Напоминание

Проведение занятий на основе активных и интерактивных форм обучения МДК ПМ.02 Педагогическая деятельность


Автор: Хрусталева Наталия Юрьевна
Должность: преподаватель высшей категории пцк "оркестровые духовые и ударные инструменты"
Учебное заведение: ГБПОУ КК "Новороссийский музыкальный колледж им. Д.Д.Шостаковича"
Населённый пункт: г. Новороссийск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Проведение занятий на основе активных и интерактивных форм обучения МДК ПМ.02 Педагогическая деятельность
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«НОВОРОССИЙСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

им. Д.Д. ШОСТАКОВИЧА»

Методические рекомендации

о применении образовательных технологий развивающего

обучения на основе активных и интерактивных форм проведения

занятий по программам среднего профессионального образования

ПМ.02 Педагогическая деятельность

МДК.02.02. дисциплина: Методика обучения игре на инструменте.

по специальности 53.02.03

Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

Оркестровые духовые и ударные инструменты

Новороссийск

2020

2

СОДЕРЖАНИЕ

Разделы

Стр.

1.

ВВЕДЕНИЕ

3

2.

АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

4

2.1.

Методика обучения игре на инструменте

4

3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

16

1.

ВВЕДЕНИЕ

3

Методические рекомендации о применении образовательных технологий

развивающего обучения на основе активных и интерактивных форм проведения

занятий

по

программам

среднего

профессионального

образования

профессионального модуля ПМ.02 Педагогическая деятельность созданы

на

основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего

профессионального образования по специальности по соответствующему уровню

и направлению подготовки, разработанных и утвержденных программ подготовки

специалистов среднего звена по соответствующему уровню и направлению

подготовки,

рабочих

учебных

планов

по

специальности:

53.02.03

Инструментальное

исполнительство

(Оркестровые

духовые

и

ударные

инструменты).

В целях реализации компетентностного подхода, необходимо использование

в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий

(компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных

ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий и т.д.) в

сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и

профессиональных компетенций обучающихся.

Активные методы обучения – формы обучения, направленные на развитие

у студентов самостоятельного мышления и способности квалифицированно

решать нестандартные профессиональные задачи, вовлечение их в решение

проблем,

расширение

и

углубление

знаний

и

одновременное

развитие

практических навыков и умения мыслить, размышлять, осмысливать свои

действия. Это метод, при котором преподаватель и учащиеся взаимодействуют

друг с другом в ходе занятия. Ученики здесь не пассивные слушатели, а активные

участники занятия. Учитель и обучаемые находятся на равных.

Интерактивное

обучение

это

специальная

форма

организации

познавательной деятельности,

направленная на повышение эффективности

образовательного процесса, достижение высоких результатов; на усиление

мотивации

к

изучению

дисциплины;

на

формирование

и

развитие

профессиональных навыков обучающихся; на формирование коммуникативных

навыков; на развитие навыков анализа и рефлексивных проявлений; на развитие

навыков владения современными техническими средствами и технологиями

восприятия и обработки информации; на формирование и развитие умения

самостоятельно находить информацию и определять её достоверность; на

сокращение доли аудиторной работы и увеличение объёма самостоятельной

работы студентов.

Интерактивный метод ориентирован на широкое взаимодействие учащихся

не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности

учеников в процессе обучения. При использовании интерактивных методов

обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт

служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых

знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с

традиционными формами ведения занятий в интерактивном обучении меняется

взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место

4

активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их

инициативы. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации

учебного

процесса,

при

которой

практически

все

ученики

оказываются

вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и

рефлектировать по поводу того, что они знают и о чём думают. Основными

составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и

задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных

упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, ученики не только и

не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Интерактивное обучение имеет ряд особенностей. Совместная деятельность

студентов в процессе познания, освоения образовательного материала означает,

что каждый вносит свой особый вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами

деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и

взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и

развивать саму познавательную деятельность, переводить её на более высокие

формы кооперации и сотрудничества.

2.

АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

МДК.02.02. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса состоит из

теоретической дисциплины: Методика обучения игре на инструменте

2.1. Методика обучения игре на инструменте

Объем учебной дисциплины

«Методика обучения игре на инструменте», виды и формы учебной работы:

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

189

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

126

в том числе:

теоретические занятия

51

практические занятия

70

контрольные работы

5

традиционные – пассивные формы

58 (46,03%)

активные и интерактивные формы

68 (53,97%)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

63

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

не предусмотрено

самостоятельная работа над изучением материалов по методике

обучения

игре

на

инструменте.

Изучение

отечественных

и

зарубежных исполнительских и педагогических школ.

63

Итоговая аттестация в форме контрольной работы в конце 8 семестра

В результате изучения дисциплины «Методика обучения игре на инструменте»

5

обучающийся должен освоить общие ОК 1 – ОК 9 и профессиональные

компетенции:

ПК 2.1.

Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в

образовательных

организациях

дополнительного

образования

детей

(детских

школах

искусств

по

видам

искусств),

общеобразовательных

организациях,

профессиональных образовательных организациях.

ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и

музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.

ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и

анализу

учебного

процесса,

методике

подготовки

и

проведения

урока

в

исполнительском классе.

ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.

ПК 2.5.

Применять

классические

и

современные

методы

преподавания,

анализировать особенности отечественных и мировых инструментальных школ.

ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском

классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей

обучающихся.

ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.

ПК 2.8.

Владеть

культурой

устной

и

письменной

речи,

профессиональной

терминологией.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

˗

делать педагогический анализ ситуации в исполнительском классе;

˗

использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в

педагогической деятельности;

˗

пользоваться специальной литературой;

˗

делать подбор репертуара с учетом индивидуальных особенностей обучающегося;

˗

анализировать и обобщать исполнительский и педагогический опыт;

˗

внедрять опыт выдающихся педагогов в собственную практику;

˗

творчески применять свои знания в различных педагогических ситуациях .

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

˗

основы теории воспитания и образования;

˗

психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и

школьного возраста;

˗

требования к личности педагога;

˗

основные исторические этапы развития музыкального образования в России и за

рубежом;

˗

творческие и педагогические исполнительские школы;

˗

современные методики обучения игре на инструменте;

˗

педагогический репертуар детских музыкальных школ и детских школ искусств;

˗

профессиональную терминологию;

˗

порядок ведения учебной документации в организациях дополнительного

образования детей, общеобразовательных организациях и профессиональных

образовательных организациях;

6

˗

особенности основных школ игры на инструменте

˗

педагогический репертуар обучения, включающий произведения разных эпох,

жанров и стилей.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен иметь

практический опыт:

˗

организации образовательного процесса с учетом базовых основ педагогики;

˗

организации обучения игре на инструменте с учетом возраста и уровня

подготовки обучающихся;

˗

организации индивидуальной художественно-творческой работы с детьми с

учетом возрастных и личностных особенностей;

Табличный вариант пошагового отображения технологии

образовательного процесса:

Тема

Вид занятия

Образовательные технологии

Кол.

часо

в

Компе

тенци

и

Традиционные -

пассивные

Активные и

интерактивные

Раздел 1

Основные вопросы

дисциплины.

22

10

32

ОК 1 -

ОК 9

ПК2.1.-

ПК2.8.

Тема 1.1.

Введение. Предмет,

цели и задачи.

Теоретическое

занятие

Вводная лекция

-

2

Практическое

занятие

-

-

-

Тема 1.2.

История отечественной

педагогики.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

семинар

-

2

Тема 1.3.

Выдающиеся

отечественные

педагоги.

Теоретическое

занятие

лекция

-

2

Практическое

занятие

-

-

-

Тема 1.4.

Методика обучения

игре на инструменте.

Теоретическое

занятие

лекция

-

2

Практическое

занятие

-

-

-

Тема 1.5.

Школы и

методические труды.

Теоретическое

занятие

лекция

-

2

Практическое

занятие

-

-

-

Тема 1.6.

Главные направления в

педагогике.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

семинар

-

2

Тема 1.7.

Звук и

звукообразование.

Теоретическое

занятие

лекция

-

2

Практическое

занятие

-

-

-

Тема 1.8.

Критерии музыкального

звука.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

-

семинар-беседа,

2

7

занятие

метод кейсов

Тема 1.9.

Музыкальный слух.

Теоретическое

занятие

лекция

-

2

Практическое

занятие

-

-

-

Тема 1.10.

Музыкальная память.

Теоретическое

занятие

лекция

-

2

Практическое

занятие

-

-

-

Тема 1.11.

Музыкальный ритм.

Теоретическое

занятие

лекция

-

2

Практическое

занятие

-

-

-

Тема 1.12.

Музыкальные

способности.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

Тестирование;

семинар-беседа

2

Тема 1.13.

Отбор кандидатов для

обучения.

Теоретическое

занятие

лекция

-

2

Практическое

занятие

-

-

-

Тема 1.14.

Исполнительский

аппарат музыканта.

Теоретическое

занятие

лекция

-

2

Практическое

занятие

-

-

-

Тема 1.15.

Постановка

исполнительского

аппарата.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

семинар-беседа,

метод кейсов

2

Тема 1.16.

Контрольная работа на

тему:1 раздел.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

Семинар – опрос

тем 1 раздела

-

2

Раздел 2

Постановка

исполнительского

аппарата

26

14

40

Тема 2.1.

Исполнительское

дыхание.

Теоретическое

занятие

-

Лекция с разбором

конкретных ситуаций.

2

Практическое

занятие

-

-

-

Тема 2.2.

Постановка

исполнительского

дыхания.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

семинар-беседа,

тренинги

2

Тема 2.3.

Амбушюр. Функции губ и

языка.

Теоретическое

занятие

лекция

-

2

Практическое

занятие

-

-

-

Тема 2.4.

Постановка амбушюра

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

семинар-беседа,

тренинги

2

Тема 2.5. Развитие

технических навыков.

Теоретическое

занятие

лекция

-

2

Практическое

-

-

-

8

занятие

Тема 2.6.

Постановка рук и

пальцев.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

семинар-беседа,

тренинги

2

Тема 2.7.

Творческое волнение.

Теоретическое

занятие

лекция

-

2

Практическое

занятие

-

-

-

Тема 2.8.

Документация учебного

процесса.

Теоретическое

занятие

лекция

-

2

Практическое

занятие

-

-

-

Тема 2.9.

Ведение документации.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

работа с документами

2

Тема 2.10. Штрихи.

Атака звука.

Теоретическое

занятие

лекция

2

Практическое

занятие

-

-

-

Тема 2.11.

Разновидности

штрихов.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

семинар-беседа,

метод кейсов

2

Тема 2.12.

Динамические

оттенки,

интонирование.

Теоретическое

занятие

лекция

-

2

Практическое

занятие

-

-

-

Тема 2.13.

Работа над

интонированием.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

Тестирование;

семинар-беседа,

метод кейсов

2

Тема 2.14.

Тембр звука, вибрато,

агогика.

Теоретическое

занятие

-

Лекция с разбором

конкретных ситуаций.

2

Практическое

занятие

-

-

-

Тема 2.15.

Роль педагога в

учебном процессе.

Теоретическое

занятие

лекция

-

2

Практическое

занятие

-

-

-

Тема 2.16.

Имидж педагога.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

семинар-беседа

2

Тема 2.17.

Работа над звуками

продолжительной

длительности.

Теоретическое

занятие

лекция

-

2

Практическое

занятие

-

-

-

Тема 2.18.

Работа над гаммами.

Теоретическое

занятие

лекция

-

2

Практическое

занятие

-

-

-

Тема 2.19.

Работа над этюдами.

Теоретическое

занятие

лекция

-

2

Практическое

занятие

-

-

-

9

Тема 2.20.

Технические упражнения.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

Семинар – опрос

тем 2 раздела

-

2

Раздел 3

Методика

проведения уроков в

ДМШ.

8

8

16

Тема 3.1.

Методика проведения

уроков в младших

классах.

Теоретическое

занятие

лекция

-

1

Практическое

занятие

-

-

-

Тема 3.2.

План проведения

уроков в младших

классах.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

семинар-беседа

1

Тема 3.3.

Методика проведения

уроков в старших

классах.

Теоретическое

занятие

лекция

-

1

Практическое

занятие

-

-

-

Тема 3.4.

План проведения

уроков в старших

классах.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

семинар-беседа

1

Тема 3.5.

Выбор репертуара

(деревянные

инструменты).

Теоретическое

занятие

лекция

-

1

Практическое

занятие

-

-

-

Тема 3.6.

Планирование выбора

репертуара.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

семинар-беседа

1

Тема 3.7. Выбор

репертуара (медные

инструменты).

Теоретическое

занятие

лекция

-

1

Практическое

занятие

-

-

-

Тема 3.8.

Критерии подбора

репертуара.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

семинар-беседа

1

Тема 3.9.

Выбор репертуара

(ударные

инструменты).

Теоретическое

занятие

лекция

-

1

Практическое

занятие

-

-

-

Тема 3.10.

Программные

требования.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

семинар-беседа

1

Тема 3.11.

Методические работы.

Теоретическое

занятие

лекция

-

1

Практическое

занятие

-

-

-

Тема 3.12.

Анализ методических

работ.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

Тестирование;

1

10

метод кейсов

Тема 3.13.

Учебные пособия.

Теоретическое

занятие

лекция

-

1

Практическое

занятие

-

-

-

Тема 3.14.

Анализ учебных

пособий.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

метод кейсов

1

Тема 3.15.

Школы игры на

инструменте.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

метод кейсов

1

Тема 3.16.

Контрольная работа

на тему: 3 раздел

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

Семинар – опрос

тем 3 раздела

-

1

Раздел 4

Особенности работы в

ДМШ.

2

36

38

Тема 4.1.

Музыкальные

термины.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

семинар-беседа

2

Тема 4.2.

Работа над пьесами.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

семинар-беседа

2

Тема 4.3.

Работа над сонатами.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

семинар-беседа

2

Тема 4.4.

Работа над крупной

формой.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

семинар-беседа

2

Тема 4.5.

Работа над ансамблем.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

семинар-беседа

2

Тема 4.6.

Оркестровые партии.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

семинар-беседа

2

Тема 4.7.

Работа над тембром.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

семинар-беседа,

тренинги

2

Тема 4.8.

Работа над вибрато.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

семинар-беседа,

тренинги

2

Тема 4.9.

Работа над агогикой.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

семинар-беседа

2

Тема 4.10.

Теоретическое

-

-

-

11

Работа над атакой.

занятие

Практическое

занятие

-

семинар-беседа,

тренинги

2

Тема 4.11.

Разработка программ

ДМШ.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

семинар-беседа

2

Тема 4.12.

Правила заполнения

журнала.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

семинар-беседа

2

Тема 4.13.

Правила заполнения

индивидуального

плана.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

семинар-беседа

2

Тема 4.14.

Правила ведения

дневника.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

Тестирование;

семинар-беседа

2

Тема 4.15.

Изучение учебного

плана ДМШ.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

семинар-беседа

2

Тема 4.16.

Подготовка к

экзаменам.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

семинар-беседа

2

Тема 4.17.

Подготовка к

конкурсам.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

семинар-беседа

2

Тема 4.18.

Подготовка

музыкального

произведения.

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

-

семинар-беседа,

2

Тема 4.19.

Контрольная работа на

тему: 4 раздел

Теоретическое

занятие

-

-

-

Практическое

занятие

Семинар – опрос

тем 4 раздела

-

2

Всего:

58 (46,03%)

68 (53,97%)

126

Характеристика активных и интерактивных форм обучения:

Семинар-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и

сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс.

Беседа как метод обучения известна еще со времен Сократа. Это самый простой

способ индивидуального обучения, построенный на непосредственном контакте

сторон. Эффективность семинара-беседы позволяет расширить круг мнений сторон,

привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации

мышления участников семинара.

К участию в семинаре-беседе можно привлечь различными приемами, так,

например,

озадачивание

слушателей

вопросами,

вопросы

могут,

быть

12

информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня

осведомленности по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию

последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории. Слушатели

отвечают с мест. Если преподаватель замечает, что кто-то из обучаемых не

участвует в ходе беседы, то вопрос можно адресовать лично тому слушателю, или

спросить его мнение по обсуждаемой проблеме. Для экономии времени вопросы

рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные

ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои

дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность, наиболее доказательно

изложить узучаемый материала.

Вопросы могут быть как простыми для того, чтобы сосредоточить внимание

слушателей на отдельных аспектах темы, так и проблемные. Обучаемый,

продумывая ответ на заданный вопрос, получает возможность самостоятельно

прийти к тем выводам и обобщения, которые преподаватель должен был сообщить

им в качестве новых знаний, либо понять важность обсуждаемой темы, что

повышает интерес, и степень восприятия материла слушателями.

Во время проведения семинара-беседы преподаватель должен следить, чтобы

задаваемые вопросы не оставались без ответов, т.к. они тогда будут носить

риторический характер, не обеспечивая достаточной активизации мышления

обучаемых.

Лекция с разбором конкретных ситуаций. Данная лекция по форме похожа на

лекцию-дискуссию, однако, на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а

конкретную ситуацию. Обычно, такая ситуация представляется устно или в очень

короткой видеозаписи, диафильме. Поэтому изложение ее должно быть очень

кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления

и обсуждения. Слушатели анализируют и обсуждают эти микроситуации и

обсуждают их сообща, всей аудиторией.

Преподаватель старается активизировать участие в обсуждении отдельными

вопросами, обращенными к отдельным обучаемым, представляет различные мнения,

чтобы развить дискуссию, стремясь направить ее в нужное направление. Затем,

опираясь на правильные высказывания и анализируя неправильные, ненавязчиво, но

убедительно подводит слушателей к коллективному выводу или обобщению.

Для того чтобы заинтересовать аудиторию, заострить внимание на отдельных

проблемах, подготовить к творческому восприятию изучаемого материала. Чтобы

сосредоточить внимание, ситуация подбирается достаточно характерная и острая.

Однако это может потребовать слишком много учебного времени на ее обсуждение.

Тренинг

это

один

из

сравнительно

новых

методов

интерактивного

обучения. Тренинг (от английского train - воспитывать, учить, приучать) – это

процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством

выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на

достижение наработки и развития требуемого навыка.

Тренинг позволяет дать его участникам недостающую информацию, сформировать

навыки устойчивости к давлению, навыки безопасного поведения. Неоспоримым

достоинством тренинга является то, что он обеспечивает активное вовлечение всех

участников в процесс обучения.

13

Различные ситуации, возникающие в группах тренинга, являясь учебными и в этом

смысле условными, игровыми, для обучаемого выступают как вполне реальные

ситуации, в которых надо действовать со всей ответственностью за результат

действия. Чувство ответственности здесь особое: не только перед самим собой, но и

перед партнерами по группе, так как успешность действия каждого – это залог

успеха деятельности всей группы.

В этом аспекте тренинг напоминает метод деловой игры, где тоже сильна

ответственная зависимость участников игры друг от друга. Различие же методов

обучения в том, что один из них служит обучению практическому применению

теории (по принципу «дело на основе теории»), а другой – практическому обучению

самой теории («теория из живой практики»).

Важной особенностью группового тренинга как метода обучения является такое

взаимодействие обучаемых, которое превращает обычную учебную группу в

наглядную

модель

различных

социально-психологических

явлений,

в

исследовательский полигон для их изучения или практическую лабораторию для их

коррекции.

Метод

кейсов (англ. Case

method,

кейс-метод,

кейс-стади, case-study,

метод

конкретных ситуаций) — техника обучения, использующая описание реальных

ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути

проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы

базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной

ситуации.

В

основе

метода

конкретных

ситуаций

лежит

описание

конкретной

профессиональной

деятельности

или

эмоционально-поведенческих

аспектов

взаимодействия людей. При изучении конкретной ситуации, и анализе конкретного

примера студент должен вжиться в конкретные обстоятельства, понять ситуацию,

оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить

свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения.

Результативность используемого метода увеличивается благодаря аналитической

работе студентов, когда они могут узнать и сравнить несколько вариантов решения

одной проблемы. Такой пример помогает расширению индивидуального опыта

анализа и решения проблемы каждым студентом.

Так как анализ конкретной ситуации – групповая работа, то решение проблемы

желательно в форме открытых дискуссий. Важным моментом является развитие

познавательной деятельности и принятие чужих вариантов решения проблемы без

предвзятости.

Что

позволяет

студентам

развивать

умение

анализировать

производственные ситуации и вырабатывать самостоятельные решения, что

необходимо каждому специалисту, особенно в современной рыночной экономике.

Особенностью метода является то, что, перенося условия проведения занятия на

производство или предприятие интерактивный метод не теряет своей актуальности.

Тестирование.

В последние годы тестирование, как метод оценки знаний,

приобретает всё большую популярность. От других методов диагностики тесты

отличаются тем, что:

1. Позволяют проверить знания обучающихся по широкому спектру вопросов.

2. Сокращают временные затраты на проверку знаний.

14

3. Практически исключают субъективизм преподавателя, как в процессе контроля,

так и в процессе оценки.

Таким образом, тестирование по своей объективности и скорости получения

результата

превосходит

многие

формы

контроля.

Исходя

из

актуальности

технологии тестирования и ее уникальности среди других методов оценки знаний,

можно определить основные задачи тестирования:

- развитие интереса у студентов к дисциплинам, по которым предполагается

тестирование;

-

активизация

самостоятельной

работы

студентов

во

время

подготовки

к

тестированию;

- воспитание сознательности и личной ответственности обучающихся за результаты

своей подготовки;

- выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся по тестируемым

дисциплинам;

- помощь студентам в определении уровня достигнутых результатов обучения и

планирование дальнейшей подготовки;

- помощь преподавателям в оценке индивидуальных результатов обучения

и развития

обучающихся,

расширении

спектра

контрольно-измерительных

материалов, корректировке методики обучения.

При подготовке тестов очень важным является выбор типа и вида тестового задания.

Наиболее распространенными являются тестовые задания закрытого типа (каждый

вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо

выбрать один или несколько правильных) и тестовые задания открытого типа (на

каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово,

словосочетание,

предложение,

знак,

формулу

и

т.д.).

3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним

из

важнейших

моментов

образовательного

процесса

является

профессиональная и педагогическая активность преподавателя, которая может

стимулировать активность самого обучающегося: если обучающийся творчески

пассивен, то первая задача преподавателя состоит в том, чтобы пробудить его

активность, научить его самого находить и ставить перед собой исполнительские

задачи и добиваться их решения. Конечный результат сложного учебного процесса –

это воспитание музыканта-исполнителя, понимающего высокое назначение искусства.

Активная работа обучающегося – это большой физический, умственный,

интеллектуальный труд, который поможет обучающемуся достичь результата во всех

аспектах образовательного процесса, а это единственный путь к достижении главной

цели – качественной подготовки к Итоговой государственной аттестации, получении

диплома специалиста с присуждением квалификации – артист, преподаватель.



В раздел образования