"Из опыта внедрения проекта по повышению родительской компетентности в коррекционной работе "ЛОГОПЕДиЯ"
Автор: Мусс Мария Александровна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МКДОУ "Д/с№1" Населённый пункт: г. Коркино, Челябинская область Наименование материала: статья Тема: "Из опыта внедрения проекта по повышению родительской компетентности в коррекционной работе "ЛОГОПЕДиЯ" Раздел: дошкольное образование
«Из опыта внедрения проекта по повышению родительской
компетентности в коррекционной работе «ЛОГОПЕДиЯ»
Модернизация
и
реформирование
всей
образовательной
системы
требуют от педагогов, логопедов повышения качества образования, что, наряду с
другими
составляющими
включает
повышение
качества
образовательного
процесса.
Отличительной
особенностью
нового
стандарта
является
его
деятельностный характер, ставящий главной цельюразвитие личности ребёнка.
Предполагается
активная
роль
родителей
в
коррекционном
процессе.
В
федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 г.№273-ФЗ ст.44 прописано:
«Родители
(законные
представители)
несовершеннолетних
обучающихся…
обязаны
заложить
основы
физического,
нравственного
и
интеллектуального
развития
личности
ребёнка».
Но,
к
сожалению,
родители
практически
устранились
из
воспитательно-коррекционно-образовательного
процесса,
что
приводит к возникновению дополнительных требований к компетентности и
профессионализму педагогов.
Показателями
высокого
профессионального
уровня
и
качества
педагогического процесса являются владение и успешное применение новых
технологий,
отражающих
личностно-ориентированный
подход
педагога
к
воспитанникам. Чтобы исправить данную ситуацию,
необходим поиск новых
технологий в работе с дошкольниками, тесное сотрудничество с родителями с
использованием нетрадиционных форм работы. Среди таких форм хотелось бы
выделить использование метода проектов.
Метод
проектов
не
является
принципиально
новым
в
педагогической
практике.
Проект
это
пакет
документов,
обеспечивающих
реализацию
определенных планов, достижение поставленной цели.
Метод
проекта
–
это
способ
достижения
цели
через
детальную
проработку
проблемы
(технологию),
которая
должна
завершиться
вполне
реальным, осязаемым, практическим результатом.
В
2013
году
в
целях
оптимизации
и
повышения
эффективности
коррекционной работы в МКДОУ детский сад № 1 г. Коркино Челябинской
области,
мною
было
принято
решение
о
внедрении
в
работу
технологии
проектирования. И с этой целью был создан проект «Логопед и я», посвященная
повышению родительской компетенции в вопросах речевого развития ребенка.
Изначально проект был рассчитан на два года с 1 сентября 2013 г по 30
мая
2015
г.
с
возможностью
дальнейшей
пролонгации,
в
случае
результативности.
Основной
целью
проект а
ст ало формирование
и
стимуляция
мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребёнком,
оказание
информационной
поддержки
родителям
детей
имеющих
речевые
проблемы.
Цель определила следующие задачи проекта:
Установление
партнёрских
отношений
с
семьёй
ребёнка,
создание
атмосферы общности интересов;
Ознакомление родителей с содержанием коррекционной работы с детьми
в условиях детского сада, не имеющего специализированных групп;
Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах развития
своего ребенка, пробудить в них интерес и желание участвовать в развитии речи
своего ребенка.
Основными объектами коррекционными работы в ходе проекта были
выделено не только дети, но и их родители.
Реализация проекта предполагала выполнение следующих этапов:
Этап полевого исследования – анкетирование, беседы, опрос, наблюдение
общения родителей с детьми в утренний и вечерний периоды.
Мотивационный
—
установление
эмоционального
контакта
в
триаде
логопед — ребенок — родитель. В начале года, после полевых исследований,
родители
каждого
ребенка
оповещаются
о
его
результатах.
Они
узнают
о
проблемах в речевом развитии ребенка, получают советы, рекомендации для
дальнейшей работы.
Концептуальный — раскрытие смысла и содержания предстоящей работы
для
родителей,
учителя-логопеда
и
ребенка.
Данный
этап
предполагает
реализацию системы мероприятий и по организации, активации и включению
родителей в процесс образовательной деятельности.
Деятельностный — практическая реализация мероприятий. На данном
этапе происходит практическая реализация программы мероприятий. Так же
проводится обучение родителей коррекционным приемам работы с ребенком в
семье,
закрепляются
умения
у
родителей
использовать
полученные
в
ходе
обучения
знания
в
условиях
семейного
воспитания.
В
ходе
данного
этапа
применялись следующие формы работы: тематические консультации, семинары -
практикумы для родителей, выступления на родительских собраниях, буклеты
для родителей, изготовление игр по развитию речи родителями для домашнего
пользования, работа с индивидуальными тетрадями, электронная страничка для
родителей на сайте детского сада и интернет ресурсе NS портал.
Рефлексивно-диагностический —
п р о в о д я т с я
л о г о п е д и ч е с к и й
мониторинг, диагностика, совместный анализ результатов, родители получают
рекомендации о дальнейшей деятельности.
Контрольное обследование по результатам проекта позволило сделать
вывод о повышении заинтересованности и компетентности родителей в вопросах
коррекционной
работы
с
детьми
примерно
на
треть.
Реализация
проекта
повышения родительской компетентности «ЛОГОПЕДиЯ» в условиях детского
сада
позволила
обеспечить
непрерывность
коррекционного
воздействия
на
ребенка
в
дошкольной
организации
и
семье;
активизировать
и
обеспечить
воспитательные умения родителей; позволила эмпирическим опытом обеспечить
позитивный эффект в устранении отклонений речевого развития детей.
Самое
главное
проект
позволил
установить
систему
партнерских
отношений между педагогом и родителями, сплотить триаду «логопед – дети –
родители»
в
единый
организм.
Родители
стали
активными
участниками
мероприятий как в рамках ДОУ, так и на районных мероприятиях.
Наглядная результативность проекта «ЛОГОПЕДиЯ» дала возможность
пролонгировать действие программы еще на 2 года и открыла перспективы на
дальнейшее
совершенствование
образовательного
процесса,
повышения
профессиональной и родительской компетенции.
учитель – логопед I категории
Мусс Мария Александровна
Педагогический стаж 15 лет
МКДОУ «Д/с № 1» г. Коркино