Напоминание

Работа с одаренными детьми в начальной школе


Автор: Довгалёва Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №11"
Населённый пункт: Петропавловск-Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одаренными детьми в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти

заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь "искру

божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и

удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло

само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они

были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.

Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь

на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат

будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих

учеников. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные

тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе

можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со

школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на

свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную

литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется

различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их

планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни,

помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей

общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных

проблем

современной

цивилизации, именно

их

интеллектуальные

способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким

образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не

затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения

одаренных детей.

Работу с одарёнными детьми делю на четыре основных этапа:

1-й этап – организационный

Основной задачей на этом этапе является изучение методик, концепций

и исследований отечественных и зарубежных психологов.

Познакомилась с научными данными о психологических особенностях

и методических приемах работы с одаренными детьми;

Рассмотрела взгляды на понятие «одаренности» таких известных

ученых, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд и др.

Одарённых детей условно делю на 4 группы (по Б.М. Теплову):

1.дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

2.дети с высоким уровнем творческих способностей;

3.дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные

музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.). Эту категорию

чаще называют талантливыми;

4.дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Изучила модели новых концептуальных решений таких исследователей,

как: Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина.

2-й этап - этап предварительного поиска

На этом этапе собираю предварительную информацию о ребенке,

поступающем в 1 класс. Эту работу я начинаю уже в «Школе будущего

первоклассника». В подборе информации мне помогают воспитатели,

родители, и сами дети.

Для родителей на первых порах используются методики: "карта

одаренности", "интеллектуальный портрет"

К концу первой четверти первого учебного года определяются

склонности ребенка и составляется карта интересов младших школьников. В

комплект для исследования входят методики, ставшие уже традиционными

для определения уровня интеллектуального развития. Это тесты Д. Векслера,

Дж. Равена для оценки творческого мышления – адаптированные варианты

"краткого теста творческого мышления" Е.П. Торранса, методики Дж.

Гилфорда, а также методики выявления уровня психо-социального развития,

направленности (доминирующей мотивации) личности. Изучается сфера

физического развития ребенка. Участие детей в диагностике собственной

одаренности на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. В

результате исследований выявляются дети с опережающим развитием, в

отношении

которых

психологом

формируются

рекомендации

по

индивидуальному подходу.

Собранная таким образом информация позволяет мне создать первое

представление о каждом поступившем в первый класс ребенке.

3-й этап - оценочно-коррекционный

Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального

развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть

еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении

которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их

способностей.

Успешность работы с одаренными детьми на этом этапе во многом

зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в

начальной школе.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают содержание

учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе

организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс,

направленный

на

развитие

творческих,

познавательных

способностей

учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где

каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, физические

потребности. Начиная с 1-го класса, в рамках внеурочной занятости

учащихся

провожу

комплекс

упражнений,

заданий

и

тренингов,

направленный не только на развитие познавательных процессов, но и на

личностное

развитие,

захватывающее

ценностные,

эмоциональные,

моральные, мотивационные аспекты.

Посещая музыкальную школу, кружки художественного творчества,

учащиеся приобретают опыт творческой деятельности.

Предоставляю

возможность

совершенствовать

способности

в

совместной

деятельности

со

сверстниками,

через

самостоятельную,

групповую, парную работу.

Начиная со 2 класса, дети принимают активное участие в конкурсах

разных уровней. «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно»,

«Британский

бульдог»

и

многие

другие.

Конкурсы

и

конференции

различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и

подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной

школе.

Высокий уровень информационно-технического оснащения школы в

сочетании с современными информационными технологиями позволяет

совместными

усилиями

образовательного

учреждения,

учреждений

дополнительного образования, семьи расширить охват одарённых детей

новыми направлениями творческого досуга. Дети и родители учатся

составлять презентации, занимаются поиском информации по подготовке

рефератов в Интернете.

Урочную и внеурочную деятельность строю таким образом, чтобы

учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах

деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового

опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие

сферы деятельности в классах II и III ступени.

В работе с одарёнными детьми использую следующие формы:

предметные недели;

олимпиады (разных уровней);

кружки;

конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные);

фестиваль наук; интеллектуальные ринги; марафон знаний;

научно-практические конференции;

родительские всеобучи;

работа по индивидуальным планам.

4-й этап – заключительный

Выпуская детей из 4 класса, составляю характеристику на каждого

ученика, провожу индивидуальную оценку познавательных, творческих

возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности

образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей

долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и,

что

особенно

важно,

служит

довольно

надежным

основанием

для

построения прогноза развития каждого из них.

Я, как учитель, продолжаю отслеживать успехи тех детей, которые

подавали надежды в разных направлениях.

Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода

на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как

практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик

осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития,

самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины. Работая с

одарёнными детьми много лет, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна

детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный

момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы

поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не

учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты.



В раздел образования