Напоминание

Использование ИКТ на уроках музыки


Автор: Зубова Елена Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: "Гимназия № 1 г. Нерюнгри им. С.С. Каримовой"
Населённый пункт: Нерюнгри Саха Якутия
Наименование материала: конспект урока с использованием ИКТ
Тема: Использование ИКТ на уроках музыки
Раздел: среднее образование





Назад




«Жанры вокальной музыки»

Цель, задачи урока: Познакомить учащихся с жанрами вокальной музыки,

научить различать жанры по характеру звучания, учить воспринимать и

грамотно исполнять вокальные произведения.

Воспитывать музыкальный вкус, продолжать развивать музыкальные

способности детей: память чистоту интонирования мелодии, вокальный слух.

^ Материал к уроку: Фонохрестоматии, нотные хрестоматии, дидактический

материал, фонозаписи, тексты из сборников «Я познаю мир», «История

мировой культуры»,»Музыка от А до Я», перфокарты.

Ход урока

Изобразительное искусство, музыка, хореография, все это виды искусства.

Сегодня мы узнаем подробнее о жанрах вокальной музыки. Главным жанром

вокальной музыки является песня, потому, что песня неразлучна с

человеком. Чтобы ни происходило в нашей жизни, всегда рядом песня. О

том, насколько важна песня для людей, рассказывает один рассказ,

послушаем его.

ПАМЯТНИК ПЕСНЕ

Давным–давно жил в городе Вене весельчак по имени Августин,

который прославился на весь город своими песнями. Многие из этих

песен Августин сочинял прямо на ходу…Где Августин, там радость и

веселье, где радость и веселье, там Августин.

Но однажды в город пришла страшная беда по имени чума. Страшная

болезнь косила людей так, что вымирали целые улицы и даже города.

Приуныли жители Вены. И только Августин по – прежнему появлялся

то там, то здесь со своим немудреным инструментом, и повсюду задорно

звучала его волынка, словно бросая вызов смерти. Он подбадривал

сограждан, а они слушали его с благодарностью и удивлением: неужели

он не страшится смертоносной чумы?.

Как то раз, усталый Августин возвращаясь домой ночью, забрел на

окраину города. Он долго блуждал в темноте, выбился из сил и мечтал

только о том, чтобы где – то немного поспать. Он прямо засыпал на

ходу. Проплелся он еще немного по каким – то колдобинам и вдруг,

споткнувшись, свалился в яму. Яма так яма, чем не место для сна, да и

ветер не дует, и проспал Августин в ней мирно и тихо до самого утра. А

утром обнаружил, что попал на кладбище, и провел ночь в общей могиле

для бедняков, сраженных ужасной болезнью.

Августин выбрался из ямы, стряхнул с волынки землю и направился в

город. А по дороге домой он сочинял песню. В которой рассказывалось о

том, что сегодня ночью он повстречался со смертью и победил её. Он пел

эту песню повсюду, и жители гибнущего города с восторгом и надеждой

слушали его, веря, что песня может спасти человека от гибели.

Вместе с маленьким певцом эту песню запела вся Вена. И в конце

концов страшная болезнь отступила перед жизнелюбивыми венцами,

поющими наперекор смерти. Ведь это правда, что с жизнерадостными и

сильными людьми ей справиться труднее, чем с людьми

слабовольными.

А Августин с тех пор стал народным любимцем и героем.

Стоит в городе Вене на площади памятник Августину, и звучит по сей

день веселая песенка «Ах, мой милый Августин»

4.Учитель. Почему рассказ называется «Памятник песне»?(ответы детей)

Когда мы говорили о музыке русского народа, мы разделяли её на

певческую и инструментальную, плясовую, народную и авторскую.

Сейчас в классе прозвучит одна из народных песен «Заплетись плетень»,

попробуйте определить к какому виду песен она относится. (лирическая,

спокойная, немного грустная, одноголосная)

Очень близка к народной песне частушка.

Частушка – произведение устного народного творчества, исполняется как

народная припевка, основанная на многократном повторении мелодии.

Мотив у частушки может быть разным, но характер всегда веселый,

задорный.

Слушание частушек в исполнении учащихся.

Ну, а сейчас слово романсу.

Сольная, лирическая песня, исполняется с инструментальным

сопровождением. В романсе передаются сокровенные и личные

переживания.. Поется о любви, о счастье.

Родиной романса считают Испанию. В Испании, в 17 веке пели песни на

родном романском языке, отсюда и название этого жанра романс.

Слушание романса из к/ф «Соломея» /фонозапись/ (Это было…)

Ещё один жанр, который пришел из Испании – далекой страны ритмичных

танцев и любовных песен. Это серенада. Слово серенада в переводе с

испанского обозначает теплую вечернюю погоду. Именно вечером испанские

мужчины исполняли такие песни. Эти песни рыцари посвящали своим

дамам, которым отдавали свои сердца.

Слушание Серенады

А вот этот жанр в переводе с древнегреческого означает жалобу. элегия

Это очень давний жанр. Ещё в Древней Греции элегией называли траурное,

скорбное пение в сопровождении духового инструмента гобоя. Сегодня

Элегией называют лирическую песню о любви с грустным оттенком.

Послушайте элегию

Плавно, как лебедь во влаге прозрачной

Тихо, качаясь, плывет наш челнок.

О, как на сердце легко и приятно,

Нет в нем и тени минувших забот.

Песня на воде – еще один жанр вокальной музыки с необычным название

баркарола. Что же она обозначает?

Баркарола в переводе с итальянского языка обозначает песнь лодочника. В 17

веке в итальянском городе Венеции были распространены песни лодочников,

которые на таком необычном для города транспорте перевозили людей по

Венецианским каналам с одного места на другое. Плавно раскачиваясь от

мерных ударов весла, лодка медленно скользила по воде, отсюда и характер

песни – плавный, неторопливый ритм. В баркароле воспевается любовь к

природе, красота окружающего мира.

Слушание баркаролы «Венецианская ночь»

И последний жанр, который мы сегодня послушаем – это шлягер.

Шлягерами называют песни или мелодии, пользующиеся популярностью в

какое – то определенное время. Этот жанр наиболее распространенный в

современном искусстве

Звучит современный шлягер / по усмотрению учителя/

Итог урока: А сейчас подытожим нашу беседу, попробуем перечислить все

прослушанные на уроке жанры вокального искусства.( ответы детей)



В раздел образования