Напоминание

Лексико-грамматические упражнения по лексической теме "Дикие животные"


Автор: Васильева Екатерина Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 27 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Новочебоксарск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Лексико-грамматические упражнения по лексической теме "Дикие животные"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕМА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

1

. Формировать в словаре обобщающее понятие: «дикие животные». Почему эти животные

называются «дикие животные»?

2

. Загадки: «Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко ну, конечно, это…» (Белка).

«Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета, для зимы - другого цвета». (Заяц)

«Хитрая плутовка, рыжая головка.

Пышный хвост – краса. Кто это…». (Лиса).

«В густом лесу под ёлкой, осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками, колючий и живой». (Ёж)

«Кто зимой холодной ходит злой, голодный». (Волк)

«Стройный, быстрый, рога ветвисты.

Пасётся весь день. Кто же это...». (Олень)

«Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает». (Медведь)

3

. «Подбери признаки» (упражнять в согласование прилагательных с существительным).

Медведь (какой?) -… огромный, косолапый, неуклюжий, бурый.

Белка (какая?) -… быстрая, пушистая, шустрая, рыжая, ловкая, маленькая.

Заяц (какой?) -… серый, пушистый, пугливый, быстрый.

Волк (какой?) -… зубастый, серый, голодный, лохматый.

Ёж (какой?) -… колючий, маленький, серый.

Лиса (какая? )-… хитрая, пушистая, рыжая.

4

. «У кого кто?» (упражнять в словообразовании): у медведя – медвежонок; у волка – волчонок;

у лисы – лисёнок; у зайца – зайчонок; у белки – бельчонок; у ежа – ежонок; у лося – лосёнок.

5

. «Назови семью» (упражнять в словообразовании существительных):

папа мама детёныши

медведь медведица медвежата

волк волчица волчата

лис лисица лисята

заяц зайчиха зайчата

ёж ежиха ежата

6

. «Про кого можно сказать…» (подобрать существительное к глаголу):

охотиться -…, крадётся…, воет…, скачет…, переваливается…, пугается…,

выслеживает…, нападает…, запутывает следы… .

7

. «Кто где живёт?» (употребление предложно-падежных конструкций):

Лиса живёт в норе.

Медведь зимует … (в берлоге). Белка живёт… (в дупле).

Заяц спит… (под кустом).

8

. «Кому что дадим?» (употребление дательного падежа существительных):

мясо - волку, морковку -…, мёд -…, яблоко -…, орехи -…, грибы -… , малину-… .

9

. «Охотник» (употребление существительных в родительном падеже):

Охотник поймал в лесу (кого?) – медведя, … .

10

. «Один – много» (употребление существительных именительного падежа во множественном

числе):

Это волк. А когда их много мы говорим – волки.

Заяц - …, медведь - …, лиса - …, белка - …, лось - …, берлога - …, нора - …

11

. «Кого не стало?» (употребление существительных родит. падежа в един. и множ. числе):

Это медведь (не стало кого?) -… медведя. Это медведи (не стало кого?)-… медведей.

Это лиса (не стало кого?) -…

Это заяц (не стало кого?) -…

Это волк (не стало кого?)-… и т. д.

12

. Динамическая пауза.

«Я как белка в колесе прыгаю на месте, (прыжки на месте)

Чтобы было веселей, поскакали вместе.

Раз, два, три, четыре, пять- начал заинька скакать. (прыжки 5 раз)

Прыгать серенький горазд - он подпрыгнул 10 раз». (прыжки 10 раз)

13

.Составить описательный рассказ о диком животном нашего леса (по выбору) по плану:

*Название.

*Где живёт?

*Жилище.

*Внешний вид.

*Как защищается от врагов?

*Чем питается?

*Детёныши.

14

. «Чей, чья, чьё?» (упражнять в образовании притяжательных прилагательных).

След (чей?) – лисий, волчий, заячий, медвежий, беличий.

Уши (чьи?) – лисьи, волчьи, заячьи, медвежьи, беличьи.

Голова (чья?) - …

Хвост (чей?) -…

Лапа (чья?) -… .

15

. Подобрать родственные слова.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий.

Волк - …

Лиса - …

Заяц - … .

16

. «Сосчитай до 5».

Один заяц Один волк Одна белка

Два зайца … …

Три … … …

Четыре … … …

Пять зайцев. Пять волков. Пять белок.

17

. Игра с мячом «Расскажи про зайчика».

«Какой заяц?» (серый, белый, длинноухий, пугливый).

«Какая шубка у зайца?» (серая летом, белая зимой, пушистая, мягкая, тёплая).

«Какое у зайца может быть настроение?» (весёлое, грустное, хорошее, плохое).

«Какие зайчата у зайца?» (быстрые, шустрые, маленькие, длинноухие).

18.

«Кто чем защищается?» (употребление творительного падежа существительных)

Олень – рогами, кабан – клыками, волк - …, медведь - …

19

. Учим стихи:

«Белкина кладовка». «Лисята».

Почему грибы на ёлке Под кустом играют в прятки

На сучках сидят верхом? Шаловливые лисятки,

Не в корзинке, не на полке, А лиса для малышей

Не во мху, не под листком - Ловит в зарослях мышей.

У ствола и среди веток

На сучки они надеты.

«Ёж».

Жёлтых листьев целый ворох,

Ветра нет, а в листьях шорох!

Это ёж, почуяв осень, на иголках их уносит.

Хорошо, что он колючий,-

Сам теперь, как листьев куча!

Нужно листьями скорей спальню выстелить в норе.

20

. «Что лишнее?»

Лиса, волк, собака, заяц.

Берлога, медведь, волк, белка.

Корова, лошадь, заяц, кошка.

Лось, голубь, олень, лиса.

21.

Пальчиковая гимнастика «Зайцы».

Скачет зайка косой

(«зайчик» правой рукой).

Под высокой сосной.

(«дерево» правой рукой).

Под другою сосной

(«дерево» левой рукой).

Скачет зайка второй.

(«зайчик» левой рукой).



В раздел образования