Автор: Зараева Гузель Гафуановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №133
Населённый пункт: город УФа
Наименование материала: доклад
Тема: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности
Раздел: дошкольное образование
Формирование элементарных математических представлений у
дошкольников в различных видах детской деятельности»
«Каждый дошкольник – маленький исследователь,
с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир».
Задача воспитателей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию,
удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного
педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило
игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном
возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали
учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется
в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной
деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало
этого очень важного для каждого человека периода – дошкольного детства.
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного
образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все
эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике.
Формирование элементарных математических представлений ребенка дошкольного
возраста происходит в неразрывной связи с процессами познания окружающего мира и
сенсорного развития.
Если познавательная деятельность может осуществляться, в том числе и путем
самостоятельного исследования, формирование математических представлений возможно
только при условии целенаправленных занятий взрослых с ребенком.
Для
достижения
положительного
результата
работы
в
данном
направлении
образовательный процесс осуществляется педагогами ДОУ через организацию различных
видов детской деятельности на занятиях и в режимных моментах.
Работа проводится:
в течение дня;
индивидуально или подгруппами по 3 – 5 человек;
кратковременно(5 – 7 мин);
ежедневно – в группе или во время прогулки;
в соответствии с данными обследования, проводимого в начале учебного года
индивидуально по каждому ребенку.
Формирование элементарных математических представлений реализуется как на
занятиях, так и в условиях той деятельности, которая наилучшим образом этому
способствует: экскурсии, ознакомление с литературными произведениями и малыми
фольклорными формами, игры с природным материалом (водой, песком, фасолью и др.),
игровые упражнения с сенсорными эталонами, бытовыми предметами, конструктивные и
дидактические, логические игры, творческие игровые задания и т.д.
1.
Ознакомление с литературными произведениями и малыми фольклорными
формами содействует формированию элементарных математических представлений. Для
занятий с дошкольниками отбираются произведения, способствующие формированию
представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года,
величине и ориентировке в пространстве.
Широкие
возможности
для
формирования
математических
представлений
представляют следующие малые фольклорные формы: пословицы, потешки, прибаутки,
поговорки, скороговорки, считалки, загадки и сказки. Произведения фольклора широко
используются в работе с детьми как прием, побуждающий к приобретению знаний: при
знакомстве с новым материалом(числом, величиной и др.)как прием обостряющий
наблюдательность: при закреплении определенного знания, умения; как занимательный
игровой материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.
Например, количество и счет.
Для того чтобы усвоение чисел и цифр прошло не механически, а осознанно,
необходимо познакомить с ними ребенка сразу после того, как у него будет сформировано
представление о связи числа и количества. Можно предложить дошкольнику положить на
стол, например, кубик и спросить: «Сколько кубиков на столе?» Количество предметов
обозначается знаком. Этот знак называется «цифра». Цифра «один» обозначает
количество предметов – один кубик.
!
Для закрепления названий чисел и порядка их следования в натуральном ряду полезно
познакомить детей со следующим стихотворением:
«Считать умею» З.Нури
Мне целый день считать не лень:
Спешу скорее встать,
Потом ищу я целый день –
Чего бы сосчитать?
Корова во дворе одна,
А овечек – две,
Три котенка у окна,
Четвертый на траве.
Девочки идут гулять –
Две и три, а вместе – пять.
Десять нам яиц снесла
Курица рябая…
Считать я больше не смогла –
Устала я, считая.
Чтобы так не уставать,
Надо больше чисел знать.
Я все числа изучу –
В школу я скорей хочу
Большие возможности для закрепления нумерации чисел, порядкового и
количественного счета имеют считалки – короткие рифмованные стихи, применяемые
детьми не только для определения ведущего или распределения ролей в игре, но и
способствующие развитию количественных представлений.
Раз — волнушка, два — волнушка,
По грибы пошла старушка.
Целый день в лесу ходила
И волнушкам говорила:
Раз — волнушка, два — волнушка,
Ждёт вас новая кадушка. —
Начинаем новый кон,
А поганка, выйди вон!
Для отдыха детей во время занятий проводятся физкультминутки. Их содержание
позволит закрепить количественный счет.
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз-два-три-четыре,
Мыши дёрнули за гири.
Тут раздался страшный звон —
Разбежались мыши вон.
Дети очень любят играть с пальчиками своих рук. Эти игры проводятся с помощью
потешек, песенок и стихов и помогают усвоению порядкового и количественного счета.
Кошка
Раз, два, три, четыре!
(скользящие удары ладонями друг о друга)
В нашем доме кошки жили
(поочередно выдвигают вперед то одну руку, то другую)
Кошки с мячиком играли,
(соединяют пальцы рук)
Кошки молоко лакали,
(подносят ладошки «блюдца» к лицу и языком имитируют лакание)
Кошки коготки точили,
(легко царапают колени)
Мышек сереньких ловили.
(хлопок ладошками)
В процессе изучения нумерации чисел также следует широко использовать
скороговорки. Их можно разучивать как на занятии по математике, так и в свободное
время. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова
и обороты речи, связанные с числами. Соревновательное и игровое начало, очевидно, и
привлекательно для детей. Так при знакомстве с числами первого десятка полезно
использовать следующие скороговорки:
Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня, три – вчера,
Три – ещё позавчера.
Для формирования математических представлений на занятиях по математике и в
режимных моментах полезно использовать пословицы и поговорки:
ПОСЛОВИЦЫ С ЦИФРОЙ 1
Один про Фому, другой про Ерёму.
Один рубит, а другой в дудку трубит.
Одно сегодня лучше двух завтра.
Один блин и то пополам ломай.
Один ум хорошо, а два – лучше.
Один гусь травы не вытопчет.
Один вор – всему миру разорение.
Одно зерно горсть даёт.
Одна голова хорошо, а две лучше
.
Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию
мышления, сообразительности, наблюдательности и воображения ребенка, что является
основой для формирования у него элементарных математических представлений. Загадки
помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, проникнуться
красотой давно знакомых повседневных предметов и явлений.
В загадках математического содержания предмет анализируется с различных точек
зрения: количественной, пространственной и временной, в них подмечаются простейшие
математические отношения, что позволяет представить их более рельефно.
Во-первых,
загадка
может
являться
исходным
материалом
для
знакомства
с
некоторыми математическими понятиями(числом, отношением, величиной и т.д.)
На горе-горушке
Стоят две старушки,
Если охнут,
Люди глохнут. (Пушки)
Эту загадку можно использовать для знакомства с цифрой 3. Во-вторых, этаже загадка
может быть использована для закрепления, конкретизации знаний детей о числах,
величинах и отношениях. Можно также предложить дошкольникам вспомнить различные
загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.
Особый интерес у детей вызывают арифметические задачи, представленные в виде
стихов, сказок, маленьких историй, веселых рассказов. Слушая условия такой задачи, дети
должны быть очень внимательными, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы
и сообразить, что конкретно требуется им найти.
Огромную радость доставляют детям задачи в стихах. Начинать лучше всего с более
простых стихов, которые по мере освоения материала можно постепенно усложнять.
1.” Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал –
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди?
2.” Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей У обоих малышей?
3.” На поляне у дубка
Еж увидел два грибка.
А подальше, у осин
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько еж нашел грибов?
«Величина» и «ориентировка во времени» При ознакомлении с такими величинами,
как длина, высота, масса, можно предложить детям загадки:
Кто становится выше, когда садится? (Собака)
Сама короткая, а хвост длинен. (Иголка с ниткой)
Что становится легче, когда его надувают? (Воздушный шар)
У кого рога длиннее хвоста? (У козы)
Детям очень важно уже в дошкольном возрасте научиться самим ориентироваться во
времени, правильно обозначая в речи временные отрезки; чувствовать его длительность
для регулирования и планирования своей деятельности; менять темп и ритм своих
действий в зависимости от временного интервала. Для образного представления данных
временных отношений полезно использовать малые фольклорные формы: пословицы,
поговорки, скороговорки, связанные с частями суток, календарем.
Знакомство детей с неделей как единицей измерения времени и названиями дней
недели вызывает у них не только интерес, но и некоторые трудности: дети путаются в
последовательности дней недели, они могут вторнику дать название четверг, а пятницу
назвать
субботой.
Поэтому
целесообразно
сначала
предложить
им
послушать
стихотворение Ю. Мориц
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК — это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА — сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днем веселья.
Данное стихотворение также показывает связь между названиями дней неделе и
порядком их следования. Для запоминания дней недели также можно использовать стихи,
считалки и физкультминутки, например:
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
При ознакомлении дошкольников с календарем закрепляются и углубляются
представления о сутках, а также осуществляется работа над такими понятиями, как
времена года, название и последовательность месяцев в году, дней в неделе:
Стоит дуб.
На дубу двенадцать гнёзд,
В каждом гнезде по четыре синицы.
У каждой синицы по четырнадцать яиц -
Семь беленьких и семь чёрненьких. (Год, месяц, недели, дни и ночи)
«Геометрические
фигуры»
и
«Ориентировка
в
пространстве» В
процессе
формирования у детей пространственных представлений полезно также использовать
малые фольклорные формы, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, которые могут
содержать пространственную терминологию.
2.
Игры на математическое развитие дошкольников
Игры с природным материалом и бытовыми предметами.
Игры с природным материалом (песок, вода, крупа, фасоль, горох, орехи и др.)
позволяют развивать представление детей о непрерывном количестве, об объёме и тому
подобное. В ходе образовательной деятельности дошкольникам можно предложить
следующие игры: “Следы на песке”, “Наполни (песком, орехами, горохом и т.п.) большой,
маленький стаканы”, “Печем куличики".
Игры с песком и другими сыпучим материалом могут различаться приёмами
выполнения игровых действий: по подражанию и образцу, самостоятельные действия
детей в соответствии с собственным замыслом и др.
Основная цель проведения игр с песком - формирование у детей представлений об
особенностях сухого и влажного песка, об изменчивости его формы в зависимости от
емкости, в которую он насыпается или накладывается: сухой песок не сохраняет форму,
его объем можно измерить с помощью какого либо сосуда; его можно пересыпать совком,
руками; влажный песок может сохранять форму того предмета, в который он помещён и
после того, как он будут из него извлечен. Во время проведения занятий дошкольникам
предлагается моделировать условия для решения различных проблемных ситуаций,
требующих определенного уровня сформированности представлений о форме,
количестве, величине и пространстве.
Помимо игр с песком можно использовать игры с водой, крупой, орехами, горохом,
фасолью и т.п., с применением различных емкостей (баночки, сосуды, миски и др.). В
процессе подобной игровой деятельности у дошкольников формируются представления
об объеме воды, сыпучего материала, о сохранении количества не зависело от формы и
объема емкости и др. Для этого детей учат пользоваться различными условными мерками.
В процессе формирования математических представлений следует использовать
игровые упражнения с бытовыми предметами, которые способствуют формирования
элементарных представлений. В качестве бытовых предметов могут применятся
пластиковые контейнеры с крышками, пластиковые бутылки различного размера, пробки
от них, прищепки, нетолстая бельевая веревка, а также пуговицы.
Использование логических, конструктивных игр и моделирования
Данные игры можно использовать как для учебных целей (формирование у детей
количественных представлений, представлений о геометрических фигурах и др.), так и
для обучения детей планированию и контролю собственных действий, умению
предвидеть результаты действий.
3.
Организация экскурсий математической направленности
Цель организации экскурсии математической направленности:
Ознакомление детей с трехмерным пространством окружающего мира (формой и
величиной реальных объектов);
Количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном
пространстве помещений, на участке ДОУ и за его территорией, т.е. в окружающем
ребенка пространстве;
С временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих той
или иной части суток, времени года, и т.п.
Во время экскурсии дети также могут знакомится с деятельностью людей,
включающей элементы математического содержания в естественных условиях: покупка
товаров в магазине (количественные представления), взрослые идут на работу, а
школьники в школу (временные представления), пешеходы переходят дорогу
(пространственные представления и алгоритмическая деятельность), строители возводят
дома, используя разные по высоте подъемные краны (представление о величине), и т.п. В
ходе экскурсий обращают внимание детей на особенности жизни людей, животных и
растений в разное время суток и года.
Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование навыков наблюдения
и наблюдательности как таковой; сенсорных способностей (умение видеть разнообразные
признаки объектов: пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры,
количество объектов и пр.); мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени
сложности и др.); воображения и творческих способностей.