Автор: Васильева Светлана Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 27 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Новочебоксарск Чувашская Республика
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Перелетные птицы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР
Тема «Перелётные птицы»
Цель:
Закрепить понятие «Перелётные птицы»;
Активизировать словарь по теме «Перелётные птицы»
Учить образовывать сложные прилагательные способом сложения основ по образцу;
Учить образовывать существительные с помощью суффиксов –ат,-ят;
Составлять описательный рассказ о птице по образцу логопеда;
Воспитывать любовь к перелетным птицам.
Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц; цветные
карандаши; картинки с изображением перелетных птиц; фишки; мяч.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок; разучивание
пальчиковой гимнастики; чтение художественной литературы; беседа о перелётных
птицах.
Ход занятия.
1.Пальчиковая гимнастика.
Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).
На юг птицы улетели.
Улетела скворушка -
Серенькое перышко. (Поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца)
Жаворонок, соловей
Торопились, кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж.
Все собрались, улетели, (Машут ладошками).
Песни грустные запели.
(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).
2. Беседа о перелётных птицах.
Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя
пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).
-Почему их называют перелётными?
(Их называют перелётными потому, что осенью они улетают в тёплые края).
-Почему они улетают в теплые края?
(Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)
-Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах?
(«Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).
3. Д/и «Не ошибись».
Логопед предлагает детям сесть за столы.
На столах карточки с изображением перелётных и зимующих птиц.
Нужно обвести красным карандашом всех перелётных птиц и обосновать своё действие.
4. «Назови птенцов» игра с мячом
-У скворца - … (скворчата)
-У грача - … (грачата)
-У журавля - … (журавлята)
-У кукушки - … (кукушата)
-У аиста -… (аистята)
-У лебедя -… (лебедята).
5. Д/и «Какая? Какой?»
Логопед: ребята, сейчас каждый из вас возьмет себе картинку с изображением перелётной
птицы и подберет слова-признаки к этой птице.
Ласточка какая? -…(маленькая, чёрная, быстрая)
Аист какой? -…(белый, большой, красивый)
Грач какой? -…(чёрный, крупный)
Кукушка какая? -…(хитрая, пестрая)
Лебедь какой? -…(белый, крупный, благородный)
Скворец какой? -…(пёстрый, заботливый)
Соловей какой ?-…(маленький, голосистый)
6. Д/и «Сложные слова»
Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то цапля… (длинноклювая).
Если у аиста длинные ноги, то он … (длинноногий).
Если у скворца короткий хвост, значит он … (короткохвостый).
Если у ласточки острые крылья, значит она … (острокрылая).
Если у соловья звонкий голос, значит он … (звонкоголосый).
7. Д/и «Назови действие»
Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За
каждое слово ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.
Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).
Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).
Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).
Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).
Грач – (ходит, летает, ищет червяков).
Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).
8. Составление описательного рассказа по образцу:
Это скворец. Скворец – перелётная птица. У него пёстрое оперение. Живет скворец в
домике, который называется «скворечник». Питается скворец дождевыми червяками,
гусеницами, личинками и семенами. Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы
приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.
9. Итог занятия