Напоминание

Роль прилагательного в речи


Автор: Соловьева Людмила Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Ильино - Заборская основная школа""
Населённый пункт: с. Ильино - Заборское
Наименование материала: Технологическая карта урока русского языка
Тема: Роль прилагательного в речи
Дата публикации: 21.11.2020
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Роль имени прилагательного в речи»

Цель деятельности учителя: расширить представление о роли, функциях имен прилагательных в речи; повторить, обобщить знания учащихся о

синтаксической роли имён прилагательных , закрепить умение узнавать прилагательные среди других частей речи, формировать умение использовать

прилагательные как средство художественной выразительности.

Тип урока: комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные : знать характеристику имени прилагательного по значению , морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления

прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания ;доказать принадлежность слова к имени

прилагательному в форме рассуждения ; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи

Метапредметные : применение приобретенных знаний , умений и навыков в повседневной жизни ; способность использовать родной язык как

средство получения знаний по другим учебным предметам ; применение полученных знаний , умений и навыков анализа языковых явлений на

межпредметном уровне

Личностные : испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, осознание себя как

индивидуальности и одновременно как члена общества

Методы и формы обучения : наблюдение над языком ; эвристический метод ; индивидуальная, групповая , фронтальная

Оборудование: интерактивная доска ( экран), мультимедийный проектор

Наглядно - демонстрационный материал : презентация по теме урока, выполненная учителем , карточка - зачет с теоретическими положениями

урока и с заданиями для самостоятельной работы ( выдается каждому ученику )

Этапы

урока

Обучающие и развивающие

компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность учащихся

Формы организации

взаимодействия

Формируемые умения (универсальные

учебные действия)

Промежуточный

контроль

1.Мотив

ция к

учебн.

деятел

ности

Эмоциональная, психологическая и

мотивационная подготовка учащихся к

усвоению изучаемого материала

Вступительное слово учителя об

удивительных свойствах русского языка,

которые при овладении ими открывают

перед человеком огромные возможности

успешного общения (можно использовать

высказывания К.Г.Паустовского о родном

языке)

Слушают учителя,

участвуют в диалоге с

учителем. Размещают

учебные материалы на

рабочем месте,

демонстрируют

готовность к уроку

Фронтальная

Личностные : положительно относятся к

учению, познавательной деятельности,

желают приобретать новые знания,

умения, совершенствовать имеющиеся

Познавательные: понимают познавательную

задачу

Регулятивные:планируют необходимые

действия, операции

Коммуникативные : обмениваются

мнениями, учатся понимать позицию

отличную от своей

2. Актуализация и

пробное учебное

действие

Самопроверка

словарной диктовки

(просмотр слайда )

Эвристическая

беседа по теме

урока

1.Словарная диктовка с последующей самопроверкой

Ученики вставляют пропущенные буквы в словах текста, представленного на

слайде, и выделяют орфограммы ; затем записи сверяют с ключом

Учитель организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует

правильность выполнения заданий

2. Фронтальный опрос

- Как называется наука о языке , которую мы изучаем ? (Лингвистика )

- Какой раздел лингвистики изучаем сейчас ? ( Морфологию )

- Что изучает морфология ? ( Части речи )

- На какие группы делятся части речи ? (Самостоятельные, служебные,

междометия и звукоподражательные слова )

- Какие части речи относятся к самостоятельным ?

( Существительные, прилагательные, глаголы, местоимения , числительные ,

наречия )

Просматривают

слайд,

воспринимают на

слух

информацию ,

осваивают

лингвистические

термины.

Обдумывают

ответы на

вопросы,

осознают

недостаточность

своих знаний для

полных ответов

Отвечают на

вопросы, строят

высказывания

Фронтальная

Познавательные:

способны понимать

информацию,

представленную в

изобразительной,

схематичной,модельной

форме, использовать

знаково - символичные

средства для решения

различных учебных

задач

Личностные : имеют

мотивацию к учебной

деятельности

Познавательные :

выполняют учебнл -

познавательные

действия в

материализованной и

умственной форме ;

осуществляют для

решения учебных задач

операции анализа ,

синтеза, сравнения,

классификации ,

устанавливают причинно

- следственные связи

Регулятивные :

принимают и сохраняют

учебную задачу

Коммуникативные :

слушают , задают

вопросы ,отвечают на

вопросы других

формулируют

собственные мысли,

высказывают свою точку

зрения

Письмен.

работа

Устные

ответы

3.Выявление

места и

причины

затруднения

4.Целеполагание

и построение

проекта выхода

из затруднения

Эвристическая

беседа , ответы на

вопросы

Участвуют в

формулировке

темы и целей

урока , знакомятся

с заданием,

начинают работу

по созданию

кластера

- Какие орфограммы мы повторили при работе со словарной

диктовкой ?

- Ребята, а сейчас мы проведем игру «Узнай часть речи»

1. Лев Успенский называл эту часть речи хлебом языка, она

самая употребительная в речи ( из 100 слов 40 ) , с ее помощью

можно назвать все, что нас окружает: в предложении чаще

всего является подлежащим или дополнением. Род у этой части

речи является постоянным , неизменяемым морфологическим

признаком ( Имя существительное )

2.Известный русский лингвист А.М.Пешковский утверждал , что

слова этой части речи оживляют все, к чему они приложены; с

их помощью мы узнаем , что все в окружающем мире двигается,

меняет свои краски, звучит, живет. В предложении чаще всего

является сказуемым. Род у этой части речи можно определить

только в ед. числе прошедшего времени ( Глагол )

3. Слова этой части речи помогают нам уточнить то, что названо

именем существительным, называют свойства, качества всего

того , что нас окружает; помогают охарактеризовать предмет с

разных сторон. Род у этой части речи - категория непостоянная,

изменяемая и определяется во всех формах , кроме мн.числа. В

предложении чаще всего является определением .

(Придагательное )

- Ребята, именно этой речи будет и посвящен наш урок.

Давайте назовем его тему и почему эта часть речи так

называется ( выясняем значение корня - лаг- и его

правописание )

Формулировка темы и целей урока с привлечением учащихся

- Вспомним сегодня все , что мы знаем о прилагательном , и

откроем новые сведения об этой удивительной части

речи .Сейчас мы с вами составим схему - кластер , используя те

знания о прилагательном , которые вам уже известны, а затем ,

при выполнении предложенных заданий , дополним схему новой

информацией. Работу вы будете выполнять в карточках -- зачетах

, которые у каждого на столе

Слушают,

выполняют

задания

Знвкомятся с

заданием,

слушают

учителя,

формулируют

собственные

мысли, начинают

работу по

созданию

кластера

Фронтальная

Индивидуальная

, групповая

Личностные : имеют желание осознать

свои трудности и стремятся к их

преодолению, проявляют способность

к самооценке своих действий,

поступков

Познавательные : устанавливают

причинно - следственные свяэи ,

делают выводы

Регулятивные : осознают

недостаточность своих знаний

Коммуникативные : задают вопросы с

целью получения необходимой для

решения проблемы информации

Личностные : осознают свои

возможности в учении ,

способны адекватно рассуждать о

причинах своего успеха или неуспеха в

учении, связывая успехи с усилием,

трудолюбием

Познавательные:извлекают

необходимую информацию из

объяснения учителя , высказываний

одноклассников,систематизируют

собственные знания

Регулятивные :планируют

(в сотрудничестве с учителем,

одноклассниками или самостоятельно)

необходимые действия , оперции;

работают по плану

Устные

ответы

Устные

ответы

Коммуникативные :строят небольшие

монологичесеие высказывания,

осуществляют совместную деятельность

5. Творческая

практическая

деятельностьпо

реализации

построенного

проекта

6.Первичное

закрепление

Эвристическая

беседа ,

выполнение

заданий,

иллюстрирующих

природу

изучаемого

языкового явления

Обобщение и

систематизация

знаний,

формирование

рациональных

способов

применения их на

практике

Учитель организует работу учащихся с карточкой- зачетом, в

ходе беседы при помощи вопросов подготавливает детей к

выполнению предложенных им заданий. Сначала

формулируется лингвистическое правило, тезис, необходимые

для выполнения практического задания, затем совместное

выполнение практики

Самостоятельная работа каждого с типичным заданием

(письменно в карточке – зачете ; задания карточки- зачета

прилагаются )

Работа с

заданиями.Формулирую

т собственные мысли

высказавают и

обосновывают свою

точку зрения. В

сотрудничестве с

учителем и

одноклассниками

делают выводы

( продолжают работу

по созданию кластера )

Работа с заданием,

формулируют

собственные мысли в

письменной форме

Фронтальная ,

индивидуальная

Индивидуальная

Личностные :желают

приобретать новые знания,

умения, совершенствовать

имеющиеся

Познавательные : читают и

слушают, извлекая нужную

информацию А также

самостоятельно находят ее в

предложенном раздаточном

материале и на слайдах

презентации

Регулятивные : контролируют

учебные действия, замечают

допущенные ошибки. Осознают

правило контроля и успешно

используют его в решении

учебной задачи

Коммуникативные :

осуществляют совместную

деятельность с учетом учебно -

познавательных задач, умеют

задавать вопросы для

уточнения последовательности

работы

Личностные : нравственно-

этическое оценивание

усваиваемого содержания

Познавательные:самостоятельн

о выделяют и формулируют

цель.; осуществляют поиск

необходимой информации (из

материалов презентации ,

карточки- зачета, рассказа

учителя, по воспроизведению

в памяти )

Регулятивные : самостоятельно

планируют необходимые

действия, операции, работают

по плану

Задают

вопросы для

уточнения

информации.

Письменная

работа и

устная

работа

Письменная

работа в

карточке -

зачете

Коммуникативные :

формулируют собственные

мысли в письменной

форме,,строят небольшие

монологичесеие высказывания,

осуществляют совместную

деятельность

7.Самостоятельная

творческая работа по

созданию

собственного текста

8.Включение в

систему знаний и

повторение

(можно,используя

сдвоенные уроки,

организовать

зачитывание

выполненных

учащимися работ с

последующем

анализом , с

привлечением детей к

их оценке ,

проговорив все

недостатки и

достоинства

созданных текстов)

Самостоятельное

выполнение

творческой работы

на основе

полученных в ходе

урока знаний

Обобщение

полученных на

уроке сведений ,

оценивание

Самостоятельное выполнение творческого задания по выбору с

учетом уровня подготовки детей : 1) опишите сегодняшнюю погоду в

научном и художественном стилях ; 2) напишите сочинение -

рассуждение на лингвистическую тему « Роль прилагательных в

речи»

Организует зачитывание, прослушивание работ учащихся и их

оценивание

Вывод :

- Так для чего нужны имена прилагательные ? ( для образности,

яркости нашей речи : с помощью прилагательных можно у

существительных описать форму , цвет, вкус , величину и другие

признаки )

- Поэтому прилагательное о себе говорит так :

У существительных подчас

Не жизнь а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить

Выполнение

письменного

творческого

задания по

выбору (создание

собственного

текста )

Формулируют

собственные

мысли,

высказывают и

обосновывают

свою точку

зрения. В

сотрудничестве с

учителем и

одноклассниками

делают выводы.

Выполняют

задания , отвечают

на вопросы

Индивидуальная

Фронтальная

Познавательные :

устанавливают

взаимосвязь между

объемом полученных

на уроке знаний ,

умений, навыков и

операционных,

исследовательских,

аналитических умений

как интегрированных

сложных умений

Личностные :

понимают, в чем

значение знаний для

человека,

Познавательные:

приобретают умения

использовать

полученные знания и

умения в практической

деятельности и

повседневной жизни

Регулятивные :

оценивают свою

работу и работу своих

одноклассников;

исправляют и

объясняют ошибки

Коммуникативные :

формулируют

собственные мысли,

Задают вопросы

для уточнения

информации.

Письменная

работа в

индивидуальной

карточке

Устные

высказывания

высказывают и

обосновывают свою

точку зрения



В раздел образования