Напоминание

"Перелетные птицы"


Автор: Васильева Светлана Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 27 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Новочебоксарск Чувашская Республика
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Перелетные птицы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР

Тема «Перелётные птицы»

Цель:

Закрепить понятие «Перелётные птицы»;

Активизировать словарь по теме «Перелётные птицы»

Учить образовывать сложные прилагательные способом сложения основ по образцу;

Учить образовывать существительные с помощью суффиксов –ат,-ят;

Составлять описательный рассказ о птице по образцу логопеда;

Воспитывать любовь к перелетным птицам.

Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц; цветные

карандаши; картинки с изображением перелетных птиц; фишки; мяч.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок; разучивание

пальчиковой гимнастики; чтение художественной литературы; беседа о перелётных

птицах.

Ход занятия.

1.Пальчиковая гимнастика.

Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).

На юг птицы улетели.

Улетела скворушка -

Серенькое перышко. (Поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца)

Жаворонок, соловей

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели, (Машут ладошками).

Песни грустные запели.

(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

2. Беседа о перелётных птицах.

Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя

пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

-Почему их называют перелётными?

(Их называют перелётными потому, что осенью они улетают в тёплые края).

-Почему они улетают в теплые края?

(Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)

-Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах?

(«Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).

3. Д/и «Не ошибись».

Логопед предлагает детям сесть за столы.

На столах карточки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Нужно обвести красным карандашом всех перелётных птиц и обосновать своё действие.

4. «Назови птенцов» игра с мячом

-У скворца - … (скворчата)

-У грача - … (грачата)

-У журавля - … (журавлята)

-У кукушки - … (кукушата)

-У аиста -… (аистята)

-У лебедя -… (лебедята).

5. Д/и «Какая? Какой?»

Логопед: ребята, сейчас каждый из вас возьмет себе картинку с изображением перелётной

птицы и подберет слова-признаки к этой птице.

Ласточка какая? -…(маленькая, чёрная, быстрая)

Аист какой? -…(белый, большой, красивый)

Грач какой? -…(чёрный, крупный)

Кукушка какая? -…(хитрая, пестрая)

Лебедь какой? -…(белый, крупный, благородный)

Скворец какой? -…(пёстрый, заботливый)

Соловей какой ?-…(маленький, голосистый)

6. Д/и «Сложные слова»

Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то цапля… (длинноклювая).

Если у аиста длинные ноги, то он … (длинноногий).

Если у скворца короткий хвост, значит он … (короткохвостый).

Если у ласточки острые крылья, значит она … (острокрылая).

Если у соловья звонкий голос, значит он … (звонкоголосый).

7. Д/и «Назови действие»

Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За

каждое слово ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).

8. Составление описательного рассказа по образцу:

Это скворец. Скворец – перелётная птица. У него пёстрое оперение. Живет скворец в

домике, который называется «скворечник». Питается скворец дождевыми червяками,

гусеницами, личинками и семенами. Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы

приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.

9. Итог занятия



В раздел образования