Автор: Зубова Елена Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: "Гимназия № 1 г. Нерюнгри им. С.С. Каримовой"
Населённый пункт: Нерюнгри Саха Якутия
Наименование материала: конспект урока с использованием ИКТ
Тема: Использование ИКТ на уроках музыки
Раздел: среднее образование
«Жанры вокальной музыки»
Цель, задачи урока: Познакомить учащихся с жанрами вокальной музыки,
научить различать жанры по характеру звучания, учить воспринимать и
грамотно исполнять вокальные произведения.
Воспитывать музыкальный вкус, продолжать развивать музыкальные
способности детей: память чистоту интонирования мелодии, вокальный слух.
^ Материал к уроку: Фонохрестоматии, нотные хрестоматии, дидактический
материал, фонозаписи, тексты из сборников «Я познаю мир», «История
мировой культуры»,»Музыка от А до Я», перфокарты.
Ход урока
Изобразительное искусство, музыка, хореография, все это виды искусства.
Сегодня мы узнаем подробнее о жанрах вокальной музыки. Главным жанром
вокальной музыки является песня, потому, что песня неразлучна с
человеком. Чтобы ни происходило в нашей жизни, всегда рядом песня. О
том, насколько важна песня для людей, рассказывает один рассказ,
послушаем его.
ПАМЯТНИК ПЕСНЕ
Давным–давно жил в городе Вене весельчак по имени Августин,
который прославился на весь город своими песнями. Многие из этих
песен Августин сочинял прямо на ходу…Где Августин, там радость и
веселье, где радость и веселье, там Августин.
Но однажды в город пришла страшная беда по имени чума. Страшная
болезнь косила людей так, что вымирали целые улицы и даже города.
Приуныли жители Вены. И только Августин по – прежнему появлялся
то там, то здесь со своим немудреным инструментом, и повсюду задорно
звучала его волынка, словно бросая вызов смерти. Он подбадривал
сограждан, а они слушали его с благодарностью и удивлением: неужели
он не страшится смертоносной чумы?.
Как то раз, усталый Августин возвращаясь домой ночью, забрел на
окраину города. Он долго блуждал в темноте, выбился из сил и мечтал
только о том, чтобы где – то немного поспать. Он прямо засыпал на
ходу. Проплелся он еще немного по каким – то колдобинам и вдруг,
споткнувшись, свалился в яму. Яма так яма, чем не место для сна, да и
ветер не дует, и проспал Августин в ней мирно и тихо до самого утра. А
утром обнаружил, что попал на кладбище, и провел ночь в общей могиле
для бедняков, сраженных ужасной болезнью.
Августин выбрался из ямы, стряхнул с волынки землю и направился в
город. А по дороге домой он сочинял песню. В которой рассказывалось о
том, что сегодня ночью он повстречался со смертью и победил её. Он пел
эту песню повсюду, и жители гибнущего города с восторгом и надеждой
слушали его, веря, что песня может спасти человека от гибели.
Вместе с маленьким певцом эту песню запела вся Вена. И в конце
концов страшная болезнь отступила перед жизнелюбивыми венцами,
поющими наперекор смерти. Ведь это правда, что с жизнерадостными и
сильными людьми ей справиться труднее, чем с людьми
слабовольными.
А Августин с тех пор стал народным любимцем и героем.
Стоит в городе Вене на площади памятник Августину, и звучит по сей
день веселая песенка «Ах, мой милый Августин»
4.Учитель. Почему рассказ называется «Памятник песне»?(ответы детей)
Когда мы говорили о музыке русского народа, мы разделяли её на
певческую и инструментальную, плясовую, народную и авторскую.
Сейчас в классе прозвучит одна из народных песен «Заплетись плетень»,
попробуйте определить к какому виду песен она относится. (лирическая,
спокойная, немного грустная, одноголосная)
Очень близка к народной песне частушка.
Частушка – произведение устного народного творчества, исполняется как
народная припевка, основанная на многократном повторении мелодии.
Мотив у частушки может быть разным, но характер всегда веселый,
задорный.
Слушание частушек в исполнении учащихся.
Ну, а сейчас слово романсу.
Сольная, лирическая песня, исполняется с инструментальным
сопровождением. В романсе передаются сокровенные и личные
переживания.. Поется о любви, о счастье.
Родиной романса считают Испанию. В Испании, в 17 веке пели песни на
родном романском языке, отсюда и название этого жанра романс.
Слушание романса из к/ф «Соломея» /фонозапись/ (Это было…)
Ещё один жанр, который пришел из Испании – далекой страны ритмичных
танцев и любовных песен. Это серенада. Слово серенада в переводе с
испанского обозначает теплую вечернюю погоду. Именно вечером испанские
мужчины исполняли такие песни. Эти песни рыцари посвящали своим
дамам, которым отдавали свои сердца.
Слушание Серенады
А вот этот жанр в переводе с древнегреческого означает жалобу. элегия
Это очень давний жанр. Ещё в Древней Греции элегией называли траурное,
скорбное пение в сопровождении духового инструмента гобоя. Сегодня
Элегией называют лирическую песню о любви с грустным оттенком.
Послушайте элегию
Плавно, как лебедь во влаге прозрачной
Тихо, качаясь, плывет наш челнок.
О, как на сердце легко и приятно,
Нет в нем и тени минувших забот.
Песня на воде – еще один жанр вокальной музыки с необычным название
баркарола. Что же она обозначает?
Баркарола в переводе с итальянского языка обозначает песнь лодочника. В 17
веке в итальянском городе Венеции были распространены песни лодочников,
которые на таком необычном для города транспорте перевозили людей по
Венецианским каналам с одного места на другое. Плавно раскачиваясь от
мерных ударов весла, лодка медленно скользила по воде, отсюда и характер
песни – плавный, неторопливый ритм. В баркароле воспевается любовь к
природе, красота окружающего мира.
Слушание баркаролы «Венецианская ночь»
И последний жанр, который мы сегодня послушаем – это шлягер.
Шлягерами называют песни или мелодии, пользующиеся популярностью в
какое – то определенное время. Этот жанр наиболее распространенный в
современном искусстве
Звучит современный шлягер / по усмотрению учителя/
Итог урока: А сейчас подытожим нашу беседу, попробуем перечислить все
прослушанные на уроке жанры вокального искусства.( ответы детей)