Напоминание

Развитие творческих способностей в начальной школе


Автор: Довгалёва Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №11"
Населённый пункт: Петропавловск-Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие творческих способностей учащихся

Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка.

Стремление к творчеству присуще всем людям и задача учителя – развивать

творческие силы в маленьком человеке.

Творчество требует от личности высокой компетентности в той области, в

которой она хочет творить. А.С.Макаренко подчеркивал, что развитие

творческих возможностей личности – это всегда трудно, так как творчество

связано с напряжением всех сил человека, с преодолением лености мысли, с

проявлением самостоятельности личности, с поиском нового.

Российские психологи Выготский, Эльконин, Давыдов пришли к выводу,

что ведущей деятельностью является «межличностное общение» учащихся,

«общественно значимая для ребенка деятельность».

Именно в этом возрасте у школьников появляется стремление к общению с

товарищами вне класса, к участию во всех происходящих в школе событиях,

тяга к поиску, исследованию, к самореализации.

Опираясь на современные достижения педагогики, мы должны использовать

все

многообразие

приемов

и

методов

обучения.

Научить свободно ориентироваться

в огромном

потоке

информации,

которую

сегодня

получают

современные

ученики.

Научить выделить главное, можно последовательно излагать свои мысли, то

есть сформировать такие умения, которые позволили бы школьникам

пополнять знания в порядке самообразования в последующей трудовой

деятельности.

Эффективным будет считаться лишь то обучение, которое ведёт за собой

развитие.

Развивающим будет лишь то обучение, в котором дидактические воздействия

обеспечивают

развитие

как

познавательных

возможностей

учащихся,

благодаря чему они оказываются в состоянии овладеть знаниями, умениями

и навыками на адекватно их способностям уровне, так и творческих

способностей.

Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь

каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления

личности каждого ученика. Практический опыт школы убеждает, что как

общее развитие ученика, так и развитие его творческих способностей, может

идти в процессе учебной деятельности.

При решении проблемы развития творческих способностей учащихся

предполагается

учёт

и

введение

в

обиход

системы

специальных

развивающих

средств.

Важная

роль

в

этом

процессе

отводится

использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление

явлений и формулировку целей, что вытекает из необходимости познания и

преобразования действительности, и использованию технологий игровых

форм обучения в урочной деятельности.

Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в

нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся,

побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на

высоком уровне, являются инструментом для выявления результатов учения.

От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и

навыков и уровень развития способностей ребёнка.

В процессе обучения в школе необходимо включать интегрированные

задачи, которые синтезируют информацию из различных областей знания, т.

к. отсутствует система познавательных задач, направленных на "обучение”

творчеству в каждом отдельно взятом учебном предмете. Очень важным

периодом в развитии и становлении личности является начальный период

обучения. Именно этот возраст наиболее поддаётся воспитанию и развитию

творческих способностей ребёнка. Благодарный детский возраст наиболее

открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте

окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения

необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся, создать

ситуацию заинтересованности.

Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных

задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее

обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают

правила и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения

знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так

и в изменённые условия.

Творческие способности проявляются в решении творческих задач, но

оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих

способностей

школьников,

выступает

планомерное,

целенаправленное

предъявление

их

в

системе,

отвечающей

следующим

требованиям:

-

познавательные

задачи

должны

строиться

преимущественно

на

междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию

психических свойств личности; - задачи должны подбираться с учётом

рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных,

направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым;

- система познавательных задач должна вести к формированию следующих

важнейших характеристик творческих способностей: беглость мышления,

гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и

разрабатывать гипотезы.

Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить

самостоятельное

мышление,

воображение,

речь,

поможет

установить

доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволит

ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и

самокритичность,

свободно

выражать

своё

мнение.

В

своей

работе

использую систему познавательных задач, позволяющую целенаправленно

осуществлять работу по развитию творческих способностей детей.

Составь слово. Упражнение используется на этапе объявления темы урока с

целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на

изучение новой темы.

В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете

правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме

урока. Глухой – ф, звонкий -… Предпоследняя буква в слове "ветер”. Стоит

за буквой Р. Суффикс в слове "речной”. Первая буква алфавита. Ответ:

ВЕСНА.

Цифровой

диктант.

Упражнение

используется

на

этапе

проверки

домашнего задания для тренировки внимания и быстроты реакции.

Детям предлагается среагировать на утверждения, которые могут быть

составлены

верно

или

заведомо

неправильно.

Если учащиеся считают, что утверждение правильно, они ставят в тетради 1,

если нет – 0.

Числовой диктант. В любом предмете, почти на каждом уроке есть

понятия,

которые

можно

выразить

в

виде

числа.

Проверяя

степень

усвоения,

учитель

действует

следующим

образом:

называет понятия опосредованно, через число и предлагает совершить

действие

между

полученными

числами.

Пример:

К числу букв в слове "молоко” прибавьте номер склонения этого же

существительного (6+2=8).

Число сторон в треугольнике умножьте на количество углов в квадрате.

Номер буквы "Е” в алфавите разделите на число месяцев во времени года.

Буквенный диктант. Ученики не отвечают вслух на вопрос, а молча

записывают в тетрадь первую букву ответа. При правильном выполнении

задания у детей получается какое-либо слово. (С этим словом можно потом

поработать:

дать

ему

определение,

составить

предложение…).

Как

называется часть суток после ночи? (утро – У) Часть речи, обозначающая

действие предмета? (глагол – Г)

Ребусы, анаграммы. Тренировка быстроты реакции, сообразительности,

внимания на этапе изучения нового материала.

Ребусы

Этот вид задания является подготовительным к решению логически-

поисковых задач, если в слове присутствуют такие его части, как В, ПОД,

НА, НАД, числа и т. д., то можно научить детей подбирать варианты их

чтения и разгадывания: У ШКА (подушка) 100Л (стол)

Анаграммы

Как можно быстрее поменяйте буквы в слове местами и получите…

Пример: ЛГУО – угол, РЗОЕО – озеро, ОРУК – урок.

Развиваем логику

По определению назови слово: - хрустящий, зелёный,

пупырчатый; -

маленькая, пугливая, компьютерная; - интересная, толстая, библиотечная.

Придумай два аналогичных примера.

Найди соответствие. Вставьте в текст прилагательные: После ____, __

зимы с её ____ ненастьем, наконец – то, наступила ____,____весна.

______стаи ____ воробышков с _____чириканьем наслаждались _____

погодой.

Закодированное слово. Кроме быстроты реакции тренирует произвольное

внимание. Обозначим следующие буквы цифрами: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 А Б В К

М Н О Л Д Т

Какие слова кроются под номерами: 47561101

Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении

словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше

запоминаются.

Кто

быстрее.

Этот

блок

заданий,

вызывающий

дух

здоровой

соревновательности,

очень

хорошо

помогает

отработать

автоматизм

необходимых умений и навыков.

Выбери из слов лишь те, которые относятся к именам прилагательным:

красота, красивый, краска, красный, красить… Составьте как можно больше

слов по конструкции: с- - о (село, сено, сало…)

Составьте ряд слов, в котором обозначена лишь первая и последняя буквы, а

их число не имеет значения: с…г…а…з…т… ( снег, - гора – алмаз – зима).

Работа, направленная на развитие творческих способностей школьников,

решение

системы

познавательных

задач

путём

целенаправленного

включения учащихся на всех этапах урока в продуктивный, творческий

учебный диалог, обучение на основе принципов, методов и других средств

развивающего обучения, использование достижений психологии, внимание к

проблемно-поисковым и творческим задачам, значительно повышает уровень

творческих способностей учащихся.

В

деле

воспитания,

творчество

обычно

связывается

с

понятиями

«способности», «интеллект», «развитие» (разностороннее, всестороннее),

«личность», «одаренность». К творчеству наиболее подготовлены те дети, у

которых ускоренное умственное развитие: интересы, наблюдательность,

речь, сообразительность, возможности оригинальных решений; у многих

детей - ранняя специализация интересов, интеллекта и эмоциональной

сферы; способности к математике, шахматам, музыке, изобразительной

деятельности;

активность,

инициативность,

обычно

способность

к

лидерству, настойчивость в работе или учебе, умение достигать цели.

Творческая деятельность наиболее присуща тем детям, которые достигают

ускоренного развития в самых разнообразных областях: нравственной,

умственной, физической.

Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего,

гармонического развития личности школьника.

Указанные предпосылки творческой деятельности младших школьников

формируют такие средства обучения родному языку как сказки и загадки;

уроки чтения, заслуживающие названия уроков искусства; языковые игры и

различные олимпиады, конкурсы, викторины; выступления учащихся на

утренниках , на уроках – доклады, сообщения по литературному чтению,

музыкальному искусству.

На уроках литературного чтения исполнительская деятельность возвышается

до подлинного творчества:

это особый вид чтения – чтение сопереживание героям, полное погружение в

мир героев книг (эмоционально-творческий), отсюда вытекает выразительное

чтение, драматизация, иллюстрирование прочитанного;

часто учащиеся изменяют сюжет рассказа или сказки, вводят новые эпизоды

или переставляют их (логический)

составление плана, моделирование сюжета, творческий пересказ с введением

сюжетных изменений, новых героев, а также иллюстрирование.

Много внимания я уделяю самостоятельной работе на уроках.

Учащиеся сами ищут способ деятельности, самостоятельно ориентируясь в

данных ситуациях.

Включение «конфликтных» слов в задание повышает внимание учащихся,

отучает от шаблона в мышлении, ставит их в условия постоянной готовности

к поиску новых способов решения.

На своих уроках я создаю благоприятные условия для всестороннего

развития индивидуальных способностей учащихся и воспитания творческой

личности.

Это

способствует

развитию

у

детей

абстрактного

мышления,

пространственного воображения, произвольного внимания, речи.

Это

побуждает

детей

к

активности,

самостоятельности,

воспитывает

взаимовыручку, уважительное отношение друг другу.

Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи

тактичного, все понимающего учителя.

Развиваю творческие способности детей не только на уроке, но и при

подготовке и проведении классных часов, внеклассных мероприятий.



В раздел образования