Напоминание

Выявление одаренности. Работа с одаренными детьми в ДМШ и ДШИ.


Автор: Душкевич Татьяна Аркадьевна
Должность: преподаватель по фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: Выявление одаренности. Работа с одаренными детьми в ДМШ и ДШИ.
Раздел: дополнительное образование





Назад




ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ.

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДМШ И ДШИ.

Душкевич Татьяна Аркадьевна

преподаватель

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования г.о. Самара «Детская музыкальная школа №4»

Какого ребенка можно считать одаренным? На этот вопрос существуют

различные ответы. Одни исследователи выделяют как признак одаренности

высокие интеллектуальные способности, другие – раннее проявление

познавательной активности и любознательности, третьи – выраженную

критичность мышления, нонконформизм.

Обратимся к зарубежным исследованиям. Сложившийся на Западе

структурный подход определяет следующие ключевые положения:

Одаренность выступает как способность человека к высоким

достижениям в любой социально полезной среде человеческих

стремлений (С. Берт);

Основной признак одаренности – высокий уровень умственной

энергии (Ч. Спирмен);

Диагностика одаренности ребенка не является самоцелью, а

средством обеспечения его особыми условиями ее развития и

психолого-педагогической помощью (С. Парнес).

Талант – только возможность приобретения высокого мастерства.

Насколько понят одаренный ребенок, насколько правильно он владеет

человеческой культурой, настолько из него получится творческий человек,

способный создать что-то новое.

В

целом

одаренные

дети

обладают

преимуществами

по

всем

параметрам

развития.

Более

приспособленные

в

эмоциональном

и

социальном плане они легче учатся и лучше усваивают материал. Период

концентрации у них больше, словарный запас шире, они легче решают

задачи и более способны к абстрактному мышлению. Они сопротивляются

зубрежке, строгой дисциплине, более склонны к соревновательности и

независимости, упорны, более расположены к творчеству и чутки к

настроению окружающих, обладают повышенным чувством юмора и острее

реагируют на несправедливость.

В сферах, отвечающих их одаренности, такие дети не только достигают

уровня, характерного для более старшего возраста, но и сам процесс их

развития, и результаты их деятельности имеют уникальный характер, потому

что талант попадает в цепи, в которые обычные люди попасть не могут. Это

всегда нечто особенное, «не так как у других», это всегда глубоко и

самобытно.

Одаренный ребенок-музыкант отличается от обычных людей своей

необыкновенной музыкальностью. Музыкальность – это неудержимое

стремление выразить свои переживания и впечатления в звуках музыки, что

очень важно. Обычно, говоря о наличии музыкальности у ребенка, мы

одновременно подразумеваем наличие у него и музыкального слуха,

связанного с более или менее тонким различием звуков по высоте. Даже

диагностика музыкальных способностей идет по линии проверки точности

музыкального слуха.

Однако известны случаи, когда слух острый, а эмоциональной

отзывчивости на музыку нет, и об одаренности уже нельзя говорить. Очень

ярко феномен музыкальной одаренности проявляется в музыкальной памяти.

Если говорить о главном показателе музыкальной одаренности, то это –

способность добиваться наивысших показателей за короткий срок и долго

сохранять произведение в памяти, воспроизводя, когда надо, во всем блеске.

Еще нужно сюда добавить огромную заинтересованность во всем, что

происходит в окружающем мире.

Какими

качествами

должен

обладать

учитель,

чтобы

работать

одаренными детьми?

1.

Быть доброжелательным и чутким;

2.

Разбираться

в

особенностях

психологии

одаренных

детей,

чувствовать их потребности и интересы;

3.

Иметь опыт работы с детьми младшего возраста;

4.

Иметь высокий уровень интеллектуального развития;

5.

Иметь широкий круг интересов;

6.

Иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;

7.

Иметь живой и активный характер;

8.

Обладать чувством юмора, но без склонности к сарказму;

9.

Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов;

10.Иметь творческое, возможно нетрадиционное мировоззрение;

11.Обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

12.Иметь собственную Я-концепцию.

Почему так важны эти качества?

Потому, что часто основные проблемы детей проявляются при их

взаимодействии с учителем. Своими вопросами и ответами эти дети нередко

ставят учителей в тупик. Неуверенные в себе, имеющие негативную Я-

концепцию, учителя с трудом терпят (а иногда не хотят терпеть) подобное

поведение, стараются «поставить на место», «срезать» ребенка, что плохо

сказывается

на

его

личностном

и

интеллектуальном

развитии.

А

эмоционально неустойчивые учителя часто переносят свои проблемы на

детей: собственная эмоциональная неустойчивость воспринимается ими как

исключительная невоспитанность детей. Но ведь всем нам хорошо известно,

что если возникают проблемы между учителем и учеником, то причину

прежде всего надо искать в учителе.

Очень важны личностные качества педагога. Ведь нетворческая

личность сформировать творца не может. Личность взрослого – пример для

подражания. А взаимодействие педагога и одаренного ребенка будет

эффективным лишь в том случае, если их совместные действия побуждаются

сходными

мотивами.

Поэтому

нестандартно

мыслящий

педагог,

занимающийся саморазвитием и исследовательской деятельностью, близок

по мотивации к одаренному ребенку, а значит, способен взаимодействовать с

ним.

Вопрос воспитания творческой личности один педагог не решает.

Самый

большой

груз

здесь

ложится

на

родителей.

Особо

хочется

остановиться на этом.

Приходит

момент,

когда

ребенок

начинает

осознавать

свою

уникальность. Важно, чтобы он обладал здоровым самовосприятием и

понимая, что интересы других людей могут быть на ином уровне или в

другой сфере, чем его собственные. Задача родителей в том, чтобы вовремя

найти нужный момент, правильные слова и примеры для ребенка.

Как складывается у человека представление о самом себе? Психологи

утверждают, что этот прогресс представляет собой кристаллизацию того, как

на нас реагируют другие люди. Исследуя окружающий мир, ребенок узнает,

что он может или не может сделать, а окружающие разными путями

показывают ему, насколько эти достижения ценны. И в продолжении всей

жизни человек развивает те модели поведения, которые приносят желаемый

эффект и оставляет те, которые такого эффекта не приносят. Первая оценка

идет от родителей. Например, у ребенка появилось стремление преуспеть.

Где его корень? В родительской реакции на ребенка. Что в поведении

ребенка вызывает родительскую улыбку, одобрительный взгляд? О каких

ребячьих достижениях с гордостью рассказывают по телефону подругам,

бабушкам, дедушкам?

Разумеется, талант не надо игнорировать, просто надо знать меру и не

зачеркивать другие полезные достижения ребенка. Одаренные подростки с

эмоциональными нарушениями почти всегда рассказывают, что родители

никогда не воспринимали их как личность, а видели в них только

способности и достижения. Очень важно, как поощряются в семье

взаимопомощь, терпение, упорство, щедрость души, честность, а ведь эти

свойства не менее ценны, чем выдающиеся умственные способности или

абсолютный слух.

Родительская оценка для ребенка – одновременно и награда и мерило

его самовосприятия и самооценки.

Эрик Эриксон, великий психолог, утверждает, что первые основы

здоровой

личности

закладываются

доверительными

отношениями,

развивающимися в первые два года между ребенком и матерью. Тепло этого

общения говорит ребенку, что мир в целом добр, а окружение безопасно.

Ребенок как бы делает вывод: «Мне рады. Здесь есть для меня место».

То есть, отношения между ребенком и родителями – это самое важное

в воспитании добрых чувств и к нему самому, и ко всему миру.

Родители еще выполняют и охранительную функцию. Одаренным

детям бывает тяжело в обществе. Они не такие, как все, поэтому отвергаются

другими детьми и даже учителями. Родители должны научить детей

воспринимать таких людей терпеливо, не гневаясь и не отчаиваясь, потому

что неспособность выработать терпеливое и дружелюбное отношение к

менее одаренному человеку ведет к разочарованию и желчности. Приятие

окружающих – ценнейшая черта характера.

Из

всего

вышесказанного

видно,

что

приоритет

родителей

в

воспитании личности неоспорим.

Детские воспоминания становятся частью Я-концепции.

У Достоевского есть замечательные строки: «…ничего нет выше, и

сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь

воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского

дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь эдакое

прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое

лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою

в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее

воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить

когда-либо нам во спасение».

Педагоги говорят, что лучший способ для учителя воспитывать

творчество в детях – это самому быть творческой личностью. Формула эта

применима и к родителям. Родители, стремящиеся развить в ребенке

творческие способности, должны дать место творчеству и в собственной

жизни. Компетентный родитель – прежде всего компетентная личность, чье

восприятие новых идей и радость от собственных достижений дает ребенку

прямой и убедительный пример. То есть для ребенка должна быть создана

благоприятная обстановка, способствующая развитию таланта. Если мама

сама много читает, любит поэзию, она, конечно же, будет учить с ребенком

стихи самых выдающихся поэтов о природе, а потом на прогулке они с

ребенком будут наблюдать в природе описанные в стихах явления;

отражающиеся в лужах облака, как у Бунина, сверкающие капельки росы на

траве, или заледенелые березки зимой, как у Есенина.

Вот другой пример: родители ученика увлекаются классической

музыкой, слушают ее дома, и ребенок с раннего детства приучается

воспринимать ее как должное, дышать воздухом своей семьи.

Еще один пример: родители любят путешествовать, ради этого не

жалеют никаких денег. Если вспомнить, что важнейшее качество музыканта

– эмоциональная отзывчивость на музыку, то можно себе представить, как

могут

помочь

родители

ребенку

в

развитии

эмоциональной

сферы,

путешествуя с ним вместе. Эмоциональная отзывчивость – это восторг перед

красотой мира, а восторг вызывают новые впечатления и открытия. А

путешествия – это новая природа, новые памятники культуры, новые встречи

с разными людьми, новые ощущения. Будет это в жизни ребенка или нет –

зависит только от родителей.

Главная цель педагогического процесса – воспитать самостоятельность

в ученике, научить так, чтобы он как можно скорее перестал нуждаться в

своем учителе.

Существует много методов работы с детьми:

1.

Наглядно-иллюстративный – показ на инструменте приемов

игры;

2.

Словесный

метод

разъяснение

закономерностей

искусства;

3.

Художественно-поисковый метод – поиск индивидуального

игрового приема в зависимости от возможностей ученика.

Существует также особый подход к выбору репертуара. Однако все эти

достойные методы и подходы могут работать при одном важнейшем условии

– если учитель пытается развить не только музыкально-исполнительские

способности своего ученика, но и его личность в целом. Для этого

необходимо развивать фантазию поэтическими образами, аналогиями с

явлениями природы и жизни, особенно душевной, эмоциональной жизни,

знакомить с другими искусствами: с поэзией, живописью, архитектурой, а

главное – дать ему почувствовать ответственность музыканта перед другими

людьми. Есть такие мудрые слова: «Человек, который занимается музыкой,

очень отличается от человека, который ею не занимается. И отличие состоит

в том, что когда он играет или поет, то навстречу ему открываются

человеческие сердца, и это большая ответственность, которую надо пронести

через всю жизнь».

Что является главным критерием развития личности? Содержание и

качество деятельности. Одна из основных задач педагога – научить ребенка

работать, воспитать потребность в творческом труде, чтобы основная

мотивация творческого труда лежала не в сфере достижения результата, а в

самом

процессе

творчества.

Дело

в

том,

что

легкость

творческого

достижения, ставшая привычной, на каком-то этапе, начинает откладывать

отпечаток на характер человека. За отсутствием необходимой тренировки

ослабевает

воля

этот

становой

хребет

характера.

Атрофируется

психологическая готовность справляться с трудностями. Привыкнув к

ровным путям в творчестве, ребенок невольно останавливается перед

крутыми подъемами и спусками.

Есть еще одна сторона аспекта. Творческая продукция, рожденная на

свет легко, обесценивается тем быстрее, чем старше становится тот, кто ее

создает. Есть в искусстве незыблемый, универсальный закон, открытый еще

в глубокой древности. Согласно этому закону, произведение искусства

представляет ценность лишь в том случае, если в него вложено много труда

художника. Если преодолено «сопротивление материала». В противном

случае искусства нет. Поэтому педагог должен искать пути наибольшего

сопротивления, ставить высокие цели. В психологическом аспекте это

обстоятельство весьма существенно. Ибо при таких целях динамика

поступательного движения человека всегда сильнее. Чем труднее достижение

поставленной цели, тем больше энергии затрачивается. Чем мельче цель –

слабее ощущается влечение к ней.

Одаренного ребенка учитель обычно готовит к конкурсам. Очень

важно, если учитель воспитывает у ребенка правильное отношение к успехам

и особенно к неудачам. Это вопрос о самооценке ребенка.

Существуют разные типы самооценок.

ПЕРВЫЙ ТИП: ощущение своей исключительности, превосходства над

другими.

Отсюда

рукой

подать

до

откровенного

самолюбования.

Музыкальные произведения, звучащие со сцены, начинают привлекать

внимание

внешней

броскостью,

подчеркнутой

нарядностью

исполнительского убранства.

ВТОРОЙ ТИП: болезненная самокритичность, тягостное неверие в

свои силы, комплекс неполноценности. Это оборотная сторона одной и той

же медали. Так, как и в первом случае и во втором в центре внимания

ребенка – все то же «Я». Только на сей раз не с плюсом, а со знаком минус.

Именно поэтому отношение к своему «Я» особо контрастное, беспокойное.

ТРЕТИЙ ТИП: спокойное, уравновешенное отношение к себе. Чувство

внутреннего достоинства, как в отношении своего творческого «Я», так и

своей работы. Стремление достичь в работе чего-то яркого, незаурядного.

Учитель должен помочь ребенку выработать третий тип самооценки.

Особое внимание нужно уделять самому главному – здоровью детей.

Можно

иметь

выдающиеся

музыкальные

способности

и

прекрасных

учителей, но все эти замечательные качества и преимущества не много стоят,

если у музыканта нет хорошего здоровья.

О количестве занятий: Гофман советовал делать перерыв на пять минут

через каждые полчаса, физиологи – через сорок пять минут, а психологи

говорят, что частый и короткий отдых предпочтительней для музыкантов со

слабой нервной системой. А для детей с сильной нервной системой надо

делать перерывы после полутора – двух часов работы. Гофман считал, что в

общей сумме серьезный пианист должен заниматься семь, восемь часов в

день. Рубинштейн считал, что больше четырех часов заниматься вредно.

Такая затрата сил требует соответствующей физической подготовки.

Существует большое количество оздоровительных систем.

1.

Аэробика.

В наши дни английские исследователи открыли

гормон, названный ими норепинефрин. Этот гормон вырабатывается в

организме человека под воздействием физических упражнений. Главное

свойство этого гормона – в способности устранять депрессию и создавать

ощущение оптимизма и благополучия. После интенсивной физической

нагрузки норепинефрин остается в организме в течение суток.

2.

Так же хорошо заниматься бегом. Американский врач К. Купер

считал одним из важнейших результатов оздоровительного бега не только

физическую, но и психологическую перестройку человека: повышается

самооценка, он делается более уверенным, более общительным, более

открытым.

3.

К

средствам,

повышающим

работоспособность

относят

закаливание, водные процедуры, особенно плавание в бассейне круглый

год. К хорошим средствам, эффективно снимающим усталость и нервное

напряжение

в

процессе

мышечной

релаксации

относят

аутогенную

тренировку.

Конечно за здоровьем одаренных детей нужно хорошо следить.

Обидно, когда талантливый человек сходит с дистанции, потому, что нет сил

работать. Это задача родителей и педагога.

В конце концов, можно считать, что воспитание достигло цели, если

ребенок вырос в личность, которая воздействует на людей независимо от их

воли и, не спрашивая, хотите ли вы этого, начинает – как резцом на мраморе

– вырезать в вашей душе тот образ, который ему слышится. Ваша душа – вот

тот материал, из которого он творит. Он играет на ней куда больше, чем на

клавишах и, опомнившись от наваждения, уйдя с концерта, вы можете

сколько угодно критиковать услышанное, возражать против трактовки

исполнителя, но не сможете забыть ее.

Воспитание одаренной личности должно быть делом всей жизни

родителей и учителя. Ведь талант – дар божий. И каждый, кто с ним

соприкоснется, несет огромную ответственность за его развитие перед всеми

людьми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

«Одаренные дети» – пер. с англ./ Общ. Ред. Г.Д. Бурменской и В.М.

Слуцкого – М., Прогресс, 1991.

2.

Выготский

Л.С. О признаках детской одарённости// Вопросы

психологии - 2003.

3.

Бахтин М.М. Одарённые дети. - М.: Прогресс, 1991.

4.

Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной

игре. М., 1961.



В раздел образования