Напоминание

Рабочая программа курса "Астрономия"


Автор: Воронова Елена Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУСОШ № 11
Населённый пункт: город Североморск
Наименование материала: Рабочая программа ФГОС
Тема: Рабочая программа курса "Астрономия"
Раздел: полное образование





Назад




Пояснительная записка.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по астрономии

разработана на основе федерального компонента государственного стандарта

основного общего образования по физике 2004 г., в соответствии с примерной программой

основного общего образования по астрономии 2004 г. (приказ №506 от 07.07.2017 «О

внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных

стандартов начального, основного, общего и среднего (полного) общего образования,

утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г.

№1089».

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного

стандарта и даёт

распределение учебных часов по разделам курса,

определяет

последовательность

изучения

разделов астрономии с учётом межпредметных и

внутрипредметных связей, логики учебного процесса.

Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного ) общего образования

направлено на достижение следующих целей:

- осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов

природы;

- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции

Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и

техники;

-овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами

определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками

практического использования комьютерных приложений для определения вида звездного

неба в конкретном пункте для заданного времени;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в

процессе приобретения знаний по астрономии с ипользованием различных источников

информации и современных информационных технологий;

- формирование научного мировоззрения;

- формирование навыков использования естественнонаучных и физико -математических

знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений

современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Важная роль предмета - становление гражданской позиции и патриотическое воспитание

выпускников (Российская Федерация в развитии астрономии и космофизики всегда занимала

лидирующие позиции в мире).

Задача астрономии – формирование естественнонаучной грамотности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

11 класс

(34 часа)

Предмет астрономии (2 часа)

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную.

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания астрономии.

Практическое применение астрономических исследований. История развития Отечественной

космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения

современной космонавтики.

Основы практической астрономии (5 часов)

Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта,

созвездия, использование компьютерных приложений, отображения звездного неба. Видимая

звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на

небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое

движение и фазы Луны. Солнечные и Лунные затмения. Время и календарь.

Законы движения небесных тел (7 часов)

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет.

Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная

механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных

небесных тел.

Солнечная система (7 часов)

Происхождение Солнечной системы. Система Земля – Луна. Планеты земной группы.

Планеты – гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы.

Астероидная опасность. Методы астрономических исследований.

Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник

информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы,

принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон

смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.

Звезды (6 часов)

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие

звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс.

Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во

Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических

элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее

этапы и конечные стадии. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявление солнечной

активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль

магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.

Наша Галактика – Млечный путь (2 часа)

Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение

Галактики. Темная материя.

Галактики. Строение и эволюция Вселенной (5 часов)

Открытие других Галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики.

Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное

смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой взрыв. Реликтовое излучение.

Темная энергия.

Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать

- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина,

созвездие, противостояние и соединение планет, комета, астероид, метеор, метеорит,

планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное

время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс,

реликтовое излучение, Большой взрыв, черная дыра;

- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная

величина;

- смысл физического закона Хаббла;

- основные этапы освоения космического пространства;

- гипотезы происхождения Солнечной системы;

- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра

Галактики;

Уметь:

- приводить примеры роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов

исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для

получения астрономической информации с помощбю космических аппаратов и

спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

- описывать и объяснять различия календарей, условия наступления солнечных и лунных

затмений, фазы Луны, суточные движения небесных светил, причины возникновения

приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-

химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость»,

физические термины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и

происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

- характеризовать особенности методов познания в астрономии, основные элементы и

свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров

небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе Большую

Медведицу, Малую Медведицу, Волопас, Лебедь, Кассиопею, Орион,; самые яркие звезды, в

том числе, Полярную звезду, Арктур, Вегу, Капеллу, Сириус, Бетельгейзе;

- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и

звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

- использовать приобретенные знанимя и умения в практической деятельности и

повседневной жизни:

- для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания

по астрономии, отделение ее от лженаук;

- для оценивания информации, содержащейся в СМИ, Интернете, научно-популярных

статьях.

Материально-техническая база

Ноутбук

МФУ

Документ-камера

Мультимедийный проектор

Мультимедийная доска

Научно-популярные фильмы по астрономии (диски)

Ж/к телевизор

DVD-плеер

Порфирьев В.В. Астрономия-11. - М.: Просвещение, 2003.

Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономия-11 (базовый уровень) – Вертикаль,

Дрофа, 2018.



В раздел образования