Напоминание

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности


Автор: Зараева Гузель Гафуановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №133
Населённый пункт: город УФа
Наименование материала: доклад
Тема: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование элементарных математических представлений у

дошкольников в различных видах детской деятельности»

«Каждый дошкольник – маленький исследователь,

с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир».

Задача воспитателей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию,

удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного

педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило

игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном

возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали

учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется

в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной

деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало

этого очень важного для каждого человека периода – дошкольного детства.

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного

образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все

эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике.

Формирование элементарных математических представлений ребенка дошкольного

возраста происходит в неразрывной связи с процессами познания окружающего мира и

сенсорного развития.

Если познавательная деятельность может осуществляться, в том числе и путем

самостоятельного исследования, формирование математических представлений возможно

только при условии целенаправленных занятий взрослых с ребенком.

Для

достижения

положительного

результата

работы

в

данном

направлении

образовательный процесс осуществляется педагогами ДОУ через организацию различных

видов детской деятельности на занятиях и в режимных моментах.

Работа проводится:

в течение дня;

индивидуально или подгруппами по 3 – 5 человек;

кратковременно(5 – 7 мин);

ежедневно – в группе или во время прогулки;

в соответствии с данными обследования, проводимого в начале учебного года

индивидуально по каждому ребенку.

Формирование элементарных математических представлений реализуется как на

занятиях, так и в условиях той деятельности, которая наилучшим образом этому

способствует: экскурсии, ознакомление с литературными произведениями и малыми

фольклорными формами, игры с природным материалом (водой, песком, фасолью и др.),

игровые упражнения с сенсорными эталонами, бытовыми предметами, конструктивные и

дидактические, логические игры, творческие игровые задания и т.д.

1.

Ознакомление с литературными произведениями и малыми фольклорными

формами содействует формированию элементарных математических представлений. Для

занятий с дошкольниками отбираются произведения, способствующие формированию

представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года,

величине и ориентировке в пространстве.

Широкие

возможности

для

формирования

математических

представлений

представляют следующие малые фольклорные формы: пословицы, потешки, прибаутки,

поговорки, скороговорки, считалки, загадки и сказки. Произведения фольклора широко

используются в работе с детьми как прием, побуждающий к приобретению знаний: при

знакомстве с новым материалом(числом, величиной и др.)как прием обостряющий

наблюдательность: при закреплении определенного знания, умения; как занимательный

игровой материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.

Например, количество и счет.

Для того чтобы усвоение чисел и цифр прошло не механически, а осознанно,

необходимо познакомить с ними ребенка сразу после того, как у него будет сформировано

представление о связи числа и количества. Можно предложить дошкольнику положить на

стол, например, кубик и спросить: «Сколько кубиков на столе?» Количество предметов

обозначается знаком. Этот знак называется «цифра». Цифра «один» обозначает

количество предметов – один кубик.

!

Для закрепления названий чисел и порядка их следования в натуральном ряду полезно

познакомить детей со следующим стихотворением:

«Считать умею» З.Нури

Мне целый день считать не лень:

Спешу скорее встать,

Потом ищу я целый день –

Чего бы сосчитать?

Корова во дворе одна,

А овечек – две,

Три котенка у окна,

Четвертый на траве.

Девочки идут гулять –

Две и три, а вместе – пять.

Десять нам яиц снесла

Курица рябая…

Считать я больше не смогла –

Устала я, считая.

Чтобы так не уставать,

Надо больше чисел знать.

Я все числа изучу –

В школу я скорей хочу

Большие возможности для закрепления нумерации чисел, порядкового и

количественного счета имеют считалки – короткие рифмованные стихи, применяемые

детьми не только для определения ведущего или распределения ролей в игре, но и

способствующие развитию количественных представлений.

Раз — волнушка, два — волнушка,

По грибы пошла старушка.

Целый день в лесу ходила

И волнушкам говорила:

Раз — волнушка, два — волнушка,

Ждёт вас новая кадушка. —

Начинаем новый кон,

А поганка, выйди вон!

Для отдыха детей во время занятий проводятся физкультминутки. Их содержание

позволит закрепить количественный счет.

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть который час.

Раз-два-три-четыре,

Мыши дёрнули за гири.

Тут раздался страшный звон —

Разбежались мыши вон.

Дети очень любят играть с пальчиками своих рук. Эти игры проводятся с помощью

потешек, песенок и стихов и помогают усвоению порядкового и количественного счета.

Кошка

Раз, два, три, четыре!

(скользящие удары ладонями друг о друга)

В нашем доме кошки жили

(поочередно выдвигают вперед то одну руку, то другую)

Кошки с мячиком играли,

(соединяют пальцы рук)

Кошки молоко лакали,

(подносят ладошки «блюдца» к лицу и языком имитируют лакание)

Кошки коготки точили,

(легко царапают колени)

Мышек сереньких ловили.

(хлопок ладошками)

В процессе изучения нумерации чисел также следует широко использовать

скороговорки. Их можно разучивать как на занятии по математике, так и в свободное

время. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова

и обороты речи, связанные с числами. Соревновательное и игровое начало, очевидно, и

привлекательно для детей. Так при знакомстве с числами первого десятка полезно

использовать следующие скороговорки:

Три сороки – три трещотки

Потеряли по три щетки:

Три – сегодня, три – вчера,

Три – ещё позавчера.

Для формирования математических представлений на занятиях по математике и в

режимных моментах полезно использовать пословицы и поговорки:

ПОСЛОВИЦЫ С ЦИФРОЙ 1

Один про Фому, другой про Ерёму.

Один рубит, а другой в дудку трубит.

Одно сегодня лучше двух завтра.

Один блин и то пополам ломай.

Один ум хорошо, а два – лучше.

Один гусь травы не вытопчет.

Один вор – всему миру разорение.

Одно зерно горсть даёт.

Одна голова хорошо, а две лучше

.

Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию

мышления, сообразительности, наблюдательности и воображения ребенка, что является

основой для формирования у него элементарных математических представлений. Загадки

помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, проникнуться

красотой давно знакомых повседневных предметов и явлений.

В загадках математического содержания предмет анализируется с различных точек

зрения: количественной, пространственной и временной, в них подмечаются простейшие

математические отношения, что позволяет представить их более рельефно.

Во-первых,

загадка

может

являться

исходным

материалом

для

знакомства

с

некоторыми математическими понятиями(числом, отношением, величиной и т.д.)

На горе-горушке

Стоят две старушки,

Если охнут,

Люди глохнут. (Пушки)

Эту загадку можно использовать для знакомства с цифрой 3. Во-вторых, этаже загадка

может быть использована для закрепления, конкретизации знаний детей о числах,

величинах и отношениях. Можно также предложить дошкольникам вспомнить различные

загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.

Особый интерес у детей вызывают арифметические задачи, представленные в виде

стихов, сказок, маленьких историй, веселых рассказов. Слушая условия такой задачи, дети

должны быть очень внимательными, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы

и сообразить, что конкретно требуется им найти.

Огромную радость доставляют детям задачи в стихах. Начинать лучше всего с более

простых стихов, которые по мере освоения материала можно постепенно усложнять.

1.” Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал –

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди,

Сколько мишек впереди?

2.” Карандаш один у Миши,

Карандаш один у Гриши.

Сколько же карандашей У обоих малышей?

3.” На поляне у дубка

Еж увидел два грибка.

А подальше, у осин

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов,

Сколько еж нашел грибов?

«Величина» и «ориентировка во времени» При ознакомлении с такими величинами,

как длина, высота, масса, можно предложить детям загадки:

Кто становится выше, когда садится? (Собака)

Сама короткая, а хвост длинен. (Иголка с ниткой)

Что становится легче, когда его надувают? (Воздушный шар)

У кого рога длиннее хвоста? (У козы)

Детям очень важно уже в дошкольном возрасте научиться самим ориентироваться во

времени, правильно обозначая в речи временные отрезки; чувствовать его длительность

для регулирования и планирования своей деятельности; менять темп и ритм своих

действий в зависимости от временного интервала. Для образного представления данных

временных отношений полезно использовать малые фольклорные формы: пословицы,

поговорки, скороговорки, связанные с частями суток, календарем.

Знакомство детей с неделей как единицей измерения времени и названиями дней

недели вызывает у них не только интерес, но и некоторые трудности: дети путаются в

последовательности дней недели, они могут вторнику дать название четверг, а пятницу

назвать

субботой.

Поэтому

целесообразно

сначала

предложить

им

послушать

стихотворение Ю. Мориц

Вот неделька, в ней семь дней.

Поскорей знакомься с ней.

Первый день по всем неделькам

Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.

ВТОРНИК — это день второй,

Он стоит перед средой.

Серединочка СРЕДА

Третьим днем всегда была.

А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,

Шапку носит набекрень.

Пятый – ПЯТНИЦА — сестрица,

Очень модная девица.

А в СУББОТУ, день шестой

Отдыхаем всей гурьбой

И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,

Назначаем днем веселья.

Данное стихотворение также показывает связь между названиями дней неделе и

порядком их следования. Для запоминания дней недели также можно использовать стихи,

считалки и физкультминутки, например:

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

При ознакомлении дошкольников с календарем закрепляются и углубляются

представления о сутках, а также осуществляется работа над такими понятиями, как

времена года, название и последовательность месяцев в году, дней в неделе:

Стоит дуб.

На дубу двенадцать гнёзд,

В каждом гнезде по четыре синицы.

У каждой синицы по четырнадцать яиц -

Семь беленьких и семь чёрненьких. (Год, месяц, недели, дни и ночи)

«Геометрические

фигуры»

и

«Ориентировка

в

пространстве» В

процессе

формирования у детей пространственных представлений полезно также использовать

малые фольклорные формы, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, которые могут

содержать пространственную терминологию.

2.

Игры на математическое развитие дошкольников

Игры с природным материалом и бытовыми предметами.

Игры с природным материалом (песок, вода, крупа, фасоль, горох, орехи и др.)

позволяют развивать представление детей о непрерывном количестве, об объёме и тому

подобное. В ходе образовательной деятельности дошкольникам можно предложить

следующие игры: “Следы на песке”, “Наполни (песком, орехами, горохом и т.п.) большой,

маленький стаканы”, “Печем куличики".

Игры с песком и другими сыпучим материалом могут различаться приёмами

выполнения игровых действий: по подражанию и образцу, самостоятельные действия

детей в соответствии с собственным замыслом и др.

Основная цель проведения игр с песком - формирование у детей представлений об

особенностях сухого и влажного песка, об изменчивости его формы в зависимости от

емкости, в которую он насыпается или накладывается: сухой песок не сохраняет форму,

его объем можно измерить с помощью какого либо сосуда; его можно пересыпать совком,

руками; влажный песок может сохранять форму того предмета, в который он помещён и

после того, как он будут из него извлечен. Во время проведения занятий дошкольникам

предлагается моделировать условия для решения различных проблемных ситуаций,

требующих определенного уровня сформированности представлений о форме,

количестве, величине и пространстве.

Помимо игр с песком можно использовать игры с водой, крупой, орехами, горохом,

фасолью и т.п., с применением различных емкостей (баночки, сосуды, миски и др.). В

процессе подобной игровой деятельности у дошкольников формируются представления

об объеме воды, сыпучего материала, о сохранении количества не зависело от формы и

объема емкости и др. Для этого детей учат пользоваться различными условными мерками.

В процессе формирования математических представлений следует использовать

игровые упражнения с бытовыми предметами, которые способствуют формирования

элементарных представлений. В качестве бытовых предметов могут применятся

пластиковые контейнеры с крышками, пластиковые бутылки различного размера, пробки

от них, прищепки, нетолстая бельевая веревка, а также пуговицы.

Использование логических, конструктивных игр и моделирования

Данные игры можно использовать как для учебных целей (формирование у детей

количественных представлений, представлений о геометрических фигурах и др.), так и

для обучения детей планированию и контролю собственных действий, умению

предвидеть результаты действий.

3.

Организация экскурсий математической направленности

Цель организации экскурсии математической направленности:

Ознакомление детей с трехмерным пространством окружающего мира (формой и

величиной реальных объектов);

Количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном

пространстве помещений, на участке ДОУ и за его территорией, т.е. в окружающем

ребенка пространстве;

С временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих той

или иной части суток, времени года, и т.п.

Во время экскурсии дети также могут знакомится с деятельностью людей,

включающей элементы математического содержания в естественных условиях: покупка

товаров в магазине (количественные представления), взрослые идут на работу, а

школьники в школу (временные представления), пешеходы переходят дорогу

(пространственные представления и алгоритмическая деятельность), строители возводят

дома, используя разные по высоте подъемные краны (представление о величине), и т.п. В

ходе экскурсий обращают внимание детей на особенности жизни людей, животных и

растений в разное время суток и года.

Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование навыков наблюдения

и наблюдательности как таковой; сенсорных способностей (умение видеть разнообразные

признаки объектов: пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры,

количество объектов и пр.); мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравнения,

обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени

сложности и др.); воображения и творческих способностей.



В раздел образования