Авторы: Полежаева Татьяна Петровна, Чучунова Ольга Валерьевна
Должность: воспитатель , воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Антошка"
Населённый пункт: Хакасия, г Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Система работы по охране жизни и здоровья воспитанников младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Система работы по охране жизни и здоровья воспитанников младшего
возраста
Полежаева Т.П. (г. Абакан)
Младший дошкольный возраст –короткий но важный период становления
личности .В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об
окружающей жизни , у него начинает формироваться определенное
отношение к людям, к природе, к труду, вырабатываются навыки и
привычки правильного поведения, происходит переход малыша к новым
отношениям со сверстниками, взрослыми, предметном миром.
Чем раньше начинается воспитание, тем больше виден результат.
Свою работу стараюсь сделать доступной, интересной, привлекательной.
*
Главная задача детского сада – совместно с семьей помочь ребенку
вырасти крепким и здоровым, дать малышу понять, что здоровье –
главная ценность жизни человека.
*
Цель: создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной
работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья
детей, формирование у родителей ответственности в деле сохранения
здоровья детей.
Систему своей работы выстраиваю по следующим направлениям:
1.Безопасность жизнедеятельности
2. Физическое развитие
3. Система закаливания
4. Профилактика простудных заболеваний
5. Совместные развлечения родителей и детей.
Рассмотрим подробно каждую из них .
Безопасность жизнедеятельности,
Решая задачи сохранения и укрепления здоровья детей, развитие их
физических качеств, совместно с инструктором по физической культуре
проводим цикл занятий :«Безопасность на дороге», «Правила пожарной
безопасности», «Мыло и вода – наши верные друзья!»
* Физическое развитие
Соблюдение санитарно – гигиенического режима.
Утренняя гимнастика в проветренном помещении, а в теплое время суток на
улице.Физическое развитие заключается так же в еженедельном проведении
гимнастики после сна.
Вовлекая детей в движение , я стремлюсь непринужденно , в игровой форме
использовать разнообразные приемы подражательного характера:
«Пробеги тихо как мышка», « полетели как птицы», «как ходит мишка, зайка
?»и тд
При выполнении упражнений некоторые дети вообще не испытывали
интерес к выполнению движений, это связанно с низкой двигательной
активностью. Я пришла к выводу, что большую роль играет выразительная
речь воспитателя, развивает умение слушать художественный текст,
формирует ощущение ритма, учит детей подражать игровым движениям.
Для этого я подобрала и оформила комплекс утренней гимнастики с
использованиием художественных слов
Хомка – хомка хомячок
Серый зайка умывается
Птички в гнездышках сидят
В круг петрушка дружно встал
У жирафа пятна пятнышки
Четверо лягушат и тд
Также проведение артикуляционной гимнастики. Н-р Рыбка шевилит губами,
птенцы, улыбка. Трубочка, лопаточка. Вкусное варенье и тд.
И так же пальчиковая гимнастика; н-р Паучок, Дом, Цветок, прятки и др.
Проведение эмоционально- стимулирующей гимнастики и пальчиковая
гимнастика помогает детям правильно, легко, координировать свои
движения, доставляя им удовольствие.
Прогулка. Подвижные игры. н-р «Кто быстрее?» «Делай как я»,
«Солнечный зайчик», «Мыльные пузыри» и тд.
С инструктором по физической культуре, проводятся занятия на укрепление
здоровья, разучиваем подвижные игры, устраиваем мини соревнования, дни
здоровья и тд
* Система закаливания Хождение босиком по “чудо” – коврикам;
обширное умывание. У нас в группе имеется резиновые коврики и шитые,
детки с большим интересом играют.
Так же практикуем обширное умывание.
1 этап- Учат обмывать руки лицо и вытирать их
2 этап – обмывает руки, набирает в пригоршню воды, выплескивает на шею,
движения от 7 шейного позвонка к яреминойвпадине на груди
3 этап- учат растиранию сухим полотенцем
4 этап – учат мокрой ладошкой энегично растирать верхнюю часть груди по
окончании водной процедуры самостоятельно вытирается.
*Профилактика простудных заболеваний
•
Обеззараживание воздуха прибором «Дезар» в группе «Кроха».
Совместно с медицинским работником провожу анализ состояния
здоровья детей.
Консультации, беседы, оформление стендовой информации н-р:
«Простудные заболевания», «Профилактика ОРВИ», «Кишечные
неприятности»
С целью отслеживания динамики показателей здоровья воспитанников гр.
«Кроха»,ежегодно проводятся медицинские профилактические осмотры.
Анализ заболеваемости детей медицинским работником проводиться
еженедельно. Это позволяет выявить динамику заболеваемости и состояния
здоровья детей,наметить мероприятия по оздоровительной работе.
Вашему вниманию хотелось бы предложить график где отражены результаты
анализа детской заболеваемости в течении 2 лет снизилось на 30%
Совместно с родителями успешно решаем задачи формирования у детей
устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни,
безопасности жизни.
Регулярно провожу с детьми «Минутки безопасности», обеспечиваю
занятость детей во время прогулки и присмотр в течении дня.
В своей работе так же систематически использую здоровьесберегающие
технологии А.Н.Стрельниковой «Дыхательная гимнастика», так же В.Ф.
Базарного (гимнастика для глаз).
Эффективность системы работы по охране жизни и здоровья детей
младшего дошкольного возраста повышается с каждым годом. Родители
моих воспитанников принимают активное участие во всех мероприятиях,
которые происходят в группе, с удовольствием пополняют центры
активности детей по мере необходимости.