Напоминание

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников


Автор: Супрун Ольга Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: НЧОУ "Лицей ИСТЭК"
Населённый пункт: город Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Формирование каллиграфических навыков у младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование каллиграфических навыков у младших школьников

Одним из “больных” вопросов для учителей начальных классов всегда

являлся вопрос об обучении детей письму. В связи с отсутствием в Базисном

учебном плане (инвариантная часть) уроков чистописания, для решения этой

проблемы введен дополнительный час для урока каллиграфии в рамках

внеурочной деятельности. На этих уроках дети приобретают определенные

умения и навыки в области письма.

Каллиграфия - особый вид изобразительного искусства. Искусства писать

четким, красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, с каждым днем

все больше и больше убеждалась в том, что у большинства из них почерк

далеко не каллиграфический. Сформированность графического навыка –

одно из условий грамотного владения языком, формирование качеств,

необходимых для успешного протекания учебно-воспитательного процесса,

воспитание уважения к языку.

Почему почерк детей оставляет желать лучшего? Среди причин можно

назвать неправильное положение тела, рук, осанка, позиция ног,

неподходящие ручки, неправильное положение тетради на парте, плохо

развитая мелкая моторика рук, недостаточно развитое пространственное

восприятие, особенности мозговой организации.

Часто говорят, что плохой почерк - это следствие невнимательности,

несобранности и лени. Но главный орган, отвечающий за письмо,- не рука, а

мозг. Для того чтобы научиться писать, необходима взаимосвязь мелкой

моторики руки и мышления, способность переводить информацию в систему

знаков. Учитывая все эти факторы, можно преодолеть все барьеры к

красивому письму.

Особого внимание требует развитие мелкой моторики, положение тела, рук,

ног во время письма. Эта задача, требует постоянного контроля со стороны

педагогов и родителей.

В своей работе я использовала опыт Е.Н. Потаповой , описанный в книге,

вышедшей в 1990 году «Радость познания». Эта система интересна и дает

определенные результаты, но требует огромной подготовки (трафареты на

каждого ученика). Кроме того методика требует изменение программы, т.к.

весь подготовительный период дети не пишут буквы, а штрихуют трафареты.

Я продолжала искать новые формы работы над улучшением почерка.

Не получалась линейность, т. е. одинаковая высота элементов, расстояние

между ними, буквами. И тогда стала думать, что можно сделать. Пришла

мысль – развивать глазомер и, конечно, мелкую мускулатуру.

Трудно детям объяснить размер буквы 8 мм, 3 мм. Для развития глазомера

использовала идею с палочками, на которых обозначила размеры заглавной

и строчной буквы. Размер заглавной буквы обозначила красной краской,

размер строчной – синей. Дети на каждом уроке пользовались ими. И

началась кропотливая работа.

Сначала отрабатывали высоту строчной буквы, затем заглавной. При

отработке расстояния между элементами и буквами пользовались синей

палочкой. Придумала, что буквы – это человечки, которые живут в “домике”

(строчке), в котором есть и пол и потолок, они дружат между собой и всё как

у людей. Если буква расположена не на строчке – “подпрыгнула”.

Неправильный наклон – “упала”. Расстояние нарушено – “прижалась”, “им

тесно” и т. д.

Очень понравилось работать по методике В.А. Илюхиной, которая

предлагает обучение письму с проговариванием и сравнением элементов

букв. Для лучшего осознания написания букв и их алгоритмах используются

обозначения «клюшка», «ножка балерины», «секрет», «узелок». Обозначения

легко запоминаются детьми и воссоздают в их сознании необходимые

графические образы.

Согласно методике В. А. Илюхиной, курс занятий распределен по

принципу сходного написания строчных и заглавных букв. Во время занятий

ведется сравнительный анализ написания букв, отрабатываются соединения

букв в словах.

Разнообразие методов и приемов работы педагога по методике «Письмо с

открытыми правилами» (интерактивная программа написания букв,

упражнения для развития мелкой моторики рук, анализ неправильного

написания букв, письмо под проговаривание и т.д.) очень эффективно, если

используется не эпизодически, а станет системой на протяжении всего курса.

У В.А. Илюхиной графический навык формируется управляемым путем.

Ученик следует четкому алгоритму действий.

Известно, что росчерки помогают скорому письму. «Волшебные рисунки»

Зарин А. пришлись по вкусу моим второклассникам. Сначала обводили

фигурки животных, потом писали росчерки, которые были в наличии у меня,

потом сама придумывала или дети подавали идеи.

В третьем классе тоже приходится что-то изобретать. Однообразие

«убивает» интерес к работе. На занятиях по каллиграфии использую буквы с

картинками. А в завершение работы дети придумывают картинки,

преображая элементы букв и сами буквы. К совершенствованию

графического навыка добавляется развитие фантазии и воображения.

В формировании навыка выделяются три основных этапа:

- первый этап – аналитический, основным компонентом которого является

вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение

содержания;

- второй этап условно назван синтетическим. Это этап соединения отдельных

элементов в целостное действие;

- третий этап – автоматизация – этап образования навыка как действия,

которое характеризуется высокой степенью усвоения и контроля.

Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность,

лёгкость.

Основное в формировании навыка – упражнения и тренировка. Без

упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но многократные

упражнения наиболее целесообразны и эффективны на третьем этапе

формирования навыка, а первые два этапа – это осознанная деятельность.

Ребёнок должен знать и понимать, что нужно делать и как делать.

Известный психолог Д.Б. Эльконин считал, «на основе экспериментальных

исследований уже давно установлены определённые генетические связи

между действием и операциями, показавшие, что ни одна сознательно

контролируемая операция не может стать таковой, не пройдя процесса своего

формирования как особого сознательного действия». Формирование

каллиграфических навыков при обучении – длительный процесс, сложный и

по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по

психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе.



В раздел образования