Напоминание

"Из опыта внедрения проекта по повышению родительской компетентности в коррекционной работе "ЛОГОПЕДиЯ"


Автор: Мусс Мария Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МКДОУ "Д/с№1"
Населённый пункт: г. Коркино, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Из опыта внедрения проекта по повышению родительской компетентности в коррекционной работе "ЛОГОПЕДиЯ"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Из опыта внедрения проекта по повышению родительской

компетентности в коррекционной работе «ЛОГОПЕДиЯ»
Модернизация и реформирование всей образовательной системы требуют от педагогов, логопедов повышения качества образования, что, наряду с другими составляющими включает повышение качества образовательного процесса. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной цельюразвитие личности ребёнка. Предполагается активная роль родителей в коррекционном процессе. В федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 г.№273-ФЗ ст.44 прописано: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся… обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Но, к сожалению, родители практически устранились из воспитательно-коррекционно-образовательного процесса, что приводит к возникновению дополнительных требований к компетентности и профессионализму педагогов. Показателями высокого профессионального уровня и качества педагогического процесса являются владение и успешное применение новых технологий, отражающих личностно-ориентированный подход педагога к воспитанникам. Чтобы исправить данную ситуацию, необходим поиск новых технологий в работе с дошкольниками, тесное сотрудничество с родителями с использованием нетрадиционных форм работы. Среди таких форм хотелось бы выделить использование метода проектов. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Проект это пакет документов, обеспечивающих реализацию определенных планов, достижение поставленной цели. Метод проекта – это способ достижения цели через детальную проработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым, практическим результатом. В 2013 году в целях оптимизации и повышения эффективности коррекционной работы в МКДОУ детский сад № 1 г. Коркино Челябинской области, мною было принято решение о внедрении в работу технологии
проектирования. И с этой целью был создан проект «Логопед и я», посвященная повышению родительской компетенции в вопросах речевого развития ребенка. Изначально проект был рассчитан на два года с 1 сентября 2013 г по 30 мая 2015 г. с возможностью дальнейшей пролонгации, в случае результативности. Основной целью проект а ст ало формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребёнком, оказание информационной поддержки родителям детей имеющих речевые проблемы. Цель определила следующие задачи проекта:  Установление партнёрских отношений с семьёй ребёнка, создание атмосферы общности интересов;  Ознакомление родителей с содержанием коррекционной работы с детьми в условиях детского сада, не имеющего специализированных групп;  Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах развития своего ребенка, пробудить в них интерес и желание участвовать в развитии речи своего ребенка. Основными объектами коррекционными работы в ходе проекта были выделено не только дети, но и их родители. Реализация проекта предполагала выполнение следующих этапов: Этап полевого исследования – анкетирование, беседы, опрос, наблюдение общения родителей с детьми в утренний и вечерний периоды. Мотивационный — установление эмоционального контакта в триаде логопед — ребенок — родитель. В начале года, после полевых исследований, родители каждого ребенка оповещаются о его результатах. Они узнают о проблемах в речевом развитии ребенка, получают советы, рекомендации для дальнейшей работы. Концептуальный — раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для родителей, учителя-логопеда и ребенка. Данный этап предполагает реализацию системы мероприятий и по организации, активации и включению родителей в процесс образовательной деятельности.
Деятельностный — практическая реализация мероприятий. На данном этапе происходит практическая реализация программы мероприятий. Так же проводится обучение родителей коррекционным приемам работы с ребенком в семье, закрепляются умения у родителей использовать полученные в ходе обучения знания в условиях семейного воспитания. В ходе данного этапа применялись следующие формы работы: тематические консультации, семинары - практикумы для родителей, выступления на родительских собраниях, буклеты для родителей, изготовление игр по развитию речи родителями для домашнего пользования, работа с индивидуальными тетрадями, электронная страничка для родителей на сайте детского сада и интернет ресурсе NS портал. Рефлексивно-диагностический — п р о в о д я т с я л о г о п е д и ч е с к и й мониторинг, диагностика, совместный анализ результатов, родители получают рекомендации о дальнейшей деятельности. Контрольное обследование по результатам проекта позволило сделать вывод о повышении заинтересованности и компетентности родителей в вопросах коррекционной работы с детьми примерно на треть. Реализация проекта повышения родительской компетентности «ЛОГОПЕДиЯ» в условиях детского сада позволила обеспечить непрерывность коррекционного воздействия на ребенка в дошкольной организации и семье; активизировать и обеспечить воспитательные умения родителей; позволила эмпирическим опытом обеспечить позитивный эффект в устранении отклонений речевого развития детей. Самое главное проект позволил установить систему партнерских отношений между педагогом и родителями, сплотить триаду «логопед – дети – родители» в единый организм. Родители стали активными участниками мероприятий как в рамках ДОУ, так и на районных мероприятиях. Наглядная результативность проекта «ЛОГОПЕДиЯ» дала возможность пролонгировать действие программы еще на 2 года и открыла перспективы на дальнейшее совершенствование образовательного процесса, повышения профессиональной и родительской компетенции. учитель – логопед I категории Мусс Мария Александровна Педагогический стаж 15 лет МКДОУ «Д/с № 1» г. Коркино


В раздел образования