Автор: Бокушева Бибигуль Аманжоловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ Детский сад
Населённый пункт: с. Толька
Наименование материала: Научный доклад
Тема: "Особенности когнитивной сферы у детей с нарушением интеллекта"
Раздел: среднее профессиональное
ДОКЛАД
«
Особенности когнитивной сферы
у детей с нарушением
интеллекта» учителя-логопеда МДОУ ДС «Березка» Бокушевой Б.А.
У детей с нарушением интеллекта нарушены все психические процессы:
восприятие, внимание, память, мышление, речь, а также эмоционально-волевая
сфера.
Нарушение восприятия характеризуется тем, что дети данной категории с
трудом узнают предметы, находящиеся в непривычном ракурсе: контурные,
схематические, перечеркнутые или перекрывающие друг друга изображения
часто не узнают, смешивают сходные по написанию буквы.
Внимание детей с нарушением интеллекта характеризуется неустойчивостью,
сниженной концентрацией, что ведет к снижению продуктивности,
обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного
контроля.
У детей данной категории преобладает кратковременная память над
долговременной. Характерным признаком являются отклонения в развитии
процессов памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение)
У детей с нарушением интеллекта мышление поверхностно, инертно,
несамостоятельно, неосознанно, некритично.
У этих детей несформирован контроль за своей деятельностью, отмечается
слабость волевых процессов.
Особенности речи у детей с нарушением интеллекта:
У детей с нарушением интеллекта могут наблюдаться все формы нарушения
речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия,
заикание и т.д.).
Особенностью речевых расстройств данной категории детей является
семантический дефект.
Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь
как целостная функциональная система.
В большинстве случаев у учащихся наблюдаются нарушения как устной, так и
письменной речи.
Отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении;
нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание
внутренних программ речевых действий.
При умственной отсталости различной степени нарушены многие уровни
порождения речевого высказывания: смысловой, языковой сенсомоторный.
Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру.
Расстройства речи детей с нарушением интеллекта характеризуются
стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших
классов.
Обследование детей с нарушением интеллекта.
Для обследования детей данной категории используются различные методики:
Альбом для логопеда О.Б. Иншаковой,
Практический материал для проведения психолого-педагогического
обследования детей С.Д. Забрамной,
Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей
Р.И. Лалаевой .
«Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой представляет собой иллюстрированный
материал для проведения индивидуального обследования устной речи детей
старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Он состоит из 6 частей:
- обследования звукопроизношения;
- фонематических представлений;
слоговой структуры слова;
словаря;
грамматического строя речи;
- самостоятельной речи.
Практический материал для проведения психолого-педагогического
обследования детей С.Д Забрамной включает в себя материалы для
исследования:
Внимания,
Восприятия,
Мышления,
Памяти,
Эмоционально-волевой сферы, качеств личности.
Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей
Р.И. Лалаевой рассчитана на исследование процесса продуцирования речевых
высказываний у детей 6-10 лет с речевой патологией различного генеза,
имеющих как относительно сохранный интеллект, так и интеллектуальную
недостаточность. Эта методика позволяет более тонко диагностировать
характер первичного и вторичного недоразвития речи у детей.
При разработке методики были использованы в модифицированном виде
некоторые методы, описанные в работах Т.В. Ахутиной, А.Р. Лурия, Н.В.
Серебряковой, Е.Ф. Соботович и др.
Данная методика включает в себя разделы:
I исследование внутреннего программирования связных речевых высказываний,
II исследование внутреннего программирования отдельных речевых
высказываний,
III исследование лексических операций и грамматического структурирования,
IVисследование сенсомоторных операций порождения речевых высказываний:
V исследование языкового анализа и синтеза:
Предлагаемая методика может быть использована в целях диагностики
практическими логопедами, психологами, при подготовке диссертационных,
дипломных и курсовых работ. При выполнении дипломных и курсовых работ
возможно использование отдельных разделов методики с учетом задач
исследования. Речевой и дидактический материал может варьироваться в
соответствии с возрастом, уровнем интеллекта и речевого развития.
Специфика логопедического обследования
детей с нарушением интеллекта.
Особенностью логопедического обследования детей с нарушением интеллекта
является:
Обязательное выяснение анамнеза, состояние ребенка на учете у врачей (узких
специалистов), так как умственная отсталость нередко сочетается с другими
дефектами (например, снижение зрения).
Большая часть детей с нарушением интеллекта является безречевой, поэтому
задания для этих детей в процессе логопедического обследования
предъявляются на действие : «Покажи..» (а не «Назови…»).
Дети данной категории быстро устают, не могут долго сосредотачиваться на
одном деле, поэтому логопедическое обследование может проходить не за один
раз. Учитель-логопед наблюдает за ребенком на уроках, переменах, в свободной
деятельности.
В логопедическом заключении определяются:
1 степень системного недоразвития речи.
2 нарушения устной речи,
3 нарушение письменной речи
У детей с нарушением интеллекта компоненты речи могут быть нарушены в
различной степени и в разных сочетаниях. Среди детей с нарушением
интеллекта встречаются дети как с очень низким уровнем речевого развития, с
разнообразными нарушениями речи, так и со значительно высоким уровнем
владения речи.
Логопедическое обследование является необходимой составляющей работы
учителя-логопеда. Оно позволяет педагогу получить знания о тех нарушениях
речи, которые наблюдаются у конкретного ребенка и построить коррекционную
работу, основываясь на эти знания.
Список литературы:
Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-
педагогического обследования детей: пособие для психол.-мед.-пед.-комис. –
М.: Гуманитар.издл.центр ВЛАДОС, 2008. – 32с., 115 карт.- (Коррекционная
педагогика)
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда/О.Б. Иншакова. – 2-е изд., испр. и доп. –
М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 279с.: ил. – (Коррекционная
педагогика).
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: КН. для
логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 224 с.: ил.
Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений
устной речи у детей – М., 2004