Автор: Довгалёва Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №11"
Населённый пункт: Петропавловск-Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей в начальной школе
Раздел: начальное образование
Развитие творческих способностей учащихся
Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка.
Стремление к творчеству присуще всем людям и задача учителя – развивать
творческие силы в маленьком человеке.
Творчество требует от личности высокой компетентности в той области, в
которой она хочет творить. А.С.Макаренко подчеркивал, что развитие
творческих возможностей личности – это всегда трудно, так как творчество
связано с напряжением всех сил человека, с преодолением лености мысли, с
проявлением самостоятельности личности, с поиском нового.
Российские психологи Выготский, Эльконин, Давыдов пришли к выводу,
что ведущей деятельностью является «межличностное общение» учащихся,
«общественно значимая для ребенка деятельность».
Именно в этом возрасте у школьников появляется стремление к общению с
товарищами вне класса, к участию во всех происходящих в школе событиях,
тяга к поиску, исследованию, к самореализации.
Опираясь на современные достижения педагогики, мы должны использовать
все
многообразие
приемов
и
методов
обучения.
Научить свободно ориентироваться
в огромном
потоке
информации,
которую
сегодня
получают
современные
ученики.
Научить выделить главное, можно последовательно излагать свои мысли, то
есть сформировать такие умения, которые позволили бы школьникам
пополнять знания в порядке самообразования в последующей трудовой
деятельности.
Эффективным будет считаться лишь то обучение, которое ведёт за собой
развитие.
Развивающим будет лишь то обучение, в котором дидактические воздействия
обеспечивают
развитие
как
познавательных
возможностей
учащихся,
благодаря чему они оказываются в состоянии овладеть знаниями, умениями
и навыками на адекватно их способностям уровне, так и творческих
способностей.
Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь
каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления
личности каждого ученика. Практический опыт школы убеждает, что как
общее развитие ученика, так и развитие его творческих способностей, может
идти в процессе учебной деятельности.
При решении проблемы развития творческих способностей учащихся
предполагается
учёт
и
введение
в
обиход
системы
специальных
развивающих
средств.
Важная
роль
в
этом
процессе
отводится
использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление
явлений и формулировку целей, что вытекает из необходимости познания и
преобразования действительности, и использованию технологий игровых
форм обучения в урочной деятельности.
Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в
нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся,
побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на
высоком уровне, являются инструментом для выявления результатов учения.
От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и
навыков и уровень развития способностей ребёнка.
В процессе обучения в школе необходимо включать интегрированные
задачи, которые синтезируют информацию из различных областей знания, т.
к. отсутствует система познавательных задач, направленных на "обучение”
творчеству в каждом отдельно взятом учебном предмете. Очень важным
периодом в развитии и становлении личности является начальный период
обучения. Именно этот возраст наиболее поддаётся воспитанию и развитию
творческих способностей ребёнка. Благодарный детский возраст наиболее
открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте
окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения
необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся, создать
ситуацию заинтересованности.
Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных
задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее
обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают
правила и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения
знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так
и в изменённые условия.
Творческие способности проявляются в решении творческих задач, но
оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих
способностей
школьников,
выступает
планомерное,
целенаправленное
предъявление
их
в
системе,
отвечающей
следующим
требованиям:
-
познавательные
задачи
должны
строиться
преимущественно
на
междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию
психических свойств личности; - задачи должны подбираться с учётом
рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных,
направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым;
- система познавательных задач должна вести к формированию следующих
важнейших характеристик творческих способностей: беглость мышления,
гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и
разрабатывать гипотезы.
Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить
самостоятельное
мышление,
воображение,
речь,
поможет
установить
доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволит
ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и
самокритичность,
свободно
выражать
своё
мнение.
В
своей
работе
использую систему познавательных задач, позволяющую целенаправленно
осуществлять работу по развитию творческих способностей детей.
Составь слово. Упражнение используется на этапе объявления темы урока с
целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на
изучение новой темы.
В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете
правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме
урока. Глухой – ф, звонкий -… Предпоследняя буква в слове "ветер”. Стоит
за буквой Р. Суффикс в слове "речной”. Первая буква алфавита. Ответ:
ВЕСНА.
Цифровой
диктант.
Упражнение
используется
на
этапе
проверки
домашнего задания для тренировки внимания и быстроты реакции.
Детям предлагается среагировать на утверждения, которые могут быть
составлены
верно
или
заведомо
неправильно.
Если учащиеся считают, что утверждение правильно, они ставят в тетради 1,
если нет – 0.
Числовой диктант. В любом предмете, почти на каждом уроке есть
понятия,
которые
можно
выразить
в
виде
числа.
Проверяя
степень
усвоения,
учитель
действует
следующим
образом:
называет понятия опосредованно, через число и предлагает совершить
действие
между
полученными
числами.
Пример:
К числу букв в слове "молоко” прибавьте номер склонения этого же
существительного (6+2=8).
Число сторон в треугольнике умножьте на количество углов в квадрате.
Номер буквы "Е” в алфавите разделите на число месяцев во времени года.
Буквенный диктант. Ученики не отвечают вслух на вопрос, а молча
записывают в тетрадь первую букву ответа. При правильном выполнении
задания у детей получается какое-либо слово. (С этим словом можно потом
поработать:
дать
ему
определение,
составить
предложение…).
Как
называется часть суток после ночи? (утро – У) Часть речи, обозначающая
действие предмета? (глагол – Г)
Ребусы, анаграммы. Тренировка быстроты реакции, сообразительности,
внимания на этапе изучения нового материала.
Ребусы
Этот вид задания является подготовительным к решению логически-
поисковых задач, если в слове присутствуют такие его части, как В, ПОД,
НА, НАД, числа и т. д., то можно научить детей подбирать варианты их
чтения и разгадывания: У ШКА (подушка) 100Л (стол)
Анаграммы
Как можно быстрее поменяйте буквы в слове местами и получите…
Пример: ЛГУО – угол, РЗОЕО – озеро, ОРУК – урок.
Развиваем логику
По определению назови слово: - хрустящий, зелёный,
пупырчатый; -
маленькая, пугливая, компьютерная; - интересная, толстая, библиотечная.
Придумай два аналогичных примера.
Найди соответствие. Вставьте в текст прилагательные: После ____, __
зимы с её ____ ненастьем, наконец – то, наступила ____,____весна.
______стаи ____ воробышков с _____чириканьем наслаждались _____
погодой.
Закодированное слово. Кроме быстроты реакции тренирует произвольное
внимание. Обозначим следующие буквы цифрами: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 А Б В К
М Н О Л Д Т
Какие слова кроются под номерами: 47561101
Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении
словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше
запоминаются.
Кто
быстрее.
Этот
блок
заданий,
вызывающий
дух
здоровой
соревновательности,
очень
хорошо
помогает
отработать
автоматизм
необходимых умений и навыков.
Выбери из слов лишь те, которые относятся к именам прилагательным:
красота, красивый, краска, красный, красить… Составьте как можно больше
слов по конструкции: с- - о (село, сено, сало…)
Составьте ряд слов, в котором обозначена лишь первая и последняя буквы, а
их число не имеет значения: с…г…а…з…т… ( снег, - гора – алмаз – зима).
Работа, направленная на развитие творческих способностей школьников,
решение
системы
познавательных
задач
путём
целенаправленного
включения учащихся на всех этапах урока в продуктивный, творческий
учебный диалог, обучение на основе принципов, методов и других средств
развивающего обучения, использование достижений психологии, внимание к
проблемно-поисковым и творческим задачам, значительно повышает уровень
творческих способностей учащихся.
В
деле
воспитания,
творчество
обычно
связывается
с
понятиями
«способности», «интеллект», «развитие» (разностороннее, всестороннее),
«личность», «одаренность». К творчеству наиболее подготовлены те дети, у
которых ускоренное умственное развитие: интересы, наблюдательность,
речь, сообразительность, возможности оригинальных решений; у многих
детей - ранняя специализация интересов, интеллекта и эмоциональной
сферы; способности к математике, шахматам, музыке, изобразительной
деятельности;
активность,
инициативность,
обычно
–
способность
к
лидерству, настойчивость в работе или учебе, умение достигать цели.
Творческая деятельность наиболее присуща тем детям, которые достигают
ускоренного развития в самых разнообразных областях: нравственной,
умственной, физической.
Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего,
гармонического развития личности школьника.
Указанные предпосылки творческой деятельности младших школьников
формируют такие средства обучения родному языку как сказки и загадки;
уроки чтения, заслуживающие названия уроков искусства; языковые игры и
различные олимпиады, конкурсы, викторины; выступления учащихся на
утренниках , на уроках – доклады, сообщения по литературному чтению,
музыкальному искусству.
На уроках литературного чтения исполнительская деятельность возвышается
до подлинного творчества:
это особый вид чтения – чтение сопереживание героям, полное погружение в
мир героев книг (эмоционально-творческий), отсюда вытекает выразительное
чтение, драматизация, иллюстрирование прочитанного;
часто учащиеся изменяют сюжет рассказа или сказки, вводят новые эпизоды
или переставляют их (логический)
составление плана, моделирование сюжета, творческий пересказ с введением
сюжетных изменений, новых героев, а также иллюстрирование.
Много внимания я уделяю самостоятельной работе на уроках.
Учащиеся сами ищут способ деятельности, самостоятельно ориентируясь в
данных ситуациях.
Включение «конфликтных» слов в задание повышает внимание учащихся,
отучает от шаблона в мышлении, ставит их в условия постоянной готовности
к поиску новых способов решения.
На своих уроках я создаю благоприятные условия для всестороннего
развития индивидуальных способностей учащихся и воспитания творческой
личности.
Это
способствует
развитию
у
детей
абстрактного
мышления,
пространственного воображения, произвольного внимания, речи.
Это
побуждает
детей
к
активности,
самостоятельности,
воспитывает
взаимовыручку, уважительное отношение друг другу.
Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи
тактичного, все понимающего учителя.
Развиваю творческие способности детей не только на уроке, но и при
подготовке и проведении классных часов, внеклассных мероприятий.