Напоминание

Развитие активной познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения


Автор: Шаповалова Оксана Геннадьевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП образовательное учреждение № 205
Населённый пункт: г. Азов
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие активной познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Развитие активной познавательной деятельности обучающихся

на уроках производственного обучения

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к

числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и

практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение,

т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения

как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности

обучающихся, которая стимулирует учебную, на основе познавательного

интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности обучающихся -

составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения).

Широкое понятие активности учащихся имеет философский, социальный,

психологический и иные аспекты. (Аристотель, Э.И. Моносзон, И.Ф. Харламов и

др.) Рассматриваемое в психолого-педагогическом аспекте это понятие связано с

целями обучения.

Анализ понятий активности обучающихся в процессе обучения предполагает

изучение таких психолого-педагогических закономерностей, как формирование

потребности к изучению, создание положительной эмоциональной атмосферы

обучения,

способствующей

оптимальному

напряжению

умственных

и

физических сил учащихся.

Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский

ученый Я.А. Коменский [12, 136]. Его «Великая дидактика» содержит указания

на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к

учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое

учит детей «мыслить чужим умом».

Качественное проведение уроков производственного обучения немыслимо

без стимулирования активности учеников в процессе обучения. Компонент

стимулирования

не

обязательно

следует

за

организацией.

Он

может

предшествовать ей, может осуществляться одновременно, но может и завершить

ее. Педагогикой накоплено многочисленные приемы и способы стимулирования

активной

учебной

деятельности,

разработаны

специальные

методы

стимулирования.

Стимулирование

выполняет

задачу-

привлечь

внимание

учеников

к

теме,

пробудить

у

них

любознательность,

любопытство,

познавательный интерес. Интерес - это мотив, способствующий ориентировке, в

какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и

глубокому отражению. деятельности. Роль интересов в процессах деятельности

велика.

Они

заставляют

личность

активно

искать

пути

и

способы

удовлетворения, возникновения у нее жажды знания и понимания.

Удовлетворение интереса не приводит к его угасанию, а внутренне

перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых

интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности.

Познавательный

интерес

формируется

и

развивается

в

деятельности.

Сильным стимулом познания является удивление. Удивляясь человек как бы

стремиться заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то

нового.

На

познавательный

интерес

к

учебному

материалу

не

может

поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность

невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображению.

Это быстро может наскучить ученику, необходимо менять формы и методы

работы на уроке, стараться завлечь его, привлекая к творческой мыслительной

деятельности.

После объяснения материала для проверки и закрепления знаний хорошо

использовать тестовые задания. Тесты заменяют фронтальный опрос учителя,

так как обучающиеся отвечая на вопросы, самостоятельно оценивают свои

знания.

Одновременно

необходимо

развивать

у

учащихся

чувства

долга

и

ответственности, активизирующие учение. Важно не только удовлетворить

потребность в изучении темы в самом начале занятия, раскрывая ее значимость,

необычность,

но

и

продумать

приемы

стимулирования,

которые

будут

использованы по ходу урока и особенно во второй части его, когда наступает

естественное утомление, и учащиеся нуждаются во влияниях снимающих

напряжение, перегрузку и вызывающих желание активно усваивать учебный

материал.

К.Д.Ушинский писал, что новое неожиданное всегда в учебном материале

выступает на фоне уже известного и знакомого, и поэтому для поддержания

познавательного интереса важно учить учащегося умению в знакомом материале

видеть новое.

Педагогу необходимо учащихся переводить со ступени его чисто житейских

достаточно узких и бедных представлений о мире -

на уровень научных

понятий,

обобщений,

понимания

закономерности.

Интересу

познаний

содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас больше чем когда-

либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными

направления научных поисков, открытиями. Далеко не все в учебном материале

для обучающихся может быть интересным. И тогда выступает еще один, не

менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.

Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную работу учащихся

организованную в соответствии с особенностью интереса.

Современная дидактика придает большое значение развитию и творческой

активности учащихся. В ходе уроков необходимо изыскивать возможности для

их самостоятельной работы. Следует поощрять самостоятельные примеры,

стремиться к тому, чтобы ученики не механически запоминали рассказ мастера

производственного обучения, а попытались сами найти ответы на выдвигаемые

им вопросы. Чтобы развивать это ценное качество надо оказаться от чрезмерной

опеки учеников, слишком быстрых подсказок предоставлять возможности самим

найти выход из возникающего учебного затруднения.

Во время занятий по производственному обучению очень важно учить ребят

доступным приемам рационализации и изобретательства, конструирования и

моделирования,

усовершенствованию

тех

или

иных

производственных

процессов в ученической бригаде, приемам изучения рационализаторской

деятельности рабочих во время экскурсий на предприятия, станции технического

обслуживания автомобилей.



В раздел образования