Напоминание

" Тема любви в музыке известных композиторов"


Автор: Зубова Елена Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: Гимназия № 1 г. Нерюнгри им. С.С, Каримовой
Населённый пункт: Нерюнгри Саха Якутия
Наименование материала: урок музыки
Тема: " Тема любви в музыке известных композиторов"
Дата публикации: 20.11.2020
Раздел: среднее образование





Назад




Гимназия № 1 г. Нерюнгри им. С.С, Каримовой.

Конспект урока по музыке

в 8 классе.

Тема урока: «Тема любви в музыке известных композиторов!»

Подготовила

учитель музыки

Зубова Елена Николаевна

г. Нерюнгри 2020г.

Урок музыки «Тема любви в музыке известных композиторов!»

*** 01 ЗВУЧИТ «Лунная соната» Бетховена

У: У нас сегодня с вами обычный урок, урок, где мы будем общаться друг с другом, рассуждать о

проблемах, которые нас волнуют, говорить о серьёзных чувствах, разобраться в которых нам, как

всегда, поможет музыка.

Мы сегодня затронем с вами очень серьёзную тему, тему, которая волнует все поколения, особенно

нашу современную молодёжь

Ну, а о чем пойдет речь сегодня на уроке, я думаю, вам подсказала музыка, прозвучавшая в начале

урока- ( дети определяют тему)

У: Конечно, же о любви. - Слайд№ 2

Бессмертные звуки «Лунной сонаты»

Тема любви в музыке разных композиторов

У: Что волнует человека в 14-16 лет? Политика, погода, курс доллара? Да, нет, конечно. Эти темы

более близки взрослым, а вот о любви в этом возрасте хочется говорить часами. И сегодня мы

окунемся с вами в это удивительное и прекрасное чувство любовь – как в океан, в который впадают

сотни рек.

Мы постараемся разобраться, как это чувство раскрывается в разных жанрах музыки.

Учитель: В течение урока постараемся ответить на вопрос, почему композиторы разных времен

рассуждали и продолжают рассуждать о любви?

Давайте мы наш урок проведем сегодня как «Музыкальную гостиную», где будем высказывать свои

мысли, рассуждения по заданной теме, не скрывая своих чувств и раскрывая тайны своей души.

Согласны? Попробуем?

Но помимо музыки, которая будет звучать на уроке и наших дискуссий, что же ещё предполагает

Гостиная?

Дети: - (гостей)

( учитель представляет гостей и предлагает им принять участие в разговоре, несмотря на то,

что у них на уроке своя определённая задача )

У: Ну что ж, возвращаемся к нашей теме – «Теме любви в музыке разных композиторов».

-Какое же произведение помогло вам определить тему нашего разговора?

Д: ЛУННАЯ СОНАТА БЕТХОВЕНА

слайд 3

ГОДЫ ЖИЗНИ (

1770- 1827)

У: Какое чувство руководило на ваш взгляд композитором во время создания этого произведения

«влюблённость» или «любовь»?

Дети: (любовь).

- А что такое по вашему любовь?

_ А влюбленность?

Делаем это через интернет и библиотека, записываем определение в тетрадь слайд на экран2

- Давайте найдем определение любви и влюбленности после того как нашли дети включить слайд 4

- Чем отличаются эти чувства?

– (рассуждения детей - любовь более сильное, глубокое чувство. .влюбленность – легкое…)

- А в каком возрасте по вашему мнению может настигнуть человека это чувство? Давайте спросим у

наших гостей, когда они испытали первое чувство любви, ну или хотя бы чувство влюбленности?

ОТВЕТЫ ГОСТЕЙ

У: По вашему мнению, что пришлось пережить Бетховену?

- ( страдания, боль, одиночество, переживание …) и гости, дети ответы

У: Конечно же, если человек сумел пройти через всё это, он постиг силу настоящей любви!

- Что же использовал композитор в музыке, что помогло нам принять в своё сердце его боль ?

- (минорный лад, медленный темп, тихая динамика, глубокая интонация…)

У:Согласны ли вы с высказыванием?

(

учитель зачитывает слова

на слайде 5

« Говорят, истинное вдохновение приходит только к тем, кто знает цену истинному

страданию. Не потому ли музыка так божественно прекрасна?»

Дети: (Если человек пережил страдания, прошел какие-то преграды, постиг это великое чувство

любви, только тогда оно способно стать источником многих величайших произведений мировой

классики. Только тогда его музыка будет «настоящей», будет ценной…)

У: К кому испытывал такую сильную любовь Бетховен?

- (Дж. Гвичарди) фото

на слайд 6

Лунная соната тревожила и тревожит чувства и воображение людей уже на протяжении нескольких

столетий. Волшебные звуки, некогда записанные Бетховеном, стали вечным гимном любви и

влюбленным. А причиной такого вечного музыкального произведения стала любовь, разбившая

сердце великого маэстро.

Посвящена она Джульетте Гвиччарди — возлюбленной композитора. История любви Бетховена и

Джульетты началась в Вене, в самый тяжелый для Бетховена период: композитор начинал

понимать, что теряет слух. Для гениального музыканта это было поистине ужасно. И именно юная

Джульетта воскресила в нем желание жить и творить.

Людвиг давал ей уроки игры на фортепиано и ему казалось, что девушка отвечает взаимностью на

его пылкое чувство, несмотря на разницу в возрасте.

Спустя полгода, охваченный страстной любовью к Джульетте, Бетховен садится за написание

сонаты. Пыл своего сердца он переводит любимой с помощью нот. Достучались ли эти ноты до

прекрасного создания? Вряд ли. Девушка увлеклась молодым графом Галленбергом, чьи

незначительные музыкальные сочинения казались ей еще более гениальными. Именно так она

отзывалась о нем при своем учителе, и уязвленный и разгневанный Бетховен отказался с ней

заниматься.

*** фон музыки 04

У: Теперь давайте с вами переключимся на еще одного не менее известного польского композитора

Фредерика Шопена.

(

1771—1844) СЛАЙД 7

Композитор романтик. Его возлюбленной была

Жорж Санд. Слайд 8

Они так и не стали мужем и женой. Их роман принёс обоим больше страданий, чем счастья. Но

даже сейчас, спустя почти двести лет, люди вспоминают историю их любви.

Никто не мог даже предположить, что Жорж Санд и Фредерик Шопен могут влюбиться друг в

друга. Слишком уж разными они были — хрупкий болезненный юноша с манерами рыцаря и

решительная женщина в мужском костюме, с неизменной сигарой в зубах. Тем не менее их роман

продолжался десять лет и сподвиг обоих на создание выдающихся произведений — он писал

музыку, она — книги.

К моменту знакомства у неё был солидный жизненный опыт за плечами. Ей было немного за

тридцать, успела пожить в женском монастыре, выскочить замуж, родить сына и дочь, оставить

супруга, уехать вслед за возлюбленным в Париж и написать несколько романов под мужским

псевдонимом «Жорж Санд».

Фредерику Шопену не было ещё и тридцати. Он слыл музыкальным гением и виртуозом, объездил

с концертами множество стран и был брошен той, с которой был помолвлен.

Когда они впервые встретились на светском вечере в доме их общей знакомой, Шопен развлекал

гостей игрой на фортепиано. Хозяйка дома решила познакомить двух творческих натур, но

музыкант тогда не придал значения этой встрече. А после спрашивал знакомых: «Что это за

отвратительная женщина — Жорж Санд? Да и женщина ли она вообще?». Молодого человека с

изысканными манерами тогда шокировало фривольное поведение и экстравагантный внешний вид

писательницы, которая не просто носила мужской костюм, но ещё и дополняла его высокими

грубыми сапогами, шляпой и сигарой. А вот «возмутительница спокойствия», по-видимому, сразу

обратила внимание на молодого композитора.

Шопену отношения с эпатажной Санд давались с большим трудом, но многие биографы сходятся

во мнении: именно в те годы композитор написал свои лучшие произведения. Их отношения

продолжались около десяти лет и принесли обоим много страданий: наверное, счастливый брак и

спокойная семейная жизнь — слишком сложное понятие для двух гениев под одной крышей.

Мадам Санд переживет Шопена на 27 лет и скончается в 1876 году в 72-летнем возрасте. Она

оставалась верна себе даже на склоне лет: в свои 60 дала Парижу повод обсуждать её связь с 39-

летним художником Шарлем Маршалем, которого называла не иначе как «мой толстый поздний

ребенок». Она была неизменно жизнерадостна и общительна. Единственная вещь, которая могла

заставить эту женщину плакать, – звуки вальсов Шопена.

Сегодня мы познакомимся с одним из вальсов. «Вальс дождя» был создан на Майорке, где

провели вместе зиму влюблённые друг в друга Фредерик Шопен и Жорж Санд.

Но жизнь на Майорке для пары не была безоблачной. У композитора обострился туберкулёз.

Испугавшись, хозяин дома выгнал Шопена, Жорж Санд и её детей на улицу. Трудно было найти

жильё, весь остров, казалось, ополчился на «чахоточного» с его «странной» возлюбленной, которая

одевалась в мужское платье, курила трубку и была старше любовника на шесть лет… В Шопена на

улицах бросали камни, громко проклинали Жорж Санд, а в магазинах отказывались им продавать

товар. Потеряв кров, они поселились в келье пустующего монастыря. Но, несмотря на это

композитор смог создать свой шедевр, в котором передал всю нежность чувств, к своей

возлюбленной.

*** 02 Слушание «Вальс дождя»

Всю ночь звучит мелодия дождя

Тихонько барабанит в ритме вальса

Окутала вуалью город мгла

Свет окон манит мокрого скитальца.

Звучат литавры грома словно гонг

Сжимают сердце звуками набата

Играют в небе молнии в пинг – понг

И по стеклу дождинками стаккато.

Летит в ночи мелодия дождя

Струится нежно, будто звуки скрипки

В желанном вальсе, трепетно скользя

Танцуем мы, промокшие до нитки.

А вы давно гуляли под дождем?

Не так, чтоб от маршрутки до подъезда

Бежать, укрывшись бережно зонтом,

А чтоб сухого не осталось места!

Чтоб ручейки сползали по щекам,

А волосы, похожие на тину,

Прилипли паклей к шее и ушам,

И лужи громко хлюпали в ботинках.

А вы не целовались под дождем?

Не так, чтоб три секунды, для отмазки,

А чтобы затерялись вы вдвоем,

Чтоб на ее лице - природы краски.

А на твоем - желание собрать

Со щечек капли теплыми губами,

Желание по лужам танцевать,

Соединившись мокрыми телами...

А дома, завернувшись в теплый плед,

Обнявшись, посидеть за мятным чаем.

Вы так гуляли? Я пока что нет.

Хотя всю жизнь мечтаю...

У: Вот такие замечательные строки легли на великое произведение Шопена, аранжированное в

современной обработке.

*** Фоном романс 10

У: Теперь, наверное, пора в нашей музыкальной гостиной поговорить о другой музыке. Ребята, в

пятом классе мы с вами проходили большую тему «Жанры вокальной и инструментальной

музыки». Давайте вспомним, какие жанры музыки передают чувства любви?

Д: Романс, Элегия, Серенада, Баркарола

У: Абсолютно правильно, все вами перечисленные жанры воспевают чувство любви.

А можете ли вы вспомнить сценические постановки о любви, которые мы проходили?

Д: Опера «Орфей и Эвредика», «Ромео и Джульетта», «Кармен», Балет «Жизель», «Руслан и

Людмила», «Снегурочка»

У: Отлично

. Тема любви находит отражение в различных жанрах искусства и не только

музыкального . (Учитель зачитывает стихотворение)

«Музыка любви» И Трушина

……Не надо слов для душ влюбленных,

Слова банальны и черствы.

Когда два сердца упоенно

Играют музыку любви.

И только им слышны аккорды,

И только им подвластен ритм,

Им отраженьем с небосвода,

Беззвучным эхом слышен гимн..

Где мы еще можем встретиться с этим прекрасным чувством?

Д: В литературе, поэзии, живописи.

У: Приведите примеры произведений, которые вы знаете?

Д: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»…

У: В старших классах вы будете знакомиться с различными литературными произведениями,

которые касаются темы ЛЮБВИ. Сегодня мне хочется привести пример произведения

«Бесприданница » Александра Николаевича Островского. На сюжет этого произведения был создан

художественный фильм Никиты Михалкова «Жестокий романс». Этот фильм, как нельзя лучшее

доказательство слияние двух направлений музыкального и литературного. В фильме звучит очень

много музыки. Особенно романсов. Давайте окунемся в мир романса.

*** 03 СЛУШАНИЕ романса «Я словно бабочка к огню »

***08 фон

У: Ребята, на прошлом уроке мы говорили на тему «О радости в музыке» и вы получили

индивидуальное домашнее задание, найти историю любви бедного грузинского художника

Пиросмани

Знаменитый поступок грузинского художника Нико Пиросмани, питавшего неразделённую любовь

к актрисе Маргарите, стал самым ярким событием в его жизни и ожившей в музыке историей.

Маргарита - любовь бедного художника... Она была француженкой. Пела и танцевала на

театральных подмостках Тифлиса в начале XX века. Женщина, забравшая сердце художника, а

заодно и последние его сбережения.

Влюблённый Пиросмани пробовал разные способы завоевать сердце красавицы. Однажды он

нарисовал её портрет, но она была неприступна и нередко даже не удостаивала художника

взглядом. Такое отношение приводило Нико в исступление, он порою в слезах припадал к земле,

чтобы коснуться губами следов её ног. Подобное обожание на грани умопомрачения актрисе было

не по нраву и лишь увеличивало дистанцию между ней и художником.

Но в один прекрасный день бедный художник предпринял еще одну попытку покорить сердце

французской красавицы. Все цветы Тифлиса, его окрестностей, и привезённые в Тифлис на поездах

в тот день цветы были брошены к её ногам. Этими цветами, привезенными в нескольких повозках,

нанятые Нико люди завалили улицу перед гостиницей, где остановилась Маргарита. Вопреки

стихотворному образу, повествующему о миллионе алых роз — розы были самых разных

расцветок, но и помимо них, были еще сирень, веточки акации, пионы, лилии, маки и многие другие

цветы. У безмерно счастливого Нико - день рождения. Он встретил женщину, которую полюбил

безоглядно, до беспамятства! И за короткое время улочка перед гостиницей была сплошь усеяна

цветами. Увидев это, Маргарита вышла к Нико Пиросмани и крепко поцеловала его в губы - в

первый и последний раз. Вскоре её гастроли в Тифлисе завершились и они более никогда не

встречались.

У: В нашей «Музыкальной гостиной» мы не только знакомимся с музыкальными произведениями,

но и слушаем живой звук. Сегодня Полина нам приготовила песню, которая написана на реальных

событиях. В её исполнении прозвучит песня Раймонда Паулса, современного композитора

«Миллион алых роз», премьера песни состоялась 2 января 1983 года и до сегодняшнего дня трогает

и волнует сердца людей разного поколения. Наши гости могут подпевать, это не запрещается.

*** 04 ПЕСНЯ «МИЛЛИОН АЛЫХ РОЗ»

*** 08 паулс фоном

У: Незаметно для себя мы и подошли с вами к нашему современному миру, современной музыке. И

если я вас спрошу «А поют ли сейчас песни о любви? ». В ответ увижу недоумение, а может быть и

смех. В заключении нашего урока, я предлагаю вам всем поучаствовать в живом исполнении песни.

НО… уже другой. Думаю, всем известен Дима Билан. Это молодой, популярный и любимый

исполнитель. Его песни всегда долгое время находятся на пике популярности. И, одна их таких

песен «Держи». Давайте ее исполним, гости тоже включайтесь в исполнение.

*** 09 ПЕСНЯ «ДЕРЖИ»

У: В заключении урока вспомнилось, что когда- то читала о встрече Мейерхольда и Л.Н.Толстого.

Всеволод Мейерхольд спросил у великого писателя, много ли тот читает. Ответ был очень

неожиданным и привел в восторг будущего знаменитого режиссера. Лев Николаевич сказал, что не

читает много. И дал совет, что не нужно много читать, а следует только много думать над

прочитанным.

Думаю, что и в музыке точно также. Не нужно много слушать, но нужно слушать настоящую

музыку, наслаждаться послевкусием этого процесса.

Рефлексия: Ребята положите руку на пульс, послушайте, как бьются ваши сердца. Что вы сейчас

чувствуете?

Я желаю вам ,встретить свою любовь на этом нелёгком пути. Полюбить по – настоящему. Я

надеюсь, сегодняшний урок помог вам понять, что значит любовь, а что просто влюблённость.

Спасибо за нашу встречу, мне было очень приятно с вами общаться в нашей

« Музыкальной гостиной» . До свидания

Во время выхода из класса звучит песня

*** 06 «Счастье» Ж. Пресгюрвика



В раздел образования