«Транспорт»

«Домашние

4.Тренировать в раскрашивании

картинки, не выходя за контур.

5.Стимулировать тактильные ощущения.

6.Воспитывать стремление доводить

начатое дело до конца.

мешочек.

5.Самомассаж камушками – катать по

очереди каждым пальчиком камушки.

1.Развивать мелкую моторику рук,

координацию движений.

2.Упражнять детей в умении

расстегивать и застегивать пуговицы.

3.Учить последовательно одевать и

раздевать куклу.

4.Тренировать в умении хлопать в

ладоши тихо, или громко по сигналу.

5. Воспитывать бережное отношение к

одежде.

1. П/и «Гномики- прачки».

2.Чтение стихотворения «Мой мишка» -

застегивание и расстегивание пуговиц.

3.Упражнение «Не дошитое платье» -

«пришить к платью рукава, воротник,

карман, пуговицы». Дополнить

картонный трафарет нужной деталью.

4.Д/и «Оденем Петю».

5.Упражненеие «Похлопаем» - хлопать в

ладоши тихо и громко по сигналу.

6.Самомассаж гранеными карандашами.

1.Совершенствовать мелкую моторику

рук.

2.Развивать умение координировать

речь с движениями, договаривать слова

и словосочетания.

3.Обучать детей ритмично наносить

точки и рисовать круги, проводить

прямые горизонтальные линии.

4.Учить работать с бумагой -

разглаживать скомканную бумагу.

5.Воспитывать дружеские

взаимоотношения между детьми,

привычку играть вместе.

1.Упражнение «Что у кого?» -

разглаживание трафаретов транспорта из

бумаги, смятой в комочки.

2. Упражнение «Грузим камушки на

грузовик» - камушки рассыпаны по ковру.

3. «Проехала машина» - рисуем на манке,

рассыпанной тонким слоем на подносе,

следы от машины.

4.Упражнение «Топай-хлопай».

5.Пальчиковая игра «Вертолет».

6.Самомассаж бусинками– катать по

очереди каждым пальчиком бусинки.

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Обучать детей ритмичному

нанесению штрихов.

3. Учить детей из предложенных

геометрических фигур выкладывать

животных по образцу в горизонтальной

плоскости.

1. Упражнение «Маленький конструктор»

- выкладывание из геометрических фигур

животного с детенышем.

2. Пальчиковая игра «Кошка».

3. Упражнение «Домашние животные» -

найти в сухом бассейне фигурки

животных на ощупь.

животные»

4.Формировать у детей мышечное

чувство напряжения и расслабления

работающих групп мелких мышц.

5. Стимулировать тактильные

ощущения.

6. Воспитывать любовь к животным,

фантазию

4. «Зеленый лужок» - рисуем травку для

коровки.

5. Д/и «Животные и их детеныши».

6. Самомассаж гранеными карандашами.

Ноябрь

«Игрушки»

«Птицы»

«Посуда»

1. Совершенствовать мелкую моторику

рук.

2.Продолжать учить координации

движения с речью.

3.Продолжать учить изображать

предметы и явления с использованием

прямых, округлых, наклонных длинных

и коротких линий.

4.Стимулировать тактильные ощущения.

5.Закреплять у детей умение работать с

бумагой- разглаживание смятой в

комочек бумаги.

6.Учить детей катать из пластилина

шарик и сплющивать его пальцами.

1.Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

2.Упражнение «Лошадка».

3.Упражнение «Что спряталось в

комочке» разглаживание трафаретов

игрушек из бумаги, смятой в комочки.

4. Упражнение «Собери матрешку» -2

матрешки перепутаны. Нужно правильно

собрать.

5. «Рисуем мячи» - на манке большие и

маленькие предметы (Мяч, шар, кирпич,

кубик).

6. Упражнение "Платочек для куклы" -

определение фактуры материала.

7. «Пирамидка» -лепка из пластилина

8.Самомассаж косточками фруктов.

1.Развивать зрительное внимание,

мелкую моторику.

2.Закреплять умения ритмично наносить

точки и рисовать круги, проводить

прямые горизонтальные линии.

3. Продолжать учить координировать

движения с речью.

4.Закреплять у детей умение работать с

бумагой - отрывать кусочки бумаги и

сминать из в комочки.

5.Воспитывать бережное отношение к

птицам, желание заботиться о них.

1.Пальчиковая гимнастика «Утята».

2.«Птичьи следы на песке» - рисуем на

манке пальчиками.

3.Упражнение «Накорми птичек» -

отрывать кусочки бумаги, скомкать

бумагу в маленькие крошки.

4. Упражнение «Что внутри» -

подушечки с различным наполнением

(фасоль, рис, греча).

5. Упражнение «Погуляем» - двумя

пальцами руки ходить по столу сначала

медленно, затем быстро.

6. Самомассаж бусинками.

1. Развивать мелкую моторику,

координацию движений.

1.Игра с резиновыми ребристыми

мячиками (ежиками).

2. Учить соотносить предметы со

словесным обозначением.

3. Формировать произвольные,

координированные движения пальцев

рук.

4. Стимулировать тактильные

ощущения.

5. Учить отрывать от большого листа

бумаги небольшой кусочек и сминать

его в комочек.

6. Воспитывать бережное отношение к

посуде.

2. Игра «Собери сервиз» - чудесный

мешочек.

3. Пальчиковая гимнастика «Посуда».

4.Упражнение «Ловкие ручки» -

подобрать крышечки к баночкам.

5. «Склеим чашку» - собрать картинку из

2-х частей.

6.Упражнение «Конфеты к чаю» - из

бумаги сминаем комочки и складываем в

вазочку.

7. Самомассаж гранеными карандашами.

1.Совершенствовать мелкую моторику

рук.

2. Продолжать формировать умение

координировать движения с речью.

3.Стимулировать тактильные ощущения.

4. Учить детей строить из кубиков

машину, развивать интерес к

деятельности.

5. Учить выкладывать изображение с

помощью счетных палочек.

6. Развивать чувство формы, пропорции,

глазомер согласованность в работе

обоих рук.

1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка»,

«Пароход».

2. Фигурки из счетных палочек «Лодка»,

«Пароход», «Машина», «Парусник»,

«Самолет».

3. Игра «Грузовик построим сами».

4. Упражнение «Машина на погрузке» -

рассортировать красную и белую фасоль

по разным грузовикам.

5. Самомассаж гранеными карандашами.

Декабрь

«Дикие

животные»

1. Развивать зрительное внимание,

мелкую моторику рук.

2.Стимулировать тактильные ощущения.

3.Формировать умение координировать

речь с движениями, работать над

согласованием движений рук и ног.

4.Учить изображать простейшие

предметы с помощью пальцев.

5.Закреплять у детей умение мелко

рвать бумагу.

1.Упражнение «Животные хотят пить» -

наливаем воду из стакана в тарелочку,

ложкой.

2. Пальчиковая гимнастика «На лужок».

3.Упражнение «Нарви молодой травки» -

мелко нарвать зеленую бумагу.

4. П/и «Зайка»

5. Упражнение «Веселые зверята»

6. Угостим медвежонка медом –

«Деревья»

«Зима»

«Новый год»

6. Учить детей аккуратно переливать

воду из стакана в тарелочки ложкой.

рисование сот пальчиковыми красками.

7. Самомассаж мячиками (ежиками).

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Учить изображать простейшие

предметы с помощью ладони и пальцев.

3.Научить детей завязывать узелки,

бантики.

4.Формировать умение координировать

речь и движения.

5.Стимулировать тактильные ощущения.

6.Воспитывать любознательность,

интерес к природе.

1.Пальчиковая гимнастика «Я по веточке

шагаю».

2.Игра «Веселые ладошки» - завязываем

узелки, бантики.

3.Игра с прищепками «Наряжаем

елочку».

4.Упражнение «Найди пару» - найти

парную подушечку с таким же

наполнением (рис, фасоль).

5 «Осенние деревья» - рисование

ладошками.

6.Упражнение «Похлопаем» - хлопаем в

ладоши тихо и громко, в разном темпе.

7.Самомассаж косточками фруктов.

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Формировать умение координировать

речь с движениями, умение

договаривать слова и словосочетания.

3.Закреплять умение проводить прямые

горизонтальные линии.

4.Стимулировать тактильные ощущения.

5.Знакомство с глиной как с

художественным материалом.

6.Развивать умение сматывать клубочки.

1.«Лыжник» - рисуем на манке

пальчиками.

2.Упражнение «Клубочки для бабушки» -

смотать нитки в клубочки.

3. Упражнение «Вязаные лоскутки» -

работа с лоскутками связанных из разных

ниток.

4.Пальчиковая гимнастика «Погреемся»,

«Зимняя прогулка»

5.Самомассаж мячиками (ежиками).

6.Дорисуй ветку, на которой сидит

воробей.

7.«Глиняные рожицы» - рисуем глиной.

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Формировать умение координировать

речь с движениями, умение

договаривать слова и словосочетания.

3.Закреплять умение обводить

1.Пальчиковая гимнастика «Елочка».

2.Упражнение «Помоги бабушке» -

смотать из шерстяной ниток клубочки.

3.Игра «Чудесный мешочек» - определить

изображение по трафарету, проводить

прямые горизонтальные линии.

4.Учить детей работать с пластилином

способом размазывания на листе.

5.Развивать умение сматывать клубочки.

6.Стимулировать тактильные ощущения.

7.Закреплять умение выкладывать

изображение с помощью

геометрических фигур по образцу.

на ощупь резиновые игрушки.

4. «В лесу родилась ёлочка» - обводка

трафарета елки, штриховка.

5.«Наряжаем ёлку» - рисуем пластилином

елочные игрушки.

6.Упражнение «Выложи по образцу» -

выкладывание фигур по образцу.

7.Самомассаж косточками фруктов.

Январь

«Снег идет»

«Одежда»

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Формировать умение координировать

речь с движениями, умение

договаривать слова и словосочетания.

3.Учить детей работать с пластилином

способом размазывания на листе.

4.Продолжать учить выкладывать

изображения с помощью счетных

палочек.

5.Воспитывать самостоятельность,

инициативность.

1.Пальчиковая гимнастика «Снежный

ком».

2. «Снегопад» -рисуем пластилином.

3. Упражнение «Собери снежинку» -

выкладывание узора счетными

палочками.

4. Упражнение «Сосульки» - прикрепить

прищепки к полоске картона «крыше».

5.Самомассаж гранеными карандашами.

6.Упражнение «Погуляем» - ходим двумя

пальцами по столу в разном темпе.

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Развивать координацию движений,

соотнесение предметов со словесным

обозначением.

3.Учить создавать узор из кругов,

штрихов.

4.Стимулирование тактильных

ощущений.

5.Воспитывать желание помогать маме.

6.Развивать творческую фантазию.

1.Пальчиковая гимнастика «Постираем

белье».

2.Упражнение «Помогаем маме» -

развешать белье на веревку и закрепить

его прищепками.

3.Упражнение «Не дошитое платье» -

«пришить к платью рукава, воротник,

карман, пуговицы». Дополнить

картонный трафарет нужной деталью.

4.Упражнение «Ткань на новое платье» -

работа с лоскутками разной фактуры.

5. «Укрась платье Маруси» -

раскрашивание платья карандашами,

вырисовывание узора.

6.Самомассаж косточками фруктов.

«Дикие

животные»

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Формировать умение координировать

речь с движениями, умение

договаривать слова и словосочетания.

3.Продолжать учить детей работать с

бумагой техникой обрывания.

4.Воспитывать любовь к природе.

1.Пальчиковая гимнастика «Апельсин».

2.Упражнение «Зоопарк» - игра с

решеткой для мойки.

3.Упражнение «Ежики на прогулке» -

делаем колючки для ежиков (прищепки).

4.«Угости белочку орешками» -

аппликация техникой обрывания бумаги.

5.«Разноцветный заборчик» - игра с

прищепками.

6.Самомассаж бусинками – катать по

очереди каждым пальчиком.

Февраль

«Виды

транспорта»

«Профессии»

1.Совершенствовать мелкую моторику

рук.

2.Тренировать навык выкладывания

изображения счетными палочками.

3.Упражнять детей проводить прямые

вертикальные и горизонтальные линии.

4.Развивать глазомер и точность.

5.Стимулировать тактильные ощущения.

1. Упражнение «Транспорт» - выложить

рисунок счетными палочками.

2.Упражнение «Дорисуй железную

дорогу» - дорисовать шпалы к железной

дороге.

3.Упражнение «Чей кораблик?» -

лабиринт.

4.Самомассаж мячиками (ежиками).

5.Пальчиковая гимнастика

«Путешествие».

1.Совершенствовать мелкую моторику

рук.

2.Развивать координацию движений,

соотнесение предметов со словесным

обозначением.

3.Стимулировать тактильные ощущения.

4.Учить детей строить из строительного

материала гараж по размеру машины,

подбирать нужный строительный

материал.

5.Воспитывать интерес к разным

профессиям, любознательность.

1.Пальчиковая гимнастика «Месим

тесто», «Строим дом».

2.Игра «Тесто» - имитация замешивания

теста в сухом бассейне.

3.Упражнение «Каталог тканей» - какая

ткань на ощупь.

4.Упражнение «Собери красивый букет» -

шнуровка.

5.«Мы строители» - строим из

строительного материала гараж.

6.Упражнение «Шишки для белочки» -

положи в одну коробку маленькие

«Защитники

отечества»

сосновые шишки, в другую - большие.

7.Самомассаж гранеными карандашами.

1.Совершенствовать мелкую моторику

рук.

2.Упражнять в умении использовать

пальчиковые краски, совершенствовать

умение наносить мазки пальцами.

3.Отрабатывать навык выкладывания

изображения счетными палочками.

4.Учить детей завязывать узелки и

бантики.

5.Стимулировать тактильные ощущения.

1.Пальчиковая гимнастика «Бойцы-

молодцы».

2.Фигурки из счетных палочек «Танк»,

«Звезды», «Флажок».

3.«Салют» - рисуем пальчиковыми

красками

4.Упражнение «Орешки» - с грецкими

орехами.

5.Самомассаж бусинками - катать по

очереди каждым пальцем.

6.Завязывание узлов на толстой веревке,

шнуре.

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Развивать умение рисовать круги

разного размера цветными мелками.

3.Развивать координацию движений,

соотнесение предметов со словесным

обозначением.

4.Стимулирование тактильных

ощущений.

5.Воспитывать дружеские отношения

между детьми, желание играть вместе.

1.Пальчиковая гимнастика «Снеговик».

2.Упражнение «Остатки запасов» -

помоги мышке-норушке рассортировать

красную и белую фасоль.

3.Самомассаж гранеными карандашами.

4.Упражнение «Солнечный денек» - с

помощью прищепок делаем солнышко.

5.«Веселый снеговик» - рисуем мелками

круги разного размера.

6.Игра «чудесный мешочек» - разделить

предметы на мягкие и твердые.

Март

«Мамин

праздник»

1.Развивать мелкую моторику рук,

координацию движений.

2.Тренировать умение создавать узор по

образцу.

3.Учить детей нанизывать бусины

(крупные макароны) на ленту.

4. Стимулирование тактильных

ощущений.

5.Развивать чувство формы, цвета и

1.«Следы от капели» - на манке

пальчиками ставим точки.

2.Упражнение «Солнце светит ярко –

ярко» - выложить из спичек солнечные

лучи вокруг желтого круга.

3.Пальчиковая игра «Подарок маме».

4.«Платочек для мамы» - украшаем

платочек, рисуем пальчиковыми красками

5.Упражнение «Бусы для мамы» -

«Дом»

«Домашние

животные»

«Электроприбо

ры»

композиции.

6.Воспитывать бережное отношение к

родителям, желание их порадовать.

нанизывание макарон на ленту.

6.Упражнение «Погуляем» - двумя

пальцами ходить по столу в разном темпе.

7.Самомассаж косточками фруктов.

1.Развивать мелкую моторику рук,

координацию движений.

2.Обучение рисованию кругов.

3.Стимулировать тактильные ощущения.

4.Упражнять в умении рисовать на

манке, создавать изображение с

помощью счетных палочек.

5.Развивать чувство формы.

6.Воспитывать любовь, бережное

отношение к своему дому.

7.Воспитывать стремление доводить

начатое дело до конца.

1.Игра «Что лишнее?» - «Чудесный

мешочек».

2.Пальчиковая игра «Кроватка», «Стул».

3.«Домик для мишутки» - рисуем на

манке.

4.Д/и «Маленькие столяры» - сложение

контуров предметов мебели из палочек на

горизонтальной плоскости по образцу.

5.Упражнение «Похлопаем» - хлопаем в

ладоши тихо, громко и в разном темпе.

6.Самомассаж гранеными карандашами.

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Тренировать навык создавать

изображение с помощью

геометрических фигур по образцу.

3.Учить детей рисовать волнистые

линии.

4.Отрабатывать навык аккуратно

переливать воду из одной емкости в

другую.

5.Познакомить детей с пипеткой,

показать, как ею пользоваться.

6.Стимулировать тактильные ощущения.

7.Воспитывать любовь к животным,

желание заботиться о них.

1.Упражнение «Маленький конструктор»

- выкладывание из геометрических фигур

животного с детенышем.

2.Упражнение «Животные хотят пить» -

«мама» наливаем воду из стакана в

тарелочку, ложкой, «детенышам» капаем

пипеткой.

3.Упражнение «Прятки» - найди всех

животных в сухом бассейне.

4.Нарисуй хвост коню.

5.Пальчиковая гимнастика «Хозяюшка».

6.Самомассаж гранеными карандашами.

1.Развивать мелкую моторику рук,

координацию движений.

2.Закрепление умение закрашивать

готовые изображения.

1.Пальчиковая игра «Утюг».

2.Упражнение «Что спряталось в

комочке» разглаживание трафаретов

электроприборов из бумаги, смятой в

3.Стимулирование тактильных

ощущений.

4.Развивать внимание.

5.Воспитывать чувство коллективизма,

желание прийти на помощь.

комочки.

3.Лабиринт «Какая лампа включена»

(Книга развивающих игр).

4.Раскрась рисунок, не выходя за контур-

«Телевизор», «Компьютер», «Утюг».

5.Игра «Тяжело-легко» -рассортируй

тяжелые и легкие предметы.

6.Самомассаж мячиками (ежиками).

Апрель

«Весна»

«Звонкая

капель»

1.Развивать мелкую моторику рук,

координацию движений.

2.Учить создавать несложную

композицию с помощью прищепок.

3.Стимулирование тактильных

ощущений.

4.Тренировать навык завязывания

узелков и бантиков.

5.Учить детей работать с бумагой в

технике оригами.

6.Развивать творческую фантазию,

чувство формы и цвета.

7.Вызвать интерес к созданию красивой

композиции из цветов.

1.Пальчиковая гимнастика «Весенний

дождик», «Встреча птиц».

2.Упражнение «Весенняя полянка» - с

помощью прищепок выкладываем

композицию: солнышко, травку, первые

цветы, деревья.

3. «Весенний букет» - аппликация с

использованием оригами.

4. Упражнение «Веселые ладошки» -

завязывание узелков, бантиков.

5.Игры с пуговицами – рассортировать

пуговицы по цвету в разные коробочки

(желтый, красный, синий, зеленый).

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Развивать координацию движений,

соотнесение предметов со словесным

обозначением.

3.Стимулирование тактильных

ощущений.

4.Познакомить детей с пипеткой,

показать, как ею пользоваться

5.Учить детей работать с бумагой в

технике оригами.

6.Воспитывать любознательность,

самостоятельность.

1. Упражнение «Что тонет, что не тонет?»

-выбрать из группы предметов то, что

тонет.

2.Упражнение «Веселая пипетка» -работа

с водой и пипеткой.

3.Конструирование из бумаги (оригами)

«Лодочки».

4.Упражнение «Соберем кораблик» -

разрезная картинка.

5.Пальчиковая игра «Одуванчик».

6.Игра «Кулачок» - сжимать и разжимать

кулачок (кулачок – бутон цветка,

проснулся, заснул).

«Весеннее

солнышко»

7.Самомассаж косточками фруктов.

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Развивать координацию движений,

соотнесение предметов со словесным

обозначением.

3.Стимулировать тактильные ощущения.

4.Продолжать учить детей завязывать

узелки и бантики на ленточках.

5.Развивать чувство формы, цвета,

композиции.

6.Воспитывать чувство прекрасного,

бережное отношение к природе.

1.Игра «Узнай фигуру» - «Чудесный

мешочек» (геометрические фигуры).

2.Упражнение «Веселые ладошки» -

учимся завязывать узелки, бантики.

3.Лабиринт «К какому растению летит

бабочка»

4.«Весенние цветы - одуванчики» -рисуем

пальчиковыми красками.

5.Пальчиковая гимнастика «Улитка».

6.Пальчиковая игра «Орешек».

7.Самомассаж камушками – катать по

очереди каждым пальцем.

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Развивать координацию движений,

соотнесение предметов со словесным

обозначением.

3.Закреплять умение делать из

пластилина шарики.

4.Стимулирование тактильных

ощущений.

5.Развивать чувство формы и цвета.

6.Воспитывать любовь к природе,

чувство прекрасного.

1.Упражнение «Весенний цветок» -

тактильное обследование цветов из

бархатной бумаги.

2.«Чудесный мешочек» - найди цветок на

ощупь.

3.Упражнение «Каждому листочку свое

место» - закрыть контуры различных

листочков нужными листочками, взятыми

из коробки.

4.«Красивые одуванчики» - лепка

(пластилин +спички).

5. Д/и «Собери букет».

6.Пальчиковая игра «Букет цветов».

7.Самомассаж мячиками (ежиками).

Май

«Дождь»

1.Развивать мелкую моторику рук,

координацию движений.

2.Развивать координацию движений,

соотнесение предметов со словесным

обозначением.

3.Тренировать навык ритмично

наносить штрихи.

1. Пальчиковая гимнастика «Пчела»,

«Паучок», «Червячки».

2. Упражнение «Накорми мишку» -

переложи фасоль пинцетом из одной

емкости в другую.

3. Д/и «Бабочка и цветок» работа с

игрушкой – застежкой.

«Насекомые»

«Лето»

4.Стимулирование тактильных

ощущений.

5. Развивать усидчивость,

целенаправленность.

6. Воспитывать желание доводить

начатое дело до конца.

4. Упражнение «Кто больше соберет

фасоли?» - из сухого бассейна выбрать

фасоль.

5.Заштрихуй тучку по образцу.

6.Упражнение «Крышечки» - подбери

крышечку к баночке.

7.Самомассаж гранеными карандашами.

1.Развивать зрительное внимание,

мелкую моторику рук.

2.Развивать координацию движений,

соотнесение предметов со словесным

обозначением.

3.Стимулирование тактильных

ощущений.

4.Упражнять в умении шнуровать,

продевать шнурок в отверстие.

5.Развивать умение завязывать узелки.

6.Воспитывать чувство коллективизма,

желание играть друг с другом.

7.Вовлекать детей в сотрудничество,

учить рисовать вертикальные линии,

дополняя созданный педагогом образ.

1. Пальчиковая игра «Червячки»,

«Паучок».

2.Упражнение «Посадка фасоли» - в песке

сделать ямки и посадить семена.

3.Упражнение «Цветочный лужок» - с

помощью мозаики сделать цветы.

4.Упражнение «Насекомые на листочке» -

упражнение в шнуровке.

5.Упражнение «Закрути баночки» -

подобрать по размеру и закрутить

крышечку.

6.Упражнение «Узелки» -завязывание

узлов на толстой веревке, шнуре.

7.Самомассаж косточками фруктов.

8.«Вот такие ножки у сороконожки» -

коллективное рисование.

1.Развивать зрительное внимание,

мелкую моторику рук.

2.Развивать координацию движений,

соотнесение предметов со словесным

обозначением.

3.Учить аккуратно наклеивать детали,

создавать красивую композицию.

4.Воспитывать фантазию, чувство

прекрасного, любовь к природе.

1.Пальчиковая гимнастика «Лето».

2.Игра «Шишки для мишки» - игра с

сосновыми шишками.

3.Упражнение «Цветная водичка» -

работа с пипеткой. Смешивание красок.

4.Самомассаж мячиками (ежиками).

5.«Украсим бабочке крылышки» -

аппликация.

6.Упражнение «Арбуз» - нарисовать

побольше черных зернышек – семян.

2.3.Взаимодействие с семьей

устные журналы: «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики», «Пока

мама готовит, или во что можно поиграть на кухне», «Развитие мелкой моторики или

несколько идей, чем занять ребенка»;

детско-взрослые игротеки: «Будем пальчиками рисовать, ручки деток развивать», «Игры с

прищепками», «Игры с крупами»;

родительские творческие мастерские по изготовлению пособий и игр для развития мелкой

моторики;

индивидуальные формы: консультирование; мастер-класс для одной семьи.

III

.

Организационный раздел

3.1. Организация кружка

Кружок организуется с детьми 2-3 лет.

Занятия проводятся один раз в неделю в игровой форме в режиме дня по подгруппам продолжительностью 10

минут

Занятия проводятся с сентября по май.

Формы организации образовательной деятельности - занятия проводятся по подгруппам и

индивидуально.

Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию

образовательного процесса.

Педагогические принципы:

принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);

принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;

принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;

принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;

принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

Методы и формы:

1. Беседы нацелены на создание условий: для развития способности слушать, слышать,

видеть и замечать, наблюдать и воспринимать.

2. Обсуждение помогает развивать способность говорить и доказывать, логически мыслить.

3.2.

Материально-техническое обеспечение программы:

-групповая комната ,

-столы,

-стулья,

- массажные мячики ,

- резиновые игрушки;

- бусы, шнуровки;

- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин, сыпучие (крупы, бобовые, песок, манка)

- бумага, карандаши, пальчиковые краски;

- настольный театр;

- наборов счетных палочек;

- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;

- массажных мячей;

- прищепок бельевых разных цветов;

- трафаретов по лексическим темам;

- различные виды мозаики, конструкторов;

- пазлы;

- игрушки-шнуровки;

- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов,

плетения косичек, завязывания бантов;

- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, липучки.

3.3 Организация развивающей предметно – пространственной среды

Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в группе располагающая,

почти домашняя. Все помещения, предназначенные для детей, оборудованы таким образом,

чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно. Комфортность среды дополнена

художественно – эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка,

вызывает эмоции, яркие т неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде

способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком

возможности выбора рода занятий, материалов, пространства. Игровая среда стимулирует

детскую активность и постоянно обновляется в соответствии с текущими интересами и

инициативой детей. Игровое оборудование разнообразное и легко трансформируемое.

В группе оборудованы:

Вид помещения,

функциональное

использование

Оснащение

Групповая комната:

Образовател

ьная деятельность

Сюжетно

ролевые игры

Самообслуж

ивание

Самостояте

льная

творческая

деятельность

Детская

мебель

для

образовательной

и

практической деятельности.

Книжный уголок: детские книги, речевые игры.

Уголок художественного творчества: материалы

и оборудование для развития детской изобразительной

деятельности

ручного

труда

и

художественного

конструирования. Изобразительные материалы: губки,

кисточки, мелки, карандаши, раскраски, трафареты.

Спортивный уголок: мешки с песком, мячи

разного размера; массажные мячики; атрибуты для

подвижных игр.

Тематические

папки,

уголок

познания

и

конструирования: дидактические игры, пазл, мозаика,

конструкторы различных видов, крупный и мелкий

строительный материал, лего.

3.4.Психолого-педагогические условия реализации программы.

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий,

обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными

возможностями и интересами.

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких

ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности,

партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и

жизненных навыков.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской

успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование

самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому,

социальнокоммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому

развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной

(производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению

культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности;

совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного

возраста.

3.5. ЛИТЕРАТУРА

1. Воспитание детей раннего возраста : пособие для работников яслей-сада / под ред. Г. М.

Ляминой. – М. : Просвещение, 1974.

2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет : кн. для воспитателя

детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М. : Просвещение, 1988.

3. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы

занятий / В. В. Гербова, А. И. Максакова. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.

4. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе

детского сада / Н. Ф. Губанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников : пособие

для воспитателя детского сада / под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1973.

6. Дрязгунова, В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями :

пособие для воспитателя детского сада / В. А. Дрязкунова. – М. : Просвещение, 1981.

7. Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» под

редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа / авт.-сост.

В. Н. Мезенцева, О. П. Власенко. – Волгоград : Учитель, 2012.

8. Смирнова, Е. О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста /

Е. О. Смирнова, Л. Н. ГалигузоваРанней возраст: учебно-методическая пособие. – М.: ИД

«Цветной мир, С. Ю. Мещерякова. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.

9,Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления

ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век.2010. – 249 с.

10.. Узорова О.В. Пальчикововая гимнастика. - М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010. –

11. Шмелева Е.Б. Пальчиковые игры. Пособия по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4

лет. – М.: Издательство «Ювента», 2008. – 48 с.

12. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду



В раздел образования