Напоминание

"Развитие воображения и зрительного восприятия у детей 6-7 лет"


Автор: Злыгостева Ольга Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Ярсалинскй детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: с. Яр-Сале
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие воображения и зрительного восприятия у детей 6-7 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие воображения и зрительного восприятия у детей 6-7 лет»

Воображение

фантазия,

психическая

деятельность человека, — важнейшая сторона нашей

жизни. Если бы мы не обладали фантазией, то

лишились

бы

почти

всех

научных

открытий

и

произведений

искусства,

образов,

создаваемых

писателями и изобретений конструкторов. Догадка,

интуиция, ведущие к открытию, невозможны без

воображения. Вместе с уменьшением способности

фантазировать

у

человека

обедняется

личность,

снижаются возможности творческого мышления, гаснет

интерес к искусству и науке.

При помощи творчества и воображения ребенок формирует свою личность. И есть

особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для

личностного развития, — это игра. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок

формирует у себя целый ряд личностных свойств, таких как справедливость, смелость,

честность, чувство юмора и другие. Через работу воображения происходит компенсация

пока еще недостаточных реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные

трудности и конфликты.

Игра развивает воображение, фантазию, творческое мышление

Выберите какой-нибудь предмет. Задача — придумать и назвать все возможные

случаи использования этого предмета.

Лепка

Развивает воображение и мелкую моторику рук

Необходимый инвентарь: пластилин, глина, тесто.

Из пластилина можно лепить все — посуду для куклы, буквы, животных. Можно

сотворить персонажей любимой сказки и оживить ее — провести кукольное представление.

Возможно, все чудеса пластилинового мира сначала будут неуклюжие, но со временем

ребенок научится создавать все более сложные фигурки.

Кулики, конструкторы

Способствуют разбитию воображения, творческого мышления, восприятия

Из кубиков (конструктора) можно построить все что угодно — дом, дорогу, город,

квартиру с обстановкой и поселить туда жителей.

Вечерние окна

Вечером окна соседних домов, в которых горит свет, складываются в причудливые

узоры. На что они похожи? Может, это какие-то буквы или чья-то улыбка?

Пофантазируйте вместе с ребенком.

Облака

Облака дают поистине простор для фантазии. На

что они похожи? Они бывают похожи на все! А

еще они движутся по небу, догоняя друг друга и

постоянно меняя свою форму.

Бумажные фигурки

Необходимый инвентарь: белая и цветная бумага,

нитки, клей.

Возьмите бумагу,

скомкайте листы и обмотайте их нитками — вот и готовые

мячики для игры.

Мячики можно соединить между собой (сшить, склеить

или связать) и получить причудливые объемные игрушки.

Приклейте пуговицы или бусины в качестве глаз, носа и рта, сделайте петельки, и можно

украшать елку.

Цветной коврик

Необходимый инвентарь: цветная бумага, ножницы, клей.

Нарежьте из цветной бумаги полоски. Покажите ребенку, как из них можно плести

коврики. Используйте основу, чтобы закрепить края полосок или аккуратно склейте их

между собой.

Полоски можно делать различной ширины, тогда узор будет еще интересней.

Новогодние украшения

Необходимый инвентарь: фольга, цветная бумага, ножницы, клей.

Нарежьте из цветной бумаги полоски, склейте из них новогодние гирлянды. Еще можно

сделать объемные шары и фонарики.

Когда ребенок будет уверенно пользоваться ножницами, научите его вырезать снежинки

из фольги.

Из остатков бумаги можно сделать различные аппликации, в том числе и объемные.

Поделки из природных материалов

Необходимый инвентарь: листья, желуди, скорлупа от грецких орехов, пробки, шишки.

Смастерите из подручных природных материалов забавные фигурки, животных, картины.

Зрительное восприятие представляет собой формирование в голове ребёнка тех

ситуаций и образов внешнего мира, которые непосредственно фиксируются его глазами.

Современная наука разделяет понятия «восприятие» и «сенсорные процессы», поскольку

последние восприятием изначально не являются, а лишь становятся им со временем.

В 6-7 лет у ребёнка почти сформировались все виды анализаторов, и с их помощью

продолжают развитие все разновидности чувствительности. Особенно важны в этом возрасте

зрительные ощущения и восприятия. Известно, что ребёнок получает до 80% всей

информации об окружающем мире через зрение. К 6 годам намного меньше становится

ошибок при различении цветов. В 6-7 лет ребёнок помимо основных цветов знает ещё ряд

оттенков. У пятилеток восприятие имеет ещё непроизвольный характер. Но к семи годам

малыши могут уже ставить перед собой задачу изучения предмета и сравнения его с

другими.

Большое значение при развитии у дошкольников зрительного восприятия имеет и

восприятие картинки. Дошкольники с трудом воспринимают картинку правильно. Ведь даже

на самой простой картинке, где есть хотя бы два предмета, уже присутствует какая-либо

пространственная связь между ними. Для раскрытия взаимоотношения между частями

изображения требуется осмысливание

этих связей,

поэтому

картинки

традиционно

используются для определения общего умственного развития малыша. В своё время А.

Бине использовал этот тест в придуманной им шкале измерения ума. Он и его

последователь В. Штерн определили три уровня детского восприятия картинки.

Первая стадия перечисления (или предметная) характерна для 2-5-летних детей.

На второй описательной или стадии действия находятся дети возрастом 6-10 лет.

Для детей старше 9-10 лет наступает третья стадия отношений (или истолкования).

С развитием восприятия дошкольники способны узнавать свойства объектов, различать

предметы, выяснять, есть ли между ними некие отношения или связи. Как только появляется

реакция на зрительную информацию, начинается акт зрительного восприятия, происходит

выделение, анализ и синтез качеств воспринимаемых объектов, пока не наступает осознание

и фиксации данной информации в виде образа восприятия. Затем зрительная информация

переходит в мыслительный образ, который хранится в памяти и используется для обучения,

ориентации и действий в окружающей обстановке. Зрительное восприятие относится к

важнейшим видам перцепции, оказывающим значительное влияние на психическое

развитие малыша, ведь оно важно как информационным, так и операционным

значением. Оно

участвует в удержании равновесия,

ориентировки

в

пространстве,

регуляции

позы

и

контроле

поведения.

Сформировавшееся зрительное

восприятие является

основой, на которой базируются использующиеся в

школьном возрасте образные формы познания.

Старые и новые методы обучения детей

В

воспитательной

практике

ещё

используется

устаревшая практика знакомить малышей с основными

цветами и формами и требовать, чтобы они запомнили

их

и

правильно

называли. По

современным

представлениям

такое

обучение

представляется

малоэффективным, не способствующим зрительному

развитию, поскольку резко ограничивается круг

представлений

малыша

о

свойствах

предметов. К

тому

же,

вызубривая

одни

разновидности, дети не обращают внимания на другие. В результате накапливаются ошибки

восприятия. Например, зная только жёлтый цвет, но, не зная оранжевого, ребёнок будет

воспринимать

последний

тоже

как

жёлтый.

При знакомстве детей со свойствами предметов не следует упирать на запоминание и

последующее употребление их названий. Важнее, чтобы дети могли во время действий с

предметами учитывать их свойства. Не страшно, если они назовут «треугольник»

«крышей» или «угольником». То есть сам воспитатель должен при занятиях с детьми

использовать

названия

форм

и

цветов,

но

не

должен

требовать

этого

от

дошкольников. Вполне достаточно, чтобы они научились правильно понимать выражения

«цвет», «форма», «такой же». Но при ознакомлении с величиной предметов требования

другие, поскольку у «величины» нет абсолютного значения, и понять её можно только при

сравнении с другой величиной. О предмете можно сказать, что он большой, только сравнив

его с другим, меньшим предметом. И подобное отношение можно зафиксировать лишь в

форме слова.

Педагог-психолог: Злыгостева О.А.



В раздел образования