Автор: Васильева Ирина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 83"
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие мелкой моторики для детей 2-3 лет"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие мелкой моторики для детей 2-3 лет»
Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности
рук.
Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до
поступления ребёнка в школу. Родители и мы, воспитатели, уделяя должное
внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой
моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи:
• косвенным образом влияем на общее интеллектуальное
развитие ребёнка;
• готовим к овладению навыком письма.
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на
развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают
внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и
успокаивают.
Простые правила игры
1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики
(особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять
Этот пальчик в лес пошел
Этот пальчик гриб нашел
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал.
Ну, а этот только ел
От того и потолстел!
Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста
ребенка.
Дети в возрасте до 2-х лет:
• знакомятся с ладонью, выполняют простые движения:
похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за
спину;
• с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой
(лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик).
- Упражнение начинается с объяснения его выполнения,
показывается поза пальцев и кисти.
- Сначала все упражнения выполняются медленно. Если
ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить
требуемое движение, родитель берет руку ребенка в свою и
действует вместе с ним; можно научить ребенка самого
поддерживать одну руку другой или помогать свободной
рукой действиям работающей.
- Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует
проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют:
• энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик);
• составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик);
• игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).
Также, для развития мелкой моторики существуют и другие формы развития,
их можно применять и дома:
- пальчиковая гимнастика – шнуровка
- игры с конструктором, мозаикой
- лепка из пластилина
- пазлы
- вкладыши
- сматывание цветных ниток в клубочки
- прищепки
- молнии
- пуговицы и т.д.
Эти игры:
• развивают мелкую моторику рук;
• развивают пространственное ориентирование;
• способствуют развитию речи;
• развивают творческие способности;
• косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.