Автор: Довгалёва Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №11"
Населённый пункт: Петропавловск-Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одаренными детьми в начальной школе
Раздел: начальное образование
Работа с одарёнными детьми в начальной школе
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти
заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь "искру
божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и
удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло
само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они
были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь
на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат
будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих
учеников. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные
тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе
можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со
школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на
свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную
литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется
различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их
планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни,
помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей
общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных
проблем
современной
цивилизации, именно
их
интеллектуальные
способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким
образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не
затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения
одаренных детей.
Работу с одарёнными детьми делю на четыре основных этапа:
1-й этап – организационный
Основной задачей на этом этапе является изучение методик, концепций
и исследований отечественных и зарубежных психологов.
Познакомилась с научными данными о психологических особенностях
и методических приемах работы с одаренными детьми;
Рассмотрела взгляды на понятие «одаренности» таких известных
ученых, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд и др.
Одарённых детей условно делю на 4 группы (по Б.М. Теплову):
1.дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
2.дети с высоким уровнем творческих способностей;
3.дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные
музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.). Эту категорию
чаще называют талантливыми;
4.дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
Изучила модели новых концептуальных решений таких исследователей,
как: Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина.
2-й этап - этап предварительного поиска
На этом этапе собираю предварительную информацию о ребенке,
поступающем в 1 класс. Эту работу я начинаю уже в «Школе будущего
первоклассника». В подборе информации мне помогают воспитатели,
родители, и сами дети.
Для родителей на первых порах используются методики: "карта
одаренности", "интеллектуальный портрет"
К концу первой четверти первого учебного года определяются
склонности ребенка и составляется карта интересов младших школьников. В
комплект для исследования входят методики, ставшие уже традиционными
для определения уровня интеллектуального развития. Это тесты Д. Векслера,
Дж. Равена для оценки творческого мышления – адаптированные варианты
"краткого теста творческого мышления" Е.П. Торранса, методики Дж.
Гилфорда, а также методики выявления уровня психо-социального развития,
направленности (доминирующей мотивации) личности. Изучается сфера
физического развития ребенка. Участие детей в диагностике собственной
одаренности на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. В
результате исследований выявляются дети с опережающим развитием, в
отношении
которых
психологом
формируются
рекомендации
по
индивидуальному подходу.
Собранная таким образом информация позволяет мне создать первое
представление о каждом поступившем в первый класс ребенке.
3-й этап - оценочно-коррекционный
Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального
развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть
еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении
которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их
способностей.
Успешность работы с одаренными детьми на этом этапе во многом
зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в
начальной школе.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают содержание
учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе
организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс,
направленный
на
развитие
творческих,
познавательных
способностей
учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где
каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, физические
потребности. Начиная с 1-го класса, в рамках внеурочной занятости
учащихся
провожу
комплекс
упражнений,
заданий
и
тренингов,
направленный не только на развитие познавательных процессов, но и на
личностное
развитие,
захватывающее
ценностные,
эмоциональные,
моральные, мотивационные аспекты.
Посещая музыкальную школу, кружки художественного творчества,
учащиеся приобретают опыт творческой деятельности.
Предоставляю
возможность
совершенствовать
способности
в
совместной
деятельности
со
сверстниками,
через
самостоятельную,
групповую, парную работу.
Начиная со 2 класса, дети принимают активное участие в конкурсах
разных уровней. «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно»,
«Британский
бульдог»
и
многие
другие.
Конкурсы
и
конференции
различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и
подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной
школе.
Высокий уровень информационно-технического оснащения школы в
сочетании с современными информационными технологиями позволяет
совместными
усилиями
образовательного
учреждения,
учреждений
дополнительного образования, семьи расширить охват одарённых детей
новыми направлениями творческого досуга. Дети и родители учатся
составлять презентации, занимаются поиском информации по подготовке
рефератов в Интернете.
Урочную и внеурочную деятельность строю таким образом, чтобы
учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах
деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового
опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие
сферы деятельности в классах II и III ступени.
В работе с одарёнными детьми использую следующие формы:
предметные недели;
олимпиады (разных уровней);
кружки;
конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные);
фестиваль наук; интеллектуальные ринги; марафон знаний;
научно-практические конференции;
родительские всеобучи;
работа по индивидуальным планам.
4-й этап – заключительный
Выпуская детей из 4 класса, составляю характеристику на каждого
ученика, провожу индивидуальную оценку познавательных, творческих
возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности
образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей
долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и,
что
особенно
важно,
служит
довольно
надежным
основанием
для
построения прогноза развития каждого из них.
Я, как учитель, продолжаю отслеживать успехи тех детей, которые
подавали надежды в разных направлениях.
Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода
на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как
практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик
осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития,
самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины. Работая с
одарёнными детьми много лет, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна
детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный
момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы
поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не
учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты.