Современные формы обучения в подготовке будущих специалистов
Автор: Комарова Евгения Александровна Должность: доцент кафедры высшей математики Учебное заведение: ФГОБОУ ВО ВолГАУ Населённый пункт: город Волгоград Наименование материала: статья Тема: Современные формы обучения в подготовке будущих специалистов Раздел: высшее образование
Современные формы обучения в подготовке будущих специалистов
Комарова Евгения Александровна
доцент кафедры высшей математики ФГБОУ ВО ВолГАУ
г. Волгоград
Некоторые педагоги-ученые, в частности М.И. Махмутов (1981 г.),
указывают на необходимость различения двух терминов, включающих слово
«форма» — «форма обучения» и «форма организации обучения».
В.С.
Безрукова
определяет
форму
как
устойчивую
завершенную
организацию педагогического процесса в единстве всех ее компонентов (1994 г.).
Термин
«форма
обучения»
обозначает
виды
организации
взаимодействия студентов в учебных группах, микрогруппах, отдельных студентов
между собой и с преподавателем в рамках определенного вида занятий.
В этом плане исторически сложились индивидуальная, парная, групповая,
коллективная и фронтальная формы обучения.
При
индивидуальной
форме обучения
преподаватель
оказывает
помощь
студентам
по
степени
сложности
заданий
и
их индивидуальных
возможностей и способностей.
Парное
обучение заключается
в
общении
преподавателя
с
двумя
студентами, которые в свою очередь активно взаимодействуют между собой.
При
групповом
обучении преподаватель
взаимодействует
с группой
студентов
из
трех
и
более
человек,
имеющих
общие
цели учебной
деятельности.
К о л л е к т и в н а я
ф о р м а обучения
обе спечивает
а кт и в н о е
взаимодействие между всеми студентами, что способствует высокому уровню
их сплоченности и взаимопонимания в процессе учебной деятельности.
При
фронтальной
форме обучения
преподаватель
организует
одновременно работу всего учебного коллектива над одним заданием.
Как
показывает
практика,
эффективность
процесса
обучения
обеспечивается не отдельными формами, а их продуманным сочетанием. Названные
формы
обучения
варьируются,
что
позволяет
преподавателю использовать
достоинства каждой из них. Между тем Б.Т. Лихачев (1992 г.) подчеркивает, что
«...учебный процесс, реализуемый в разнообразных формах, в основе своей —
процесс
коллективной
познавательной деятельности».
В
совместной
деятельности
обучаемые
приобретают опыт
взаимодействия,
учатся
взаимоотношению и взаимопомощи, то есть происходит развитие личности в
коллективной деятельности.
В.А.Якунин
(1998
г.)
справедливо
отмечает:
«Профессиональную
подготовку
специалистов
принято
в
настоящее
время рассматривать
как
процесс
формирования
профессиональной компетенции,
включающей
в
себя, наряду с профессиональными знаниями, психологическую и социально-
психологическую готовность к работе с людьми...».
Именно поэтому в процессе нашей опытно-экспериментальной работы
приоритетными являлись групповая и коллективная формы обучения. Данные
формы
обучения
способствуют
формированию таких социально значимых
1
личностных качеств будущего специалиста, как ответственность, коллективизм,
с от руд нич е с т во ,
в за имо помо щь, о б щ и т е л ь н о с т ь ,
ч у т ко с т ь
и
доброжелательность, так необходимые в период формирования профессионально-
личностного самоопределения студентов и обеспечения успешной практической
деятельности в качестве медицинской сестры.
Под
«формой
организации
обучения»
в
дидактике
понимают вид
занятий,
«исторически
сложившуюся,
устойчивую
и
логиче ски
завершенную
организацию
педагогического
процесса,
которому
свойственны
системность,
целостность,
саморазвитие,
личностно-
деятельностный
характер,
постоянство
состава
участников,
наличие
определенного режима поведения» (Профессиональная педагогика: Учебное
пособие, 1997 г.).
Как известно, сегодня в педагогической практике используется широкое
разнообразие форм организации обучения.
Кроме перечисленных здесь основных форм организации обучения в
работе
по
закреплению
профессионального
выбора
студентов, активно
используются сопутствующие формы — консультации, зачеты, экскурсии в
лечебно-профилактические учреждения, дебаты, а также вспомогательные
формы - дополнительные занятия, конкурсы профессионального мастерства,
предметные олимпиады и т.п.
Учебно-имитационные
игры носят
тренирующий
характер,
способствуют
отработке
приемов
работы,
умений
и
навыков,
применяемых для выполнения конкретных трудовых функций медицинской
сестры, ведут к развитию профессионального мышления. Непременным условием
этого
вида
игры
является
имитация
техники выполнения
определенной
сестринской манипуляции и обстановки профессиональной деятельности.
Деловая
игра -
это
одна
из
форм
организации
эффективного и
продуктивного обучения. Она помогает искать решения реальных жизненно и
профессионально значимых проблем. Главная цель деловой игры
-
подготовка
специалистов
сестринского
дела,
развитие профессиональных умений и
навыков, в частности принятие решений при
исполнении
ими
служебных
обязанностей в повседневной или экстремальной обстановках.
Особую
разновидность
учебных
игр
представляют
так называемые
ролевые
игры .
Этот
тип
игры
выполняет
п р е и м у щ е с т ве н н о
профессионально
направленную
функцию.
Особенность ролевых игр
заключается в том, что все участники в строгом соответствии со сценарием, подобно
актерам, разыгрывают роли, инсценирующие те или иные производственные
ситуации.
Цель ролевых игр носит воспитательный и поведенческий характер.
Одним из эффективных путей закрепления профессионального выбора
явилось развитие исследовательской работы студентов, которая представлена
различными формами учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) и
научно-исследовательской работы студентов (НИРС).
2
В ходе опытно-экспериментальной работы эта организационная форма
обучения представляла собой систему учебно-воспитательных мероприятий,
проводимых со студентами в течение всего периода обучения.
В
зависимости
от
курса
УИРС
проводится
дифференцированно,
с
соблюдением
принципа
преемственности,
последовательности
и
поэтапности усложнения видов деятельности студентов. Ее целью является
привитие
студентам
устойчивого
отношения
к самообразованию,
повышение творческого начала в учебном процессе, мобилизация
активности
студентов, совершенствование навыков самостоятельной
работы.
В учебно-исследовательской работе мы выделили три основных этапа:
-
1
этап
(I
- II
курсы)
-
ознакомление
студентов
с
основными
направлениями
системы
УИРС
в
колледже,
овладение
студентами
первоначальными исследовательскими умениями.
-
2
этап
(III
- IV
курсы)
-
закрепление
и
совершенствование
умений по ведению исследовательской работы, введение в учебный процесс
более сложных элементов УИРС.
-
3
этап
–
(V
курс)
учебно-познавательная
работа
в
период
прохождения практики по профилю специальности, стажировки.
Формы и методы УИРС крайне разнообразны. Так, на 1 курсе студенты
выполняют традиционные задания по самостоятельной работе с
литературой:
подбор
литературы
на
заданную
тему,
анализ первоисточников,
синтез
информации
из
различных
источников,
оформление рефератов, подготовка
докладов и сообщений, обсуждение выполненных работ.
Начиная со второго курса, вводятся нетрадиционные (специальные) формы
УИРС, которые носят профессиональную направленность.
Особое
место
в
системе
УИРС
занимают
реальные
курсовые
и
дипломные
работы,
которые
представляют
собой
комплексную
целенаправленную
деятельность
студентов,
для
выполнения
которой
необходимы
взаимосвязанные
знания
в
области
общеобразовательных,
общепрофессиональных
и
специальных
дисциплин.
Несомненно,
что
самостоятельно и грамотно выполненный курсовой или дипломный проект
является бесспорным свидетельством готовности выпускника к практической
деятельности.
Основными
задачами
данной
формы
УИРС
в
области
закрепления
профессионально-личностного
самоопределения
студентов
являются:
совершенствование навыков самостоятельной и экспериментальной работы;
обобщение и
анализ
полученного
материала;
ознакомление
студентов
с
современными методами научного познания.
Курсовые работы выполняются всеми студентами III,
IV
и Vкурсов.
Защита
курсовых
работ
проводится
открыто
на
заседаниях специальных
аттестационных комиссий.
Тематика дипломных работ подбирается с учетом тем курсовых проектов.
Экспериментальные
исследования
подтверждают
целесообраз ность
использования
поисково-исследовательской
деятельно сти
при
3
формировании
профессионально-личностного
с амоопределения
студентов
как эффективной формы организации самостоятельной работы
будущих специалистов сестринского дела.
4