Автор: Зубова Елена Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: Гимназия № 1 г. Нерюнгри им. С.С, Каримовой
Населённый пункт: Нерюнгри Саха Якутия
Наименование материала: урок музыки
Тема: " Тема любви в музыке известных композиторов"
Раздел: среднее образование
Гимназия № 1 г. Нерюнгри им. С.С, Каримовой.
Конспект урока по музыке
в 8 классе.
Тема урока: «Тема любви в музыке известных композиторов!»
Подготовила
учитель музыки
Зубова Елена Николаевна
г. Нерюнгри 2020г.
Урок музыки «Тема любви в музыке известных композиторов!»
*** 01 ЗВУЧИТ «Лунная соната» Бетховена
У: У нас сегодня с вами обычный урок, урок, где мы будем общаться друг с другом, рассуждать о
проблемах, которые нас волнуют, говорить о серьёзных чувствах, разобраться в которых нам, как
всегда, поможет музыка.
Мы сегодня затронем с вами очень серьёзную тему, тему, которая волнует все поколения, особенно
нашу современную молодёжь
Ну, а о чем пойдет речь сегодня на уроке, я думаю, вам подсказала музыка, прозвучавшая в начале
урока- ( дети определяют тему)
У: Конечно, же о любви. - Слайд№ 2
Бессмертные звуки «Лунной сонаты»
Тема любви в музыке разных композиторов
У: Что волнует человека в 14-16 лет? Политика, погода, курс доллара? Да, нет, конечно. Эти темы
более близки взрослым, а вот о любви в этом возрасте хочется говорить часами. И сегодня мы
окунемся с вами в это удивительное и прекрасное чувство любовь – как в океан, в который впадают
сотни рек.
Мы постараемся разобраться, как это чувство раскрывается в разных жанрах музыки.
Учитель: В течение урока постараемся ответить на вопрос, почему композиторы разных времен
рассуждали и продолжают рассуждать о любви?
Давайте мы наш урок проведем сегодня как «Музыкальную гостиную», где будем высказывать свои
мысли, рассуждения по заданной теме, не скрывая своих чувств и раскрывая тайны своей души.
Согласны? Попробуем?
Но помимо музыки, которая будет звучать на уроке и наших дискуссий, что же ещё предполагает
Гостиная?
Дети: - (гостей)
( учитель представляет гостей и предлагает им принять участие в разговоре, несмотря на то,
что у них на уроке своя определённая задача )
У: Ну что ж, возвращаемся к нашей теме – «Теме любви в музыке разных композиторов».
-Какое же произведение помогло вам определить тему нашего разговора?
Д: ЛУННАЯ СОНАТА БЕТХОВЕНА
слайд 3
ГОДЫ ЖИЗНИ (
1770- 1827)
У: Какое чувство руководило на ваш взгляд композитором во время создания этого произведения
«влюблённость» или «любовь»?
Дети: (любовь).
- А что такое по вашему любовь?
_ А влюбленность?
Делаем это через интернет и библиотека, записываем определение в тетрадь слайд на экран2
- Давайте найдем определение любви и влюбленности после того как нашли дети включить слайд 4
- Чем отличаются эти чувства?
– (рассуждения детей - любовь более сильное, глубокое чувство. .влюбленность – легкое…)
- А в каком возрасте по вашему мнению может настигнуть человека это чувство? Давайте спросим у
наших гостей, когда они испытали первое чувство любви, ну или хотя бы чувство влюбленности?
ОТВЕТЫ ГОСТЕЙ
У: По вашему мнению, что пришлось пережить Бетховену?
- ( страдания, боль, одиночество, переживание …) и гости, дети ответы
У: Конечно же, если человек сумел пройти через всё это, он постиг силу настоящей любви!
- Что же использовал композитор в музыке, что помогло нам принять в своё сердце его боль ?
- (минорный лад, медленный темп, тихая динамика, глубокая интонация…)
У:Согласны ли вы с высказыванием?
(
учитель зачитывает слова
на слайде 5
« Говорят, истинное вдохновение приходит только к тем, кто знает цену истинному
страданию. Не потому ли музыка так божественно прекрасна?»
Дети: (Если человек пережил страдания, прошел какие-то преграды, постиг это великое чувство
любви, только тогда оно способно стать источником многих величайших произведений мировой
классики. Только тогда его музыка будет «настоящей», будет ценной…)
У: К кому испытывал такую сильную любовь Бетховен?
- (Дж. Гвичарди) фото
на слайд 6
Лунная соната тревожила и тревожит чувства и воображение людей уже на протяжении нескольких
столетий. Волшебные звуки, некогда записанные Бетховеном, стали вечным гимном любви и
влюбленным. А причиной такого вечного музыкального произведения стала любовь, разбившая
сердце великого маэстро.
Посвящена она Джульетте Гвиччарди — возлюбленной композитора. История любви Бетховена и
Джульетты началась в Вене, в самый тяжелый для Бетховена период: композитор начинал
понимать, что теряет слух. Для гениального музыканта это было поистине ужасно. И именно юная
Джульетта воскресила в нем желание жить и творить.
Людвиг давал ей уроки игры на фортепиано и ему казалось, что девушка отвечает взаимностью на
его пылкое чувство, несмотря на разницу в возрасте.
Спустя полгода, охваченный страстной любовью к Джульетте, Бетховен садится за написание
сонаты. Пыл своего сердца он переводит любимой с помощью нот. Достучались ли эти ноты до
прекрасного создания? Вряд ли. Девушка увлеклась молодым графом Галленбергом, чьи
незначительные музыкальные сочинения казались ей еще более гениальными. Именно так она
отзывалась о нем при своем учителе, и уязвленный и разгневанный Бетховен отказался с ней
заниматься.
*** фон музыки 04
У: Теперь давайте с вами переключимся на еще одного не менее известного польского композитора
Фредерика Шопена.
(
1771—1844) СЛАЙД 7
Композитор романтик. Его возлюбленной была
Жорж Санд. Слайд 8
Они так и не стали мужем и женой. Их роман принёс обоим больше страданий, чем счастья. Но
даже сейчас, спустя почти двести лет, люди вспоминают историю их любви.
Никто не мог даже предположить, что Жорж Санд и Фредерик Шопен могут влюбиться друг в
друга. Слишком уж разными они были — хрупкий болезненный юноша с манерами рыцаря и
решительная женщина в мужском костюме, с неизменной сигарой в зубах. Тем не менее их роман
продолжался десять лет и сподвиг обоих на создание выдающихся произведений — он писал
музыку, она — книги.
К моменту знакомства у неё был солидный жизненный опыт за плечами. Ей было немного за
тридцать, успела пожить в женском монастыре, выскочить замуж, родить сына и дочь, оставить
супруга, уехать вслед за возлюбленным в Париж и написать несколько романов под мужским
псевдонимом «Жорж Санд».
Фредерику Шопену не было ещё и тридцати. Он слыл музыкальным гением и виртуозом, объездил
с концертами множество стран и был брошен той, с которой был помолвлен.
Когда они впервые встретились на светском вечере в доме их общей знакомой, Шопен развлекал
гостей игрой на фортепиано. Хозяйка дома решила познакомить двух творческих натур, но
музыкант тогда не придал значения этой встрече. А после спрашивал знакомых: «Что это за
отвратительная женщина — Жорж Санд? Да и женщина ли она вообще?». Молодого человека с
изысканными манерами тогда шокировало фривольное поведение и экстравагантный внешний вид
писательницы, которая не просто носила мужской костюм, но ещё и дополняла его высокими
грубыми сапогами, шляпой и сигарой. А вот «возмутительница спокойствия», по-видимому, сразу
обратила внимание на молодого композитора.
Шопену отношения с эпатажной Санд давались с большим трудом, но многие биографы сходятся
во мнении: именно в те годы композитор написал свои лучшие произведения. Их отношения
продолжались около десяти лет и принесли обоим много страданий: наверное, счастливый брак и
спокойная семейная жизнь — слишком сложное понятие для двух гениев под одной крышей.
Мадам Санд переживет Шопена на 27 лет и скончается в 1876 году в 72-летнем возрасте. Она
оставалась верна себе даже на склоне лет: в свои 60 дала Парижу повод обсуждать её связь с 39-
летним художником Шарлем Маршалем, которого называла не иначе как «мой толстый поздний
ребенок». Она была неизменно жизнерадостна и общительна. Единственная вещь, которая могла
заставить эту женщину плакать, – звуки вальсов Шопена.
Сегодня мы познакомимся с одним из вальсов. «Вальс дождя» был создан на Майорке, где
провели вместе зиму влюблённые друг в друга Фредерик Шопен и Жорж Санд.
Но жизнь на Майорке для пары не была безоблачной. У композитора обострился туберкулёз.
Испугавшись, хозяин дома выгнал Шопена, Жорж Санд и её детей на улицу. Трудно было найти
жильё, весь остров, казалось, ополчился на «чахоточного» с его «странной» возлюбленной, которая
одевалась в мужское платье, курила трубку и была старше любовника на шесть лет… В Шопена на
улицах бросали камни, громко проклинали Жорж Санд, а в магазинах отказывались им продавать
товар. Потеряв кров, они поселились в келье пустующего монастыря. Но, несмотря на это
композитор смог создать свой шедевр, в котором передал всю нежность чувств, к своей
возлюбленной.
*** 02 Слушание «Вальс дождя»
Всю ночь звучит мелодия дождя
Тихонько барабанит в ритме вальса
Окутала вуалью город мгла
Свет окон манит мокрого скитальца.
Звучат литавры грома словно гонг
Сжимают сердце звуками набата
Играют в небе молнии в пинг – понг
И по стеклу дождинками стаккато.
Летит в ночи мелодия дождя
Струится нежно, будто звуки скрипки
В желанном вальсе, трепетно скользя
Танцуем мы, промокшие до нитки.
А вы давно гуляли под дождем?
Не так, чтоб от маршрутки до подъезда
Бежать, укрывшись бережно зонтом,
А чтоб сухого не осталось места!
Чтоб ручейки сползали по щекам,
А волосы, похожие на тину,
Прилипли паклей к шее и ушам,
И лужи громко хлюпали в ботинках.
А вы не целовались под дождем?
Не так, чтоб три секунды, для отмазки,
А чтобы затерялись вы вдвоем,
Чтоб на ее лице - природы краски.
А на твоем - желание собрать
Со щечек капли теплыми губами,
Желание по лужам танцевать,
Соединившись мокрыми телами...
А дома, завернувшись в теплый плед,
Обнявшись, посидеть за мятным чаем.
Вы так гуляли? Я пока что нет.
Хотя всю жизнь мечтаю...
У: Вот такие замечательные строки легли на великое произведение Шопена, аранжированное в
современной обработке.
*** Фоном романс 10
У: Теперь, наверное, пора в нашей музыкальной гостиной поговорить о другой музыке. Ребята, в
пятом классе мы с вами проходили большую тему «Жанры вокальной и инструментальной
музыки». Давайте вспомним, какие жанры музыки передают чувства любви?
Д: Романс, Элегия, Серенада, Баркарола
У: Абсолютно правильно, все вами перечисленные жанры воспевают чувство любви.
А можете ли вы вспомнить сценические постановки о любви, которые мы проходили?
Д: Опера «Орфей и Эвредика», «Ромео и Джульетта», «Кармен», Балет «Жизель», «Руслан и
Людмила», «Снегурочка»
У: Отлично
. Тема любви находит отражение в различных жанрах искусства и не только
музыкального . (Учитель зачитывает стихотворение)
«Музыка любви» И Трушина
……Не надо слов для душ влюбленных,
Слова банальны и черствы.
Когда два сердца упоенно
Играют музыку любви.
И только им слышны аккорды,
И только им подвластен ритм,
Им отраженьем с небосвода,
Беззвучным эхом слышен гимн..
Где мы еще можем встретиться с этим прекрасным чувством?
Д: В литературе, поэзии, живописи.
У: Приведите примеры произведений, которые вы знаете?
Д: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»…
У: В старших классах вы будете знакомиться с различными литературными произведениями,
которые касаются темы ЛЮБВИ. Сегодня мне хочется привести пример произведения
«Бесприданница » Александра Николаевича Островского. На сюжет этого произведения был создан
художественный фильм Никиты Михалкова «Жестокий романс». Этот фильм, как нельзя лучшее
доказательство слияние двух направлений музыкального и литературного. В фильме звучит очень
много музыки. Особенно романсов. Давайте окунемся в мир романса.
*** 03 СЛУШАНИЕ романса «Я словно бабочка к огню »
***08 фон
У: Ребята, на прошлом уроке мы говорили на тему «О радости в музыке» и вы получили
индивидуальное домашнее задание, найти историю любви бедного грузинского художника
Пиросмани
Знаменитый поступок грузинского художника Нико Пиросмани, питавшего неразделённую любовь
к актрисе Маргарите, стал самым ярким событием в его жизни и ожившей в музыке историей.
Маргарита - любовь бедного художника... Она была француженкой. Пела и танцевала на
театральных подмостках Тифлиса в начале XX века. Женщина, забравшая сердце художника, а
заодно и последние его сбережения.
Влюблённый Пиросмани пробовал разные способы завоевать сердце красавицы. Однажды он
нарисовал её портрет, но она была неприступна и нередко даже не удостаивала художника
взглядом. Такое отношение приводило Нико в исступление, он порою в слезах припадал к земле,
чтобы коснуться губами следов её ног. Подобное обожание на грани умопомрачения актрисе было
не по нраву и лишь увеличивало дистанцию между ней и художником.
Но в один прекрасный день бедный художник предпринял еще одну попытку покорить сердце
французской красавицы. Все цветы Тифлиса, его окрестностей, и привезённые в Тифлис на поездах
в тот день цветы были брошены к её ногам. Этими цветами, привезенными в нескольких повозках,
нанятые Нико люди завалили улицу перед гостиницей, где остановилась Маргарита. Вопреки
стихотворному образу, повествующему о миллионе алых роз — розы были самых разных
расцветок, но и помимо них, были еще сирень, веточки акации, пионы, лилии, маки и многие другие
цветы. У безмерно счастливого Нико - день рождения. Он встретил женщину, которую полюбил
безоглядно, до беспамятства! И за короткое время улочка перед гостиницей была сплошь усеяна
цветами. Увидев это, Маргарита вышла к Нико Пиросмани и крепко поцеловала его в губы - в
первый и последний раз. Вскоре её гастроли в Тифлисе завершились и они более никогда не
встречались.
У: В нашей «Музыкальной гостиной» мы не только знакомимся с музыкальными произведениями,
но и слушаем живой звук. Сегодня Полина нам приготовила песню, которая написана на реальных
событиях. В её исполнении прозвучит песня Раймонда Паулса, современного композитора
«Миллион алых роз», премьера песни состоялась 2 января 1983 года и до сегодняшнего дня трогает
и волнует сердца людей разного поколения. Наши гости могут подпевать, это не запрещается.
*** 04 ПЕСНЯ «МИЛЛИОН АЛЫХ РОЗ»
*** 08 паулс фоном
У: Незаметно для себя мы и подошли с вами к нашему современному миру, современной музыке. И
если я вас спрошу «А поют ли сейчас песни о любви? ». В ответ увижу недоумение, а может быть и
смех. В заключении нашего урока, я предлагаю вам всем поучаствовать в живом исполнении песни.
НО… уже другой. Думаю, всем известен Дима Билан. Это молодой, популярный и любимый
исполнитель. Его песни всегда долгое время находятся на пике популярности. И, одна их таких
песен «Держи». Давайте ее исполним, гости тоже включайтесь в исполнение.
*** 09 ПЕСНЯ «ДЕРЖИ»
У: В заключении урока вспомнилось, что когда- то читала о встрече Мейерхольда и Л.Н.Толстого.
Всеволод Мейерхольд спросил у великого писателя, много ли тот читает. Ответ был очень
неожиданным и привел в восторг будущего знаменитого режиссера. Лев Николаевич сказал, что не
читает много. И дал совет, что не нужно много читать, а следует только много думать над
прочитанным.
Думаю, что и в музыке точно также. Не нужно много слушать, но нужно слушать настоящую
музыку, наслаждаться послевкусием этого процесса.
Рефлексия: Ребята положите руку на пульс, послушайте, как бьются ваши сердца. Что вы сейчас
чувствуете?
Я желаю вам ,встретить свою любовь на этом нелёгком пути. Полюбить по – настоящему. Я
надеюсь, сегодняшний урок помог вам понять, что значит любовь, а что просто влюблённость.
Спасибо за нашу встречу, мне было очень приятно с вами общаться в нашей
« Музыкальной гостиной» . До свидания
Во время выхода из класса звучит песня
*** 06 «Счастье» Ж. Пресгюрвика