Напоминание

"Особенности когнитивной сферы у детей с нарушением интеллекта"


Автор: Бокушева Бибигуль Аманжоловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ Детский сад
Населённый пункт: с. Толька
Наименование материала: Научный доклад
Тема: "Особенности когнитивной сферы у детей с нарушением интеллекта"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ДОКЛАД

«

Особенности когнитивной сферы

у детей с нарушением

интеллекта» учителя-логопеда МДОУ ДС «Березка» Бокушевой Б.А.

У детей с нарушением интеллекта нарушены все психические процессы:

восприятие, внимание, память, мышление, речь, а также эмоционально-волевая

сфера.

Нарушение восприятия характеризуется тем, что дети данной категории с

трудом узнают предметы, находящиеся в непривычном ракурсе: контурные,

схематические, перечеркнутые или перекрывающие друг друга изображения

часто не узнают, смешивают сходные по написанию буквы.

Внимание детей с нарушением интеллекта характеризуется неустойчивостью,

сниженной концентрацией, что ведет к снижению продуктивности,

обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного

контроля.

У детей данной категории преобладает кратковременная память над

долговременной. Характерным признаком являются отклонения в развитии

процессов памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение)

У детей с нарушением интеллекта мышление поверхностно, инертно,

несамостоятельно, неосознанно, некритично.

У этих детей несформирован контроль за своей деятельностью, отмечается

слабость волевых процессов.

Особенности речи у детей с нарушением интеллекта:

У детей с нарушением интеллекта могут наблюдаться все формы нарушения

речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия,

заикание и т.д.).

Особенностью речевых расстройств данной категории детей является

семантический дефект.

Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь

как целостная функциональная система.

В большинстве случаев у учащихся наблюдаются нарушения как устной, так и

письменной речи.

Отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении;

нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание

внутренних программ речевых действий.

При умственной отсталости различной степени нарушены многие уровни

порождения речевого высказывания: смысловой, языковой сенсомоторный.

Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру.

Расстройства речи детей с нарушением интеллекта характеризуются

стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших

классов.

Обследование детей с нарушением интеллекта.

Для обследования детей данной категории используются различные методики:

Альбом для логопеда О.Б. Иншаковой,

Практический материал для проведения психолого-педагогического

обследования детей С.Д. Забрамной,

Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей

Р.И. Лалаевой .

«Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой представляет собой иллюстрированный

материал для проведения индивидуального обследования устной речи детей

старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Он состоит из 6 частей:

- обследования звукопроизношения;

- фонематических представлений;

слоговой структуры слова;

словаря;

грамматического строя речи;

- самостоятельной речи.

Практический материал для проведения психолого-педагогического

обследования детей С.Д Забрамной включает в себя материалы для

исследования:

Внимания,

Восприятия,

Мышления,

Памяти,

Эмоционально-волевой сферы, качеств личности.

Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей

Р.И. Лалаевой рассчитана на исследование процесса продуцирования речевых

высказываний у детей 6-10 лет с речевой патологией различного генеза,

имеющих как относительно сохранный интеллект, так и интеллектуальную

недостаточность. Эта методика позволяет более тонко диагностировать

характер первичного и вторичного недоразвития речи у детей.

При разработке методики были использованы в модифицированном виде

некоторые методы, описанные в работах Т.В. Ахутиной, А.Р. Лурия, Н.В.

Серебряковой, Е.Ф. Соботович и др.

Данная методика включает в себя разделы:

I исследование внутреннего программирования связных речевых высказываний,

II исследование внутреннего программирования отдельных речевых

высказываний,

III исследование лексических операций и грамматического структурирования,

IVисследование сенсомоторных операций порождения речевых высказываний:

V исследование языкового анализа и синтеза:

Предлагаемая методика может быть использована в целях диагностики

практическими логопедами, психологами, при подготовке диссертационных,

дипломных и курсовых работ. При выполнении дипломных и курсовых работ

возможно использование отдельных разделов методики с учетом задач

исследования. Речевой и дидактический материал может варьироваться в

соответствии с возрастом, уровнем интеллекта и речевого развития.

Специфика логопедического обследования

детей с нарушением интеллекта.

Особенностью логопедического обследования детей с нарушением интеллекта

является:

Обязательное выяснение анамнеза, состояние ребенка на учете у врачей (узких

специалистов), так как умственная отсталость нередко сочетается с другими

дефектами (например, снижение зрения).

Большая часть детей с нарушением интеллекта является безречевой, поэтому

задания для этих детей в процессе логопедического обследования

предъявляются на действие : «Покажи..» (а не «Назови…»).

Дети данной категории быстро устают, не могут долго сосредотачиваться на

одном деле, поэтому логопедическое обследование может проходить не за один

раз. Учитель-логопед наблюдает за ребенком на уроках, переменах, в свободной

деятельности.

В логопедическом заключении определяются:

1 степень системного недоразвития речи.

2 нарушения устной речи,

3 нарушение письменной речи

У детей с нарушением интеллекта компоненты речи могут быть нарушены в

различной степени и в разных сочетаниях. Среди детей с нарушением

интеллекта встречаются дети как с очень низким уровнем речевого развития, с

разнообразными нарушениями речи, так и со значительно высоким уровнем

владения речи.

Логопедическое обследование является необходимой составляющей работы

учителя-логопеда. Оно позволяет педагогу получить знания о тех нарушениях

речи, которые наблюдаются у конкретного ребенка и построить коррекционную

работу, основываясь на эти знания.

Список литературы:

Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-

педагогического обследования детей: пособие для психол.-мед.-пед.-комис. –

М.: Гуманитар.издл.центр ВЛАДОС, 2008. – 32с., 115 карт.- (Коррекционная

педагогика)

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда/О.Б. Иншакова. – 2-е изд., испр. и доп. –

М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 279с.: ил. – (Коррекционная

педагогика).

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: КН. для

логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 224 с.: ил.

Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений

устной речи у детей – М., 2004



В раздел образования