Автор: Мустафаева Ольга Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФКП образовательное учреждение № 205
Населённый пункт: г. Азов, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Проблемы объективного оценивания знаний обучающихся на занятиях производственного обучения
Раздел: среднее профессиональное
Проблемы объективного оценивания знаний обучающихся на занятиях
производственного обучения
Мустафаева Ольга Николаевна
преподаватель
первой
категории
Федерального
казенного
профессионального
образовательного учреждения № 205 г. Азова Федеральной службы исполнения наказаний
Профессиональное обучение
В
государственной
задаче
развития
образования
отмечено
формирование
интеллектуального,
духовно
и
физически
развитого
гражданина.
Необходимость
эффективной системы оценивания имеет особое значение для достижения результата
обучения и гарантирования участия в воспитание каждого обучающегося и повышения
интереса к знаниям. Виды оценивания знаний проявляются в: оценке учителем, баллы за
знание учебной дисциплины, самоконтроль.
Оценивание - мотивация обозначающая похвалу или порицание учащихся и
является необходимой мерой для контроля знаний, техники изложений материала с
закреплением в письменной форме. Намерение получить высокую оценку занимает
важное место среди социальных мотивов.
Воспитанием личности с высоким социальным, культурным статусом, умеющей
использовать в жизни полученные знания и навыки – главная задача профессионального
обучения по результатам объективного оценивания, необходимые моменты оценивания по
учебным дисциплинам: объективная оценка каждого обучаемого,
приведение до
собственной ответственности, акцент на способности обучающихся, мышлении, памяти,
направление обучающихся на активную позицию, устранение негативных понятий и
активности анализа. В непосредственной связи с этим меняется и подход к оценке и
требует радикального изменения по: дискретности – непрерывности, фрагментарности –
системности, единичности – множественности, колличественности – качественности,
жёсткости – гибкости, искусственности – естественности. Эти структуры формируют
инновационную систему оценивания и служат критериями успешности и полноценности
образовательной системы.
С введением в систему образования новых образовательных учреждений и
переходу к инновационному обучению необходимо прибегать и к новым способам
объективного оценивания знаний, которые позволили бы устранить негативные моменты
в обучении. Это – программируемый контроль тестирование, бально – рейтинговый
метод, портфолио в современных условиях обучения, обучающиеся предпочитают
компьютерные и тестовые формы контроля с минимальным участием преподавателя, в
связи, с чем избегается факт педагогического субъективизма оценивания.
В конце учебного процесса с подсчётом баллов за истекший период формируется
рейтинг обучающегося, в обращении к которому выявляются недостатки системы оценки:
1 – большая субъективность оценки, и расплывчатость её критериев.
2 – узкий диапазон оценок.
3 – отсутствие самооценки.
4 – негуманность (готовность ученика отвечать и получать высшую оценку и
низшую когда и не готов).
5 – малый запас учебного материала, по учебной дисциплине обусловленный
рамками познания учебной дисциплины.
6 – недемократичность системы, при которой обучающимся не предоставляется
право выбора формы ответа и времени.
Исходя из этого необходимо дифференцировать учебную и воспитательную
работу, стимулировать познавательную индивидуальную работу с обучающимися. В
прошлом использовался метод пятибалльной системы оценок, которая имеет ряд
недостатков таких как субъективность и слабая дифференцирующая способность
проводящая границы четырех групп – двоечники, троечники, хорошисты и отличники.
Исходя из этого одинаковые оценки характеризуют одинаковое качество знаний, разные
обучающиеся получают одинаковые оценки, при разной успеваемости исходя из ситуации
и приделов оценки, не субъективное мнение преподавателя по отношению к обучаемым.
Немаловажную роль оценки играет критерий оценки знаний умений и навыков;
низкий уровень – удовлетворительное знание и владение информацией, пассивное
участие, средний уровень – хорошее владение информацией, высокий уровень –
свободное владение информацией умение апаливировать методы исследования. Развитие
способностей приобретает общеобразовательное значение.
Современные технологии, формы обучения в совокупности с принципами
сотрудничества и сотворчества позволяют обучающимся приобретать не только знания,
умения, навыки, но и опыт работы. В заключение скажу, что решение и устранение
недостатков оценке обучающихся будет способствовать повышению качества знаний и
навыков, обучающихся, а также отразится на их дальнейшей работе.