Автор: Матвеева Вера Евгеньевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУДО "ДШИ"
Населённый пункт: Город Бавлы, Республика Татарстан
Наименование материала: Классный час
Тема: Звуковой мир музыки
Раздел: дополнительное образование
«Звуковой мир музыки»
Классный час
в классе фортепиано ДШИ
Кто укажет тот миг, когда, окруженный тысячами звуков природы,
человек прислушался и впервые попытался подражать её голосам?
Кто и когда впервые осознал, что можно заставить звучать давно
знакомые предметы?
Ответить на эти вопросы, разумеется, очень трудно. Но ведь однажды
такой момент должен был наступить: человек обтянул глиняный горшок
кожей или подул в отверстие тростинки, а может быть, тронул тетиву лука и
заиграл. Возможно, всё это произошло в разных странах одновременно.
Только с той поры люди не расстаются с музыкой. В этом им помогают
музыкальные инструменты. За десятки веков человек изобрёл их очень
много. Одно перечисление названий заняло бы, наверное, целую страницу-
тут и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные.
Вообразим, что мы на берегу Эгейского моря, в Древней Греции и
перенеслись в те далёкие времена, которые через многие века философы
назовут «маем жизни», «весной человечества». О! Это была удивительная
страна! Её жители не представляли себе жизни без прекрасного, без
искусства. «Музыка – величайшая сила! – учили древнегреческие философы,
- Она может заставить человека любить и ненавидеть, прощать и убивать!»
За много веков до небывалого расцвета Эллады родился миф об
одном из первых музыкантов седой древности – Орфее, о его магическом
воздействии музыкой на окружающих. Сквозь тысячелетия дошёл он и до
нас.
…Едва заслышав пение Орфея, чарующие звуки его лиры, как
заколдованные, склонились перед ним дикие звери, разверзались могучие
скалы, деревья начинали кружиться в послушном хороводе; даже наводящие
ужас на всех страшные фантастические существа – фурии – мгновенно
покорялись ему…
Эллины очень любили миф об Орфее, потому что музыку они
почитали наравне со скульптурой, архитектурой, театром, пантомимой и
поэзией. Причём музыке отводилась особая роль: она участвовала почти во
всех видах искусств, за исключением изобразительных.
Своё восхищение красотой человеческого тела греки выражали не
только в совершенных скульптурах, но и в танцах, гимнастике, пантомиме,
обязательно сопровождаемой музыкой. Звуки музыки как бы подчёркивали
величайшую прелесть движений и пластики.
Не могли обойтись без музыки и поэты Эллады, которых греки
называли «песнопевцами» и изображали обычно с лирой в руках: читая
стихи они аккомпанировали себе на лире. Вот почему лира стала символом
искусства.
На представлениях в театре тоже постоянно звучала музыка. Была ли
это сатирическая драма или трагедия, спектакль сопровождался хоровым
пением и игрой на музыкальных инструментах. А инструменты у греков
были довольно разнообразные. Среди струнных это особенно любимая лира
и похожая на неё кифара. Из духовых особое предпочтение отдавали флейте.
Музыка звучала повсюду: во время празднеств и за работой. Она
окружала жителей Древней Греции на каждом шагу. В Элладе не было
музыкантов-профессионалов,
музыкой
занимались
все:
простые
земледельцы,
воины,
учёные.
Древнегреческие
философы,
например,
увлекались музыкой не только как искусством, но видели в ней ещё и науку.
Уверенные в том что всё в мире находится в строгой гармонической
зависимости, они стремились найти связь между музыкой и астрономией,
музыкой и философией, музыкой и математикой.
Одним из учёных, искавших связь между музыкой и математикой,
был Пифагор. «Весь мир, вся Вселенная, - утверждал Пифагор, - есть
распространённая по цифрам гармония». А эти цифры образуют те же
соотношения, что и интервалы между различными ступенями гаммы.
Открытые им интервалы легли в основу всей последующей музыки. А
изобретённый Пифагором прибор (заметим – прибор, а не инструмент:
монохорд, то есть продолговатый четырёхугольный ящик с укреплённой
внутри струной и подвижными перекладинами) стал первым важным шагом
на пути к рождению фортепиано.
Флейта и труба, арфа и лира – каждый из них чем-нибудь
замечателен. Но у каждого есть и недостатки в сравнении с другими.
Звук флейты мягок и приятен, но тих. Струнные звучат нежно,
певуче, но тоже негромко. Труба громогласна и как и остальные духовые –
не может одновременно издавать несколько звуков. Вот и пришла людям в
голову мысль попытаться создать такой инструмент, который соединил бы
лучшие качества других, им стал орган. Но вернёмся к фортепиано.
Самым удивительным усовершенствованием фортепиано было
изобретение педали. Мастера, придумавшие педаль только для продления и
удержания звука не могли предположить, какие богатства и таинства
заложены в этом приспособлении. Педаль – важная краска в палитре
пианиста, от того как он её использует звук может быть мягким или жестким,
чётким или сухим или объёмным. Сегодня невозможно представить
фортепиано без прелюдий и баллад Шопена, его ноктюрнов, вальсов,
полонезов,
мазурок,
скерцо,
сонат
и концертов.
Под
его
пальцами
инструмент зазвучал по – новому, из – под его пальцев «изливалось мрачное,
безысходное состояние» или это был « вдохновенный лирик, несравненный
поэт фортепиано, извлекающий из инструмента богатейшую гамму чувств –
нежных, задумчивых, меланхолических, светлых.»
В звуковой палитре давно знакомого рояля С. Рахманинов увидел
новые краски, новые, тончайшие оттенки фортепианного звука.
А. Скрябин обладал удивительной способностью не только
слышать, но и видеть музыку. И как бы ни пытались усовершенствовать
фортепиано, всё – равно возвращались к современной модели:
он по-
прежнему
любимый
музыкальный
инструмент
с
его
удивительным
богатством и многообразием звуковых красок и оттенков.
Умение играть на фортепиано стало необходимым для музыкантов
всех специальностей. Но чтобы доставлять радость слушателям нужно много
и самозабвенно трудиться, ведь, пожалуй нет такого ремесла, которому
человек бы начал учиться с раннего детства и продолжал всю жизнь, подобно
игре на фортепиано. И сегодня, присутствуя на фортепианных концертах, мы
становимся каждый раз свидетелями настоящего волшебства. Пианист
садится за рояль, и зал замирает, повинуясь его пальцам, из фортепиано
начинают доноситься звуки музыки, на глазах у всех совершается великое
таинство – рождается искусство.
Преподаватель высшей
квалификационной категории
Матвеева В.Е.