Напоминание

Методика работы над выразительным чтением на уроках литературного чтения в начальной школе


Авторы: Серебрякова Юлия Владимировна, Калинина Нина Ивановна
Должность: студентка 4 курса специальности "коррекционная педагогика в начальном образовании", преподаватель
Учебное заведение: "Ульяновского социально-педагогического колледжа"
Населённый пункт: г.Ульяновска
Наименование материала: статья
Тема: Методика работы над выразительным чтением на уроках литературного чтения в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Методика работы над выразительным чтением

на уроках литературного чтения в начальной школе

Я, Серебрякова Юлия, студентка Ульяновского социально-педагогического

колледжа

специальности

«Коррекционная

педагогика

в

начальном

образовании».

Профессия педагога меня заинтересовала тем, что это

постоянная работа с детьми, ведь это прекрасно, когда тебя окружают

дети. Дети – это цветы жизни! На втором курсе – первая практика, я уже

осознанно влилась в роль учителя. Там мы открыто взаимодействовали с

детьми, как настоящие полноценные учителя сотрудничали и разделяли

радостные моменты с детьми.

Уже на 3 курсе я попробовала себя в

конкурсе World Skills Russia в номинации «Учитель начальных классов». На

данный момент я учусь на 4 курсе и являюсь учителем начальных классов в

«Школе-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья

№16» города Ульяновска.

Приходя на урок литературного чтения, я, как учитель, ставлю перед собой

очень важную задачу: НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ! Да, и не просто –

читать, а ОСОЗНАННО ЧИТАТЬ. И только учитель начальных классов

знает, как кропотлив и тщателен этот труд. Есть детки, которые

приходят к нам в 1 класс с приобретённым навыком чтения, а есть,

которые таким навыком не обладают. Отсюда вытекает ещё одна задача

перед учителем: продолжать учить осмысливанию текста умеющих детей

читать и начинать учить элементарному навыку чтения, начиная со

звуковой стороны, сливая слоги и т. д. не умеющих деток читать, не говоря

уже о выразительном чтении.

Обучение

выразительному

чтению

сложный

процесс,

который

пронизывает все этапы урока, и включает в себя подготовку к восприятию

произведения, первичное знакомство с произведением, анализ произведения

и непосредственно работу над средствами выразительности.

Работая с текстом, уже в первом классе, я работаю над умением

выразительно читать. Эта работа включает в себя:

1. Анализ

художественного

произведения, понимание

фактического

содержания

текста,

осмысление

образной

и

эмоциональной

сторон

произведения,

понимание

смысла

поступков

и

их

мотивов,

чувств,

переживаний героев, определение своего отношения к ним.

2. Демонстрация образца выразительного чтения произведения. Это или

образцовое чтение учителем или чтение мастером художественного слова в

записи.

3. Словесное иллюстрирование, то есть на их умение представить картину

жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то,

что изобразил автор. Приемами, развивающими воссоздающее воображение,

являются

графическое

и

словесное

иллюстрирование,

составление

диафильмов, а также чтение по ролям, драматизация.

4. Работа над средствами выразительности.

I.

Соблюдение знаков препинания.

Дети, еще во время обучения чтению, приучаются к естественному

понижению

голоса

на

точке,

к

передаче

вопросительной

или

восклицательной

интонации

при

соответствующих

знаках

в

конце

предложения. При этом важным ученик должен осознать необходимость

выразить

радость,

удивление

или

страх

в

зависимости

от

мысли

предложения.

II.

Ударение.

Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно,

точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические

ударения.

Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный

смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду

остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где

поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до

учащихся путем выполнения несложных упражнений. Например:

1. На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения:

Дети завтра пойдут в кино.

Дети завтра пойдут в кино.

Дети завтра пойдут в кино.

Дети завтра пойдут в кино.

Учитель

спрашивает,

с

какой

интонацией

следует

прочитать

предложения. Учащиеся по очереди читают предложения, стараясь сделать

акцент на выделенном слове. После чтения каждого предложения учитель

просит сказать, о чем спрашивается в предложении. После прочтения

предложений и данных учащимися четырех возможных вариантов ответа

учитель

просит

ребят

предположить,

почему

значение

предложения

меняется, несмотря на одинаковые слова и знак препинания в конце. Затем

учитель еще раз просит прочитать эти предложения и проследить за тем, как

голосом выделяется заданное слово. Устанавливается, что выделение

важного по значению слова в предложении происходит посредством

усиления, протяжности и некоторого повышения звучания голоса.

2. На доске записано предложение:

Скоро наступит жаркое лето.

Учитель предлагает учащимся дважды прочитать это предложение так,

чтобы оно при первом чтении отвечало на вопрос «Когда наступит жаркое

лето?», а при втором чтении – на вопрос «Какое лето скоро наступит?». Оба

предложения анализируются и выразительно читаются повторно.

3.

Учитель

последовательно

и

выразительно

читает

два-три

предложения. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения

каждого предложения указывают, на каком слове сделано логическое

ударение.

Серебряный туман пал на окрестность.

Я награжу тебя.

Ручьи слез покатились по бледному лицу.

4. На доске или на карточках записаны пословицы, тематика которых

подбирается в соответствии с изучаемым художественным произведением.

Учащимся предлагается выразительно прочитать пословицы, соблюдая

указанные логические ударения (слова выделены другим цветом или

шрифтом), и объяснить смысл пословиц.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

Жить – Родине служить.

Тот герой, кто за Родину горой.

Честный труд – наше богатство.

Больше дела – меньше слов.

Упустишь минуту – потеряешь часы.

5. Учитель просит учащихся прочитать записанные на доске или на

карточках предложения, поочередно самостоятельно делая логические

ударения то на одном, то на другом слове, и объяснить, какой новый

смысловой оттенок получается в каждом случае.

Например,

чтение

данного

предложения

предполагает

такое

размещение в нем логического ударения:

Мы прочитали стихотворение Лермонтова.

Мы прочитали стихотворение Лермонтова.

Мы прочитали стихотворение Лермонтова.

Мы прочитали стихотворение Лермонтова.

6. На доске записано предложение: «Сегодня учащиеся читали повесть

Пушкина». Учитель предлагает прочитать предложение так, чтобы можно

было

уловить

четыре

различных

смысловых

оттенка,

зависящие

от

перемещения логического ударения в нем. Для этой цели учитель задает

следующие вопросы:

Когда читали учащиеся повесть Пушкина?

Кто читал сегодня повесть Пушкина?

Что делали сегодня учащиеся?

Что читали учащиеся сегодня?

Чью повесть читали учащиеся сегодня?

7. Учитель раздает учащимся карточки, на которых написан текст из

нескольких предложений, либо предлагает уже прочитанный отрывок из

изучаемого произведения.

Учащиеся должны самостоятельно расставить логические ударения и

приготовиться к выразительному чтению с соблюдением этих ударений.

Более слабым учащимся дается меньшее количество предложений или

уже указываются слова для логического ударения. После прочтения

предложений

учеником

класс

обсуждает,

правильно

ли

расставлены

логические ударения, можно ли было сделать по-другому, если можно, то

как.

III.

Паузы логические и психологические.

Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении

играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток

на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим

непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда,

когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-

разному разделено паузами, приобретает разное значение. Паузы могут быть

художественными и психологическими. Художественные паузы – это паузы

перед словами и фразами, которым говорящий хочет придать особое

значение, особую силу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза,

соблюдаемая перед ним. Речевые разминки при работе над художественными

паузами лучше всего проводить с пословицами.

Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием,

которое сигнализирует о каком-нибудь большом душевном волнении.

Знакомство с такого рода паузами проводится при чтении различных

художественных произведений. Учитель выразительно читает отрывок

произведения, затем идет совместный с учащимися разбор прочитанного: где

сделаны паузы; почему; что получится, если мы не сделаем здесь паузу и т.п.

После чего под руководством учителя школьниками делается вывод, что в

некоторых случаях, где возможно разное понимание текста, правильной

передаче его смысла в устной речи помогают паузы; паузы делаются перед

словами, которым говорящий хочет придать особое значение, силу,

выразительность. Например:

1. Учитель записывает на доске или раздает на карточках учащимся

предложения,

в

которых

паузы

графически

обозначены.

Учащимся

предлагается выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие

вариантов данных

Как обрадовали | его успехи отца!

Как обрадовали | его успехи | отца!

Недавно | побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.

Недавно побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.

Все школьники сидели, | спокойно слушая учителя.

Все школьники сидели спокойно, | слушая учителя.

Я остановился в недоумении, | оглянулся.

Я остановился, | в недоумении оглянулся.

2. Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к

изучаемому

художественному

произведению.

Учащиеся

внимательно

слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают,

между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы.

После этого учащимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая

необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают

с соблюдением необходимых пауз и логических ударений.

Доброе братство | лучше богатства.

Один в поле | не воин.

Доброе братство | лучше богатства.

Один в поле | не воин.

Согласье | крепче каменных стен.

Одна пчела | не много меду натаскает.

3. Учитель раздает учащимся карточки с написанными на них

пословицами. Учащиеся внимательно прочитывают про себя пословицы,

выделяют карандашом слова, на которых нужно сделать логическое ударение

и обозначают чертой места, где нужно сделать паузы. По вызову учителя

выразительно прочитывают пословицу, объясняя ее смысл.

Правда светлее солнца.

Правда дороже золота.

За правое дело стой смело.

IV.

Темп и ритм чтения.

Общее требование к темпу выразительного чтения - соответствие его темпу

устной речи: слишком быстрое, как и чересчур замедленное, с излишними

паузами, трудно воспринимается. Изменение темпа является хорошим

приемом характерной окраски речи при чтении диалога.

V.

Интонация.

Существенную роль в выразительном чтении играет интонация.

Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в

образовании

повествовательных,

вопросительных

и

восклицательных

предложений.

Интонационные речевые средства выбираются в зависимости от задачи

чтения. Интонация – это совокупность совместно действующих звуковых

элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания.

Основные компоненты интонации – логическое ударение, логические и

психологические паузы, повышение и понижение тона голоса, темп, тембр,

эмоциональная окраска.

1. Логическое ударение – выделение наиболее важного по смыслу

слова. Благодаря удачному выбору важных в логическом смысле слов

выразительность чтения очень повышается. Недопустимо резкое усиление на

слове, отсутствие при нем паузы. Это ведет к выкрикиванию, нарушает

благозвучие речи.

2. Логические и психологические паузы. Логические делаются для

выделения наиболее важного слова в предложении, перед ним или после

него. Психологические паузы нужны для перехода от одной части

произведения

к

другой,

резко

отличающейся

по

эмоциональному

содержанию.

3. Темп и ритм чтения. Темп чтения – степень быстроты произношения

текста. Он также влияет на выразительность. Общее требование к темпу

выразительного чтения – соответствие его темпу устной речи: слишком

быстрое чтение, как и чересчур медленное, с излишними паузами, трудно

воспринимается. Однако в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп

может меняться, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию.

Ритм особенно важен при чтении стихотворений. Равномерность

дыхательных циклов определяет собой и ритмическое чтение. Обычно

характер

ритмического

рисунка

(четкость,

быстрота

или

плавность,

напевность) зависит от размера, которым написано стихотворение, т.е.

чередования ударных и безударных слогов. Но надо приучать детей при

выборе ритма в каждом конкретном случае исходить из содержания

произведения, определяя, о чем говорится в нем, какая картина рисуется,

иначе при чтении могут возникать ошибки.

4. Мелодика речи (повышение и понижение тона голоса). Иногда

называется интонацией в узком смысле. Голос понижается в конце

повествовательного предложения, повышается на смысловом центре вопроса,

поднимается вверх, а затем резко падает на месте тире. Но, кроме этих

синтаксически обусловленных изменений высоты тона, есть еще и интонация

смысловая или психологическая, которая определяется содержанием и

нашим к нему отношением.

5. Основная эмоциональная окраска (тембр). Вопрос об эмоциональной

окраске

обычно

ставится

после

полного

или

частичного

анализа

произведения. Недопустимо директивное указание тона: читать весело или

грустно. Только тогда выразительность будет искренней, живой и богатой,

когда мы сможет разбудить в ученике стремление передать свое понимание

прочитанного.

А

это

возможно

при

условии

глубокого

восприятия

содержания на основе анализа.

Для формирования выразительного чтения ученики должны овладеть

умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а

также

умениями

пользоваться

интонационными

средствами

выразительности.

Из ряда умений, связанных с анализом текста, выделяют следующие:

умение разбираться в эмоциональном настрое произведения, а также его

героев, автора; умение представлять в своем воображении картины, события,

лица на основе так называемых «словесных картин»; умение постигать

смысл описанных событий и фактов, создавать о них свои суждения и

выражать к ним свое определенное от- ношение; умение определять задачу

своего чтения – что сообщается слушателям, какие мысли и чувства возникли

у героев и читателя.

Выявление задачи чтения связано с пониманием подтекста. Умение

проникнуть в эмоциональный настрой всего произведения (например,

стихотворения) или понять состояние героя включает в себя определенные

микроумения:

способность

находить

в

тексте

слова,

отражающие

эмоциональное состояние героя, определять это состояние, соотносить героя

с его поступками, проникаться сочувствием, симпатией или антипатией к

нему, т. е. умение определять свое отношение к герою, отношение к нему

автора, а затем решать, какие будут использованы интонационные средства

для передачи всего этого при чтении вслух.

Выразительность

чтения

в

результате

осознания

его

задачи

значительно повышается, так как ученик стремится донести до слушателей

то, что понимает и чувствует сам, что наиболее интересно и важно в тексте с

его точки зрения. Поскольку умение осознавать задачу чтения для учащихся

начальной школы сложно, процесс овладения им в начальных классах не

завершается.

Необходимыми

умениями,

связанными

с

подготовкой

к

выразительному

чтению,

являются

умения,

развивающие

творческое,

воссоздающее воображение детей. Эти умения формируются с помощью

такого приема, как словесное рисование картин на основе прочитанного

текста («видение текста»), и развития у учеников определенного отношения к

прочитанному. Необходимо учить давать оценку героям, их поступкам,

событиям, что возможно лишь в том случае, если дети понимают текст и

улавливают подтекст.

Так, чтобы «нарисовать» словесную картину, необходимо понять

содержание текста, уметь выбрать в соответствии с предлагаемой темой

отрывок текста, определить объекты (что будет нарисовано), найти слова, с

помощью

которых

картина

будет

воссоздана

(определить

«краски»),

представить ее мысленно, затем сверить с текстом (проверяя себя) и,

наконец, нарисовать ее словами. Словесное рисование опирается на

предшествующий

анализ

текста.

Задания

могут

выполняться

как

коллективно, так и самостоятельно.

В обучении выразительному чтению можно использовать памятку,

которая создается самими учащимися (Приложение 3).

Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен.

Для речевых разминок можно брать предложения из уже изученных

произведений или придумывать свои собственные. Например:

а) Упражнение «Прыжок»:

Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Учитель

просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования

по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном

виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться

нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко

подниматься и опускаться .

б) Упражнение «Поход»

Это упражнение направлено на умение распределять высоту голоса.

Учитель говорит школьникам о том, что при чтении не следует быстро

повышать голос: необходимо, чтобы голоса хватило на все строки. Читая

каждую строку, нужно представить себе, что вы «шагаете голосом» прямо к

солнцу, передать голосом движение вверх:

По тропинке узкой горной

Вместе с песенкой задорной мы с тобой идем в поход,

За горой нас солнце ждет,

Наш подъем все выше, круче,

Вот шагаем мы по тучам,

За последним перевалом

Нам навстречу солнце встало.

в) Упражнение «Пещера»

Упражнение

способствует

развитию

гибкости

голоса,

умению

повышать и понижать голос. Учащиеся удобно садятся, закрывают глаза и

представляют себя в пещере. Любой звук (слово) гулко отдается под сводами

пещеры Нужно попробовать воспроизвести «звуки», «слова» в пещере, уходя

все дальше и дальше.

Выразительному чтению можно и нужно обучать школьников не

только в начальной и средней школе. В старших классах работа над

выразительным чтением необходима как для более глубокого понимания

художественного произведения, так и для лучшего усвоения правил

синтаксиса и пунктуации. Проводимая параллельно на уроках чтения и

письма

работа

над

выразительной

речью

и

чтением

способствует

правильному и более легкому осмыслению целого ряда правил синтаксиса и

пунктуации, развитию навыков выразительной речи, развитию речевого

слуха.



В раздел образования