Напоминание

Звуковой мир музыки


Автор: Матвеева Вера Евгеньевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУДО "ДШИ"
Населённый пункт: Город Бавлы, Республика Татарстан
Наименование материала: Классный час
Тема: Звуковой мир музыки
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Звуковой мир музыки»

Классный час

в классе фортепиано ДШИ

Кто укажет тот миг, когда, окруженный тысячами звуков природы,

человек прислушался и впервые попытался подражать её голосам?

Кто и когда впервые осознал, что можно заставить звучать давно

знакомые предметы?

Ответить на эти вопросы, разумеется, очень трудно. Но ведь однажды

такой момент должен был наступить: человек обтянул глиняный горшок

кожей или подул в отверстие тростинки, а может быть, тронул тетиву лука и

заиграл. Возможно, всё это произошло в разных странах одновременно.

Только с той поры люди не расстаются с музыкой. В этом им помогают

музыкальные инструменты. За десятки веков человек изобрёл их очень

много. Одно перечисление названий заняло бы, наверное, целую страницу-

тут и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные.

Вообразим, что мы на берегу Эгейского моря, в Древней Греции и

перенеслись в те далёкие времена, которые через многие века философы

назовут «маем жизни», «весной человечества». О! Это была удивительная

страна! Её жители не представляли себе жизни без прекрасного, без

искусства. «Музыка – величайшая сила! – учили древнегреческие философы,

- Она может заставить человека любить и ненавидеть, прощать и убивать!»

За много веков до небывалого расцвета Эллады родился миф об

одном из первых музыкантов седой древности – Орфее, о его магическом

воздействии музыкой на окружающих. Сквозь тысячелетия дошёл он и до

нас.

…Едва заслышав пение Орфея, чарующие звуки его лиры, как

заколдованные, склонились перед ним дикие звери, разверзались могучие

скалы, деревья начинали кружиться в послушном хороводе; даже наводящие

ужас на всех страшные фантастические существа – фурии – мгновенно

покорялись ему…

Эллины очень любили миф об Орфее, потому что музыку они

почитали наравне со скульптурой, архитектурой, театром, пантомимой и

поэзией. Причём музыке отводилась особая роль: она участвовала почти во

всех видах искусств, за исключением изобразительных.

Своё восхищение красотой человеческого тела греки выражали не

только в совершенных скульптурах, но и в танцах, гимнастике, пантомиме,

обязательно сопровождаемой музыкой. Звуки музыки как бы подчёркивали

величайшую прелесть движений и пластики.

Не могли обойтись без музыки и поэты Эллады, которых греки

называли «песнопевцами» и изображали обычно с лирой в руках: читая

стихи они аккомпанировали себе на лире. Вот почему лира стала символом

искусства.

На представлениях в театре тоже постоянно звучала музыка. Была ли

это сатирическая драма или трагедия, спектакль сопровождался хоровым

пением и игрой на музыкальных инструментах. А инструменты у греков

были довольно разнообразные. Среди струнных это особенно любимая лира

и похожая на неё кифара. Из духовых особое предпочтение отдавали флейте.

Музыка звучала повсюду: во время празднеств и за работой. Она

окружала жителей Древней Греции на каждом шагу. В Элладе не было

музыкантов-профессионалов,

музыкой

занимались

все:

простые

земледельцы,

воины,

учёные.

Древнегреческие

философы,

например,

увлекались музыкой не только как искусством, но видели в ней ещё и науку.

Уверенные в том что всё в мире находится в строгой гармонической

зависимости, они стремились найти связь между музыкой и астрономией,

музыкой и философией, музыкой и математикой.

Одним из учёных, искавших связь между музыкой и математикой,

был Пифагор. «Весь мир, вся Вселенная, - утверждал Пифагор, - есть

распространённая по цифрам гармония». А эти цифры образуют те же

соотношения, что и интервалы между различными ступенями гаммы.

Открытые им интервалы легли в основу всей последующей музыки. А

изобретённый Пифагором прибор (заметим – прибор, а не инструмент:

монохорд, то есть продолговатый четырёхугольный ящик с укреплённой

внутри струной и подвижными перекладинами) стал первым важным шагом

на пути к рождению фортепиано.

Флейта и труба, арфа и лира – каждый из них чем-нибудь

замечателен. Но у каждого есть и недостатки в сравнении с другими.

Звук флейты мягок и приятен, но тих. Струнные звучат нежно,

певуче, но тоже негромко. Труба громогласна и как и остальные духовые –

не может одновременно издавать несколько звуков. Вот и пришла людям в

голову мысль попытаться создать такой инструмент, который соединил бы

лучшие качества других, им стал орган. Но вернёмся к фортепиано.

Самым удивительным усовершенствованием фортепиано было

изобретение педали. Мастера, придумавшие педаль только для продления и

удержания звука не могли предположить, какие богатства и таинства

заложены в этом приспособлении. Педаль – важная краска в палитре

пианиста, от того как он её использует звук может быть мягким или жестким,

чётким или сухим или объёмным. Сегодня невозможно представить

фортепиано без прелюдий и баллад Шопена, его ноктюрнов, вальсов,

полонезов,

мазурок,

скерцо,

сонат

и концертов.

Под

его

пальцами

инструмент зазвучал по – новому, из – под его пальцев «изливалось мрачное,

безысходное состояние» или это был « вдохновенный лирик, несравненный

поэт фортепиано, извлекающий из инструмента богатейшую гамму чувств –

нежных, задумчивых, меланхолических, светлых.»

В звуковой палитре давно знакомого рояля С. Рахманинов увидел

новые краски, новые, тончайшие оттенки фортепианного звука.

А. Скрябин обладал удивительной способностью не только

слышать, но и видеть музыку. И как бы ни пытались усовершенствовать

фортепиано, всё – равно возвращались к современной модели:

он по-

прежнему

любимый

музыкальный

инструмент

с

его

удивительным

богатством и многообразием звуковых красок и оттенков.

Умение играть на фортепиано стало необходимым для музыкантов

всех специальностей. Но чтобы доставлять радость слушателям нужно много

и самозабвенно трудиться, ведь, пожалуй нет такого ремесла, которому

человек бы начал учиться с раннего детства и продолжал всю жизнь, подобно

игре на фортепиано. И сегодня, присутствуя на фортепианных концертах, мы

становимся каждый раз свидетелями настоящего волшебства. Пианист

садится за рояль, и зал замирает, повинуясь его пальцам, из фортепиано

начинают доноситься звуки музыки, на глазах у всех совершается великое

таинство – рождается искусство.

Преподаватель высшей

квалификационной категории

Матвеева В.Е.



В раздел образования