Напоминание

Слагаемые здоровьесберегающей среды


Автор: Неуймина Оксана Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ 90 Санкт-Петербург
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Слагаемые здоровьесберегающей среды
Раздел: начальное образование





Назад




СЛАГАЕМЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ

О.Г.Неуймина О.Г.

Учитель

начальных

классов,

Государственного

бюджетного

общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 90

Выборгского района, г. Санкт-Петербург

Предлагаю

вашему

вниманию

рассмотрение

вопроса

о

слагаемых

здоровьесберегающей среды. Понятие самой среды и ее составляющих.

Здоровьесберегающая среда. Этот термин появился в российской школе

уже более 10 лет назад. Им активно пользуются, когда говорят о качественном

процессе школьного обучения.

Что же он обозначает?

Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая

ребенка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда

пребывания

и

благоприятный

режим

организации

жизнедеятельности

учащихся.

Учитывая, что среднестатистический учащийся проводит в стенах школы

более шести часов, а рабочий день взрослого человека составляет около восьми

часов, то есть ребёнок проводит в стенах школы две трети от рабочего времени

родителя, можно смело утверждать, что школа имеет довольно сильное влияние

на его развитие, на здоровье.

Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников:

ограниченность

двигательной

активности

обучающихся

(гиподинамия);

увеличение объема учебных нагрузок на обучающегося, ведущая к

переутомлению, стрессам;

распространенность новых видов зависимостей (компьютерная,

интернет, игровая и др.), отрицательно сказывающихся на здоровье

обучающихся;

Действительно, уроки длятся в среднем сорок пять минут, со звонком

учащихся приходит за парту и возможность встать и размяться есть только на

физкультминутке, при её проведении. В школах не принято разрешать

учащимся свободно передвигаться по классу во время урока.

Множество школьных предметов и соответственно множество заданий по

этим же предметам удерживают учащегося за столом и после уроков. Если

ребёнок старается выучить предмет или, наоборот, ему сложно освоить тему,

он вынужден, к сожалению, часами быть скованным, сосредоточенным.

После уроков, после выполнения домашнего задания, ребёнок хотел бы и

отдохнуть, но в понятиях современных детей это означает поиграть на

компьютере, а значит снова ребёнок окажется на кресле-стуле-диване в

неподвижном состоянии.

Какой же должна быть система, в основе которой эмоционально-

комфортная

среда

пребывания?

Предполагается,

что

учащемуся

образовательного учреждения должно быть эмоционально комфортно. Он не

должен

испытывать

отрицательных эмоций. Возможно

ли это? Также

необходимо создать благоприятный режим организации жизнедеятельности

учащихся.

Психологический

комфорт

определяется

созданием

развивающего

пространства, отсутствием или минимизаций эмоционального напряжения.

Общая атмосфера и настрой на процесс обучения крайне важны. Безусловно,

невозможно в стенах школы избежать отрицательных эмоций, ведь в стенах

одного учреждения около тысячи детей, учащиеся, как правило, находятся

внутри своего классного коллектива, значит плотно общаются с тридцатью

другими детьми. При возникновении неприятных ситуаций необходимо в

кратчайшие сроки попытаться разобрать ситуацию – толкнул, обозвал, потерял

и т.п. Мастерство педагога и обширный опыт вполне помогут решить эти

ситуации. А ребёнок получит жизненный опыт, даже испытав отрицательные

эмоции. Также необходимо с самого начала взращивать в коллективе уважение

друг к другу и чужому мнению. Тогда даже при отсутствии педагога в данную

секунду конфликта учащиеся сами смогут решить вопрос.

С другой стороны, необходимо

создать благоприятный режим организации

жизнедеятельности учащихся. Это очень важный вопрос как со стороны

составления расписания занятий, с соблюдением всех требований, так и общий

режим «жизни» в стенах школы. Режим питания, отдыха, школьной мебели,

даже покрытие на полу в коридорах. Важен вопрос уровня шума. Известный

факт, как только прозвенел звонок, в коридорах начинается гул. Этот вопрос

здоровья слуха необходимо проработать в системе классных часов.

Система проведения классных часов, как часть воспитательного процесса,

и как режим организации жизнедеятельности учащихся, крайне важна в

процессе воспитания учащихся любого класса. Младшешкольникам важно

рассказать об основах жизнедеятельности в школе, учащимся среднего звена

надо уделять больше внимания проблемам подросткового возраста, здесь не

должно быть место стеснения, главное грамотно подойти к теме обсуждения. В

старших классах необходимо говорить о профориентации и будущей взрослой

жизни.

Здоровьесберегающая среда включает в себя понятие «физкультминутка».

Рассмотрим подробнее понятие «физкультминутка».

Физкультминутка - кратковременные перерывы в работе (учебе) для

проведения

комплекса

упражнений

(преимущественно

физических),

направленных на предупреждение выраженного утомления и устранение

неблагоприятных для здоровья последствий трудовой (учебной) деятельности.

Обычно проводится примерно каждые 1,5–2 часа в течение 2–3 минут. [1]

Физкультминутка является кратковременной, имеет ряд преимуществ.

Учащиеся имеют возможность немного размяться, отдохнуть, отвлечься от

процесса обучения. При грамотном проведении и использовании правильных

упражнений, они способствуют расслаблению определённой группы мышц,

восстанавливают работоспособность, снижают напряжение, порой учащиеся

даже могут пообщаться.

Но есть причина, по которой физкультминутку редко используют в

процессе обучения в средней и старшей школе, это сложность вернуться к

работе сразу. Урок длится сорок пять минут, на основную работу отводится

около двадцати пяти минут, если провести физкультминутку, то успокоить

учащихся и вернуться к работе займёт еще минуты три, это очень много. По

этой причине педагоги старшего звена предпочитают не использовать этот

элемент здоровьесбережения в своей работе, полагая, что учащиеся отдохнут на

перемене. Здесь можно посоветовать использовать кратковременные подъёмы

из-за парты, подъёмы рук, разминка сидя только плечевого пояса, упражнения

для расслабления шейных мышц.

Но в начальной школе физкультминутка используется повсеместно. На

каждом уроке, особенно в первом классе, когда учащиеся адаптируются к

школьной

жизни.

Ребята

часто

воспринимают

физкультминутку

как

продолжение тему урока. Например, на уроке литературного чтения при работе

с текстом сказки вполне возможно провести разминку как небольшой сюжет из

произведения:

1.

Колобок – повороты на месте, рисование кругов руками – «Катится

Колобок, катится»

2.

Репка – руки на плечи впередистоящего «Тянет, потянет…»

На математике возможно присесть столько раз, сколько только что

получили в ответе задачи, или сделать столько наклонов, сколько примеров уже

записано в тетрадь.

Предмет окружающий мир – это море для вплетения физкультминутки.

Конечно,

физкультминутка

является

лишь

отдельным

элементом

здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении – это

системно организованная деятельность, направленная на защиту здоровья детей

и педагогов. [2]

В чем же причины такой активной позиции образовательной организации в

процессе здоровьесбережения учащихся?

Во-первых, именно взрослым доверена ответственность за сохранение и

укрепление здоровья обучающихся.

Во-вторых, в целом эффективное воздействие на последовательный

процесс формирования здорового образа жизни возможно лишь в системе

воспитательной работы.

Следовательно, главным действующим лицом в процессе формирования

здорового поколения является педагог и школа в целом. Именно педагог в

своей профессиональной деятельности должен учитывать возможное влияние

неблагоприятных факторов окружающей образовательной среды:

• Длительность мероприятий с детьми;

• Интенсивность образовательного процесса;

• Использование различных форм обучения;

• Снижение двигательной активности;

• Стрессовые ситуации.

Таким

образом,

мы

видим,

что

охрана

здоровья

детей

является

приоритетным

направлением

работы

на

современном

уровне

развития

образовательной системы.

Список литературы:

1.

Адаптивная

физическая

культура.

Краткий

энциклопедический

словарь. — М.: Флинта. Э. Н. Вайнер, С. А. Кастюнин. 2012.

2.

Абаскалова, Н. П. Теория и практика формирования ЗОЖ учащихся

и студентов в системе «Школа-ВУЗ» [Текст]: автореф. дис. доктора

пед. наук / Н. П. Абаскалова. – Барнаул, 2000.– 48 с.



В раздел образования