Напоминание

"Алгоритм организации работы с классом, в котором выявлены факты буллинга"


Автор: Тополницкая Анна Васильевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1" п.Ханымей
Населённый пункт: поселок Ханымей, Пуровский район, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Алгоритм организации работы с классом, в котором выявлены факты буллинга"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Выступление социального педагога

Тополницкой Анны Васильевны

на методическом объединении на тему: «Алгоритм организации работы с классом, в

котором выявлены факты буллинга»

Травля в школе – явление, с которым хотя бы раз сталкивался каждый ребенок. По

данным Центра изучения и сетевого мониторинга молодежной среды, почти 100%

российских школьников подвергаются буллингу. Самый эффективный способ борьбы с

травлей – не допустить ее с помощью профилактических мер.

Действия учителя в случае проявления насилия обучающимися

1. Не игнорировать, не преуменьшать значение

Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг

является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямыми

участниками, должны быть высокими восприимчивость к ситуациям буллинга и

способность адекватно реагировать.

2. Занять позицию

Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого

случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться

того, чтобы по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам булли также

изменили свою позицию в отношении происходящего, а также объяснить им, каковы

психологические последствия для жертвы в этой ситуации.

3. Разговор с классом

Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор лишит ситуацию

насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную

ситуацию, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые.

При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя

позитивно.

4. Проинформировать педагогический коллектив

Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под

контроль. В особо трудных случаях необходимо обратиться за помощью извне, например,

в комиссию по делам несовершеннолетних, центр психологического консультирования и

т.д.

5. Пригласить родителей для беседы

Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно как можно

раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) тревожные

сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии

реагирования.

6. Программа шефства

Система шефства старших школьников над младшими создает коммуникативное

пространство, способствующее более быстрому обнаружению случаев буллинга и

привлечению шефов к разрешению таких ситуаций.

Непосредственная работа учителя с обидчиками

Принципы работы:

1. «Разделяй и властвуй» – работа по разоблачению обидчиков должна проходить в

индивидуальной форме.

2. Не использовать лишь наказание – злоупотребление наказанием усиливает

групповую солидарность обидчиков.

3. В работе с обидчиком использовать силу конфронтации класса.

Действия:

1) переговорить отдельно с каждым членом группы обидчиков и получить от

каждого письменное изложение инцидента; сделать так, чтобы обидчик понял, что вы не

одобряете его поведение;

2) объяснить каждому члену группы, что он нарушил правила поведения, и указать

меру ответственности за содеянное; постараться сделать так, чтобы обидчик увидел точку

зрения жертвы;

3) собрать всю девиантную группу и предложить каждому ее члену рассказать

перед другими, о чем говорили с ним в индивидуальной беседе; подготовить членов

группы к встрече с остальными ребятами: «Что вы собираетесь сказать другим ребятам,

когда выйдете отсюда?»

4) поговорить с родителями детей, участников девиантной группы, показать им

письменные объяснения ребят; известить о решении, принятом школьным сообществом

по данному случаю;

5) вести дневник с записью всех инцидентов, с письменными объяснениями детей и

принятыми мерами.

Непосредственная работа учителя с пострадавшим ребенком

1) переговорить отдельно с каждым ребенком, ставшим жертвой. Сказать ему: «Я

тебе верю»; «Мне жаль, что с тобой это случилось»; «Это не твоя вина»; «Хорошо, что

ты мне об этом сказал»; «Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала

опасность».

2) подбодрить потерпевшего, не дать ему почувствовать себя неадекватным или

глупым; оказать поддержку, конкретную помощь;

3) объяснить ребенку свою роль и роль специалистов, способных оказать ему

поддержку (работник организации защиты детей, социальный работник, психолог-

консультант и т.д.);

4) предложить ребенку письменно изложить все случившееся;

5) обучить методам психологической защиты.

Работа с группой детей-помощников

Методика «Без обвинений»

Участвующие в процедуре «Без обвинений» дети, по возможности, не должны

находиться в зависимости от проводящих ее учителей. Поэтому мы рекомендуем

приглашать

для

проведения

этого

метода

специалистов

со

стороны,

например,

социальных работников, школьных психологов или даже руководство школы.

Чтобы помочь жертве, создается группа помощников. Совместно с этими

«избранными» ребятами осуществляется поиск персональных предложений – решений по

прекращению травли.

Проведение

1. Первый разговор с жертвой

Интервью с жертвой (см. ниже текст интервью)

Объяснить цель: исследовать, что произошло, кто в этом участвовал, а также

кто может оказать поддержку.

Серьезно отнестись к состоянию жертвы, ее страхам, постараться снизить

уровень страха и тревоги.

Не встречаться с группой помощников без согласия жертвы!

2. Разговор с родителями жертвы

Понять позицию родителей

Войти в доверительные отношения с родителями (получить их разрешение на

применение методики)

Рассказать о методе «Без обвинений» и его возможностях

3. Подготовка и информирование других

Информирование других учителей

Формирование группы примерно из 6 человек, в которую входят как булли, так

и нейтральные ребята – мальчики и девочки!

Планирование мероприятий

4. Встреча с группой помощников

Основное послание: «У меня есть большая проблема в связи с тем, что одному

из учеников (учениц) нашего класса приходится сейчас очень плохо. Я не могу

самостоятельно справиться с этой проблемой! Мне нужна помощь, и я обращаюсь за

этой помощью к вам!»

Объяснить, в чем проблема (моя проблема),

никого не обвинять, не

дискутировать по поводу прошлого, никого не наказывать, а вместе взять на себя

ответственность за происходящее

Определиться с тем, что может сделать каждый человек из группы.

Не

требовать никаких обещаний!

Провести повторный разговор примерно через неделю

5. Второй разговор с жертвой

Узнать,

какие

произошли

перемены,

и

какое

сейчас

самочувствие.

Еще раз проверить, какие возможности влияния на ситуацию есть у жертвы

6. Индивидуальные беседы с каждым членом группы помощников

Через неделю проводятся индивидуальные беседы со всеми членами группы:

Как у тебя прошла эта неделя?

Что тебе удалось сделать из того, что запланировал?

Как ты думаешь, как себя сейчас чувствует … (имя жертвы)?

Что ты можешь сказать о других помощниках из группы?

Какие у тебя еще есть наблюдения касательно данной ситуации?

Что можно было бы еще улучшить?

Хочешь ли ты продолжать участие в этой акции и дальше?

Если видно, что никаких позитивных изменений не произошло, через неделю снова

провести индивидуальные беседы.

Если видны успехи, повторить встречи через 6 недель для подведения итогов и

проведения заключительного праздника.

7. Подведение итогов и праздник

Вместе с группой посмотреть, что произошло за последнюю неделю

Вместе с группой отметить успехи (например, чаепитием, выдачей диплома и

пр.)

8. Поддержание контакта с семьей жертвы и учителем

Через некоторое время снова осведомиться о том, сохраняются ли достигнутые

изменения.

Предложить жертве и ее семье при необходимости обращаться за помощью.

Основные вопросы для интервью во время первой встречи с жертвой

Цель этой беседы в том, чтобы выяснить, что происходит, кто участвует в травле, а

также с кем, возможно, у жертвы еще есть хорошие отношения и каковы собственные

ресурсы жертвы по урегулированию ситуации. На основе информации, полученной в этой

беседе, впоследствии специалист (например, социальный работник), применяющий метод

No Blame Approach, вместе с классным руководителем формирует группу помощников.

Вопросы интервью:

Сколько времени уже длится эта ситуация?

Что тебе пришлось пережить? В какой форме осуществлялись притеснения?

Что конкретно происходило? Что тебя больше всего задевало / ранило?

Кто в этом участвовал?

Как эти нападки повлияли на тебя? Что ты ощущал?

Какой была твоя жизнь в это время?

Пытался ли ты что-то против этого предпринять? Что и когда?

Как обстояли дела с аппетитом, сном, сновидениями, здоровьем и т.д.?

Оцени степень своего отчаяния (чувства безнадежности ситуации, своей

беспомощности): 0 --- 5 --- 10

Какова степень твоей уверенности в себе / веры в лучшее: 0 --- 5 --- 10

Думал ли ты о том, что больше не можешь это выдерживать? Какие мысли у

тебя были о том, что ты мог бы в этой ситуации сделать?

Чего бы ты хотел (твое желание)? По каким признакам ты мог бы определить,

что тебе стало лучше?

Что должно было бы произойти, чтобы в школе, в гардеробе, в классе, на

переменах, по дороге в школу тебе стало лучше?

Как ты думаешь, что ты сам мог бы сделать, чтобы изменить свою ситуацию к

лучшему?

Есть ли еще что-то важное, о чем ты хотел бы сказать?

Практические рекомендации родителям пострадавшего ребенка

1.

Обратиться за помощью к педагогу, объяснив ребенку различие между

ябедничеством, когда ты хочешь кому-то навредить, и стремлением защитить себя.

2.

Обратиться за помощью к психологу, желательно начать посещать тренинговые

группы, в которых бы ребенок получил те социальные навыки, которые позволят ему

противостоять проявлению психологического насилия.

3.

Проанализировать особенности воспитания в семье. Именно родители должны

помочь сформировать ребенку умение прогнозировать поступки других людей, умение не

подставляться под провокации других людей, умение избежать унижения. Ведь на роль

изгоя избирают не каждого: выбирают всегда того, кто позволяет унижать себя один раз, и

второй, и третий, и где обидчики всегда уверены, что так будет продолжаться дальше.

Практические рекомендации родителям агрессивного ребенка по коррекции

агрессивных тенденций в поведении

1.

Спокойное отношение в случае незначительной агрессии

-

полное

игнорирование

реакций

ребенка/подростка

(весьма

мощный

способ

прекращения нежелательного поведения);

-

выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но...»);

-

позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»);

-

переключение

внимания,

предложение

какого-либо

задания

(«Помоги

мне,

пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»).

2. Установление обратной связи

Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной

связи. Для этого используются следующие приемы:

-

констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);

-

констатирующий вопрос («Ты злишься?»);

-

раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты

хочешь продемонстрировать силу?»);

-

обнаружение

своих

собственных

чувств

по

отношению

к

нежелательному

поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь,

когда на меня кто-то громко кричит»);

- апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

3.

Контроль над собственными негативными эмоциями

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не

подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и

демонстрирует пример взаимодействия с агрессивным человеком.

4. Обсуждение проступка

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит

заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время

обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать

наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во

время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно

обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не

только для окружающих, но прежде всего для самого маленького агрессора.

5.Сохранение положительной репутации ребенка

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение.

Самое страшное для него - публичное осуждение. Дети и подростки стараются избежать

этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

-

публично - минимизировать вину подростка («Возможно, ты не хотел его обидеть»),

но в беседе с глазу на глаз говорить начистоту;

-

не требовать абсолютного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить

ваше требование по-своему;

- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только

немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно

спровоцировать новый взрыв агрессии.

6. Демонстрация модели неагрессивного поведения

Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем

более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции

детей.

7. Снижение напряжения ситуации

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией, -

уменьшить напряжение ситуации.

Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и

агрессию, являются:

- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

- демонстрация власти («Главный здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);

- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки,

разговор «сквозь зубы»;

-

сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

-

использование физической силы;

-

втягивание в конфликт посторонних людей;

-

непреклонное настаивание на своей правоте;

-

нотации, проповеди, «чтение морали»;

-

наказание или угрозы наказания;

- обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда, ...», «Ты никогда не...»;

-

сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);

-

команды, жесткие требования, давление;

-

оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но

возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше

вреда, чем само агрессивное поведение.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и

направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие

приемы:

- нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, дающее возможность

собеседнику высказаться. Все что нужно делать - поддерживать течение речи собе-

седника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;

-

пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;

-

внушение спокойствия невербальными средствами;

-

прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

-

использование юмора;

- признание чувств ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Буллинг наносит существенный вред всем, кто в него вовлечен. Дети-жертвы не

только страдают от физической агрессии, но и получают психологическую травму,

которая влияет на самооценку ребенка, детерминирует его социальную дезадаптацию.

Снижение успеваемости, отказ посещать школу, самоповреждающее поведение −

наиболее частые последствия буллинга. Дети-агрессоры чаще других попадают в

криминальные истории, у них формируется искаженное представление о разрешении

конфликтов

и

нормах

социального

взаимодействия

в

целом.

Дети-наблюдатели,

непосредственно не участвующие в травле, также переживают негативные эмоции: страх

оказаться на месте жертвы, бессилие, негативное отношение к школе, в которой возможно

унижение одного человека другим.

Для учителей частыми последствиями буллинга являются конфликтные отношения

с обучающимися, проблемы с дисциплиной в классе, снижение статуса среди учеников,

чувство собственной несостоятельности и бессилия, риск административных взысканий,

когда ситуация выходит из-под контроля и травля приводит к физическим повреждениям,

суицидальному поведению, конфликтам с родителями.

Создание

образовательной

среды,

свободной

от

насилия,

способствующей

развитию и самореализации обучающихся, формированию у них здорового, безопасного

образа жизни, предполагает комплексную работу по преодолению и профилактике

буллинга в школе.

В рамках НИР составлен комплект методических материалов по

профилактике буллинга среди обучающихся, предложена методика для изучения риска

буллинга в школе, разработан цикл коррекционно-развивающих занятий по развитию

самопознания и ненасильственного общения для подростков, предложен комплекс

рекомендаций по профилактике и преодолению последствий буллинга для всех

участников образовательного процесса. Поставленные в ходе научно-исследовательской

работы задачи выполнены в полном объеме, что предоставило возможность обозначить

перспективу дальнейшей разработки темы НИР.

Следует отметить, что при внедрении результатов НИР необходимо учитывать

конкретную категорию обучающихся, с которой взаимодействует педагог.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования: разработка перечня

практических рекомендаций по профилактике буллинга среди учащихся для всех

субъектов образовательного процесса.

Профилактика буллинга в школе

В рамках образовательного учреждения очень важна профилактика буллинга.

Главная профилактическая мера буллинга в школе — подбор грамотных педагогов.

Учителю нужно уметь работать с детским коллективом, так как невозможно преодолеть

детское насилие без авторитетного взрослого. К основным мерам профилактики буллинга

относятся:

Обозначение, что считается буллингом для данной школы.

Установление видов буллинга, которые уже проявились.

Наблюдение, как поддерживают авторитет педагоги, ученики.

Изучение проблемы травли в школе с помощью анкет, видеозаписей.

Разговоры с учащимися – как в группе, так и индивидуально.

Определение действий сотрудников учебного заведения, способствующих созданию

хороших отношений между учениками.

Еще один хороший метод - создание Совета по предотвращению буллинга в школе. В него

включают школьников всех возрастов и учителей. У входящих в Совет есть реальная

возможность изменить ситуацию в школе. Его члены проводят огромную работу:

работают с новенькими; общаются с теми, кто уже столкнулся с насилием; готовят

собрания на тему травли.

Уже доказано, что внедрение профилактических мер снижает уровень буллинга в школе

почти на треть.

Невозможно моментально искоренить травлю в школе, но при совместных усилиях

учителей, родителей, учащихся, возрастет вероятность бесконфликтного и комфортного

существования в школе как педагогов, так и учеников.

.

Ответственность педагогов

В зависимости от роли в конфликте буллинга, ответственность классного

руководителя может быть:

1.

Дисциплинарной – за несоблюдение трудовой дисциплины по его вине. Ее

виды – замечание, выговор, увольнение по основаниям.

2.

Уголовной – наиболее тяжелая форма ответственности, применяется при

проявлении физического насилия. В случае если учитель был свидетелем травли ребенка

сверстниками и не оказал помощь, его можно привлечь к ответственности по ст. УК РФ

«Оставление в опасности».

3.

Гражданско – правовой. Подобная ответственность наступает в следующих

ситуациях:

при причинении учащемуся имущественного ущерба. В этом случае

ответственность за сотрудника несет школа, и она имеет право на основании ст. 1068

Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 №14-ФЗ взыскать расходы с

учителя;

имущественный ущерб, физические и моральные страдания ученику

нанесены одноклассниками;

ученику доставлены моральные и (или) физические страдания со стороны

классного руководителя.

В нашей стране пока нет единой программы для разрешения ситуаций буллинга.

Но в последнее время эта тема поднимается очень часто, а специалисты в области

конфликтологии, педагогики, права предлагают эффективные меры по профилактике

буллинга в образовательном учреждении.

Памятка для учителей при буллинге в школе

Для педагогов, которые могут столкнуться с травлей ученика, обязателен

определенный алгоритм действий. Можно назвать его «Памятка для учителей при

буллинге» и упомянуть ключевые пункты:

держать себя в руках и осуществлять контроль ситуации;

отнестись к случаю или рассказу о нем очень серьезно;

оказать жертве поддержку;

продемонстрировать агрессору свое отношение к ситуации;

дать возможность обидчику поставить себя на место жертвы;

дать возможность активным ребятам проявить себя не путем унижения

других;

обсудить проблему с классом;

обсудить проблему с коллективом;

привлечь родителей, если требуется.

Профилактика и предотвращение буллинга

Информирование учителей, сотрудников школы, детей и родителей о проблеме

буллинга, его механизмах и последствиях;

Единые для школы правила в отношении буллинга и скоординированные

мероприятия по профилактике и преодолению;

Обучение учителей;

Групповые занятия с детьми;

Оказание помощи жертвам буллинга;

Взаимодействие с родителями;

Обычно любая программа включает в себя как превентивные меры, так и

вмешательство/меры по разрешению существующих проблем;

Любая программа включает в себя меры и мероприятия на трех уровнях: школы,

класса и индивидуальном.

Алгоритм действий при обнаружении случая буллинга

- Прямота. Называем проблему своим именем — это травля, гнобление;

- Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека;

- Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на

месте жертвы;

- Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут

раздражать других;

- следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников;

- следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников;

- если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему

возможность показать себя в выгодном свете;

- помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки и т.д.;

- необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и

самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других;

- следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках.

- разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально.

Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве,

обратить их внимание на чувства жертвы.



В раздел образования