Автор: Анна Сергеевна Жила
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МАДОУ 45
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: Презентация
Тема: Подготовка к школе детей с ОНР
Раздел: дошкольное образование
«Что должен знать и уметь ребенок,
поступающий в школу»
Готовность
Готовность к
школе -
это не только набор определенных умений и
навыков, которые должны быть сформированы
у ребенка к 6-7 годам.
Готовность к школе включает в себя
несколько компонентов
Готовность к школе
Готовность к школе
Психологическая готовность
Интеллектуальная, мотивационная, волевая,
коммуникативная
Физическая готовность
Здоровье, моторика рук, движения, возраст
Специальная готовность
Чтение, счет, учебные умения
Формирование
у
ребенка
качеств,
необходимых
для
овладения
учебной
деятельностью
(целевые
ориентиры
дошкольного образования):
•
инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
•
любознательность;
•
способность
выбирать
себе
род
занятий,
участников
совместной
деятельности;
•
уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и к
другим, чувство собственного достоинства;
•
развитое воображение, способность к творчеству;
•
умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
•
развитая крупная и мелкая моторика;
•
способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.
Знания, умения и навыки рассматриваются в качестве саморазвития
ребенка, самореализации
Непосредственно образовательная
деятельность детей в ДОУ
Формирование элементарных математических представлений
Формирование элементарных математических представлений
Простые и увлекательные игры, направление на развитие
математических способностей, в которые можно поиграть с
Вашим ребёнком дома.
Игры для закрепления количества и счета.
«Что изменилось?»
Предложить ребёнку пересчитать игрушки, а затем отвернуться.
Взрослый меняет местами предметы или игрушки, ребёнок должен
объяснить, что изменилось.
«Волшебная радуга» – картинка с изображением радуги для закрепления
порядкового счёта (первая полоска красного цвета, вторая… и т.д.)
«Весёлый счёт».
Игру можно проводить на улице, по дороге в детский сад или из детского
сада. Ребенку предлагается посчитать объекты, встречающиеся на пути:
деревья, машины, цветы и т. д. Необходимо только именовать каждое
число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три
дерева и т. д., и следить за четким проговариванием падежных
окончаний числительных и существительных.
Игры и упражнения для закрепления понятия формы
«Найти предмет указанной формы».
Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем
найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг
(квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).
«Коврик».
Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и
набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора
следует найти ту часть, которой нет в коврике.
«Найди предмет такой же формы».
Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей
обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе
геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и
предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и
предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).
Варианты:
- группировать по форме реальные предметы по 2-3 образцам, объяснять
принцип группировки.
Игры и упражнения на закрепление понятия величины.
«Палочки в ряд».
Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по
убывающей величине, другой по возрастающей.
«Нарисуйте желтую дорожку длиннее серой».
«Найди предмет длиннее (короче, шире, уже)».
Скажи наоборот» ( ручеек узкий, а река широкая. Ветка тонкая ,а
дерево толстое и т.д.)
«Разложи по размеру».
Ребенок раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки,
ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и
др.
Варианты:
- дается контурное изображение предметов и предлагается определить,
что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи,
чемодан и др.
Игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве.
«Покажи правильно».
Взрослый на себе показывает разные части тела в быстром темпе. Дети
должны показать эту же часть на себе (левая нога, правая рука, левая
щека и т. д.).
«Твой путь в детский сад».
Ребенку предлагают рассказать, как он идет в детский сад (в магазин, в
парк и т. д.). В процессе рассказа уточняйте у ребенка, что находится
справа от дороги, слева, впереди, сзади и др.
«Выполни задание».
Ребенку предлагают различные задания на ориентировку в
пространстве комнаты и на улице.
Варианты:
определить местоположение отдельных предметов мебели;
определить местоположение других детей относительно себя;
определить местоположение предметов относительно друг друга.
расположить предметы в пространстве по инструкции педагога (по
образцу, макету, рисунку).
Игры и упражнения на закрепление понятия «времени».
«Когда это бывает?»
Спросите у ребенка, знает ли он, когда собирают овощи, фрукты, когда
бывает много желтых листьев и т.д. ответы ребенка показывают, в
какой мере он соотносит те или иные явления и труд человека с
временем года. Затем договоритесь с ребенком о том, какое время года
будете описывать. Перебрасывая мяч друг другу, они называют
признаки данного времени года. Выигрывает тот, кто назовет больше
признаков.
«Что мы делали».
Взрослый говорит предложение – задание: «Покажите, что вы делали
утром». Играющие изображают разные действия, но не называют их.
Задача ведущего угадать, что изображает играющий. Такую же игру
проводим со словами «вчера», «сегодня», «завтра».
Советы по подготовке детей к школе.
•
играйте в игры с правилами;
•
учите анализировать образец и сравнивать его с результатом работы;
•
учите работать по словесной инструкции - понимать, удерживать и
выполнять пошаговую инструкцию и в два действия;
•
учите детей общению со взрослыми и сверстниками;
•
учите правилам поведения на дома, общественных местах;
•
требуйте от ребенка самостоятельности в самообслуживании;
•
введите постоянные обязанности по дому;
•
учите адекватной оценке результатов деятельности окружающих, в т. ч.
собственной;
•
интересуйтесь у воспитателя, какими умениями овладел ребенок, чтобы
дома он порадовал Вас тем, что умеет и узнал;
•
закладывайте основу устойчивости к неуспеху и к его конструктивному
преодолению
«не
получилось
сейчас,
получится
в
другой
раз»,
«подумай, почему не получилось?»;
•
Сотрудничайте с ребенком в его продуктивной деятельности.
способствуйте становлению сознания ребенка:
•
рассказывайте детям об общечеловеческих ценностях — о добре и
зле, ценностях жизни, семьи, дружбы, любви, милосердия;
•
воспитывайте
патриотизм,
обогащая
детей
знаниями
о
традициях
семьи, истории своей семьи, о родном городе, стране, культуре, родном
крае;
•
Разговаривайте о ценностях процветания и безопасности Родины – как
честно и добросовестно вы трудитесь, бережете природу, город;
•
воспитывайте
детей
в
духе
уважения
и
интереса
к
различным
культурам;
Речевая готовность ребёнка к
школе
ОНР - общее недоразвитие речи
ОНР - общее недоразвитие речи - это такое нарушение речи которое при
нормальном слухе и интеллекте резко задерживает формирование каждого
из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.
У всех детей с общим недоразвитием речи (ОНР) всегда отмечаются:
1.
нарушение звукопроизношения,
2.
недоразвитие фонематического слуха (фонематический слух отличается
от обычного, физического, возможностью воспринимать,
дифференцировать и выделять фонемы родного языка),
3.
отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя
речи.
•
Совокупность
перечисленных
нарушений
служит
серьезным
препятствием в овладении программой детского сада общего типа, а в
дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
•
Своевременная и длительная логопедическая помощь в конечном
результате
позволяет
подготовить
ребенка
к
обучению
в
общеобразовательной школе.
Задачи логопедических
занятий :
1.
коррекция нарушений звукопроизношения у детей
дошкольного возраста;
2.
формирование и развитие фонематического слуха у детей
с нарушениями речи;
3.
своевременное предупреждение и преодоление
трудностей речевого развития;
4.
воспитание стремления детей к преодолению
недостатков речи,
5.
развитие у детей произвольного внимания к звуковой
стороне речи;
6.
взаимодействие с педагогами образовательного
учреждения и родителями по формированию речевого
развития детей.
Результативность
коррекционной помощи
ребенку зависит от степени
заинтересованности и участия
родителей в исправлении
речи.
Дети, которые занимаются
дополнительно дома с родителями по
рекомендациям логопеда, гораздо
быстрее и успешнее вводят в
повседневную речь не только
поставленные звуки, но и сложные
речевые конструкции.
Родителям в первую очередь следует
обратить внимание на:
•
Правильное произношение всех звуков.
•
Умение различать звуки речи на слух.
•
Владение элементарными навыками. звукового
анализа.
•
Словарный запас.
•
Грамматический строй речи
•
Связную речь.
•
Речевую коммуникацию.
•
Мелкую моторику рук.
Звукопроизношение и фонематический
слух.
•
В норме вся звуковая сторона речи должна
быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6
годам. К этому возрасту ребёнок должен
уметь различать звуки на слух и в
произношении. Придя в школу, он должен
отчётливо произносить звуки в различных
словах, во фразовой речи, не должен их
пропускать, искажать, заменять другими.
Для постановки нарушенных звуков, необходимо
ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику
Что относится к навыкам звукового анализа и
синтеза:
•
умение выделять звук на фоне слова;
•
Слышать и выделять первый и последний звук в слове;
•
Определять позицию звука в слове (начало, середина,
конец);
•
Определять количество и последовательность звуков в
слове, место звука в слове по отношению к другим
звукам;
•
Называть слова с заданным звуком;
•
Уметь составлять слова из звуков.
Примеры заданий
Слоговая структура слова.
•
Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной
слоговой структуры (аквариум,
библиотекарь, баскетболист, экскаватор).
Он произносит их в быстром темпе, не
переставляет, не выкидывает, не добавляет
звуки и слоги.
Сформированность грамматического строя
речи.
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами
словообразования и словоизменения:
•
правильно употреблять слова с уменьшительно-
ласкательными суффиксами,
•
образовывать слова в нужной форме,
•
образовывать прилагательные от существительных,
•
изменять существительные по числам, падежам, глаголы
по видам,
•
понимать и употреблять предлоги,
•
согласовывать числительные и прилагательные с
существительными).
Связная речь.
•
К 7 годам ребёнок должен уметь:
•
пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки;
•
составлять рассказ по картинке;
•
составлять рассказ по серии картин;
•
отвечать на вопросы по тексту.
Сформированность графо-
моторных навыков.
Графомоторные навыки включают в себя:
•
1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты
их движений);
•
2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей
тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам;
выполнение заданий с условиями по выбору необходимых
направлений);
•
3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание
геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов;
дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с
недостающими деталями);
•
4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также
изображать их с помощью символов);
Дисграфия
•
это специфическое расстройство
письменной речи, проявляющееся в
многочисленных типичных ошибках
стойкого характера
•
обусловлено несформированностью
высших психических функций,
участвующих в процессе овладения
навыками письма.
Акустическая дисграфия
•
Причиной возникновения этого является
нарушение дифференциации, распознавания
близких звуков речи.
•
На письме проявляется в заменах букв,
обозначающих свистящие и шипящие,
звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т,
з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у е-и).
Пример:
1. Замена букв, соответствующих
фонетически близким звукам:
свистящие-шипящие (САПКА – ШАПКА)
звонкие-глухие (ТЫМ – ДЫМ)
2. Неправильное обозначении мягкости
согласных на письме:
"писмо", "лубит", "больит"
и т.д.
Артикуляторно-акустическая
дисграфия
•
Причиной возникновения этого вида
нарушений является неправильное
произношение звуков речи.
•
Ребенок пишет слова так, как их произносит.
Отражает дефектное произношение на
письме.
Пример:
Если ребёнок говорит
САРФ
вместо ШАРФ или
ЛАКЕТА вместо РАКЕТА,
то чаще всего именно так он
и пишет эти слова.
Дисграфия на почве нарушений
языкового анализа и синтеза
•
Причина возникновения – затруднения при делении
предложений на слова, слов на слоги, звуки.
Характерные ошибки:
•
пропуски согласных;
•
пропуски гласных;
•
перестановки букв;
•
добавления букв;
•
пропуски, добавления, перестановки слогов;
•
слитное написание слов;
•
раздельное написание слов;
•
слитное написание предлогов с другими словами;
•
раздельное написание приставки и корня.
Пример:
1.
Белка сидит НАВЕТКЕ.
2.
Миша вышел на У ЛИЦУ.
3.
плюшевого - плюшегово, ковром
- корвом, на лугах – на галух
4.
санки - снки, кричат – кичат
5.
весна - весена, школа – шекола,
ноябрь - ноябарь, дружно -
дружено, Александр –
Александар
Аграмматическая дисграфия
•
Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя
речи.
Характерные ошибки:
•
изменение падежных окончаний;
•
неправильное употреблении предлогов, рода, числа;
•
пропуск членов предложения;
•
нарушение последовательности слов в предложении;
•
нарушение смысловых связей в предложении и
между предложениями.
Пример:
козлята – козлёнки
много деревов
над столом – на столом
около него –около ним
дети бежит
Оптическая дисграфия
•
Причина возникновения – несформированность
зрительно-пространственных функций.
Характерные ошибки:
•
замена букв, состоящего из одного количества
одинаковых элементов
(И и Ш, Ц и Ш, П и Т, А и М);
•
Замена похожих, но по-разному расположенных в
пространстве элементов
(В и Д, Б и Д, Ш и Т)
•
- недописывание элементов буквы
•
- «зеркальное» изображение букв
Пример:
•
не дописывание элементов букв: «и» вместо «ш», «ш»
вместо «щ», «л» вместо «м», «х» вместо «ж», «и» вместо
«у»
•
добавление лишних элементов «ш» вместо «и», четыре
палочки у «ш» или «щ» и т.д.
•
неправильное расположении элементов букв в
пространстве по отношению друг к другу с возможными
видоизменениями самих элементов «в» вместо «д», «б»
вместо «д», включая сюда и зеркальное изображение букв
Смешанная форма дисграфии
•
несформированность не одной, а сразу двух или нескольких
операций письма, что значительно усложняет общую картину
письма
Пути коррекции:
правильное произношение всех звуков
родного языка в словах и во фразовой
речи
развитие зрительного и слухового
внимания
развитие фонематического слуха
развитие звукового анализа и синтеза
слов
развитие грамматического строя речи
На что нужно обратить
особое внимание
:
1. Если Ваш ребенок левша.
2. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
3. Если в семье говорят на двух или более языках
4. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (если у ребенка
еще не наступила психологическая готовность к обучению.)
5. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
6. На письме наблюдается
- смешение букв по оптическому сходству:
б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
- ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет
то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
- смешение гласных о-у, ё-ю, согласных р-л, й-ль, парные звонкие и
глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например:
тыня (дыня), клёква (клюква).
- пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта -
парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).
Уважаемые Родители!
Упражнения, которые можно
использовать дома.
1.
Понимание пространственных предлогов.
2. Ориентировка в правой и левой сторонах
пространства
и в пространственном расположении
предметов по отношению
друг к другу.
3. Представления о форме и величине
предметов.
4. Узнавание предметов в усложненных
условиях.
5. Развитие зрительного анализа и синтеза.
6. Развитие зрительной памяти.
1-й этап:
6-7 лет
●
Развитие буквенного
гнозиса:
развитие
восприятия цвета букв;
развитие восприятия формы,
размера и величины
предметов и букв;
дифференциация
расположения элементов букв.
●
Дидактические игры: «Какая
буква спряталась», «Допиши
букву», «Выбери правильно
написанную букву», «Разбери
кучу малу», и др.
Упражнения на развитие зрительного
восприятия
«Зачеркни неправильно написанные буквы, прочти слово»,
«РЕБУС-Прочти наоборот», «Расшифруй слово»
●
Машина
●
Жук
●
Кот ток
«Назови букву», «Найди правильно написанную букву»,
«Какого элемента не хватает», «Какие буквы спрятались в
фигуре».
Варианты карточек-заданий направленных на развитие языкового
анализа и синтеза
Варианты карточек-заданий направленных на развитие
языкового анализа и синтеза
Дифференциация правых и левых частей тела,
ориентировка в окружающем пространстве относительно
себя.
●
Показать правую, левую руку, как называются руки (правая, левая)
●
Показать карандаш правой рукой, левой рукой; взять книгу правой
рукой, - левой рукой.
●
Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой
рукой показать левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части
тела у человека, сидящего напротив.
●
Определение пространственного положения предметов, находящихся
сбоку от ребенка: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя»
и т.д.
●
Далее представления закрепляются в речи: «Где находится книга
(карандаш, ручка)?»
●
Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами
и их изображениями.
Определение пространственного расположения предметов
«Какой дом справа, слева?»«Какой транспорт едет направо, а какой
налево?», «Кто находится справа, кто слева ото льва?» (можно сделать по
темам), «Кто где находится?» и др.