Напоминание

"Обязанность и право"


Авторы: Пузырева Мария Николаевна, Николаева Марина Абайдуловна
Должность: юрисконсульт,старший воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЯНАО "Сияние Севера"
Населённый пункт: Тюменская область, Исетский район, п.Кировский, ул.Центральная, д.10
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Обязанность и право"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО

ОКРУГА ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА «ДЕТСКИЙ ДОМ

«СИЯНИЕ СЕВЕРА»

(ГКУ ЯНАО «Сияние Севера»)

Рабочая программа

«Обязанность и право»

в государственном казённом учреждении Ямало-Ненецкого

автономного округа «Детский дом «Сияние Севера»

на 2020-2021 учебный год

(для подросткового и старшего школьного возраста)

Программу составили:

Николаева М.А., старший воспитатель, воспитатель,

первая квалификационная категория

Пузырева М.Н., юрисконсульт

Рабочая

программа

«Обязанность

и

право»

в

государственном

казенном

учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» на

2020-2021 учебный год (для подросткового и старшего школьного возраста) рассмотрена

на заседаниях профессионального объединения воспитателей (протокол № от 2020) и

Научно-методического Совета Учреждения (протокол № от 2020).

п. Кировский, Исетский район, Тюменская область

2020

1. Пояснительная записка

2

Пояснительная записка

2

Пояснительная записка

Рабочая программа «Обязанность и право» в государственном казенном

учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние

Севера» (далее - Рабочая программа) разработана как модуль воспитательной

программы «Шаги к успеху» государственного казённого учреждения

Ямало-Ненецкого автономного округа

в целях обновления на основе

компетентностного подхода содержания учебно-воспитательного процесса

для

успешной социализации

воспитанника и

относится

к программам

социальной направленности.

Правовая культура имеет незаменимые возможности нравственного

воздействия. У воспитанников развивается правовая культура, воспитывается

цивилизованное правосознание, уважение к закону, а также привычки

правомерного поведения.

Ребенок, знающий свои права, научится ими

пользоваться

и

станет

личностью,

обладающей

единством

духовно-

нравственного и правового долга.

Рабочая программа предназначена для подросткового (10-15 лет) и

старшего школьного возраста (15 лет и старше).

Цель Рабочей программы: формирование правовой культуры на

основе развития гражданской ответственности и правового самосознания

воспитанника как непременного условия успешной социализации.

Задачи Рабочей программы:

1)

сформировать начальные базовые юридические знания;

2)

развивать гражданскую ответственность и правовое самосознание;

3)

учить жить в социальном пространстве прав и обязанностей;

4)

формировать

способность

принимать

решение

и

нести

за

это

ответственность,

осознанного

и

ответственного

отношения

к

собственным поступкам;

5)

содействовать развитию правового мировоззрения и нравственных

представлений, потребности в соблюдении правовых норм как основы

безопасной жизнедеятельности;

6)

способствовать

формированию

коммуникаций,

кооперации,

креативности и развитию критического мышления.

2. Планируемые результаты

2.1. Реализация Рабочей программы дает возможность достичь следующих

а) личностных результатов:

- представление о законодательной базе, Конституции РФ;

-уважение

к

правам

и

свободам

человека,

правовым

ценностям,

правопорядку;

б) метапредметных результатов:

- формирование правовой грамотности;

- осознание необходимости соблюдения общепринятых в государстве правил

и моральных норм;

- овладение составляющими проектной деятельности;

- формирование навыков публичных выступлений;

- умение работать в группе сотрудничества детей и наставников.

2.2. Предметные результаты освоения Рабочей программы приводятся в

блоках «воспитанник научится» и «воспитанник получит возможность

научиться»

(подростковый возраст)

«воспитанник научится»:

- иметь представление об отраслях права Российской Федерации, своих

законодательно закрепленных правах и обязанностях;

- знать свои права и обязанности;

-

владеть

требованиями

законодательства

об

административной

ответственности и условиях ее возникновения в отношении подростков;

- владеть требованиями законодательства об ответственности, которая

наступает вследствие употребления спиртосодержащих напитков, табака и

ПАВ;

- знать дополнительные гарантии государства для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей.

«воспитанник получит возможность научиться»:

- применять в жизни полученные знания;

- противостоять негативному влиянию окружающих;

- отстаивать и защищать свои права в соответствии с законодательной базой;

(старший школьный возраст)

«воспитанник научится»:

-

иметь

представление

о

государстве,

праве,

общественных

и

государственных институтах, правах человека;

- владеть законодательными положениями о своих правах и обязанностях;

- знать основные положения законодательной базы Российской Федерации о

защите семьи;

- владеть законодательными положениями об уголовной ответственности

несовершеннолетнего;

- знать свои гражданские права и обязанности.

«воспитанник получит возможность научиться»:

-относиться с уважением к закону, соблюдать общепринятые в государстве

правила, моральные нормы;

- отстаивать, защищать свои права и соблюдать обязанности;

- противостоять негативным явлениям общества, а так же вовлечению в

запрещённые организации;

- осознавать ответственность за свои поступки.

3. Содержание Рабочей программы

Рабочая программа составлена из расчета 34 занятия в учебный год.

Объём теоретических занятий составляет 18 часов (47%) объём практических

занятий -16 часов (53 %).

Методы организации деятельности воспитанника: беседа, обсуждение,

дискуссия, диалог, ролевая игра

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний

в программу включены практические работы.

Рабочая программа состоит из двух разделов «Личность, общество,

государство», «Я и правопорядок».

Раздел 1. «Личность, общество, государство»

(подростковый возраст)

Конвенции о правах ребенка, основные права и обязанности ребенка,

защита прав ребенка. Официальный сайт Уполномоченных представителей

по защите прав ребенка России, Тюменской области и Ямало-Ненецкого

автономного округа.

Человек в обществе. Нормы и правила поведения в обществе,

ответственности перед окружающими.

Практическая работа №1. Дискуссия «

Я - гражданин?»

Практическая работа №2. Памятка о правах ребенка.

(старший школьный возраст)

Практическая работа №1. Семинар практикум

Практическая работа №2. Проблемно игровая интерпретация

Практическая работа №3. Работа на официальном сайте Консультант плюс.

Практическая работа №4. Правовой семинар

Раздел 2. «Я и правопорядок»

(подростковый возраст)

Права и обязанности несовершеннолетних граждан. Система работы

Уполномоченных представителей при Президенте Российской Федерации по

правам ребенка.

Человек

в

обществе.

Нормы

и

правила

поведения

в

обществе,

ответственности перед окружающими.

Правила поведения воспитанника, школьника. Правила внутреннего

распорядка для воспитанников и школьников. Устав детского дома, Устав

школы.

Практическая работа №3. Викторина «Права и обязанности».

Конструирование и демонстрация ситуаций поведения в обществе.

Практическая работа №4. Сюжетно-ролевая игра. Разработка памятки о

правилах внутреннего распорядка в детском доме. Работа на официальном

сайте детского дома.

Практическая работа №5 Создание коллажа о правилах поведения в доме для

детей.

Практическая работа № 6 Сюжетно-ролевая игра «Учитель-ученик».

Практическая работа №7 Ситуативная игра. Разработка памятки о правилах

внутреннего распорядка в школе.

(старший школьный возраст)

Практическая работа №5 Работа на официальном сайте Уполномоченного

представителя по защите прав ребенка России, Тюменской области и ЯНАО

Практическая работа №6.Конструирование и демонстрация ситуаций

поведения в обществе.

Практическая работа №7. Разработка памятки о правилах внутреннего

распорядка в детском доме. Работа на официальном сайте детского дома.

Практическая работа №8. Разработка памятки о правилах внутреннего

распорядка в школе. Работа на официальном сайте школы.

Практическая работа №9. Моделирование социально-правовых ситуаций

4. Календарно-тематическое планирование

4.1. Календарно-тематическое планирование

(подростковый возраст)

п/п

Дата

проведения

Тема занятия

(форма проведения)

Характеристика основных видов

деятельности воспитанника

(компетентностное развитие)

Раздел 1. Личность, общество, государство (2 часа)

1

Сентябрь,

2020

«Что такое закон?

Главный закон страны»

Знать понятие «Конституция РФ»,

государственные символы России.

КР: формирование представления о

законодательной базе РФ,

воспитание уважительного

отношения к закону, национальным

символам.

2

Октябрь,

2020

Я – гражданин России

Знать, какого человека называют

гражданином, основной документ

гражданина России.

ПР№1. Дискуссия «

Я - гражданин?»

КР: формирование правовой

культуры, развитие

коммуникативных способностей.

3

Ноябрь,

2020

«Права детей – забота

государства»

Знать основные положения

Конвенции о правах ребенка, знать

о защите ребенка государством.

ПР№2. Памятка о правах ребенка.

КР: формирование представлений о

политике государства в области

детства, развитие умения извлекать

информацию.

4

Декабрь,

2020

Забота государства о

детях нашего дома.

Расширять понятия о мерах

социальной поддержки детей,

оставшихся без попечения

родителей, семейных формах

устройства.

КР: формирование положительной

социальной жизненной

компетентности.

Раздел 2. Я и правопорядок. Мои права и обязанности (6 часов)

5

Январь,

2021

«Имею право или

обязанность?»

Изучать права и обязанности

несовершеннолетних

ПР№3. Викторина «Права и

обязанности».

КР: формирование навыков

отвечать на вопросы, развитие

коммуникативных способностей.

6

Февраль,

2021

Ответственность

подростка перед законом

Виды нарушений и

ответственность за них

Изучать виды ответственности за

различные правонарушения.

ПР№4.Сюжетно-ролевая игра.

КР: формирование навыков

решения ситуационных проблем,

навыков публичных выступлений.

7

Март,

2021

Правила поведения

воспитанника. Правила

внутреннего распорядка

для воспитанников.

Изучать правила поведения в

детском доме. Знать основные

положения правил внутреннего

распорядка в детском доме.

ПР№5. Создание коллажа о

правилах поведения в доме для

детей.

КР: развитие умения работать в

группе сотрудничества, умения

работать с информацией, извлекать

главное, создавать творческую

работу.

8

Апрель,

2021

Правила поведения

школьника. Правила

внутреннего распорядка

для школьников.

Изучать правила поведения в

школе. Знать основные положения

правил внутреннего распорядка в

школе.

ПР№6. Сюжетно-ролевая игра

«Учитель-ученик».

КР: развитие критического

мышления, дисциплинированности.

9

Май,

2021

«Твоя уличная

компания. Как попадают

в преступную группу?»

Понимать ответственность за свои

поступки, иметь свое мнение.

ПР№7. Ситуативная игра.

КР: формирование ответственности

за свои поступки, развитие

коммуникативных способностей.

4.2. Календарно-тематическое планирование

(старший школьный возраст)

п/п

Дата

проведения

Тема занятия

(форма проведения)

Характеристика основных видов

деятельности воспитанника

(компетентностное развитие)

Раздел 1. Личность, общество, государство (2 часа)

1

Сентябрь,

2020

«Что такое закон?

Главный закон страны»

Знать понятие «Конституция РФ»,

конституционные обязанности

человека и гражданина.

ПР№1. Семинар практикум

КР: формирование представления о

законодательной базе РФ, её

необходимости для регулирования

правовых отношений в стране;

воспитание уважительного

отношения к закону.

2

Октябрь,

2020

Я – гражданин России

«Мы будущие

избиратели»

Расширить понятия «страна»,

«гражданин», «государство».

ПР№2. Проблемно игровая

интерпретация

КР: формирование правовой

культуру и гражданскую

активность; развивать

коммуникативные способности,

прививать чувство гордости за

свою страну.

3

Ноябрь,

2020

«Конвенция о правах

ребёнка».

Устный журнал.

Знать основные положения

Конвенции о правах ребенка,

изучить основные права и

обязанности ребенка, знать о

защите прав ребенка. Составлять

устный журнал.

ПР№3. Работа на официальном

сайте Консультант плюс.

КР: формирование навыков работы

в цифровом пространстве,

развивать умения извлекать

информацию.

4

Декабрь,

2020

«Дополнительные

гарантии государства

для детей-сирот и детей,

оставшихся без

попечения родителей»

Знать общие принципы,

содержание и меры социальной

поддержки.

ПР№4. Правовой семинар

КР: формирование умения

защищать свои права,

формирование положительной

социальной жизненной

компетентности.

Раздел 2. Я и правопорядок. Мои права и обязанности (6 часов)

5

Январь,

2021

«Имею право или

обязанность?»

Викторина.

Изучать права и обязанности

несовершеннолетних, знать о

системе работы Уполномоченных

представителях при Президенте

Российской Федерации по правам

ребенка. Учиться составлять

викторину и отвечать на вопросы

аргументированно.

ПР№5 Работа на официальном

сайте Уполномоченного

представителя по защите прав

ребенка России, Тюменской

области и ЯНАО

КР: формирование навыков

формулировать вопросы и отвечать

на них, развитие навыков работы в

цифровом пространстве.

6

Февраль,

2021

«Человек в мире правил»

Ситуативный практикум

Расширять понятия о нормах и

правилах поведения в обществе,

ответственности перед

окружающими.

ПР№6.Конструирование и

демонстрация ситуаций поведения

в обществе.

КР: формирование навыков

решения ситуационных проблем,

навыков публичных выступлений.

7

Март,

2021

Правила поведения

воспитанника. Правила

внутреннего распорядка

для воспитанников.

Устав детского дома.

Знать основные положения правил

внутреннего распорядка в детском

доме, познакомиться с уставом

детского дома

ПР№7. Разработка памятки о

правилах внутреннего распорядка в

детском доме. Работа на

официальном сайте детского

дома.

КР: развитие умения работать в

группе сотрудничества, умения

работать с информацией, извлекать

главное, создавать творческую

работу.

8

Апрель,

2021

Правила поведения

школьника. Правила

внутреннего распорядка

для школьников. Устав

школы. Об

ответственности

старших школьников за

преступления,

совершенные в школе.

Изучать правила поведения в

школе, познакомиться с уставом

школы. Знать основные положения

правил внутреннего распорядка в

школе.

ПР№8. Разработка памятки о

правилах внутреннего распорядка в

школе. Работа на официальном

сайте школы.

КР: развитие умения работать в

группе сотрудничества, умения

работать с информацией, извлекать

главное, создавать творческую

работу, развитие критического

мышления

9

Май,

2021

«От безответственности

до преступления один

шаг» «Правопорядок и

вредные привычки»

Знать выдержки из УК РФ,

понимать ответственность за свои

поступки, уметь отстаивать свое

мнение.

. ПР№9. Моделирование социально-

правовых ситуаций

КР: формировать гражданскую

ответственность, как фундамент

правовой культуры; развивать

коммуникативные способности.

5. Оценка результатов реализации Рабочей программы

Оценка результатов реализации Рабочей программы осуществляется в

ходе

мониторинга

результатов

реализации

учебно-воспитательной

программы «Шаги к успеху» по двум направлениям: личностные и

метапредметные результаты, которые проводятся два раза в год (октябрь,

май). Педагог самостоятельно осуществляет текущий, промежуточный и

итоговый контроль реализации программы в рамках бально-накопительной

системы.

6. Научно-методическое обеспечение

1. Баева Р.Р. Актуальные проблемы в области защиты прав детей в России //

Семейное и жилищное право. 2012. N 3. С. 4 - 7. - Доступ из СПС

«Консультант Плюс»

2. Детская правовая школа: актуальные вопросы правового воспитания

несовершеннолетних: методические рекомендации / сост.: Ю. А. Якушева, Г.

Х. Батынова. - Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры «Методический центр развития социального

обслуживания», 2013.

3. Дубровская И.А. Права ребенка: Пособие. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ,

2008. 176 с. Доступ из СПС «Консультант Плюс»

4. Зимина Н. В. Воспитание правовой культуры школьников через

организацию внеклассной деятельности по предмету // Учитель в школе. -

2010. - N 6. - С. 64-66.

5. Терентьева Е. В. Модели правового образования и воспитания в школе //

Право в школе. - 2010. - N 3. - С. 63.



В раздел образования