Авторы: Пузырева Мария Николаевна, Николаева Марина Абайдуловна
Должность: юрисконсульт,старший воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЯНАО "Сияние Севера"
Населённый пункт: Тюменская область, Исетский район, п.Кировский, ул.Центральная, д.10
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Обязанность и право"
Раздел: дополнительное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО
ОКРУГА ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА «ДЕТСКИЙ ДОМ
«СИЯНИЕ СЕВЕРА»
(ГКУ ЯНАО «Сияние Севера»)
Рабочая программа
«Обязанность и право»
в государственном казённом учреждении Ямало-Ненецкого
автономного округа «Детский дом «Сияние Севера»
на 2020-2021 учебный год
(для подросткового и старшего школьного возраста)
Программу составили:
Николаева М.А., старший воспитатель, воспитатель,
первая квалификационная категория
Пузырева М.Н., юрисконсульт
Рабочая
программа
«Обязанность
и
право»
в
государственном
казенном
учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» на
2020-2021 учебный год (для подросткового и старшего школьного возраста) рассмотрена
на заседаниях профессионального объединения воспитателей (протокол № от 2020) и
Научно-методического Совета Учреждения (протокол № от 2020).
п. Кировский, Исетский район, Тюменская область
2020
1. Пояснительная записка
2
Пояснительная записка
2
Пояснительная записка
Рабочая программа «Обязанность и право» в государственном казенном
учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние
Севера» (далее - Рабочая программа) разработана как модуль воспитательной
программы «Шаги к успеху» государственного казённого учреждения
Ямало-Ненецкого автономного округа
в целях обновления на основе
компетентностного подхода содержания учебно-воспитательного процесса
для
успешной социализации
воспитанника и
относится
к программам
социальной направленности.
Правовая культура имеет незаменимые возможности нравственного
воздействия. У воспитанников развивается правовая культура, воспитывается
цивилизованное правосознание, уважение к закону, а также привычки
правомерного поведения.
Ребенок, знающий свои права, научится ими
пользоваться
и
станет
личностью,
обладающей
единством
духовно-
нравственного и правового долга.
Рабочая программа предназначена для подросткового (10-15 лет) и
старшего школьного возраста (15 лет и старше).
Цель Рабочей программы: формирование правовой культуры на
основе развития гражданской ответственности и правового самосознания
воспитанника как непременного условия успешной социализации.
Задачи Рабочей программы:
1)
сформировать начальные базовые юридические знания;
2)
развивать гражданскую ответственность и правовое самосознание;
3)
учить жить в социальном пространстве прав и обязанностей;
4)
формировать
способность
принимать
решение
и
нести
за
это
ответственность,
осознанного
и
ответственного
отношения
к
собственным поступкам;
5)
содействовать развитию правового мировоззрения и нравственных
представлений, потребности в соблюдении правовых норм как основы
безопасной жизнедеятельности;
6)
способствовать
формированию
коммуникаций,
кооперации,
креативности и развитию критического мышления.
2. Планируемые результаты
2.1. Реализация Рабочей программы дает возможность достичь следующих
а) личностных результатов:
- представление о законодательной базе, Конституции РФ;
-уважение
к
правам
и
свободам
человека,
правовым
ценностям,
правопорядку;
б) метапредметных результатов:
- формирование правовой грамотности;
- осознание необходимости соблюдения общепринятых в государстве правил
и моральных норм;
- овладение составляющими проектной деятельности;
- формирование навыков публичных выступлений;
- умение работать в группе сотрудничества детей и наставников.
2.2. Предметные результаты освоения Рабочей программы приводятся в
блоках «воспитанник научится» и «воспитанник получит возможность
научиться»
(подростковый возраст)
«воспитанник научится»:
- иметь представление об отраслях права Российской Федерации, своих
законодательно закрепленных правах и обязанностях;
- знать свои права и обязанности;
-
владеть
требованиями
законодательства
об
административной
ответственности и условиях ее возникновения в отношении подростков;
- владеть требованиями законодательства об ответственности, которая
наступает вследствие употребления спиртосодержащих напитков, табака и
ПАВ;
- знать дополнительные гарантии государства для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
«воспитанник получит возможность научиться»:
- применять в жизни полученные знания;
- противостоять негативному влиянию окружающих;
- отстаивать и защищать свои права в соответствии с законодательной базой;
(старший школьный возраст)
«воспитанник научится»:
-
иметь
представление
о
государстве,
праве,
общественных
и
государственных институтах, правах человека;
- владеть законодательными положениями о своих правах и обязанностях;
- знать основные положения законодательной базы Российской Федерации о
защите семьи;
- владеть законодательными положениями об уголовной ответственности
несовершеннолетнего;
- знать свои гражданские права и обязанности.
«воспитанник получит возможность научиться»:
-относиться с уважением к закону, соблюдать общепринятые в государстве
правила, моральные нормы;
- отстаивать, защищать свои права и соблюдать обязанности;
- противостоять негативным явлениям общества, а так же вовлечению в
запрещённые организации;
- осознавать ответственность за свои поступки.
3. Содержание Рабочей программы
Рабочая программа составлена из расчета 34 занятия в учебный год.
Объём теоретических занятий составляет 18 часов (47%) объём практических
занятий -16 часов (53 %).
Методы организации деятельности воспитанника: беседа, обсуждение,
дискуссия, диалог, ролевая игра
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний
в программу включены практические работы.
Рабочая программа состоит из двух разделов «Личность, общество,
государство», «Я и правопорядок».
Раздел 1. «Личность, общество, государство»
(подростковый возраст)
Конвенции о правах ребенка, основные права и обязанности ребенка,
защита прав ребенка. Официальный сайт Уполномоченных представителей
по защите прав ребенка России, Тюменской области и Ямало-Ненецкого
автономного округа.
Человек в обществе. Нормы и правила поведения в обществе,
ответственности перед окружающими.
Практическая работа №1. Дискуссия «
Я - гражданин?»
Практическая работа №2. Памятка о правах ребенка.
(старший школьный возраст)
Практическая работа №1. Семинар практикум
Практическая работа №2. Проблемно игровая интерпретация
Практическая работа №3. Работа на официальном сайте Консультант плюс.
Практическая работа №4. Правовой семинар
Раздел 2. «Я и правопорядок»
(подростковый возраст)
Права и обязанности несовершеннолетних граждан. Система работы
Уполномоченных представителей при Президенте Российской Федерации по
правам ребенка.
Человек
в
обществе.
Нормы
и
правила
поведения
в
обществе,
ответственности перед окружающими.
Правила поведения воспитанника, школьника. Правила внутреннего
распорядка для воспитанников и школьников. Устав детского дома, Устав
школы.
Практическая работа №3. Викторина «Права и обязанности».
Конструирование и демонстрация ситуаций поведения в обществе.
Практическая работа №4. Сюжетно-ролевая игра. Разработка памятки о
правилах внутреннего распорядка в детском доме. Работа на официальном
сайте детского дома.
Практическая работа №5 Создание коллажа о правилах поведения в доме для
детей.
Практическая работа № 6 Сюжетно-ролевая игра «Учитель-ученик».
Практическая работа №7 Ситуативная игра. Разработка памятки о правилах
внутреннего распорядка в школе.
(старший школьный возраст)
Практическая работа №5 Работа на официальном сайте Уполномоченного
представителя по защите прав ребенка России, Тюменской области и ЯНАО
Практическая работа №6.Конструирование и демонстрация ситуаций
поведения в обществе.
Практическая работа №7. Разработка памятки о правилах внутреннего
распорядка в детском доме. Работа на официальном сайте детского дома.
Практическая работа №8. Разработка памятки о правилах внутреннего
распорядка в школе. Работа на официальном сайте школы.
Практическая работа №9. Моделирование социально-правовых ситуаций
4. Календарно-тематическое планирование
4.1. Календарно-тематическое планирование
(подростковый возраст)
№
п/п
Дата
проведения
Тема занятия
(форма проведения)
Характеристика основных видов
деятельности воспитанника
(компетентностное развитие)
Раздел 1. Личность, общество, государство (2 часа)
1
Сентябрь,
2020
«Что такое закон?
Главный закон страны»
Знать понятие «Конституция РФ»,
государственные символы России.
КР: формирование представления о
законодательной базе РФ,
воспитание уважительного
отношения к закону, национальным
символам.
2
Октябрь,
2020
Я – гражданин России
Знать, какого человека называют
гражданином, основной документ
гражданина России.
ПР№1. Дискуссия «
Я - гражданин?»
КР: формирование правовой
культуры, развитие
коммуникативных способностей.
3
Ноябрь,
2020
«Права детей – забота
государства»
Знать основные положения
Конвенции о правах ребенка, знать
о защите ребенка государством.
ПР№2. Памятка о правах ребенка.
КР: формирование представлений о
политике государства в области
детства, развитие умения извлекать
информацию.
4
Декабрь,
2020
Забота государства о
детях нашего дома.
Расширять понятия о мерах
социальной поддержки детей,
оставшихся без попечения
родителей, семейных формах
устройства.
КР: формирование положительной
социальной жизненной
компетентности.
Раздел 2. Я и правопорядок. Мои права и обязанности (6 часов)
5
Январь,
2021
«Имею право или
обязанность?»
Изучать права и обязанности
несовершеннолетних
ПР№3. Викторина «Права и
обязанности».
КР: формирование навыков
отвечать на вопросы, развитие
коммуникативных способностей.
6
Февраль,
2021
Ответственность
подростка перед законом
Виды нарушений и
ответственность за них
Изучать виды ответственности за
различные правонарушения.
ПР№4.Сюжетно-ролевая игра.
КР: формирование навыков
решения ситуационных проблем,
навыков публичных выступлений.
7
Март,
2021
Правила поведения
воспитанника. Правила
внутреннего распорядка
для воспитанников.
Изучать правила поведения в
детском доме. Знать основные
положения правил внутреннего
распорядка в детском доме.
ПР№5. Создание коллажа о
правилах поведения в доме для
детей.
КР: развитие умения работать в
группе сотрудничества, умения
работать с информацией, извлекать
главное, создавать творческую
работу.
8
Апрель,
2021
Правила поведения
школьника. Правила
внутреннего распорядка
для школьников.
Изучать правила поведения в
школе. Знать основные положения
правил внутреннего распорядка в
школе.
ПР№6. Сюжетно-ролевая игра
«Учитель-ученик».
КР: развитие критического
мышления, дисциплинированности.
9
Май,
2021
«Твоя уличная
компания. Как попадают
в преступную группу?»
Понимать ответственность за свои
поступки, иметь свое мнение.
ПР№7. Ситуативная игра.
КР: формирование ответственности
за свои поступки, развитие
коммуникативных способностей.
4.2. Календарно-тематическое планирование
(старший школьный возраст)
№
п/п
Дата
проведения
Тема занятия
(форма проведения)
Характеристика основных видов
деятельности воспитанника
(компетентностное развитие)
Раздел 1. Личность, общество, государство (2 часа)
1
Сентябрь,
2020
«Что такое закон?
Главный закон страны»
Знать понятие «Конституция РФ»,
конституционные обязанности
человека и гражданина.
ПР№1. Семинар практикум
КР: формирование представления о
законодательной базе РФ, её
необходимости для регулирования
правовых отношений в стране;
воспитание уважительного
отношения к закону.
2
Октябрь,
2020
Я – гражданин России
«Мы будущие
избиратели»
Расширить понятия «страна»,
«гражданин», «государство».
ПР№2. Проблемно игровая
интерпретация
КР: формирование правовой
культуру и гражданскую
активность; развивать
коммуникативные способности,
прививать чувство гордости за
свою страну.
3
Ноябрь,
2020
«Конвенция о правах
ребёнка».
Устный журнал.
Знать основные положения
Конвенции о правах ребенка,
изучить основные права и
обязанности ребенка, знать о
защите прав ребенка. Составлять
устный журнал.
ПР№3. Работа на официальном
сайте Консультант плюс.
КР: формирование навыков работы
в цифровом пространстве,
развивать умения извлекать
информацию.
4
Декабрь,
2020
«Дополнительные
гарантии государства
для детей-сирот и детей,
оставшихся без
попечения родителей»
Знать общие принципы,
содержание и меры социальной
поддержки.
ПР№4. Правовой семинар
КР: формирование умения
защищать свои права,
формирование положительной
социальной жизненной
компетентности.
Раздел 2. Я и правопорядок. Мои права и обязанности (6 часов)
5
Январь,
2021
«Имею право или
обязанность?»
Викторина.
Изучать права и обязанности
несовершеннолетних, знать о
системе работы Уполномоченных
представителях при Президенте
Российской Федерации по правам
ребенка. Учиться составлять
викторину и отвечать на вопросы
аргументированно.
ПР№5 Работа на официальном
сайте Уполномоченного
представителя по защите прав
ребенка России, Тюменской
области и ЯНАО
КР: формирование навыков
формулировать вопросы и отвечать
на них, развитие навыков работы в
цифровом пространстве.
6
Февраль,
2021
«Человек в мире правил»
Ситуативный практикум
Расширять понятия о нормах и
правилах поведения в обществе,
ответственности перед
окружающими.
ПР№6.Конструирование и
демонстрация ситуаций поведения
в обществе.
КР: формирование навыков
решения ситуационных проблем,
навыков публичных выступлений.
7
Март,
2021
Правила поведения
воспитанника. Правила
внутреннего распорядка
для воспитанников.
Устав детского дома.
Знать основные положения правил
внутреннего распорядка в детском
доме, познакомиться с уставом
детского дома
ПР№7. Разработка памятки о
правилах внутреннего распорядка в
детском доме. Работа на
официальном сайте детского
дома.
КР: развитие умения работать в
группе сотрудничества, умения
работать с информацией, извлекать
главное, создавать творческую
работу.
8
Апрель,
2021
Правила поведения
школьника. Правила
внутреннего распорядка
для школьников. Устав
школы. Об
ответственности
старших школьников за
преступления,
совершенные в школе.
Изучать правила поведения в
школе, познакомиться с уставом
школы. Знать основные положения
правил внутреннего распорядка в
школе.
ПР№8. Разработка памятки о
правилах внутреннего распорядка в
школе. Работа на официальном
сайте школы.
КР: развитие умения работать в
группе сотрудничества, умения
работать с информацией, извлекать
главное, создавать творческую
работу, развитие критического
мышления
9
Май,
2021
«От безответственности
до преступления один
шаг» «Правопорядок и
вредные привычки»
Знать выдержки из УК РФ,
понимать ответственность за свои
поступки, уметь отстаивать свое
мнение.
. ПР№9. Моделирование социально-
правовых ситуаций
КР: формировать гражданскую
ответственность, как фундамент
правовой культуры; развивать
коммуникативные способности.
5. Оценка результатов реализации Рабочей программы
Оценка результатов реализации Рабочей программы осуществляется в
ходе
мониторинга
результатов
реализации
учебно-воспитательной
программы «Шаги к успеху» по двум направлениям: личностные и
метапредметные результаты, которые проводятся два раза в год (октябрь,
май). Педагог самостоятельно осуществляет текущий, промежуточный и
итоговый контроль реализации программы в рамках бально-накопительной
системы.
6. Научно-методическое обеспечение
1. Баева Р.Р. Актуальные проблемы в области защиты прав детей в России //
Семейное и жилищное право. 2012. N 3. С. 4 - 7. - Доступ из СПС
«Консультант Плюс»
2. Детская правовая школа: актуальные вопросы правового воспитания
несовершеннолетних: методические рекомендации / сост.: Ю. А. Якушева, Г.
Х. Батынова. - Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры «Методический центр развития социального
обслуживания», 2013.
3. Дубровская И.А. Права ребенка: Пособие. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ,
2008. 176 с. Доступ из СПС «Консультант Плюс»
4. Зимина Н. В. Воспитание правовой культуры школьников через
организацию внеклассной деятельности по предмету // Учитель в школе. -
2010. - N 6. - С. 64-66.
5. Терентьева Е. В. Модели правового образования и воспитания в школе //
Право в школе. - 2010. - N 3. - С. 63.